РАО Бумпром. Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Экономика, бумажное предприятие, развитие переработки древесины, лесная индустрия, БДМ, экология, лесной бизнес, бумажная упаковка, тара, тарная упаковка, новости ЛПК, новости лесного комплекса, новости ЦБП, ЦБП, пошлины на бумагу, ЦБК, целлюлоза, бумага, целлюлозно-бумажная промышленность, отрасль ЦБК, картон, писчебумага, производство, целлюлозно бумажный комбинат, фабрика, целлюлоза, экспорт, импорт, повышение цен, Лесной кодекс, инвестиционная программа, правительство, федеральное агенство по лесному хозяйству, макулатура, оборудование, модернизация, кадры, ввп, полиграфия, газетная бумага, мелованная бумага, снижение цен, акции, контракт, облигации
Об Ассоциации
ЦБП России
Новости и комментарии
Исследования и публикации
Календарь событий
СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
   Главная Контакты Карта сайта Написать письмо Сегодня 21.02.2020г., пятница
НОВОЕ НА САЙТЕ
АРХИВ-КАЛЕНДАРЬ
<< февраль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
ПОИСК
Рассылки


НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
СМИ о нас

13 февраля 2020 г.

Обзор СМИ от 13 февраля 2020 года

Версия для печати

В УСТЬЯНСКОМ РАЙОНЕ ПРОШЛО ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«Правда Севера»

 

Высокопоставленные гости собрались обсудить актуальные проблемы лесной отрасли и выработать совместные решения.

 

В важном мероприятии приняли участие заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Юрий Воробьев, глава Рослесхоза Сергей Аноприенко, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, руководители и члены профильных комитетов Совета Федерации, Государственной Думы ФС РФ, представители Минпромторга, Минприроды России, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, прокуратуры, ученые ведущих НИИ, руководители органов государственной власти, главы профильных министерств и ведомств Архангельской, Московской, Вологодской, Нижегородской, Иркутской, Томской областей, Красноярского края, Республик Карелия и Коми, а также директора ведущих предприятий ЛПК.

 

Крупнейший лесопромышленный регион

Как отметил, открывая пленарное заседание, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Юрий Воробьев, в качестве места проведения встречи экспертов лесной отрасли страны Архангельская область была выбрана не случайно – она является крупнейшим лесопромышленным регионом. Здесь производится треть российских объемов целлюлозы и топливных гранул, почти пятая часть бумаги и картона и восемь процентов всех пиломатериалов.

За последние годы в регионе был достигнут устойчивый рост производства продукции глубокой переработки древесины: на 87 процентов увеличился выпуск бумаги, на 57 процентов – пиломатериалов, в семь раз – пеллет.

Налоговые отчисления предприятий ЛПК в бюджет области, по итогам девяти месяцев 2019 года, составили порядка девяти миллиардов рублей. Это на 168 процентов больше, чем за аналогичный период 2018 года. Благодаря грамотному использованию механизмов государственной поддержки в регионе было запущено 10 приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Семь из них уже завершены.

Объём инвестиций в отрасль, позволивших кардинально обновить устаревшую производственную базу, составил более 71 млрд рублей, еще более 20 млрд будет вложено в указанные проекты. При этом у компаний региона, как и у предприятий лесопромышленного комплекса всей России, существуют определенные проблемы.

 

«Решение не за горами»

В рамках пленарного заседания, длившегося более двух часов, прозвучали десятки конкретных предложений, которые, по мнению практиков, будут способствовать развитию лесопромышленного комплекса страны, сохранению и приумножению ее природных ресурсов.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов выступил с инициативой существенной корректировки ряда положений постановления Правительства РФ от 23 февраля 2018 года №190, регламентирующего порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов, а также поддержал предложение о передаче полномочий по проведению лесоустроительных работ с регионального на федеральный уровень.

Дело в том, что на субъект возложены федеральные полномочия, на исполнение которых средства региону из федерального бюджета предоставляются в недостаточном объёме. Поэтому и проведение лесоустроительных работ проводится только частично. В таких случаях область обязывают выполнять такие работы через суд, чтобы при поступлении средств были профинансированы именно эти работы.

— На данный момент достоверность информации о состоянии лесов Архангельской области составляет 20 процентов. При этом, по решению судов, на регион возложена обязанность по проведению таких работ на площади 9,7 млн гектаров на общую сумму 1,4 млрд рублей. Сегодня за счет средств федерального бюджета мы направляем на эти цели не более 70 миллионов рублей, а для выполнения лесоустройства области в полном объеме требуется порядка пяти миллиардов рублей, – отметил Игорь Орлов.

По словам главы Рослесхоза Сергея Аноприенко, решение этой проблемы не за горами.

— Соответствующий законопроект о передачи функций по проведению лесоустройства с регионального на федеральный уровень уже находится в Правительстве России. Я думаю, что в ближайшее время он будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы, – сообщил глава Рослесхоза.

В числе других представленных членами рабочей группы инициатив – передача с регионального на федеральный уровень функций по государственному лесному надзору, авиалесоохране, а также контролю за выполнением лесопользователями заключенных с государством договоров.

