РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 21.01.2018г., воскресенье
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< январь 2018 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ПОИСК
Рассылки
СПК ЦБП и ДО


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

18 декабря 2017 г.

Обзор СМИ от 18 декабря 2017 года

Версия для печати

ЛЕС НА ЭКСПОРТ - БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ: ИЗ-ЗА ФИРМ-ОДНОДНЕВОК В ЛПК БЮДЖЕТ ОБЛАСТИ ТЕРЯЕТ ЕЖЕГОДНО ОКОЛО 3 МЛРД РУБЛЕЙ

 

Рита ИЛЬИНА, газета «Бизнес-класс Архангельск»

 

Лесная отрасль - одна из ключевых в формировании валового регионального продукта Архангельской области. К ЛПК относятся восемь крупнейших налогоплательщиков региона, у которых суммарная выручка от реализации товаров за 2016 год составила более 60 млрд рублей. В то же время лесной бизнес приносит бюджету меньше налогов, чем, например, сфера торговли.

 

Среди основных причин - возмещение НДС из бюджета по экспортным операциям, применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество, а также применение незаконных схем минимизации налогов за счет включения фирм-однодневок в цепочки взаимоотношений между лесозаготовителями и переработчиками (экспортерами) продукции. О том, какие шаги в связи с этим предпринимают налоговые органы, корреспонденту «БК» рассказала начальник Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и НАО, советник государственной гражданской службы России I класса Татьяна МАРДАНОВА.

 

- Татьяна Викторовна, с какими проблемами сталкиваются сотрудники инспекции при администрировании предприятий лесной отрасли?

- Наш регион располагает значительными лесосырьевыми ресурсами. Размер действующей расчетной лесосеки на 1 января 2017 года составляет 24,5 млн кубометров. В таких условиях бизнес в ЛПК активно развивается.

Архангельская область — один из ведущих лесопромышленных центров России - поставляет на рынки хвойные пиломатериалы, березовую фанеру, сульфатную беленую целлюлозу, картонно-бумажную продукцию различных видов, продукты лесохимии, древесные гранулы. Хозяйственную деятельность в лесной отрасли осуществляют восемь крупнейших налогоплательщиков региона, состоящих на учете в нашей инспекции.

К сожалению, как показывает практика проведения проверок, налогоплательщики используют различные схемы ухода от уплаты налогов. Наиболее распространенные из них - приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам, у «формальных» поставщиков, т.е. фактически не осуществляющих обязательств по сделке, а также реализация товара на экспорт по заниженной цене.

При проведении налогового контроля мы сотрудничаем с правоохранительными органами, в том числе с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Архангельской области, Федеральной таможенной службой, правительством области, Северо-Западным главным управлением Центробанка РФ и с другими ведомствами — если возникает такая необходимость.

Налоговые органы получают информацию о лесорубочных билетах, объемах древесины, отпускаемой лесопользователям по результатам лесных аукционов и конкурсов, освидетельствовании лесосек и о фактической вырубке леса. 

Древесина заготавливается не только для нужд Архангельской области, но и является основным экспортным товаром. Почти 80 стран по всему миру импортируют северный лес на постоянной основе. Свыше 70% производимых пиломатериалов отгружается за пределы страны морским транспортом через порты Архангельска и Онеги, а также по железной дороге. Основные покупатели – европейские государства, страны ближнего зарубежья, Центральной и Юго-Восточной Азии.

 

- Каковы общие показатели контрольной работы инспекции?

- Контроль обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях требует особого внимания. Операции по экспорту древесины и лесоматериалов проводят шесть крупнейших налогоплательщиков нашей области. За 2016 год они предъявили к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость на сумму более 2,5 млрд рублей, из них по результатам камеральных налоговых проверок отказано в возмещении 150,7 млн рублей. За 9 месяцев 2017 года эти цифры составили 2,1 млрд рублей и 104 млн рублей соответственно.

При проведении мероприятий налогового контроля инспекцией определяются участники схем формирования и использования мнимых источников налоговых вычетов в лесной отрасли – лесозаготовителей и оптовых перекупщиков, организаций-экспортеров и организаций-переработчиков, а также всех звеньев цепочки поставки леса. Информация о выявленных схемах незаконных вычетов по потенциальным выгодоприобретателям передается в другие территориальные налоговые органы.

