Алексей Черняев: «Группа «Илим» ведет работу по взаимному признанию лесных сертификатов с дружественными странами»

Старший вице-президент Группы «Илим» по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу Алексей Черняев рассказал в интервью Бумпром.ру о мировых трендах в ЦБП до 2030 года, как компания решает вопросы конкурентоспособности, осваивает новые рынки и о работе о взаимном признании национальных сертификатов ответственного управления лесами.
Старший вице-президент Группы «Илим» по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу Алексей Черняев рассказал в интервью Бумпром.ру о мировых трендах в ЦБП до 2030 года, как компания решает вопросы конкурентоспособности, осваивает новые рынки и о работе о взаимном признании национальных сертификатов ответственного управления лесами.
- Алексей Валерьевич, что сейчас происходит на рынке ЦБП как российском, так и международном? Какие тренды? Растет ли конкуренция на внутреннем и внешнем рынке?
- Основным лидером по потреблению бумаги и картона в мире является Китай с общим объемом 121 млн т в год. Ближайший конкурент США - ровно в два раза меньше. Российское потребление около 8 млн т. Общие тенденции говорят о том, что мировой рынок растет и будет продолжать расти в ближайшие 5 лет, мы оцениваем этот объем в 11,5 млн т. Половина роста придется на Китай. Российский рынок тоже будет расти, но более скромными темпами. Потребление бумаги и картона в России в ближайшие 5 лет вырастет до 600 тыс. т.
Основные мировые тенденции - это рост производства и потребления лиственной целлюлозы и крафтлайнера, либо чистоцеллюлозного картона. Такие же тенденции в Китае. Будет расти потребление лиственной целлюлозы и потребление KLB (целлюлозный картон – Прим. ред.). В России все то же самое, но только более скромными темпами.
- А чем отличается российский рынок?
- Российскую Федерацию от общемировых трендов отличает потребление офисной бумаги. Если во всем мире, в Западной Европе данный сегмент уменьшается, потребление падает, то в России он стабилен и в ближайшие 5 лет останется на этом уровне.
- Группа «Илим», являясь флагманом российского ЦБП, как решает вопросы конкурентоспособности?
- Группа «Илим», оценивая динамику развития ЦБП в мире, Китае и России, строит свою стратегию, исходя из оценок наших аналитиков. Используем потенциал роста в тех сегментах рынках, о которых я сказал выше. Поэтому, что касается лиственной целлюлозы (BHKP), Группа «Илим» планирует реконструировать лиственный поток в Братске в следующем году. В результате объём производства беленой лиственной целлюлозы увеличится на 170 тыс. т.
То же самое с картоном. В августе прошлого года компания запустила новый целлюлозно-картонный комбинат (ЦКК) в Усть-Илимске. Там установлена самая современная машина за последние годы. Отмечу, что с момента распада Советского Союза - это крупнейшее строительство комбината в целлюлозно-бумажной промышленности России. Картоноделательная машина сейчас «разгоняется» и выйдет на проектную мощность в 630 тыс. т в 2025 году.
Сегмент офисной бумаги, как я уже отметил, стабилен и по нашим прогнозам будет оставаться таковым в течение пяти лет. Поэтому с 1 января этого года мы запустили собственный бренд офисной бумаги «Илим». Сейчас есть линейка продуктов из двух SKU - «Илим Стандарт» и «Илим Профи». Исходя из потребностей рынка, будем рассматривать возможность расширения продуктовой линейки в будущем.
- Алексей Валерьевич, вот уже второй год для российских компаний ЛПК закрыт западный рынок. Они переориентировались на рынок стран АТР, но и он обладает ограниченными возможностями. Какие рынки в ближайшее время будет осваивать Группа «Илим»?
- Ответ на этот вопрос, одновременно и сложен, и прост. Да, существуют ограничения на рынках Западной Европы и Северной Америки, но это и не вся мировая ЦБП. И они не так критичны для Группы «Илим», как может показаться на первый взгляд.
Крупнейший рынок ЦБП — это КНР. Два из трех наших комбинатов находятся в географической близости к Китаю, соответственно, основная доля продукции логически идет на этот рынок. И здесь мы изменений не видим.
Что касается Западной Европы, действительно, она для нас закрыта. Но мы переориентировали нашу продукцию не только в страны Латинской Америки и MENA (регион Ближнего Востока и Северной Африки – Прим. ред.), но и, в первую очередь, на внутренний рынок Российской Федерации. Если до известных событий компания продавала в среднем 850 тыс. т продукции на российский рынок и в страны СНГ, то в 2024 году мы увеличим продажи более чем в полтора раза. Надеемся, что продажи Группы «Илим» достигнут цифры 1,3 млн т на внутреннем рынке. Это говорит о том, что российский рынок растет и он нам интересен.
Группа «Илим» рассматривает и другие рынки, которые для нас наиболее географически доступны. Это рынок Турции, так как после российского и китайского рынков, он самый близкий и потенциально ёмкий. Соответственно, мы расширяем там представление наших продуктов. Также работаем с Индией, хотя она и находится в не очень выгодном для нас географическом положении. Логистические затраты по доставке нашей продукции в эту страну достаточно высоки. В тоже время, цены на индийском рынке на продукцию ЦБП пока не такие высокие, как хотелось бы. Это является ограничивающим фактором для поставки в Индию существенных объемов продукции с необходимой для нас нормой прибыли. Но мы над этим работаем.
