РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 18.02.2019г., понедельник
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< февраль 2019 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
Комментарии

18 февраля 2011 г.

«Что будет с лесным хозяйством после пожаров»: на вопросы отвечает первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор ЗУБКОВ

Версия для печати

Москва. 18 февраля 2011 г. /Бумпром.ру/.   Журнал "Российская Федерация сегодня". №4 2011

Наш журнал не раз за последние годы обращался к проблемам русского леса. Наши авторы писали о них до принятия нынешнего Лесного кодекса, критиковали его, когда он еще был на стадии законопроекта. Прошедшее лето с аномальной жарой высветило его недостатки: леса горели, как отмечали многие СМИ, в строгом соответствии с Лесным кодексом.
Редакция "РФ сегодня" обратилась к первому заместителю Председателя Правительства РФ Виктору Зубкову с рядом вопросов: в каком направлении будет развиваться лесное хозяйство страны и какие изменения должны быть внесены в Лесной кодекс?


— Недавно Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин два дня подряд занимался вопросами развития лесного комплекса. Почему такое повышенное внимание к отрасли именно сейчас?


— Действительно, в конце сентября 2010 года сначала в Сыктывкаре, а затем и в Москве в рамках Международного форума "Лес и человек" Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин провел совещания по вопросам развития лесной отрасли. Такой интерес к данной теме обусловлен рядом причин.
Во-первых, все мы хорошо помним события прошедшего лета — во многих регионах стояла аномальная жара, ставшая причиной лесных и торфяных пожаров. В результате наша экономика понесла значительные потери — на сегодня от огня пострадало более 2 млн га леса. Число лесных пожаров превысило 33 тыс.
Анализ ситуации высветил ряд проблем, имеющих место сегодня в лесной отрасли. В частности, ущерб от лесных пожаров и других неблагоприятных факторов значительно превышает общие расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов, поскольку с момента введения нового Лесного кодекса в конце 2006 года объем финансирования лесного хозяйства был ощутимо сокращен.
Стала очевидной и низкая эффективность государственного лесного контроля и надзора, а также недостаточная точность учета лесных ресурсов в стране. Это то, что касается вопросов лесного хозяйства.
Вторая причина лежит в плоскости лесопереработки. В текущем году, несмотря на общие экономические трудности в стране, отечественный лесопромышленный комплекс развивается достаточно устойчиво. Существует позитивная динамика в 2010 году по отношению к 2009 году и в лесозаготовительной (+8,8%), и в производственной (+11,8%) сферах.
Устойчивыми темпами растет экспорт отечественных лесоматериалов и продукции целлюлозно-бумажной промышленности, что позволяет говорить о реальном переходе от экспорта необработанного лесного сырья к поставкам на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью.
Серьезную поддержку лесному комплексу оказывает взвешенная таможенно-тарифная политика. Правительство Российской Федерации отменило вывозные таможенные пошлины на все виды продукции глубокой переработки, причем данное положение удалось сохранить и в рамках Таможенного союза. С 2007 года отсутствуют ввозные пошлины на технологическое оборудование, аналогов которого в России не производится.
В целях поддержки инвесторов, реализующих проекты по созданию мощностей для глубокой переработки древесины на территории России, предусмотрен ряд экономических льгот и стимулов. Благодаря им в настоящее время реализуется 92 инвестиционных проекта с общим объемом капиталовложений около 408 млрд руб.
Таким образом, можно констатировать, что Правительством Российской Федерации предпринимается комплекс мер, необходимых для переориентации отечественной промышленности на экспорт лесопродукции глубокой переработки.
В 2010 году для повышения финансовой устойчивости предприятий лесного сектора за счет средств федерального бюджета проводится субсидирование процентных ставок:
— по кредитам, получаемым на техническое перевооружение и модернизацию производств (29,9 млн руб.);
— на создание межсезонных запасов древесины (650 млн руб.);
— на обеспечение экспорта продукции с высокой степенью переработки (1075,4 млн руб.).
Необходимо отметить, что вся работа по решению стоящих перед отраслью задач осуществляется в рамках Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Он был создан в 2007 году, и его заседания проходят на регулярной основе.
Именно на площадке Совета была доработана Стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года, предложены механизмы оптимизации таможенно-тарифного регулирования и идея системного подхода при подготовке приоритетных инвестиционных проектов в лесном комплексе.
Мы актуализируем план работы Совета — внесем в Стратегию развития лесного комплекса России новые направления, в первую очередь в области охраны лесов от пожаров и незаконных рубок, интенсификации лесопользования, лесовыращивания.


— Заниматься реализацией обновленной Стратегии в части лесного хозяйства предстоит уже новому — "единому регулятору" лесохозяйственной отрасли? Что дает подчинение Рослесхоза напрямую Правительству Российской Федерации?


— Раньше вопросами государственной политики в сфере лесного хозяйства занимался целый ряд ведомств. Но у "Семи нянек дитя без глазу" — так гласит народная мудрость. Много вопросов, находящихся на "стыке" полномочий, не были урегулированы. Ряд полномочий вообще "выпал" — их никто не исполнял. Эти обстоятельства серьезно препятствовали эффективной работе лесного хозяйства.
Теперь в Рослесхозе сосредоточены все управленческие функции в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов России. Ему также переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений, а также соответствующие контрольные и надзорные полномочия. При этом, как вы правильно отметили, произошло переподчинение агентства напрямую Правительству Российской Федерации.
Мы рассчитываем, что подчинение Рослесхоза напрямую Правительству будет способствовать повышению эффективности государственного управления в области лесных отношений.
Хочу подчеркнуть, что принятые решения свидетельствуют о возросшем внимании к лесу — единственному возобновляемому стратегическому ресурсу России.