 

- Наличие цепочек поставки продукции во взаимоотношениях лесозаготовителей и переработчиков - одна из актуальных тем налогового администрирования?

- Да, конечно. ФНС России внедрена, в частности, новая система контроля АСК НДС-2: благодаря ей все сделки стали прозрачными и налоговые органы могут выявлять всю цепочку незаконных схем.

Сегодня на рынке действуют поставщики-посредники, не несущие самостоятельно финансовых и иных рисков, имеющие минимальную налоговую нагрузку, в ряде случаев заведомо накапливающие кредиторскую задолженность для преднамеренного банкротства с дальнейшим созданием на их месте новых коммерческих структур, обеспечивающие документально сформированный налоговый вычет НДС, формально независимые от покупателей и поставщиков-производителей.

Основная задача этих посредников заключается в транзитном перечислении денежных средств с учетом НДС от экспортеров либо потребителей лесопродукции в адрес организаций-заготовителей, а также индивидуальных предпринимателей — в качестве оплаты за заготовку и первичную переработку, но уже без учета НДС. Избежать уплаты НДС и получить необоснованную налоговую выгоду некоторые налогоплательщики пытаются, манипулируя денежными средствами в виде предоставления кредитов, ссуд, займов, особенно в случае, когда они выдаются взаимозависимым лицам или внутри группы компаний.

НДС является косвенным налогом, то есть включается в стоимость реализуемой продукции и перекладывается на покупателя. Посредники не в состоянии в полном объеме заплатить этот налог, так как стоимость продукции при транзитном перечислении денежных средств практически не изменяется, что свидетельствует об убыточности данной деятельности с точки зрения последующего налогообложения.

Учитывая, что в настоящее время доля лесозаготовителей, применяющих общую систему налогообложения, т. е. уплачивающих НДС в бюджетную систему РФ, минимальна, это позволяет участникам рынка пользоваться услугами посредников при закупке лесопродукции. В результате экспортеры либо потребители лесопродукции получают необоснованную «скидку» в размере до 18% от стоимости приобретенной продукции (ставка НДС), которая компенсируется за счет средств федерального бюджета в виде возмещения сумм налога либо необоснованного увеличения налогового вычета, приводящего к неполной уплате НДС в бюджет.

Сложившаяся ситуация не позволяет экспортерам, не желающим становиться косвенными участниками подобных схем, напрямую приобретать продукцию у заготовителей, так как посредники за счет неполной уплаты налога в бюджет имеют необоснованное конкурентное преимущество и предлагают производителям более выгодные цены. Часть неуплаченного НДС поступает лесозаготовителям в виде оплаты за продукцию, а оставшаяся часть остается бенефициарам — посредникам.

 

- Что предпринимается для решения этой проблемы?

- Необходимо сделать оборот лесопродукции прозрачным, что позволит минимизировать риск бюджетных потерь.

Наиболее предпочтительными вариантами являются: продукция, которая реализуется на рынке без учета НДС, а приобретена по прямым договорам с заготовителями, применяющими УСН, без учета НДС или с посредниками без учета НДС, по агентским договорам с посредниками без учета НДС; продукция, которая реализуется на рынке с учетом НДС, приобретенная по прямым договорам с лесозаготовителями, применяющими ОСНО, по прямым договорам купли-продажи с учетом НДС между самими экспортерами (переработчиками).

Сейчас налоговые органы могут выступить гарантом реализации проекта по очищению лесного рынка от незаконных схем возмещения НДС. В Архангельской области для этого создан координационный совет. Речь идет об обеспечении прозрачности оборота лесопродукции и минимизации риска бюджетных потерь за счет исключения из цепочек поставки продукции поставщиков-посредников.

Основной целью проекта является побуждение налогоплательщиков отрасли к созданию «Сообщества Лесников» для перехода на прямые взаимоотношения заготовителей и переработчиков (экспортеров) продукции. 

Эти меры являются продолжением проводимой с 2015 года работы по моделированию поведения налогоплательщиков в наиболее высокорисковых отраслях экономики. Действующая сейчас система управления поведением налогоплательщиков уже показала свою эффективность. Суть подхода в том, чтобы перейти от практики проверок отдельных лиц к работе с отраслями. Результатом стал рост налоговых платежей и отказ предпринимателей от непрозрачных бизнес-процессов.