- Какая продукция компании будет представлена на новых рынках?
- Мы представляем всю линейку продукции Группы «Илим». Для нас стратегическим продуктом является хвойная белёная целлюлоза (BSKP – Прим. ред.) и стопроцентный целлюлозный картон.
Эти два продукта составляют самую большую долю в нашем портфеле. И, несомненно, эта продукция будет представлена с наибольшим фокусом на все рынки: России, Китая, Турции, Индии и др.
- В этом году на проектную мощность выходит новый ЦКК в Усть-Илимске. На PulpFor 2023 Вы заявили, что задачей «Илима» является вытеснение североамериканского картона с китайского рынка. Удалось ли флагману ЦБП завоевать рынок Китая? Как развивается сотрудничество «Илима» с китайскими и азиатскими партнерами?
- Как я уже говорил, в этом году выходит на проектную мощность новый ЦКК. Для высококачественного, стопроцентно целлюлозного крафтлайнера, произведенного в Усть-Илимске, основным рынком является Китай. Во-первых, потому что он географически близок, во-вторых, он самый большой, в-третьих, он самый быстрорастущий.
Про вытеснение североамериканского картона с китайского рынка хочу сделать одно пояснение, так сказать ремарку для ваших читателей. Вытеснение — это когда рынок не растет, и конкуренты толкаются локтями. Китайский же рынок растет существенно и непрерывно. И места на нем хватит всем. Нашей основной задачей на рынке КНР является не кого-то вытеснить, а правильно спозиционировать наш продукт, выстроить эффективные логистические цепочки и предоставить высокий сервис нашим покупателям в Китае. Но, если при этом, как говорится, мы кого-то подвинем, ну, значит, так тому и быть (улыбается).
- Группа «Илим» в этом году запустила производство офисной бумаги под собственным брендом: «Илим Стандарт» и «Илим Профи». Она пользуется большой популярностью в России. Собирается ли компания выводить этот продукт на внешние рынки?
- Действительно, в этом году Группа «Илим» запустила производство офисной бумаги под собственным брендом «Илим». Сейчас линейка представлена двумя позициями: «Илим Стандарт» и «Илим Профи». Наша продукция пользуется большой популярностью в России.
Мы сейчас развиваем продажи, представленные во всех крупнейших сетях, в том числе, во всех федеральных. Существенно развиваем канал корпоративных продаж и т. д. В России рынок офисной бумаги, в отличие от всего мира, является достаточно стабильным и доходным.
В тоже время, Группа «Илим» реализует свою продукцию и на внешнем рынке. Сейчас мы экспортируем офисную бумагу в Турцию - это ближайший и крупнейший рынок для нас после Китая. Поставляется бумага и в Израиль. Объединенные Арабские Эмираты завоевывает премиальная бумага «Илим Профи».
Будем развивать продажи и в других регионах. Мы смотрим на потребности рынка, мониторим его постоянно. При необходимости у нас уже готов запуск еще двух позиций. Это «Илим Старт», и еще одна, не буду раскрывать все секреты. Вывод их на рынок, во-первых, зависит от динамики развития продаж «Илим Стандарт» и «Илим Профи». Во-вторых, конечно, это потребности рынка в дополнительных SKU.
- Алексей Валерьевич, в связи с санкциями предприятия ЛПК и ЦБП России были лишены сертификатов FSC и PEFC. Как сейчас решается вопрос сертификации? Ведь это влияет на продажи отечественной продукции на внешних рынках.
- Это очень важный вопрос, не менее важный, чем импортозамещение. Да, действительно в 2022 году у всех предприятий ЛПК и ЦБП РФ был отозван международный сертификат FSC. И это, несмотря на то, что это добровольная система. Она общепринята во всем мире, в том числе, в тех странах, в которые мы поставляем – такие, как Китай, Турция и т. д. Это оказало существенное влияние на возможности продаж российской продукции на внешних рынках. Однако, наша индустрия оказалась быстрой, гибкой и эффективной. Была разработана и внедрена Национальная система лесной сертификации (НСЛС), которая является похожей системой, которая до этого существовала. Напомню, Группа «Илим» одной из первых прошла сертификацию по Национальной системе лесной сертификации (НСЛС) на соответствие стандартам лесоуправления и цепочки поставок.
И сейчас основная задача всех наших производителей и поставщиков при помощи государства добиться признания нашей национальной сертификации, точнее взаимной. В первую очередь с дружественными странами. Для нас наиболее важны рынки Китая, Турции, Индии, где НСЛС пока не признана.
Группа «Илим» ведет сейчас работу по взаимному признанию национальных сертификатов дружественных стран на уровне МИДа и Минпромторга, но пока мы в самом начале пути. Я надеюсь, что в ближайшие год-полтора мы продвинемся в этом вопросе.
- Спасибо большое, Алексей Валерьевич
© Беседовал Олег Соловьев