«2022 год станет годом развития»

«2022 год станет годом развития»
Сергей Пондарь Генеральный директор АО «Волга»

Генеральный директор АО «Волга» Сергей Пондарь рассказал в интервью изданию PPI Europe о проекте перепрофилирования БДМ № 6, диверсификации продуктового портфеля и стратегии развития компании до 2023 года.

- Сегодня «Волга» - одна из немногих компаний, совершивших успешный переход от бизнеса по производству газетной бумаги к широкому мультипродуктовому портфелю. Как продвигается проект перепрофилирования вашей БДМ №6, ранее производившей газетную бумагу?

- Мы работаем по трем направлениям одновременно – над проектом по перепрофилированию БДМ, над проектом строительства линии по переработке макулатуры и над совершенствованием инфраструктуры нашего энергокомплекса. Основным поставщиком оборудования для БДМ №6 является компания Andritz, но адаптировать оборудование к российским нормам и выполнять монтажные работы будет базирующийся в Санкт-Петербурге проектный институт Гипробум. В августе 2022 года мы ожидаем поставку основных элементов оборудования. Подготовка к вводу БДМ в эксплуатацию начнется в конце 2 квартала 2022 года, а пуск - в 1 квартале 2023 года. Мощность перепрофилированной БДМ составит 140 000 тонн в год: машина должна выйти на проектную мощность в течение 10-12 месяцев после запуска.

 

- Какие виды упаковочной бумаги вы будете производить?

- В первую очередь тарные виды бумаги на основе термомеханической массы и макулатуры: легкий и ультралегкий флютинг, а также легкий и ультралегкий тестлайнер для гофрированной упаковки массой 65-120 г/м2.

 

- Какие рынки сбыта станут для вас ключевыми?

- У нас есть три приоритетных рынка - Россия, где мы уже продаем нашу упаковочную бумагу, изготовленную на других машинах, (и мы продолжим поставлять на российский рынок продукцию с перепрофилированной БДМ №6), Европа, где мы уже продаем тестлайнер и флютинг, и, конечно, Китай.

В Европе наиболее интересными рынками для нас являются Скандинавия и Восточная Европа, вплоть до Германии. Италия, например, находится уже слишком далеко. С точки зрения логистики, Восточная и Центральная Европа являются для нас самыми доступными. Мы могли бы поставлять бумагу куда угодно, но мы фокусируемся на рынках, где мы наиболее конкурентоспособны. Мы также экспортируем нашу продукцию в Мексику, Китай, Вьетнам и Индонезию.

 

- Какой процент от общего объема вашего производства составляет упаковочная бумага, а какой - газетная бумага?

- Сейчас примерно 50 на 50, но все новые мощности будут сфокусированы на производстве упаковки, так что определенно появится «перевес» в сторону упаковочной бумаги. Производство газетной бумаги будет зависеть от рыночных условий. Сейчас рынок сильный, так что мы ее производим довольно много.

 

- Вы планируете модернизировать другие производственные мощности, имеющиеся на комбинате?

- В настоящее время на «Волге» работают БДМ №8 и БДМ №5, в 2023 году будет запущена шестая машина, и мы еще не решили, как развивать остановленную несколько лет назад БДМ №7. Сейчас мы проводим технический аудит БДМ №5 и БДМ №8, так что модернизация этих двух машин является приоритетной задачей. Мы закончим с ними, прежде чем перейти к БДМ №7: это будет очень большой проект, поскольку потребуется более масштабное переоборудование, чем для шестой машины.

 

- Когда будет принято решение о модернизации БДМ 5 и БДМ №8?

- В 2022 году. По мере продвижения перепрофилирования БДМ №6 мы станем лучше понимать ситуацию, а также оценим развитие рынка – он нестабилен, но на данный момент условия благоприятны. Мы понаблюдаем за тем, как он будет развиваться в течение следующих шести месяцев, и на основании этого предпримем следующие шаги.

 

- «Волга» пока еще не производит гофротару, не так ли?

- Нет, но ключевое слово – «пока». У нас есть на это планы. Существует проект по интеграции нашей собственной бумаги в производство гофротары, его реализация вполне возможна в будущем. Он не является частью стратегии развития до 2023 года, а скорее следующим шагом после ее завершения. Как и в случае с проектами модернизации БДМ №5 и БДМ №8, после запуска перепрофилированной шестой машины и достижения проектных показателей, мы задумаемся о новых проектах, среди которых будет и развитие производства гофрированной упаковки.

 

- Планируете ли вы развивать свои лесохозяйственные активы в рамках создания вертикально интегрированной компании?

- Мы в процессе организации переговоров о дополнительной аренде лесных земель и уже разработали инфраструктуру для этого. «Волга» арендует лесные угодья уже три года, и мы несем ответственность за дороги, лесопосадку и противопожарную охрану на этих участках.

 

- Ожидаете ли вы увеличения спроса на интерлайнер и более легкие сорта упаковочной бумаги?

- Основной движущей силой для новых продуктов обычно являются Соединенные Штаты, откуда тренды приходят в Западную Европу, но с интерлайнером все было по-другому. Для легкой и ультралегкой бумаги основной движущей силой является Китай, из-за быстрого развития электронной торговли. Вы заказываете что-то онлайн, и товар должен прибыть к вам неповрежденным. Требования к защитной бумаге другие – она должна быть хорошего качества, но более экономичной, без печати или рисунков. Самое важное - это сохранность товара. Для посылок, распространяющихся внутри Китая, требуется большое количество легкой и ультралегкой упаковочной бумаги. Россия следует этой тенденции, как и Европа. Пандемия COVID-19 привела к тому, что люди стали заказывать больше вещей, не выходя из дома, что и поспособствовало созданию этого тренда.

 

- Влияют ли, на ваш взгляд, эти новые виды бумаги на стоимость тарного картона?

- Они увеличивают предложение бумаги на рынке, но спрос также растет, как и электронная торговля. Раньше гофротара использовалась больше для промышленной упаковки, но сейчас наблюдается большой спрос со стороны потребительского рынка.

 

- Испытывали ли вы в последнее время какие-либо проблемы с экспортом?

- Логистика сейчас очень изменчива и хаотична, гораздо больше, чем в период до COVID-19. Порт или граница могут быть закрыты или отставать от графика, что действительно затрудняет экспорт. Тем временем появляются другие возможности, такие как возможность железнодорожных поставок в Китай. Китай субсидирует железнодорожные перевозки, в связи с чем мы диверсифицировали способы экспорта.

 

- Кто ваши основные конкуренты на рынке упаковки – производители интерлайнера?

- Многие крупные компании имеют в своем ассортименте интерлайнер, но ультралегкий вид не выгоден для производства на БДМ, которые могут производить картонные тары высокого качества. Для таких фирм переход на более легкие продукты может привести к убыткам, так что лучше иметь на рынке профессионального производителя интерлайнера, чем мы и воспользовались. Два года назад мы и мечтать не могли о наших крупных инвестиционных проектах, а теперь планируем в ближайшем будущем увеличить объемы производства упаковочной бумаги примерно на 50% и тем самым увеличить нашу прибыль.

 

- Возможно ли IPO?

- Еще слишком рано говорить об этом. Например, для холдинга Segezha Group, который недавно успешно вышел на IPO, это был долгий путь. У «Волги» сегодня серьезные планы роста, направленные на расширение производства тарных видов бумаг и картонов, внедрение новых качественных продуктов с возможность управления свойствами продукта в зависимости от требований заказчика, ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей и реализация масштабной экологической программы, дальнейшее внедрение «зеленых технологий».