— Везде говорят о необходимости сокращения количества чиновников. В случае же с новым лесным ведомством штатная численность только центрального аппарата выросла втрое, а региональных структур — в два раза. Нет ли здесь противоречия?


— Никаких противоречий нет. Штат нынешнего Рослесхоза формируется из профессионалов и специалистов, которые и ранее работали в лесном комплексе, но в разных ведомствах — в Федеральном агентстве лесного хозяйства, в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и других. Вместе с полномочиями, которыми наделяется Рослесхоз, передается и численный состав сотрудников — специалистов в области лесных отношений, которые ранее занимались решением этих же вопросов в указанных ведомствах. Также Рослесхозу передается и соответствующий объем финансирования от этих ведомств для обеспечения этих сотрудников.
Теперь это — одна команда, призванная решать новые стратегические и текущие задачи лесного хозяйства.


— Какие именно?


— Как я уже сказал выше, необходимо разработать План развития лесного хозяйства на перспективу до 2020 года, а также комплекс мер по его реализации. При этом будем исходить из того, что современная государственная политика в области лесных отношений должна быть направлена на увеличение доходности лесной отрасли, укрепление ее экспортного потенциала, создание новых рабочих мест, обеспечение воспроизводства и охраны лесных ресурсов.
Требуется завершить формирование Единого государственного лесного реестра — его отсутствие в полном объеме серьезно мешает работе.
Назрела необходимость создать унифицированную систему управления лесами в субъектах Российской Федерации, определить критерии оценки деятельности регионов по реализации переданных им полномочий в области лесных отношений, усовершенствовать механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов власти всех уровней.


— Кстати, о субъектах. Есть мнение, что передача регионам функций по управлению лесами — одна из главных ошибок разработчиков Лесного кодекса. Однако в принятых Госдумой в первом чтении 7 октября поправках к кодексу речи о возвращении на федеральный уровень этих полномочий нет. Почему?


— Президент Российской Федерации Д. Медведев поручил провести "инвентаризацию" и, в случае необходимости, совершенствование лесного законодательства. Именно этим сейчас и занимается Рослесхоз.
Действительно, в соответствии с Лесным кодексом России в регионы были переданы полномочия по управлению лесами. На эти цели они получают субвенции из федерального бюджета. В 2010 году только на профилактику и тушение пожаров им было выделено 2,7 млрд руб.
Однако мы с вами видели, что происходило прошедшим летом из-за аномальной жары. Горели не только леса, но и населенные пункты, причем огонь в ряде случаев перекидывался на жилые дома из леса. Это может означать только одно — в системе охраны и управления лесным хозяйством на местах есть серьезные недоработки.
Сейчас необходимо провести серьезный анализ всех "огрехов", сделать работу над ошибками, но самое главное — повысить ответственность, как административную, так и уголовную, для региональных руководителей и арендаторов в случае нанесения ущерба вверенному им лесному хозяйству.
Корректировка Лесного кодекса России коснется сферы технологических процессов, повышения эффективности лесной охраны, контроля и надзора в лесах, охраны лесов от пожаров.


— А как насчет увеличения финансирования отрасли?


— Общий бюджет отрасли в 2011 году составит 33 млрд руб. (это больше запланированного ранее на 11,5 млрд), из них субвенций — 19 млрд руб.
Финансирование в сравнении с 2010 годом увеличено в 1,5 раза.
На восстановление лесов и защиту от пожаров выделяется более 3 млрд, на обеспечение пожарной безопасности — 4,5 млрд руб. Кроме этого, Правительство перечислит регионам 5 млрд руб. субсидий на приобретение специальной противопожарной техники и оборудования, 1,8 млрд руб. — на строительство селекционно-семеноводческих центров.


— Вы уже сказали о необходимости увеличения доходности отрасли и укрепления ее экспортного потенциала. Но установленный поэтапный график повышения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении необработанных лесоматериалов никак не будет этому способствовать. Не поэтому ли очередное повышение пошлин уже дважды откладывалось? Как это соотносится одно с другим?


— Мы убеждены, что наша ниша на мировом рынке — это продукция с высокой добавленной стоимостью. Сырьевой экспорт, по сути, это "вчерашний день". Именно в России должны создаваться новые рабочие места, уплачиваться налоги, получать свое развитие "лесные территории". Собственно, под эту стратегическую задачу мы выстраивали всю цепочку отношений в отрасли, вводили меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса и стимулировали крупные инвестиционные проекты, в том числе с участием иностранных инвесторов.
Фактически мы предложили зарубежным потребителям российского сырья перспективную альтернативу — строить перерабатывающие предприятия на российской территории. И для таких инвестиций нет никаких препятствий.
Однако мы стремимся проводить конструктивную политику — учитывать и мировой кризис, и обращения наших зарубежных партнеров. Поэтому мы временно "заморозили" величину вывозных пошлин на "кругляк" на уровне, имевшем место на 1 апреля 2008 года.
Эта мера будет действовать до конца текущего года, дальнейшая же ее судьба будет предметом отдельного рассмотрения Правительства Российской Федерации.

 

www.ADVIS.ru

 

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100