«Волга» – это серьезный игрок на рынке упаковочных бумаг
Генеральный директор АО «Волга» Сергей Пондарь заявил в интервью журналу «Лесная индустрия», что диверсификация продуктового портфеля позволила компании пережить пандемийный год
Диверсификация продуктового портфеля позволила компании пережить кризис, вызванный COVID-19, уверен генеральный директор АО «Волга» Сергей Пондарь. Если раньше комбинат специализировался на производстве газетной бумаги, то сегодня более половины выпускаемой им продукции – это упаковочные виды бумаг.
– Прошедший год для лесной отрасли был сложным. Каким он стал для компании «Волга»?
– Интересным! Хотя безусловно, это был сложный год, но, наверное, легких в нашей промышленности просто не бывает. Для нас это было время тестирования стойкости менеджмента компании, его готовности принимать нетривиальные решения. Основной вызов заключался в том, что у «Волги» была монопродуктовая линейка – газетная бумага – на падающем рынке, относительно небольшие объемы производства и отсутствие плана развития. Главным решением стало изменение продуктового портфеля компании. За несколько месяцев, предшествовавших кризису, возникшему вследствие пандемии коронавируса, мы начали агрессивную продуктовую диверсификацию. Если ранее «Волга» была производителем только газетной бумаги, то уже к III кварталу 2020 г. более 50% нашего продуктового портфеля составила упаковочная бумага. Мы наладили выпуск нишевых продуктов, таких как интерлайнер (бумага для средних слоев пятислойного картона), бумага с внутримассной проклейкой, пухлая бумага для печати книг. Рынок тарных бумаг на порядок больше по объему производства и потребления в сравнении с газетной бумагой, он растет на 2–4% в год.
Кроме того, на предприятии была введена жесткая программа экономии, ограничений, прежде всего в заработной плате менеджменту. Все это позволило нам пройти 2020 г. значительно лучше, чем многим другим компаниям.
– С какими производственными показателями компания завершила 2020 г.?
– В 2020 г. мы увеличили объем производства до 276 099 т продукции. Это стало абсолютным рекордом компании с 2015 г. Доля комбината в общероссийском объеме выпуска бумаги выросла до 21%. Показатель EBITDA по МСФО составил 1,5 млрд руб., выручка от реализации продукции – 9,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,9 млрд руб. Во II квартале 2020 г. мы запустили новую линию производства термомеханической массы. Это позволило увеличить производительность комбината с 250 до 330 тыс. т продукции в год и дозагрузить мощности на буммашине №5. Инвестиции в этот проект составили 1,5 млрд руб. Общая производительность линии – порядка 50 тыс. т в год. Думаю, что по итогам 2021 г. объем выпуска у нас увеличится примерно на 15–17%. С точки зрения диверсификации мы серьезно увеличили сегмент упаковочных видов бумаг, причем расширили его за счет бумаг более тяжелого граммажа. Если в начале 2020 г. мы выпускали интерлайнер и флютинг, то сегодня – тестлайнер, который активно закупают российские производители гофроупаковки.
– Какие основные тенденции 2021 г. вы можете отметить? Как они повлияли на рынок в целом и на вашу компанию в частности?
– Во-первых, в этом году произошло частичное восстановление экономической активности, снизились логистические риски и, как следствие, отчасти восстановился спрос на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. Второе важное событие, которое сильно повлияло на нашу отрасль, – это предстоящие выборы в Российской Федерации. В связи с этим сейчас наблюдается повышенный спрос на газетную бумагу, хотя он все еще отстает от уровня 2019 г. Конечно, выборы – фактор временный, но на данный момент мы отмечаем его положительное влияние. Третья тенденция – это рост онлайн-торговли, что повлекло за собой увеличение использования упаковки. Еще один фактор, который также повлиял на промышленность, – снижение объемов сбора макулатуры на фоне COVID-19. В определенной степени спекулятивно цены на него поднялись в несколько раз по сравнению с началом 2020 г. Сегодня ситуация нормализовалась, и мы ожидаем что вторая половина года пройдет уже на фоне стабилизации рынка макулатуры.
