Владимир Шошин: «Экспортные ограничения усиливают конкуренцию на рынке гофроматериалов РФ»

Владимир Шошин: «Экспортные ограничения усиливают конкуренцию на рынке гофроматериалов РФ»
Владимир Шошин Директор по продажам на внутреннем рынке и СНГ Группы «Илим»

Группа «Илим» является лидером российского рынка в сегменте целлюлозных тарных картонов. Директор по продажам на внутреннем рынке и СНГ Группы «Илим» Владимир Шошин на Международной выставке RosUpack 2024 рассказал в интервью Бумпром.ру о текущем состоянии рынка гофроматериалов, трендах и перспективах развития.

Группа «Илим» является лидером российского рынка в сегменте целлюлозных тарных картонов. Директор по продажам на внутреннем рынке и СНГ Группы «Илим» Владимир Шошин на Международной выставке RosUpack 2024 рассказал в интервью Бумпром.ру о текущем состоянии рынка гофроматериалов, трендах и перспективах развития.

 

- Владимир Александрович, каково сейчас текущее состояние рынка гофроматериалов в России и СНГ?

- На сегодняшний момент рынок уже сбалансировался после введения 8-го пакета санкций. В прошлом году были существенные колебания. В этом же году рынок себя чувствует намного увереннее. Все игроки понимают, в какой структуре объемов продаж работать, по каким направлениям распределен экспорт продукции в СНГ и на внешние рынки. В целом, сейчас ситуация на рынке гофроматериалов стабильная.

 

- Как Вы оцениваете развитие российского гофробизнеса? С какими проблемами он столкнулся в результате западных санкций? Как Группе «Илим» удалось их преодолеть? Какие задачи ставит компания в этом сегменте?

- Давайте начнем с последнего вопроса. В 2024 году на предприятиях Группы «Илим» будет произведено в совокупности 4,2 млн тонн, из которых гофропродукция составляет 1,5 млн тонн, а направление гофробизнеса это конвертация 130 тыс. тонн собственных гофроматериалов. Поэтому сложности, с которыми нам пришлось столкнуться в гофробизнесе это небольшой объем проблем, которые мы успешно преодолели, и дальше продолжаем преодолевать.

Если говорить про гофробизнес в целом, а именно про производство транспортной упаковки, то здесь рынок очень позитивный. Он растет хорошими темпами, что можно увидеть здесь на Международной выставке RosUpack 2024.

На форуме мы с коллегами обменивались мнениями по поводу роста рынка гофроматериалов и здесь у компании «Готэк» более оптимистичный прогноз. Группа «Илим» же предполагает, что по итогам 2024 года рост составит не менее 5% по отношению к 2023 году. В целом, несмотря на более скромные показатели роста ВВП, рынок упаковки растет опережающими темпами. И это позитивный фактор. Мы прогнозируем, что в дальнейшем потребление гофропродукции будет расти не менее чем 3% в год. И это очень хорошо.

 

- Какова динамика производства основных групп «упаковываемых» товаров в РФ? Какие основные тренды в упаковке, влияющие на объём и структуру потребления?

- В своем докладе здесь на RosUpack 2024 я рассказал о них. Хороший темп роста показывает мясо, овощи, фрукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, напитки, бытовая химия, косметика и бытовая техника. «Плоскими», мы видим, тренды в стройматериалах и в рыбной отрасли для упаковки. Стагнирующая динамика наблюдается в табачных изделиях.

Если говорить о структуре потребления, говоря о целлюлозных и макулатурных материалах, то с учетом того, что из России вышли крупнейшие транснациональные компании, которые были привержены закрепленным композициям, то она изменилась. Сейчас основным фактором выбора, является себестоимость упаковки и поэтому давление именно в сегменте целлюлозных гофроматериалов усиливается.

Нам приходится конкурировать с макулатурными по стоимости метра квадратного в определенных отраслях для сохранения своей доли рынка. Даже в целевых для целлюлозного сырья сегментах, где есть специальное требование к качеству: заморозка, другая агрессивная среда, где необходимо применение определенных целлюлозных слоев, мы наблюдаем снижение нашей доли.

Если же мы говорим про коробку, которая должна держать штабель, то здесь никаких преференций для целлюлозного слоя теперь нет. Раньше же они были, потому что у крупнейших транспортных компаний были закупленные композиции, где были прописаны определенные требования, например, коробка должна состоять из двух целлюлозных слоев. И поменять это было сложно. Сейчас это практически ни у кого не осталось.

Данный тренд приводит к тому, что доля потребления целлюлозных гофроматериалов сокращается, но если говорить про абсолютную величину, то она сохраняется только за счет того, что рынок растет. Между тем, экспортные ограничения усиливают конкуренцию на рынке гофроматериалов РФ.

 IMG_5875.JPG

- В каких отраслях российской промышленности наибольший спрос на гофропродукцию?