 

Акцент – на материально-техническое оснащение

Не менее важным для развития лесной отрасли, по мнению собравшихся, является улучшение материально-технического оснащения и повышение уровня заработной платы государственным служащим, занимающимся охраной лесов.

— Сегодня у субъектов РФ для этого нет ни ресурсов, ни возможностей, а положение лесников незавидно: невысокая заработная плата, отсутствие транспорта, связи, ограниченные полномочия. Необходимо это менять законодательно, – отметил Юрий Воробьев.

Наведению порядка в лесу должно способствовать и создание в субъектах РФ центров управления, где предлагается аккумулировать информацию о текущей ситуации на землях лесного фонда, хозяйствующих субъектах, видах разрешенного использования и оперативной обстановке, связанной с пожарами и другими природными явлениями.

Эти и другие предложения членов рабочей группы после всестороннего анализа будут включены в протокол заседания рабочей группы. Итоговый документ направят в Правительство Российской Федерации и другие органы государственной власти.

 

ЛПК РОССИИ В 2019 ГОДУ: ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВА

 

«Сделано у нас»

 

Лесопромышленный комплекс — одна из отраслей, характеризующихся достаточно высокой динамикой в последние годы. В 2019 г., по текущим данным Росстата, индекс производства в деревообработке составил 105,3% к 2018 г., в целлюлозно-бумажной отрасли — 103,6%. В производственных показателях немало высоких достижений: из 7 главных видов продукции по 4 выпуск находится на рекордном уровне. При этом для отрасли обычно характерно существенное изменение показателей в стороны повышения при уточнении, но так как оно произойдёт только к концу года, мы рассмотрим их уже сейчас.

 

Методологический комментарий

Для расчёта темпов прироста использовались оперативные данные за 2019 г. из «Информации о социально-экономическом положении России» Росстата или базы данных ЕМИСС (показатели идентичны) и уточнённые данные за 2018 г. из публикаций Росстата — как показал анализ, темпы прироста в «Информации…» рассчитаны не к уточнённым, а к предварительным данным (используется база оперативных месячных показателей). При этом данные брались с максимальной детализацией, доступной для показателей обоих годов.

Основа ЛПК — лесозаготовка. Исторически ключевым показателем в этой области в нашей стране была вывозка древесины: именно вывозка (объём вывезенной из леса товарной древесины), а не заготовка (объём заготовленной для товарных целей древесины) или рубка (общий объём вырубленного леса). В середине 2000-х гг. при вывозке примерно 115 млн куб. м древесины, заготовка была на 10 млн куб. м больше, а рубка ещё на 10-15 млн куб. м больше; в 2018 г. при вывозке 149 млн куб. м по данным Росстата величина рубки по данным Рослесхоза составила 239 млн куб. м. В 2009-2010 гг. состоялся переход на новую систему учёта производства вследствие чего отчётным показателем вместо вывозки древесины стало производство необработанных лесоматериалов (немного более широкая категория, по 2009 г. разница составила 3,7%).

Традиционно древесину разделяют по использованию — на деловую (промышленную) и дровяную (топливную) и по породам — на хвойную и лиственную, с точки зрения хозяйства важнее первый подход.

По предварительным данным, в 2019 г. производство деловой древесины в России составило 127,8 млн куб. м, дровяной — 13,3 млн куб. м. Суммарное производство составило 141,2 млн куб. м, что на 5,3% или 8 млн куб. м меньше, чем год назад, однако уточнённые данные последние годы на 4-5 млн куб. м превышают предварительные, поэтому реальное снижение вряд ли превысило 3%. Главной причиной этого стали дополнительные ограничения на экспорт круглого леса (прежде всего на Дальнем Востоке).

Современный уровень лесозаготовок в России, даже если брать максимальные показатели Рослесхоза (около 250 млн куб. м), соответствует уровню товарного производства 1992 или 1950 г., в полтора раза уступая пику середины 1970-х гг. (более 360 млн куб. м). При этом расчётная лесосека только для лесов главного пользования составляет примерно 550 млн куб. м.

Производство пиломатериалов в России в 2019 г., по предварительным данным, составило 29,9 млн куб. м, увеличившись на 4,7% или 1,3 млн куб. м; уточнение данных обычно происходит в сторону повышения на 3-5%. При этом в 2010-е гг. статистика Росстата явно занижена: с 2014 г. производство даже не покрывает экспорт. Более близкими к реальности представляются данные ФАО, показывающие 42,7 млн куб. м в 2018 г. — хотя они, возможно, несколько завышены; следует отметить, что до 2005 г. данные Росстата и ФАО практически совпадали.

Текущие показатели Росстата по пиломатериалам также включают в себя шпалы, но сейчас это мало на что влияет, их выпуск не превышает 0,1 млн куб. м. В середине 90-х шпал выпускалось примерно 1 млн куб. м, в начале 90-х — 2 млн куб. м, в середине 80-х — 4 млн куб. м.