Для нас 2021 г. стал ключевым с точки зрения продвижения стратегии развития компании. Весь прошедший год мы занимались маркетинговыми исследованиями, изучением рынка, подготовкой технической концепции. И в начале 2021 г. был разработан план мероприятий, стратегических инвестиций, направленных на развитие «Волги». Наша стратегия заключается в расширении производства упаковочной бумаги-основы для изготовления слоев гофроупаковки – тестлайнера и флютинга. Это легкие и ультралегкие виды упаковочных бумаг. Через полтора-два года мы хотим увеличить их производство на 50%. Так что планы достаточно амбициозные.
– Планируете ли вы экспортировать упаковочную бумагу?
– С конца 2019 г. «Волга» активно работает с рынком Китая. Для нас это новый рынок – и географически, и с точки зрения продукции. Дело в том, что в Китай мы экспортируем низкограммажные виды бумаг, так называемый интерлайнер, и небольшое количество флютинга. Что касается тестлайнера и флютинга высоких граммажей, то их мы поставляем в Европу. В области использования тестлайнера высокого граммажа европейский рынок более консервативный, нежели китайский. Однако европейские производители гофроупаковки проявляют все больший интерес к нашей легкограммажной бумаге. Вообще на рынке в последние несколько лет, с развитием интернет-торговли, наметился тренд снижения веса гофроупаковки. Если раньше важным требованием к упаковке был ее внешний вид, то сегодня она используется для того, чтобы товар не повредился во время его транспортировки. В связи с этим растет спрос на упаковочную бумагу легкого граммажа. И здесь у нас есть определенное конкурентное преимущество перед другими производителями аналогичной продукции. Поскольку ранее комбинат специализировался на изготовлении газетной бумаги, то наша БДМ спроектирована так, чтобы производить бумагу низких граммажей.
– Каковы ваши планы до конца этого года?
– Во-первых, это доработка стратегических планов первого этапа – увеличения производительности для выпуска новых видов тестлайнера. В настоящее время мы ведем переговоры с поставщиками основного оборудования, уже заключены договора на базовый инжиниринг. Во-вторых, до конца года необходимо завершить подготовку второго этапа – речь идет о модернизации комбината. Только на первом этапе инвестиции в модернизацию превысят 5 млрд руб. Мы рассматриваем возможность разгона бумагоделательных машин для дальнейшего увеличения их производительности. А также хотим выйти на новый уровень качества выпускаемой продукции, которую сегодня предлагаем рынку, в первую очередь для упаковки. Бумага «Волги» уже и сегодня используется в гофроупаковке, именно поэтому это отличная платформа для будущих инвестиций и хорошее доказательство того, что мы двигаемся в правильном направлении. Уже многим становится понятно, что «Волга» – это серьезный игрок на рынке упаковочных бумаг. В этом году комбинат впервые за всю его историю участвовал в выставке RosUpack. И могу отметить, что к упаковочной продукции «Волги» был большой интерес.
– В этом году АО «Волга» получило сертификат лесоуправления FSC. В чем была необходимость его получения? Какие преимущества дает его наличие компании?
– Прежде всего это доказательство того, что мы получаем лес из сертифицированных, экологически благополучных источников. Мы не просто находимся в тренде, а на практике подтверждаем свои намерения об устойчивом развитии. В 2020 г. компания впервые стала арендатором лесных земель. Теперь мы не только потребляем древесину, но и заготавливаем ее. Принимая участие в добровольной лесной сертификации, «Волга» поддерживает и внедряет создание системы экологической и социальной ответственности лесоуправления. Знак FSC на продукции глубокой переработки, произведенной из устойчиво управляемых лесов, важен и для российских, и для европейских потребителей. Это расширяет для нас диапазон тех стран, на рынках которых мы можем присутствовать. И конечно, усиливает наши позиции на международном рынке.
В планах компании – сертификация ISEGA и тестовые поставки нашей бумаги в некоторые нишевые сегменты потребления упаковочных видов бумаг для применений в прямом контакте с пищевыми продуктами.