РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 04.08.2020г., вторник
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< август 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

29 июля 2019 г.

Обзор СМИ от 29 июля 2019 года

Версия для печати

ПЕРЕРАБОТЧИКИ МАКУЛАТУРЫ ПОПРОСИЛИ ОТМЕНИТЬ АГЕНТСКИЙ НДС

 

«Российская газета»

 

Ученые и экологи предсказывают большие риски и непредвиденные последствия от решения Минфина РФ, закрепляющего систему уплаты агентского НДС на реализацию макулатуры. Об этом говорится в заключениях, подготовленных экспертами МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики.

 

Представители отрасли заготовки и переработки макулатуры просят от правительства пересмотреть подход к налогообложению на операции, связанные с реализацией макулатуры. В ходе симпозиума, прошедшего в Московском университете имени С. Ю. Витте, представители бизнес-сообщества, эксперты и экологи утвердили резолюцию, в которой обратили внимание федеральных органов власти на риски и возможные последствия введения агентской системы НДС, инициированной Министерством финансов РФ.

С 1 января 2019 года в отрасли заготовки и переработки макулатуры действует агентская система уплаты НДС, введенная законом № 424-ФЗ. Эту налоговую систему в отрасли установили после того, как истек срок действия предыдущей: с 2016 по 2018 год отрасль была освобождена от НДС на операции по реализации макулатуры.

Участники симпозиума констатировали, что за эти два года сегмент заготовки и переработки макулатуры демонстрировал исключительно высокие темпы роста. По словам замглавы ассоциации "Лига переработчиков макулатуры" Михаила Пенькова, в 2018 году объем переработки макулатуры в России увеличился на 19% по сравнению с 2016 годом.

"На сегодняшний день в отрасли действуют свыше 80 предприятий, в ней задействованы более 35 тысяч человек, а годовой объем переработки макулатуры превышает три с половиной миллиона тонн", - подчеркнул эксперт. По его словам, такое развитие отрасли стало возможным благодаря действовавшей ранее системе налогообложения: переработчики макулатуры называют ее "НДС Фокина", по имени депутата Госдумы Александра Фокина, инициировавшего принятие закона 174-ФЗ.

Депутат Фокин убедил парламентариев в том, что, если крупные предприятия-переработчики макулатуры будут платить НДС за всю цепочку участников отрасли, включая сборщиков и заготовителей макулатуры, то бюджет от этого не потеряет ни копейки, а собираемость налога возрастет. По итогам двух лет действия системы "НДС Фокина", Федеральная налоговая служба констатировала более чем двукратный рост объема уплаты НДС в отрасли, что обеспечивало бюджету страны дополнительные 5 млрд. руб. ежегодно. Кроме того, инициатива повысила прозрачность отрасли и снизила расходы государства на налоговое администрирование.

Введенный с 1 января текущего года механизм налогового регулирования отрасли сбора и переработки макулатуры автоматически превратил всех заготовителей макулатуры в налоговых агентов, которым необходимо срочно "включаться" в нюансы агентской системы НДС. Фактически каждый приемно-заготовительный пункт отныне должен нести расходы на профессионального бухгалтера. "При этом новые обязанности налоговых агентов не компенсированы никакими выгодами и преимуществами, они влекут за собой только дополнительные расходы", - подчеркивает Пеньков.

Кроме того, при агентской системе налогообложения в отрасли резко растет и объем администрирования НДС: "Если раньше у нас был один инспектор на одном перерабатывающем предприятии, то сейчас нужна масса инспекторов, чтобы контролировать каждый приемно-заготовительный пункт", - отмечает эксперт.

Тем не менее, в Минфине и Госдуме стало превалировать мнение, что если распределить обязанности начислять и платить налог между всеми участниками цепочки поставок макулатуры, от заготовителей через оптовых продавцов и до переработчиков, то денег в бюджет поступит больше, чем при использовании прежней системы НДС. Однако анализ различных схем начисления и уплаты НДС, проведенный ведущими научными и образовательными учреждениями страны, показал, что сумма поступлений в бюджет зависит только от объема реализации конечной продукции, при этом "НДС Фокина" намного проще и эффективнее в администрировании и контроле.

