РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 10.08.2020г., понедельник
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< август 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

3 июня 2019 г.

Обзор СМИ от 3 июня 2019 года

Версия для печати

АМУРСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-КАРТОННЫЙ КОМБИНАТ, ИЛИ ПРАВДА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

 

ИА AmurMedia

 

Территория Амурского целлюлозно-картонного комбината включена в реестр объектов накопленного экологического ущерба и в федеральную программу "Чистая страна". Объект, первая попытка рекультивации которого была совершена еще в 2013 году, до сих пор не завершен. В то же время актуальность ликвидации объекта привлекает к нему повышенное внимание и создает почву для многочисленных спекуляций. Разбираемся на основании "голых" фактов: есть ли основания для паники, кто виноват и что делать?

 

Амурский целлюлозно-картонный комбинат (АмЦКК) был введён в эксплуатацию в 1967 году. Основными видами производства были сульфитная и сульфатная целлюлоза, картон для плоских слоев горфокартона, кормовые дрожжи, талловое масло, товары народного потребления. В конце 80-х годов ЦКК производил ежегодно 105 тысяч тонн вискозной целлюлозы, 600 млн кв. метра картона, 12,5 тысяч тонн дрожжей и прочее.

В 1994 году производство было остановлено, а в 1997-м ОАО "Амурскбумпром" признали банкротом. Под действием времени и в результате действий мародеров к 2004 году комбинат окончательно превратился в опасные руины, в которых к тому же оставались значительные объемы пролитой ртути.

 

Финансировали, финансировали, но недофинансировали

Для ликвидации источника экологического ущерба была подготовлена проектная документация, которая прошла экологическую экспертизу.

Вопроса качества этой документации мы еще коснемся в дальнейшем, пока – в качестве небольшого спойлера – скажем, что сам факт прохождения проектной документации экологической экспертизы является чудом, которого случиться не должно было.

Стоимость работ была оценена в 120 млн рублей, в 2013 году для их выполнения была выбрана хабаровская компания ООО СК "Звезда". Согласно проектной документации, была определена последовательность работ, состоящая из трех последовательных этапов: демонтажные работы по секциям, демеркуризация строительных отходов и строительство саркофага.

Для демеркуризации в качестве субподрядчика был привлечен "сосед" Амурского ЦКК – "Региональный экологический центр демеркуризации" (ООО "РЭЦеДем"). Компания официально существует с 1996 года, с 2010 года (как раз с того момента, когда начались первые попытки разработки проектной документации) согласно данным из системы "Контур фокус" 32% этой компании принадлежит Администрации Амурского муниципального района. При этом, как отмечают эксперты, в проекте установка УДМ-3000, с которым работает ООО "РЭЦеДем" не предназначено для обезвреживания грунта и строительных отходов (в соответствии с паспортом на установку), а только – для отработанных люминесцентных ламп, боя ртутных термометров и прочих "стандартных" ртутьсодержащих отходов.

В 2015 году работы прекратили, а контракт с подрядчиком был расторгнут в досудебном порядке, так как выделенный на работы бюджет был израсходован. Согласно представленной документации, "Звезда" выполнила работ на сумму в 77,6 млн рублей, 13,5 из которых подрядчик взыскивал через суд.

 

В "Чистую страну" с "грязным" проектом

В 2017 году помощь территории пришла из бюджета федеральной подпрограммы "Чистая страна". Закупка "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего ОАО "Амурскбумпром" и рекультивация территории в промышленной зоне г. Амурска" была вновь размещена, заказчиком услуги вместо администрации Амурского муниципального района стало министерство природных ресурсов Хабаровского края.

А вот проектная и конкурсная документация осталась той же – ее состав и содержание категорически не соответствовали постановлению №87 Правительства РФ о составе разделов проектной документации. Так, если по данному постановлению в проектной документации (в зависимости от сложности объекта) может быть от 2 до 12 разделов, то демонтаж хлорного цеха ОАО "Амурскбумпром" был укомплектован в меньшей степени, чем проекты рекультивации многих свалок ТКО.

Проект содержал два раздела: пояснительную записку и ПМООС (качество последнего также, по оценкам экспертов, оставляло желать лучшего). В то же время обязательные при демонтаже и строительных работах разделы отсутствовали – как, впрочем, и не менее необходимые решения об энергоносителях и водоснабжении. Отдельного внимания стоит отсутствие самостоятельного раздела проекта, описывающего технологию проведения работ по термической и химической демеркуризации и являющегося ключевым для объекта.

