РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 20.11.2017г., понедельник
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< ноябрь 2017 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
ПОИСК
Рассылки
СПК ЦБП и ДО


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

3 ноября 2017 г.

Обзор СМИ от 3 ноября 2017 года

Версия для печати

ГОСУДАРСТВУ НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬ КОНТРОЛЬ НАД ЛЕСНЫМИ БОГАТСТВАМИ

 

Фидель Агумава, Парламентская газета

 

В Совете Федерации предложили дополнить Стратегию по развитию лесопромышленного комплекса (ЛПК) до 2030 года тремя направлениями: реструктуризацией лесозаготовительной промышленности, курсом на возрождение науки и восстановлением отечественного машиностроения. О том, для чего это нужно, «Парламентской газете» рассказала член Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель.

 

- Татьяна Анатольевна, вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны с 1990 года сократился в 3,5 раза. С чем это связано?

- Деградация ЛПК является следствием целого комплекса причин. Одна из главных причин, по мнению экспертного сообщества, — утрата органа управления лесопромышленным комплексом как самостоятельной структуры. Вторая причина — развал базовой отрасли ЛПК — лесозаготовительной промышленности. В годы перестройки пошла активная приватизация: крупные леспромхозы развалились на множество мелких хозяйств.

Казалось бы, пришёл частный инвестор, который должен просчитывать каждую копейку и эффективно использовать федеральные лесные ресурсы. Но, к сожалению, как показывает статистика и анализ, только единицы лесопромышленных комплексов держатся на плаву. В основе же своей крупные леспромхозы попросту прекратили существование. Одновременно произошло серьёзное сокращение финансирования со стороны государства на строительство лесных дорог, лесоустройство, лесопатологические исследования и так далее.

 

- Что, по вашему мнению, сегодня необходимо сделать для восстановления ЛПК?

- Одна из самых важных задач лесопромышленного комплекса — реструктуризация лесозаготовительной промышленности. Без проявления побудительной воли государства реструктуризация отрасли может затянуться на десятилетия: владельцев некоторых малых предприятий их положение вполне устраивает — на хлеб с маслом они зарабатывают. А вот государство такое положение устраивать не может. Леса России — федеральная собственность. И эффективное использование этой собственности — прямая обязанность государства. Необходима политика, направленная на стимулирование интеграции и модернизации лесозаготовительной промышленности. Эта политика должна проводиться на федеральном, региональном и местном уровнях.

Ещё один важный пункт — создание самостоятельного органа регулирования лесной отрасли. Сегодня вопросы, связанные с лесопромышленным комплексом, рассматриваются в нескольких ведомствах — ими занимаются и в Минприроды, и в Минэкономики, и в Минпроме. И получается как в поговорке «у семи нянек дитя без глазу». А ведь когда-то было одно отраслевое министерство, которое занималось всем - начиная от науки и заканчивая реальным сектором экономики!

Тут может быть два пути. Нужна либо очень грамотная координация работы указанных министерств и ведомств, либо должен быть один хозяин, который бы эффективно, грамотно, по-государственному использовал бы эти природные ресурсы. По мнению экспертного сообщества, примером грамотного решения этой проблемы могут служить лесные комитеты (департаменты) многих регионов страны, в которых совместно работают специалисты лесного хозяйства и лесной промышленности. Единый орган управления можно практически без затрат создать на базе Федерального агентства лесного хозяйства. Да и успех реализации новой Стратегии развития лесопромышленного комплекса, которую сейчас разрабатывают по заказу Минпромторга, напрямую зависит от наличия общего стратега. В противном случае разработка новой стратегии столкнется при реализации с теми же трудностями, о чём красноречиво говорят результаты реализации Стратегии-2020.

 

- Чем новая стратегия принципиально отличается от Стратегии-2020?

