Алексей Черняев: «Проект «Большой Усть-Илимск» поможет нам укрепить позиции на рынках упаковочных материалов в странах Азии

Алексей Черняев: «Проект «Большой Усть-Илимск» поможет нам укрепить позиции на рынках упаковочных материалов в странах Азии
Алексей Черняев Старший вице-президент по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу Группы «Илим»

Алексей Черняев: «Проект «Большой Усть-Илимск» поможет нам укрепить позиции на рынках упаковочных материалов в странах Азии

Пуск нового ЦКК позволит Группе «Илим» укрепить свое лидерство на рынке упаковки в КНР

Проект Группы «Илим» по строительству крупнейшего целлюлозно-картонного комбината в России близок к завершению. Предприятие уже производит первые пробные партии продукции, а полномасштабный пуск запланирован на начало сентября этого года. Объемы вложений в «Большой Усть-Илимск» составили рекордные 93 млрд руб., в результате чего новый ЦКК станет не только самым мощным, но и самым высокотехнологичным на рынке. Это серьезно изменит облик всей отечественной отрасли ЦБП, уверен старший вице-президент по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу Группы «Илим» Алексей Черняев.

– Как изменится структура сбыта Группы после пуска ЦКК? На какие продукты будет сделан упор?

– Открытие ЦКК усилит лидерство группы «Илим» на рынке крафтлайнера в России и мире. Общий ежегодный объем производства комбината в Усть-Илимске к 2024 г. достигнет 1,5 млн тонн, из которых непосредственно на крафтлайнер придется 600 тыс. тонн. Это высококачественный продукт, предназначенный для изготовления гофрокартона высокой прочности – оптимального решения для упаковки любой продукции, требующей повышенной защиты от проколов и разрывов (бытовая химия, удобрения), а также устойчивости к транспортировке в условиях высокой влажности (например, при перевозке замороженных полуфабрикатов).

Мы закрываем практически все сегменты, востребованные рынком, диапазон граммажей нашего крафтлайнера – от 80 до 175 г/м². Это 100%-й целлюлозный картон, сертифицированный, в том числе, и для пищевой промышленности (международный сертификат Isega), то есть допускается прямой контакт с пищевыми продуктами.

К 2025 г. мы планируем, что доля упаковки достигнет 40% в общем портфеле продуктов нашей компании. В первую очередь мы рассчитываем на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Пуск нового ЦКК позволит нам стать одним из крупнейших производителей в мире и ключевым игроком на рынках упаковочных материалов этих стран. В частности, поставки нашей продукции в Китай вырастут на 40% с нынешних 1,7 млн тонн до 2,4 млн тонн в год к 2025 году.

– А в чем уникальность вашего предложения?

– Это естественным образом вытекает из уникальности нового ЦКК. Новейшие, во многом эксклюзивные технологические решения позволяют нам предложить потребителям продукцию нового качественного уровня. На комбинате установлена изготовленная по индивидуальному заказу лучшая в своем классе картоноделательная машина в России, чьи параметры в 4 раза превосходят параметры стандартных КДМ. Это поразительная машина, массой более 9 тыс. тонн, а самый тяжелый вал у нее весит 71 тонну. Она стоит в цеху площадью в 10 футбольных полей и способна производить в сутки более 2 тыс. тонн полотна обрезной ширины 9,4 м. Под стать ей и все окружение – на ЦКК применены самые передовые технологии цифровизации технологических процессов. Особенно мы гордимся таким эксклюзивным решением, как цифровые двойники актива и процесса (это когда все технологические решения контролируются оператором в виртуальном пространстве в реальном времени). Весь комбинат управляется с централизованного пульта. Мы контролируем «в цифре» весь процесс буквально от ввоза кругляка на территорию ЦКК до вывоза готового продукта.

Все это позволяет производить крафтлайнер очень высокого качества, который имеет отличные физико-механические свойства и привлекательный внешний вид. Что, в свою очередь, дает возможность предлагать клиентам не только стандартные решения. Например, трехслойный гофрокартон, который ничем не уступает обычному пятислойному с точки зрения прочностных характеристик. Зато экономия на затратах при этом достигает 30%, повышается эффективность хранения на единицу площади. И подобных интересных и выгодных предложений у нас очень много.

– Давайте поговорим о планах по расширению присутствия в Китае. За счет чего они будут достигнуты?