Итак, проект, ввиду своей некомплектности прошедший экологическую экспертизу в нарушение действующих нормативных документов неизвестным науке загадочным способом получил второй шанс на реализацию. Победителем вновь объявленного конкурса стало ООО "Размах ГП", входящее в состав Федеральной группы инжиниринговых компаний "Размах". На рынке компания с 1997 года и, согласно портфолио, специализируется, в первую очередь, на демонтаже промышленных предприятий.

Центральный офис компании находится в Санкт-Петербурге, однако работает "Размах" по всей территории России. Так, в 2017 году – также в рамках "Чистой страны" — компания успешно реализовала несколько этапов проекта реабилитации территории завода "Еврогласс" в Смоленской области.

Опытный подрядчик, занимающий 28-позицию в рейтинге ведущих демонтажных компаний мира, ежегодно составляемом британским изданием Demolition and Recycling International, "Размах" неоднократно выполнял аналогичные работы. Тем не менее, общественные деятели Амурска активно обвиняют компанию в прессе в многочисленных нарушениях и в ухудшении ситуации на объекте.

 

Так где же правда?

Начнем с того, что анализировать деятельность ООО "Размах ГП" в рамках данного контракта мы можем исключительно в правовом поле, а именно: в границах контракта и проектной документации, за которую ни один работающий по государственному контракту (ФЗ №44) подрядчик выходить права не имеет. По контракту специалисты компании должны были выполнить разбор конструкций в последовательности, обратной возведению (то есть в последнюю очередь разобрать полы хлорного цеха), произвести 2 вида демеркуризации – (химическую и термическую) и захоронить демонтированные конструкции в специально построенном саркофаге. Демеркуризация грунта, в свою очередь, контрактом не была предусмотрена по причине некорректного разделения контрактом работ на этапы.

Согласно официальным документам площадку Заказчик передал подрядчику только в сентябре, лишив его тем самым возможности выйти на объект с начала контракта. Тем не менее, не желая терять время и понимая, что работы по демеркуризации должны быть произведены исключительно в условиях положительной температуры ООО "Размах ГП" — что также видно из документов — начало подготовительные работы в августе, благодаря чему этап химической демеркуризации был завершен в срок и до прихода отрицательных температур.

В итоге химическая демеркуризация была выполнена специалистами компании в полном объеме вручную – с применением распыления соответствующих демеркуризационных растворов, применяемых для ликвидации ртутных загрязнений на основании действующих нормативов, в том числе – при авариях органами МЧС. Качество произведенных работ подтвердила и независимая экспертная организация НПП "ОРБИТА", приглашенная Заказчиком. На основании экспертизы и условий контракта объем работ по химической демеркуризации был принят и оплачен. Аналогично оплачены были и исключительно подтвержденные объемы работ по демонтажу. В связи с тем, что этап химической демеркуризации был выполнен полностью, при демонтаже объем загрязнения не увеличивался и ртутная пыль, которой так боятся общественники, по территории не разносилась.

 

Настоящий "злодей" этой истории

А вот дальше работы застопорились. И причиной здесь не коррупционные схемы и теории заговора, на которых так удобно сегодня нарабатывать политический капитал. На сцену снова вышла злополучная проектная документация. Условия, заложенные на ее основе в контракт, которые (как мы говорили ранее) менять после проведения закупки уже никто не может — оказались неисполнимыми. Причем неисполнимыми не столько для подрядчика, который готов был с учетом своего опыта сделать все возможное для санации территории, сколько для Заказчика, который должен был получить разрешение на строительные работы, но не мог сделать этого без положительного решения государственной градостроительной экспертизы, которую Министерство на основании неполных документов получить не могло.

В связи со всеми недостатками проектной документации, а также конкурсной документации как таковой на совещании, проведенном в проектном институте Минприроды – ФГБУ "ВНИИ "Экологии", было принято решение работы на объекте остановить и вернуться к ним только тогда, когда "инструкция к применению" — то есть злополучная проектная документация – будет отвечать сложности проекта.

До этого совещания именно "Размах" был тем участником проекта, который с самого начала в голос кричал о том, что проектная документация не полна, что заложенные в ней технические решения должны быть изменены на более современные, а демонтаж исключительно хлорного цеха – не решение проблемы. "Экологические изыскания на территории комбината в целом никто не производил – мы не знаем насколько загрязнена территория. Только комплексный подход к исследованию территории и современные технические решения могут позволить разрешить проблему и даже вернуть загрязненную территорию к жизни, избежав захоронения отходов под саркофагом" – комментирует директор инжинирингового центра ФГИК "Размах" Алексей Фунтов.