В Архангельской области мы призываем всех лесопромышленников и лесоэкспортеров, тружеников предприятий ЛПК, всех, кто осуждает любую незаконную деятельность, основываясь на своих гражданских и социальных позициях, а также на экономических расчетах, присоединиться к «Сообществу Лесников» и переходить на прямые взаимоотношения лесозаготовителей и переработчиков (экспортеров) продукции, исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников.

 

В ПЕРМСКОМ КРАЕ АКТИВИЗИРУЮТ РАБОТУ ЛЕСНОЙ БИРЖИ

 

Сергей Третьяков, «Комсомольская правда в Перми»

 

Главный лесничий страны Иван Валентик и представители 17 регионов России приехали в Пермь, чтобы обсудить работу биржевой торговой площадки.

 

В понедельник, 27 ноября, в Перми состоялось совещание, в котором приняли участие главный лесничий страны – руководитель Рослесхоза Иван Валентик, губернатор Пермского края Максим Решетников, председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края Александр Бойченко, представители ФАС, ФНС, Банка России и 17 регионов страны. Темой встречи стало развитие биржевой торговли лесом и лесоматериалами.

 

Толчок для бизнеса

Пермский край - второй в России, где открылась площадка для торговли лесом. Пермская биржа начала работать в марте этого года. С августа в процесс включились и предприятия государственного сектора. Пермские лесхозы провели на бирже семь сделок и продали пять тысяч кубометров древесины, полученной в ходе санитарных рубок.

- Сегодня большой объем леса находится в аренде у бизнеса, который взял лучшие и доступные участки. Лесхозы на неарендованных территориях могут заготавливать лес только через санитарные рубки и продавать до 15 млн кубометров в год. Одна из инициатив президента РФ Владимира Путина связана с тем, чтобы разрешить лесхозам продавать деловой лес, - отметил Иван Валентик.

К концу года пермская биржа планирует выйти на показатель свыше одного миллиона кубометров леса, а в ближайшие 2 - 3 года на ней будет реализовываться не менее 10 процентов лесопродукции.

- Пермский край богат лесными ресурсами, почти 70 процентов территории региона покрыты лесом, - подчеркнул во время совещания Максим Решетников. - Биржа позволит организовать более эффективное взаимодействие лесозаготовителей. Кроме того, биржа даст возможность предпринимателям быть уверенными в сбыте, повысит предложение и спрос, что даст толчок для дальнейшего развития бизнеса.

 

Площадка со справедливыми ценами

Сделки на бирже дают возможность государству формировать критерии цен. Антимонопольной службе они нужны для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены, а для налоговой службы являются ориентиром для применения налогового законодательства.

- Нам как надзорному органу предоставлена возможность проверять все сделки, которые совершаются на бирже, - отметил начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

Новую систему продолжают «обкатывать». В Прикамье представлены все виды лесной промышленности. Ежегодно предприятиями лесопромышленного комплекса отгружается продукция на 40 млрд рублей.

- Задача правительства и депутатского корпуса Пермского края - содействовать развитию биржевых торгов, - пояснил председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Александр Бойченко. - Крупный и средний бизнес может о себе позаботиться - пермские лесоперерабатывающие комбинаты хорошо работают на экспорт. Важно вовлечь в биржевые торги малые и средние предприятия, создать им условия для выхода на внутренний и внешний рынки сбыта.

Первые шаги уже предприняты. Зайти на биржу теперь стало проще, так как тарифы на аккредитацию снизили в 20 раз - со 100 тысяч до 5 тысяч рублей.

 

Лес надо рубить, но профессионально

После совещания Иван Валентик посетил площадку компании «Уралбумага» группы предприятий ПЦБК. Гостю показали новое оборудование и рассказали про инвестпроект «Сила картона». В этом году по распоряжению губернатора края проект вошел в число приоритетных. Его реализация позволит производить дополнительно более 60 тысяч тонн продукции и перерабатывать порядка 200 тысяч тонн макулатуры в год. Таким образом достигается экономия более чем одного миллиона кубометров древесины, уменьшается нагрузка на полигоны.

- Становится уже хорошей традицией по приезде в Пермский край заниматься полезными для отрасли вопросами, посещать новые производства, - отметил Иван Валентик. - Безусловно, такие предприятия, как ПЦБК, находятся в русле государственной политики, направленной на глубокую переработку древесины. Кроме того, технологии, которые используются на пермском предприятии, превосходят те, что используются у конкурентов в Европе.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100