– Вот уже несколько лет мы последовательно реализуем в КНР нашу стратегию go-to-market. В ее рамках мы, с одной стороны, работаем с крупнейшим системным оператором, государственной компанией Xiamen C&D – наращиваем объемы централизованных закупок для получения конкурентной цены и снижения расходов на логистику за счет объединения объемов поставок. Мы будем углублять это сотрудничество, улучшая логистические маршруты на юго-восточном направлении в рамках проекта «Один пояс – один путь».

С другой стороны, дальнейшая реализация стратегии go-to-market предполагает выход на прямых переработчиков. Сейчас потребителями продукции «Илима» уже являются более 500 заводов в 20 регионах Китая. Весной мы с нашим китайским партнером Shanghai High Hope Pulp and Paper провели в Шанхае встречу с представителями ведущих предприятий целлюлозно-бумажной отрасли. Среди них были такие «тяжеловесы» как Heng Feng Paper, Vinda International, Hengan Group, Shanying International, APP.

В рамках мероприятия Группа «Илим», компания High Hope и завод Hengfeng Paper подписали трехстороннее стратегическое соглашение о партнерстве.

– Как сейчас решается вопрос с логистикой и цепочками поставок?

– Конечно, в силу географического расположения ключевыми рынками для крафтлайнера «Большого Усть-Илимска» будут Китай и страны Азии с отгрузкой по «шелковому пути» и морем. Относительная близость портов Владивостока, Находки, портов в Китае и корейском Пусане этому благоприятствуют. Но что касается внутренних и прочих наземных перевозок, то тут, безусловно, есть ряд существенных вызовов. Рынок сейчас калибруется регулятором на уровне Российской Федерации в целом, а не по отдельным регионам, что для нас добавляет сложностей, так как мы сконцентрированы в определенных областях.

Регулярно, раз в месяц мы встречаемся с руководителями РЖД и обсуждаем сложившиеся проблемы. Такие крупные проекты как «Большой Усть-Илимск» не могут быть реализованы без поддержки естественных монополий. Подобные встречи помогают решить практические задачи. В частности, как результат успешного сотрудничества могу назвать расширение в Усть-Илимске железнодорожной станции и путей общего пользования.

–Какие НДТ внедрены на ЦКК?

– Минимизация нагрузки на окружающую среду – один из приоритетов для нового ЦКК, который, естественно, строился с учетом всех наилучших доступных технологий. У нас работает единый блок двухступенчатой биологической очистки стоков – радиальный биореактор MBBR, интегрированный в схему радиального аэротенка, по типу «два в одном». Кроме того, мы обеспечили значительное сокращение выброса сернистых соединений и пыли в атмосферу, а также снизили потерю химикатов в процессе регенерации. Благодаря «сухой» окорке древесины, количество сточных вод уменьшилось на 90%, при этом мощность очистных сооружений у нас составляет 3,5 тыс. куб. м/час.

– Как обстоят дела с подготовкой новых кадров?

– Это также ключевой вопрос для нас. Технологии и оборудование, которые используются на ЦКК, требуют наличия весьма высококвалифицированных специалистов. К сожалению, сегодня практически отсутствуют профильные ВУЗы, способные подготовить квалифицированные кадры. Это наша общая проблема в отрасли. Но «Илима» она, впрочем, коснулась в меньшей мере, ведь у нас есть возможность использовать специалистов других наших предприятий. Мы привезли специалистов из двух комбинатов в Братске и Котласе. Эти люди стали ключевыми экспертами. В то же время, большое количество персонала, нанятого в Усть-Илимске, мы обучали около двух лет, отправляли стажироваться в Братск. Сейчас, эти ключевые эксперты вместе с подготовленными кадрами успешно осуществляют пусконаладочные работы и пуск оборудования.

– Ведется ли сейчас работа в части НИОКР? Если да, то расскажите об этих проектах.

– В состав Группы «Илим» входит проектный институт «Сибгипробум» в Иркутске, это единственный на территории Сибири и Дальнего Востока отраслевой проектный институт, который выполняет комплексные работы, необходимые для строительства, реконструкции и модернизации предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. АО «Сибгипробум» стало нашим дочерним предприятием несколько лет назад. Группа «Илим» сделала большой вклад в его развитие с точки зрения экспертизы и знаний, увеличила штат. За время реализации «Большого Усть-Илимска» персонал серьезно повысил уровень компетенций. Мы планируем продолжать работу в этом направлении.