Современный уровень производства пиломатериалов в России соответствует 1994 г., если основываться на данных Росстата, и 1993 г., если использовать более реалистичные оценки. Пик их производства был пройден в первой половине 1970-х гг., когда приближался к 95 млн куб. м (без шпал). Относительно низке текущие показатели обусловлено не только меньшими объёмами строительства, но и гораздо более широким использованием заменителей: древесных плит, фанеры, пластиков.

Производство клеёной фанеры в России в 2019 г., по предварительным данным, составило 4,08 млн куб. м. Это на 1% или 40 тыс. куб. м меньше, чем в предыдущем году, однако в ходе последующих уточнений отчётный показатель обычно увеличивается на 30-50 тыс. куб. м. Для отрасли характерна высокая степень ориентации на экспорт, и именно внешний спрос в последние несколько лет является главным фактором, определяющим динамику производства — неблагоприятная конъюнктура в 2019 г. не позволила показать отрасли существенный рост.

Выпуск фанеры в России последние 20 лет быстро растёт, почти каждый год обновляя исторический максимум: пик советского периода (1735 тыс. куб. м в 1989 г.) был перекрыт ещё в 2004 г., нынешний уровень превосходит его почти в 3 раза.

Производство древесных плит также находится на рекордно высоком уровне. В 2019 г. в России, по предварительным данным, было выпущено 10 млн условных куб. м древесно-стружечных плит и 682 млн условных кв. м древесно-волокнистых плит. По ДСП динамика получилась слабо отрицательной: -1,2% или -126 тыс. усл. куб. м — однако после уточнения она может стать положительной, по ДВП предварительный рост составил 2,5% или 16,7 млн усл. кв. м, после уточнения он должен стать ещё больше.

Пик советского периода по ДСП (5,65 млн усл. куб. м в 1989 г.) был превзойдён еще в 2008 г., текущий уровень превышает его более чем на 75%, пик по ДВП (501 млн усл. кв. м в 1988 г.) был превзойдён в 2015 г., текущий уровень превышает его более чем на 35%.

Справочно: метрические и условные кубометры по ДСП в 1985 г. соотносились как 1:1,085, в 2010 г. — как 1:1,195, в 2018 г. — как 1:1,183, по ДВП соотношение метрических и условных квадратных метров в 1985 г. равнялось 1:1,032, в 2010 г. — 1:1,107, в 2018 г. — 1:1,338. В метрических кубометрах производство ДСП в 2019 г. составило примерно 8,5 млн против пиковых 5,2 млн в конце 80-х, производство ДВП в метрических квадратных метрах — более 510 млн против 485 млн.

Исторически под целлюлозой в отечественной статистике понималась древесная целлюлоза, полуцеллюлоза и химическая древесная масса (последняя, правда, практически не выпускалась). С 2010 г. под целлюлозой понимаются все волокнистые полуфабрикаты: целлюлоза из всех видов сырья, полуцеллюлоза и все виды древесных масс. В 2019 г. производство целлюлозы и древомассы в России составило 8,25 млн т (последующее уточнение обычно несущественно), что 3,9% или 335 тыс. т меньше, чем год назад. Производство целлюлозы в традиционном понимании оценивается в 6,5 млн т (разбивки по всем видам в оперативных данных нет) против 6,8 млн т год назад.

Современный выпуск целлюлозы в России примерно соответствует уровню 1991 г. и существенно уступает рекордным показателям конца 1980-х гг.: 8,35 млн т по целлюлозе (1988 г.) и, оценочно, около 10,5 млн т по целлюлозе с древомассой. При этом обеспечивается больший объём производства бумаги и картона и больший объём вывоза целлюлозы, чем в конце 1980-х гг. (с учётом поставок в союзные республики).

Производство бумаги и картона в России в 2019 г., по предварительным данным, составило 9,13 млн т. Это на 0,2% или 17 тыс. т меньше, чем год назад, однако последующее уточнение обычно даёт прибавку порядка 100 тыс. т — если это подтвердится, то рост производства бумаги и картона будет идти уже 6 лет подряд с совокупной прибавкой за этот период 1,5 млн т.

Пик советской эпохи — 8,58 млн т в 1988 г. — был превзойдён в 2016 г. При этом текущая группировка «бумага и картон» несколько уже прежней: в 2009 г. по старой методике выпуск равнялся 7395 тыс. т, а по нынешней — 7308 тыс. т. При этом в 2010 г. произошли значительные изменения в том, что считается бумагой, а что — картоном: от второго первой переместилось примерно 600 тыс. т. А с 2017 г. агрегаты «бумага» и «картон» в данных Росстата упразднены, остались только отдельные разновидности (например, бумага офсетная, тарный картон и т. п.).

 

Выскажите мнение о материале:

Очень полезно  Любопытно  Ничего нового  


Об Ассоциации . ЦБП России . Новости и комментарии . Исследования и публикации . Календарь событий . СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Главная . Контакты . Карта сайта .   . Написать письмо    Тел./Факс +7 (495) 783-06-01
Copyright 2009 РАО "Бумпром" другие новости
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100