Закон 424-ФЗ, отменивший прежде действующий НДС и введший агентскую схему, был принят без необходимого финансово-экономического обоснования. По неофициальным данным, полученным из Минфина, ведомство прорабатывало кейс, связанный с выпадающими доходами бюджета. На это же обстоятельство указывал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Глеб Хор в своем ответе на антикоррупционное заключение по закону 424-ФЗ.

Несмотря на то, что Федеральная налоговая служба в первый же год действия прежней НДС зафиксировал более чем двукратный рост поступлений НДС из отрасли заготовки и переработки макулатуры, Минфин и разработчики законопроекта продолжали искать причины выпадающих доходов - и, в конце концов, нашли, предположив, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика появляется некий полуфабрикат - уже не макулатура, но еще и не готовое изделие: не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д. - облагаемый НДС. И, соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий.

Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура. То самое сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС.

Целый ряд ученых и специалистов на симпозиуме выразили уверенность, что, если материал освобожден от обложения НДС, то возможностей уклонения от налога в данном случае быть не может. Перепродать освобожденный от обложения НДС материал, чтобы НДС на него возник, также невозможно. В этом смысле разработчиков законопроекта из Минфина и комитета Госдумы по бюджету и налогам могли ввести в заблуждение, считают эксперты.

Участники симпозиума констатировали в целом негативное влияние агентской системы уплаты НДС на реализацию макулатуры на развитие малого и индивидуального предпринимательства в отрасли. По словам первого замглавы "Лиги переработчиков макулатуры" Дениса Кондратьева, индивидуальные предприниматели пока не научились работать с агентским НДС, который справедливо называют самым сложным налогом.

"Мы должны были развивать малый и средний бизнес, это фундамент прорыва. Но на деле мы видим возвращение НДС в оборот макулатуры в виде агентской системы, что приведет к сокращению числа мелких компаний и индивидуальных предпринимателей в сегменте заготовки макулатуры. В результате следует ожидать уменьшения объемов заготовки, которое повлечет за собой целую цепь негативных последствий", - отметил эксперт.

О плачевных последствиях введения агентской системы НДС говорится и в заключениях, подготовленных накануне экспертами МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики.

Эксперты констатируют повышение привлекательности экспортных отгрузок макулатуры благодаря праву на возмещение НДС при экспорте. Это приведет к тому, что на переработку к российским предприятиям поступит еще меньше макулатуры. Следующие звенья цепи, запущенной агентским НДС - уменьшение объемов сбора макулатуры, усиление конкуренции за меньшие объемы макулатуры, поступающие на рынок - и закономерное ее удорожание. Это поставит под удар все достижения отрасли за два года действия предыдущей системы применения НДС.

Кроме экономических рисков снижения инвестиционной привлекательности отрасли сбора и переработки макулатуры, а также создания помех в реализации стратегических национальных проектов "Экология" и "Развитие малого и среднего бизнеса", участники симпозиума обратили внимание на специфику принятия закона 424-ФЗ, который ввел в отрасли агентскую систему НДС.

Преподаватель РАНХиГС, куратор программы "Управление отходами производства и потребления", кандидат юридических наук Содном Будатаров напомнил, что введение агентского НДС для заготовителей и переработчиков макулатуры осуществлялось не отдельным законопроектом, а поправкой к законопроекту. "Принятию законопроекта предшествует регламент Госдумы, Совета Федерации, правительства - и много других нормативных актов, которые определяют, как должен проходить законопроект. В случае с принятием закона № 424-ФЗ, этого не происходило, следовательно, может иметь место противоречие всем упомянутым регламентам", - отметил юрист.

По словам Будатарова, есть все причины полагать, что Конституционный суд признает закон о введении в отрасль переработки макулатуры агентской системы НДС неконституционным, а следовательно - можно добиться его фундаментальной переработки.

В резолюции симпозиума, направленной в федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, общественные и научные объединения, участники мероприятия потребовали кардинально изменить агентскую систему налогообложения операций, связанных с реализацией макулатуры, вернуть доказавшую свою эффективность систему "НДС Фокина", а также распространить ее на иные виды вторичных материальных ресурсов.

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100