РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 03.07.2020г., пятница
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

13 декабря 2018 г.

Обзор СМИ от 13 декабря 2018 года

Версия для печати

СОЗДАНИЕ И ГОСПОДДЕРЖКА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

 

Наталья Пинягина, директор по взаимодействию с государственными органами власти ОАО «Архангельский ЦБК», «Лесной Регион» №19 (237)

 

Три года назад в Архангельской области был создан первый в лесном комплексе России лесопромышленный инновационный территориальный кластер «ПоморИнноваЛес». С тех пор был создан всего лишь один лесопромышленный кластер в Республике Коми.

По истечении трёхлетнего срока можно подвести некоторые итоги деятельности кластера, а также сделать ряд выводов о перспективах развития кластерной формы интеграции предприятий и организаций лесного комплекса по технологическому принципу.

 

Основные итоги трёхлетней работы

В период с 2015 года был сделан ряд важных шагов, которые уже в следующем году должны обеспечить существенный прогресс в развитии лесопромышленного кластера, включая государственную поддержку реализации совместных инвестиционных проектов.

Во-первых, Минпромторг РФ, рассмотрев заявку кластера «ПоморИнноваЛес» и прилагаемую к ней Программу его развития, определил, что документы полностью соответствуют требованиям нормативно-правовой базы в сфере кластерной политики. В результате Программа была министерством утверждена, а кластер «ПоморИнноваЛес» включён в федеральный реестр в целях оказания ему государственной поддержки.

Во-вторых, была создана управляющая компания кластера – Ассоциация лесопромышленного инновационного территориального кластера «ПоморИнноваЛес», учредителями которой выступили более половины его участников. Одной из основных задач деятельности Ассоциации стало содействие разработке совместных кластерных проектов и поиск источников их софинансирования.

Для решения этой задачи в рамках Ассоциации создано несколько рабочих групп по направлениям деятельности: по инновационной модернизации лесопромышленных предприятий — участников кластера, по улучшению их лесообеспечения, по совершенствованию подготовки кадров, по развитию транспортной инфраструктуры и т. д.

В-третьих, в рамках реализации Программы развития кластера было разработано и реализуется несколько совместных кластерных проектов, в том числе:

- создание производства специализированного оборудования и оснастки для целлюлозно-бумажной промышленности»;

- создание инновационного лесного селекционно-семеноводческого центра с применением биоудобрений для производства лесных семян мелкохвойных пород, а также посадочного материала с закрытой корневой системой;

- создание производства экологически чистого комплексного удобрения пролонгированного действия – гранулированной древесной золы;

- создание и внедрение современных систем мониторинга и контроля за состоянием лесного фонда участников кластера;

и ряд других.

В-четвёртых, Программа развития кластера «ПоморИнноваЛес» в октябре текущего года была дополнена, актуализирована и рассмотрена 1 ноября на совещании по кластерной политике у губернатора Архангельской области И. А. Орлова. Участники совещания в лице руководителей министерств и ведомств одобрили Программу и рекомендовали рассмотреть её на заседании правительства Архангельской области с целью утверждения.

В свою очередь, 20 ноября правительство области на своём заседании утвердило Программу развития кластера в редакции 2018 года, что предполагает выделение из федерального бюджета финансовых средств на сумму 14 млн. рублей через региональный Центр кластерного развития. Эти средства предназначены на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности, разработки инфраструктурных проектов, маркетинговых исследований, создание информационных систем, продвижение продукции на товарные рынки, организацию образовательных программ и т. д.

 

Приоритетные направления развития

В качестве приоритетных направлений развития кластера прежде всего определили:

- развитие промышленного потенциала участников кластера, выпуск дополнительных объёмов продукции — целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, пиломатериалов, изделий для деревянного домостроения и т. д.;

- развитие и модернизация транспортной, технологической, социальной и образовательной инфраструктуры кластера;

- расширение линейки конечной продукции из древесины, производимой участниками кластера;

- организационное развитие кластера, в том числе создание инжинирингового центра.

Направления развития кластера «ПоморИнноваЛес» нацелено на улучшение условий для реализации промышленно-производственных проектов не только крупных компаний, но и предприятий малого и среднего бизнеса.

Каждый совместный кластерный проект является элементом общей системы, направленной на более рациональное использование имеющейся ресурсной базы, получение как синергетического, так и экономического эффекта.

Поскольку кластер «ПоморИнноваЛес» является в первую очередь промышленным кластером, главным перспективным направлением его развития является наращивание производственного потенциала, включая увеличение объёмов производства и экспорта продукции, рост высокопроизводительных рабочих мест, внедрение наилучших доступных технологий.

Для одних проектов требуются технико-экономические изыскания, для других — научно-­исследовательские работы, а для малоэтажного домостроения и целлюлозно-бумажного машиностроения необходимы маркетинговые исследования и мероприятия, направленные на формирование рыночного спроса.

Кроме того, кластер «ПоморИнноваЛес» является территориальным, так как предприятия кластера локализованы в рамках единой территории Архангельской области, в этой связи имеются хорошие условия для разработки совместных инфраструктурных проектов.

К ним относятся проекты по развитию транспортной инфраструктуры, совершенствованию системы воспроизводства лесов, включая экономические модели государственно-частного партнёрства. Здесь особое место занимают цифровые технологии в проектах по созданию системы мониторинга и учёта лесов, а также созданию информационно-аналитических систем для улучшения коммуникаций предприятий и организаций внутри кластера.