- Группа «Илим» в основном отслеживает отрасли, где используются целлюлозные гофроматериалы, где продукция из нее пользуется спросом. Для нас, как производителя целлюлозного сырья, позитивным является, например, то, что растет потребление мяса, овощей и фруктов. Мясо — это охлаждёнка, где требуются повышенные требования к упаковке с применением целлюлозы. А фрукты — там идёт потеря влажности. Поэтому нужны коробки с целлюлозными слоями. Данные сегменты российской промышленности сейчас растут, что нам и помогает сохранять объём поставки гофропродукции на российский рынок. На наших гофрозаводах процент использования целлюлозного сырья вырос с 70% до 97%.

 

- Как Группа «Илим» решает вопросы конкурентноспособности гофропродукции на рынке России и СНГ?

- Группа «Илим» с точки зрения транспортной упаковки находится в рынке, и здесь для нас никаких преференций нет. Мы конкурируем, как и остальные производители за счет сервиса, за счет качества целлюлозной коробки, за счет цены. Для компании является важным фактором наличие двух гофрозаводов – один из которых находится в Коммунаре, другой в Дмитрове. Это позволяет компании гарантировать клиентам стабильность поставок.

 

- Владимир Александрович, расскажите об упаковочных решениях Группы «Илим»?

- Мы постоянно работаем с клиентами с точки зрения обновления дизайнов, повышаем эффективность использования нашей коробки. Мы предлагаем дополнительные решения, которые позволяют снизить себестоимость, либо вместимость, то есть весь стандартный набор решений, которые предлагают и наши конкуренты.

 

- Будет ли расти рынок гофропродукции в ближайшие 5 лет?

- Я уже говорил об этом в своем выступлении на международной выставке RosUpack 2024. Мы в целом оцениваем рынок позитивно, он растет и растет опережающими темпами. Мы ожидаем, что рост будет не менее 3% в год.

 

- Разрабатывает ли Группа «Илим» инновационные виды гофропродукции?

- Если говорить о транспортной упаковке, то здесь мы работаем в классическом сегменте, но используя собственное целлюлозное сырье мы предлагаем нашим покупателям высококачественную упаковку.

 IMGL4356.JPG

- Сейчас многие компании в разных отраслях столкнулись с проблемой кадров. Как Группа «Илим» решает этот вопрос?

- Как и все российские компании, Группа «Илим» испытывает существенные сложности с персоналом. В первую очередь, с производственным персоналом.

Группа Илим традиционно уделяет большое внимание развитию кадрового резерва компании. Обучение и развитие действующего персонала направлено на повышение эффективности процессов. Также продолжается работа с СУЗами и ВУЗами по обучению персонала и привлечения молодых специалистов на предприятия в штат компании.

Имеются стажировки для учащихся и выпускников. Группа «Илим» предлагает принять участие в программе краткосрочных и долгосрочных стажировок «Илим Старт».

В Группе «Илим» одной из важнейших инициатив, связанных с процессом своевременного и качественного укомплектования кадрами, являются 2 программы: Реферальная программа и программа «Инкубатор».

Реферальная программа действует в Группе «Илим» с 2021 года. Она нацелена на привлечение новых специалистов на вакантные позиции по рекомендации действующих сотрудников компании. На сегодня по программе рекомендаций в Группе «Илим» трудоустроены более 350 человек.

Программа «Инкубатор» действует в Группе «Илим» с 2022 года. Она направлена, прежде всего, на укомплектование дефицитных профессий производственного персонала. Обучение кандидатов проходит на базе специальных учреждений, а также в учебных центрах Группы «Илим». На сегодня по программе «Инкубатор» в Группе «Илим» трудоустроено более 500 человек.

Учебные центры на каждой площадке являются не только мощной отличительной особенностью компании, но и основным ее преимуществом, позволяющим на их базе вести подготовку кадров более чем на 70 различных профессий.

Работа с СУЗами сейчас выходит на первое место. В связи с тем, что к учебным заведениям в наше время обратились многие работодатели, уже не достаточно только предоставлять места для стажировок и практики. За молодежь идет конкурентная борьба.

Для того, чтобы привлечь молодежь на предприятия Группы Илим компания предлагает:

- целевые договоры с высокой стипендией по дефицитным профессиям;

- оплачиваемые практики с опытными наставниками;

- дуальные программы обучения (теория в СУЗе, практические занятия на производствах и учебная практика в наших Учебных центрах);

- гарантированное трудоустройство;

Для студентов ВУЗа Группа Илим также предлагает широкие возможности:

- целевые договоры с высокой стипендией;

- возможности познакомиться с реальными кейсами производства и решить их с научными руководителями ВУЗа, в дальнейшем использовать как основы своей дипломной работы;

- оплачиваемые практики с оплатой проживания и проезда для иногородних студентов;

- возможность пройти длительную стажировку после окончания бакалавриата по программе «Илим Старт».

 

- Спасибо большое, Владимир Александрович.

 

© Беседовал Олег Соловьев