Доклад компании услышали и в новой администрации Хабаровского края, и в ФГБУ "ВНИИ Экологии". Работа над окончательным решением проблемы уже ведется и, мы надеемся, скоро позволит закрыть главу в истории Амурского района, которая тянется с 90-х годов прошлого века.

 

ИСКЛЮЧИТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ

 

«Лесной Регион»

 

Группа компаний «Титан» поддерживает инициативы по совершенствованию областного законодательства в сфере лесных отношений.

 

Как уже сообщала наша газета, в Виноградовском районе Архангельской области состоялось выездное совещание депутатов регионального парламента, посвящённое внесениям изменений в областной закон «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений».

На заседании под председательством руководителя правительства Архангельской области Алексея Алсуфьева поднимались вопросы использования лесного фонда региона, обеспечения дровами населения и взаимодействия крупных предприятий ЛПК с муниципалитетами и малым бизнесом.

Одним из главных вопросов в повестке совещания стал законопроект, инициированный заместителем председателя областного Собрания депутатов Александром Дятловым и прокуратурой региона, направленный на изъятие из областного закона статьи 18, в которой предусматриваются исключительные случаи заготовки леса на территории Архангельской области.

В качестве главных аргументов разработчики законопроекта указали множественность нарушений при использовании лесфонда под предлогом исключительных случаев и его нецелевое использование.

По информации регионального министерства природных ресурсов и ЛПК, суммарный объём расчётной лесосеки зоны краткосрочного пользования в области, предоставляемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, потребностей малого и среднего предпринимательства, населения, составляет 2,8 млн. кбм.

Из них около 900 тыс. кбм предоставляется по заявкам муниципалитетов в соответствии со статьёй 18 областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» в так называемых исключительных случаях.

Главным образом речь идёт об обеспечении дровами теплоснабжающих организаций и населения. На деле же, по словам представителя регионального минлеспрома, часть указанных ресурсов не доходит до конечного потребителя.

Часть лесозаготовителей утверждают, что им не выгодно поставлять дрова по действующим тарифам, при этом документы, подтверждающие дополнительные расходы, ими не предоставляются.

В итоге главная цель, для достижения которой была введена в областной закон статья 18 (обеспечение стабильных поставок дров населению и теплоснабжающим организациям соответствующего качества по экономически обоснованной цене), не достигается.

В соответствии с решением состоявшегося в Двинском Березнике совещания до 1 ноября 2019 года главам муниципальных образований рекомендовано определить реальные потребности территорий в дровах и представить данную информацию в областной минлеспром. Полученный таким образом суммарный объём путём внесения поправки в областной закон предполагается передать в распоряжение правительства области.

Правительство будет заключать долгосрочные соглашения с лесозаготовителями, которые и возьмут на себя обязательства по обеспечению дровами потребителей в муниципальных районах. Что это будут за организации и каков будет механизм поставки дров населению, предстоит определить участникам рабочей группы, созданной при областном минлеспроме.

В соответствии с достигнутыми в ходе совещания договорённостями в состав данной рабочей группы войдут руководители муниципальных образований, представители профильных комитетов Архангельского областного Собрания депутатов, областного агентства по тарифам и ценам, Ассоциации малого и среднего предпринимательства, а также работающих на территории муниципалитета предприятий лесопромышленного комплекса.

По словам генерального директора Группы компаний «Титан» Алексея Кудрявцева, у холдинга – довольно успешный опыт взаимодействия с муниципальными образованиями в вопросе обеспечения населения дровами. «Ежегодно «Титан» выделяет порядка 70 тыс. кбм от всего заготовленного объёма лесосырья на эти цели, – отметил глава холдинга. – Кроме того, мы реализуем дрова по минимальным ценам в отдалённых населённых пунктах области на территориях присутствия наших лесозаготовительных предприятий».

Он также особо подчеркнул, что взаимоотношения между лесопромышленными компаниями, представителями малого, среднего бизнеса и муниципалитетами в вопросе планирования обеспечения населения и теплоснабжающих организаций дровами требовали формализации в свете меняющегося федерального законодательства, и в этой связи изменение областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» в части изъятия статьи 18 является крайне необходимой мерой.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100