В сфере подготовки кадров помимо традиционного сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений и участников кластера по вопросам профориентации и целевого обучения планируется целая серия практико-ориентированных семинаров и коротких учебных программ. А в целях развития отраслевой науки кластер выступил с инициативой учесть лесную тематику при формировании перечня приоритетных направлений науки и техники и заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

Совершенствование нормативно-правовой базы

Как было указано выше, в лесном комплексе России создание промышленных кластеров практически остановлено. Это объясняется несовершенством нормативно-правовой базы, трудностями её применения для создания кластеров в отраслях, основанных на заготовке, добыче и дальнейшей переработке природных ресурсов.

Так, лесозаготовительная отрасль и работа лесных промышленных предприятий (леспромхозов) является неотъемлемой частью лесного комплекса России. В этой связи цикл технологических переделов в лесопромышленном кластере начинается именно с заготовки и вывозки леса, а заканчивается переработкой древесных отходов и производством такой конечной продукции, как биотопливо, органические удобрения и т. д. Однако лесозаготовительная деятельность по кодам классификации производства не относится к промышленной деятельности.

В этой связи на совместные кластерные проекты с участием лесозаготовительных предприятий не распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

На наш взгляд, это в корне неверная позиция и очевидный просчёт в нормативно-­правовой базе, регулирующей создание промышленных кластеров и их поддержки в лесном комплексе страны. Кроме того, в планах импортозамещения Минпромторга РФ машины, механизмы и оборудование, используемые в лесном комплексе России, практически полностью отсутствуют.

Данная ситуация не позволяет реализовывать меры государственной поддержки совместных кластерных проектов по производству машин, механизмов и оборудования для лесопромышленных предприятий, так как они, согласно Постановлению Правительства РФ № 41, касаются только производства импортозамещающей продукции.

Все эти ограничения не мотивируют лесопромышленные предприятия участвовать в создании территориальных промышленных кластеров, по этой причине заявленное в утверждённой Правительством РФ Стратегии развития лесного комплекса создание сети крупных лесопромышленных кластеров нуждается в специальном нормативно-правовом обеспечении.

Однако, учитывая курс российского государства на резкое увеличение к 2024 году объёмов экспорта продукции, которое оценивается в 250 млрд. долларов США, Постановление Правительства РФ № 41 в ближайшее время будет дополнено положением, предполагающем приоритетную поддержку совместных кластерных проектов по производству продукции, предназначенной для поставок на экспорт. Для экспортно ориентированных предприятий лесного комплекса – это очевидно положительный факт.

Департамент по лёгкой промышленности и ЛПК Минпромторга РФ, учитывая сложившуюся ситуацию, намерен разработать и представить в Правительство России проект Постановления, устанавливающий правила по созданию и государственной поддержке именно лесопромышленных кластеров с учётом их отраслевых особенностей, иначе исполнение указанных мероприятий Стратегии находится под угрозой.

Реализация этих намерений позволит дать мощный импульссозданию территориальных промышленных кластеров в лесном комплексе, что, безусловно, позволит значительно улучшить экономическую ситуацию в Архангельской области и иных многолесных регионах страны.

 

ИСПРАВИЛИ ЛЕСНОЙ КОДЕКС

 

«Лесной Регион» № 19 (237)

 

Чтобы исправить очередную глупость, заложенную в Лесной кодекс, потребовалось всего 12 лет. И вот финал. 15 ноября официально опубликован приказ Минприроды России, устанавливающий требования к порядку подачи и содержанию документов для открытого конкурса на право аренды лесного участка для заготовки древесины для нужд лесоперерабатывающих предприятий.

 

Ссылка:

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа»

Возможность проведения таких конкурсов была отменена Лесным кодексом РФ 2006 года и вновь возвращена федеральным законом от 29 декабря 2017 № 471-ФЗ (для этого в Лесной кодекс была включена специальная новая статья 80.1). Пока эта возможность существует только теоретически, поскольку не утверждены все необходимые для её реализации нормативные правовые акты. В частности, пока отсутствуют порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта РФ соответствующих лесных участков, которые должны утверждаться Правительством РФ.

Кроме того, в вышеуказанном приказе Минприроды России тоже есть один очень серьёзный «подводный камень». Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 2 порядка и способов подачи заявления, в нём должны быть указаны сведения, в числе прочего, о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка (очевидно, того самого, который должен быть выставлен на конкурс). Это означает, что до подачи заявления о конкурсе участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт — иначе кадастровому номеру и соответствующим данным о местоположении и площади просто неоткуда будет взяться.

Таким образом, претендент должен будет или ждать, когда уполномоченный орган исполнительной власти поставит нужный ему участок на государственный кадастровый учёт —или обеспечивать такой учёт за свой счёт, в надежде на то, что в результате конкурса участок достанется именно ему. Не то чтобы это совсем новый подход — такое во многих регионах практикуется и при аукционной системе распределения лесных участков; но честной и справедливой назвать такую систему трудно.

Интересен и исторический аспект предоставления лесных участков перерабатывающим предприятиям на основании лесных конкурсов. Конкурсы существовали в период с 1993 по 2006 гг., затем были отменены — как бы в целях установления более простых и понятных процедур распределения лесов между пользователями (через аукционы или приоритетные инвестпроекты). За прошедшее с тех пор время большие площади лесов были распределены между случайными для леса, но богатыми претендентами, или между разнообразными «лесными фантазёрами»; многие старые лесные предприятия остались без лесных ресурсов, и далеко не все дожили до нынешнего времени. Возвращение лесных конкурсов фактически позволит поделить лишь остатки тех лесов, которые когда-­то были нужны для обеспечения лесными ресурсами старых лесных предприятий.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100