- Нынешняя стратегия на первый взгляд составлена профессионально, в ней ставятся амбициозные задачи, в основном по развитию лесоперерабатывающего производства. Но в ней, как и в Стратегии-2020, не выявлена отрасль, неудовлетворительная работа которой является главной причиной плохой работы всех других отраслей. Речь идёт о базовой отрасли ЛПК — лесозаготовительной промышленности, которая в значительной степени разрушена в процессе перехода на рыночные отношения.

Затраты на сырьё — это самая большая статья затрат в себестоимости производства всех видов лесобумажной продукции, она достигает 35 процентов. Устранение проблем этой отрасли (ЛПК — прим. ред.) позволит повысить эффективность работы всех других отраслей. Между тем разработчики стратегии не включили эту отрасль в документ и предложили оказывать государственную поддержку неудовлетворительно работающим отраслям ЛПК, включая целлюлозно-бумажную промышленность, что совершенно нереально исходя из объёмов необходимых для этого финансовых ресурсов. Нам удалось добиться включения лесозаготовительной промышленности в последнюю редакцию стратегии, однако анализ проблем этой отрасли и предложения по их устранению в ней отсутствуют.

К сожалению, в последней версии Стратегии-2030 отсутствуют и предложения по восстановлению науки ЛПК, которая разрушена, лесного машиностроения. А главное - не даются рекомендации по совершенствованию системы управления лесным комплексом. Поэтому мы опасаемся, что для ЛПК продолжатся нелёгкие времена.

 

- Вы упомянули необходимость восстановления науки. Речь о возрождении отраслевых научных институтов?

- Весь мировой опыт, в том числе опыт бывшего СССР, где много внимания уделялось научным разработкам, свидетельствует о корреляции развития науки и эффективности производства. Между тем интенсивность исследований по тематикам лесного комплекса в России находится на крайне низком уровне.

Расходы на НИОКР составляют от 0,01 до 0,1 процента отраслевого ВВП, что существенно ниже среднего зарубежного уровня — 1,4 процента, и уровня стран-лидеров (Финляндия — 2 процента, Норвегия — 3,1 процента). Причём более всего пострадала наука ЛПК, численность кадров которой сегодня составляет всего несколько десятков человек. А без возрождения науки ЛПК эффективная реализация стратегии невозможна.

 

- Чем со своей стороны могут помочь развитию ЛПК парламентарии?

- Работа экспертов Совета Федерации направлена на устранение ошибок, допущенных в Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года. Её, по нашему мнению, необходимо дополнить тремя базовыми направлениями, благодаря которым вся стратегия будет успешна: уделить достойное место лесозаготовительной промышленности как базовой отрасли ЛПК, взять курс на возрождение науки и отечественного машиностроения.

Также следует продолжить работу по дополнению нормативно-правовой базы. В последние три года в Лесной кодекс внесено много изменений и дополнений, но следует признать, что этого недостаточно. Например, предстоит детально проанализировать условия аренды лесных участков и её эффективность. В договорах аренды должны быть прописаны обязательства арендаторов не только по увеличению объёмов производства, но и по лесовосстановлению и развитию лесозаготовительных предприятий деревообрабатывающих производств, как это делают в Канаде.

 

- Татьяна Анатольевна, а есть ли надежда на то, что в случае принятия продуманной стратегии лесопромышленный комплекс восстановится в обозримом будущем?

- Лесное хозяйство способно восстановиться в кратчайшие сроки — как это произошло с отечественным сельским хозяйством в условиях санкций и политики импортозамещения. Просто государство должно грамотно подходить к координации и планированию, строить лесохозяйственные дороги, возрождать отраслевую науку, поднимать на прежний уровень отечественное машиностроение и заняться работами по лесоустройству. Я говорю не о монополизации производства, а о возможности успешного государственно-частного партнёрства. Потому что лес — это государственные ресурсы. И государство должно ставить задачи, чтобы иметь доход от того, что оно эти лесные ресурсы сегодня передаёт бизнесу.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100