Обзор СМИ от 1 февраля 2023 года

Обзор СМИ от 1 февраля 2023 года
01.02.2023

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ «ИЛИМ»

 

Ольга Мордюшенко, «КоммерсантЪ»

 

Россию покидает очередной крупный иностранный инвестор — американская International Paper. Компания за $484 млн продала 50% в лидере российской лесопромышленной отрасли, группе «Илим», российским акционерам. Но сделке, проводимой с существенным дисконтом, еще предстоит получить разрешение властей, которые в конце прошлого года не согласовали выход другого крупного международного игрока — австрийской Mondi. Эксперты считают, что вряд ли «Илим» после ухода зарубежного партнера ждут значимые изменения стратегии, но допускают удорожание кредитов.

 

Американский производитель бумаги и упаковки International Paper договорилась о продаже своей доли 50% акций в Ilim SA (владеет 96,37% в группе «Илим») своим российским партнерам — Захару Смушкину, а также братьям Борису и Михаилу Зингаревичам. Сумма сделки составила $484 млн, что предполагает общую стоимость группы «Илим» в $3,5 млрд. Компания была оценена с мультипликатором к EBITDA в 3,1 по результатам 2022 года (EBITDA за год составила $1,11 млрд) и учитывает чистый долг в размере $2,45 млрд. Сделка должна быть одобрена регулирующими органами. В Федеральной антимонопольной службе “Ъ” сообщили, что пока соответствующих заявок от компаний там не получали. Помимо этого, говорится в сообщении International Paper, также стороны договорились о выкупе за $24 млн оставшихся 2,39% акций в группе «Илим».

Достижение договоренностей о приобретении доли International Paper “Ъ” подтвердил председатель совета директоров группы «Илим» Захар Смушкин.

15-летнее партнерство с компанией он назвал «одним из самых успешных примеров реализации совместных проектов в лесопромышленном комплексе». За это время объем производства увеличился в два раза, а общая стоимость компании выросла почти в три раза, пояснил совладелец компании. «Мы довольны результатами совместной деятельности и хотели бы сохранить наше эффективное партнерство. Но в известных обстоятельствах наши партнеры приняли свое решение»,— отметил он.

«Илим» — крупнейшая лесопромышленная компания в России, на долю которой приходится 75% выпуска всей российской товарной целлюлозы, 20% картона и 10% бумаги. В состав группы входят три целлюлозно-бумажных комбината, два гофрозавода и проектный институт «Сибгипробум». Общий годовой объем производства целлюлозно-бумажной продукции компании составляет более 3,6 млн тонн. В первом полугодии 2023 года «Илим» планирует ввести в эксплуатацию целлюлозно-картонный комбинат мощностью 600 тыс. тонн готовой продукции в год в Усть-Илимске Иркутской области стоимостью $1,3 млрд.

Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов полагает, что после выхода иностранного акционера, который помогал привлекать средства на реализацию проектов у западных кредитных организаций, «Илим» может столкнуться с ростом ставки при оформлении кредитов в российских банках. По его мнению, в корпоративном управлении вряд ли что-то сильно изменится, однако теперь российским акционерам будет проще принимать решения, которые раньше могли долго согласовываться с International Paper.

С этим согласны и аналитики агентства WhatWood. Там полагают, что привлекать заемный капитал может стать сложнее. При этом там отмечают, что в трейдинговой стратегии компании, чей экспорт традиционно был ориентирован на Китай, вряд ли что-то изменится. К 2025 году «Илим» намерен довести объемы поставок туда до 2,5 млн тонн.

Источники “Ъ” на рынке поясняют, что долей в «Илиме» после объявления о предстоящем выходе International Paper интересовались китайские инвесторы, но переговоры с ними не ушли дальше начальной стадии.

«Других претендентов, кроме Захара Смушкина и его партнеров по "Илиму", де-факто быть не могло, так как у них было право первоочередного выкупа доли американской компании»,— говорит один из собеседников “Ъ”.

По оценке участников рынка, цена для такого актива является достаточно низкой, но с учетом существующих реалий, когда правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобряет сделки по уходу зарубежных компаний только со значительными дисконтами, вряд ли могло быть по-другому. Источники “Ъ” сомневаются, что у российских акционеров возникнут сложности с завершением сделки.

Однако прецедент блокирования выхода иностранного инвестора из российского лесопромышленного бизнеса уже есть: австрийская группа Mondi в конце 2022 года не смогла продать свой ключевой актив в России — АО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Покупателем за 95 млрд руб. должны были стать структуры владельца «Фармстандарта» Виктора Харитонина. Сейчас бизнесмен завершает сделку по покупке у банка Траст ООО «Кама», владеющего единственным в России заводом по производству беленого картона. С выходом из более мелких активов у Mondi проблем не возникло: 15 декабря компания заключила соглашение о продаже завода по выпуску гофрокартона и двух заводов по производству потребительских гибких материалов за 1,6 млрд руб. российской ГОТЭК.

Еще одной крупной сделкой, уже одобренной правкомиссией, стала продажа американской Sylvamo Corporation своего российского актива — «Сильвамо Корпорейшн Рус», управлявшего Светогорским ЦБК (мощность — 720 тыс. тонн целлюлозы, бумаги и картона в год). Сумма сделки составила 24,7 млрд руб. ($420 млн), покупателем выступил российский менеджмент.

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГУБЕРНАТОР ЦЫБУЛЬСКИЙ ПОДНЯЛ ГЛАВНЫЕ ДЛЯ РЕГИОНА ВОПРОСЫ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Обзор СМИ от 1 февраля 2023 года-Клуб Регионов-Архангельский губернатор Цыбульский поднял вопросы в Совете Федерации.jpg 

«Клуб Регионов»

 

Архангельская область открыла новый сезон Дней субъекта в Совете Федерации. Губернатор Александр Цыбульский выступил с докладом о социально-экономическом развитии региона, также состоялось обсуждение главных вопросов в комитетах – о развитии Архангельского транспортного узла, необходимости поддержки предприятий лесопромышленного комплекса, дополнительного финансирования программы переселения людей из ветхого и аварийного жилья, бюджетной обеспеченности регионов.

 

В проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Архангельской области» войдет предложение Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики включить Архангельск в качестве порта отправления в программу субсидирования регулярных перевозок по Севморпути, предусматривающую льготные тарифы на осуществление регулярных каботажных перевозок. Правительству РФ предлагают включить в госпрограмму «Развитие транспортной системы» создание отдельных объектов глубоководного района морского порта Архангельск (Новый порт). Еще одно предложение адресовано Минэкономразвития РФ – включить Архангельскую область в список субъектов РФ, претендующих на субсидии из федерального бюджета для создания индустриальных (промышленных) парков.

Матвиенко отметила, что на регион приходится треть всех инвестиционных проектов, которые реализуются в Арктической зоне России: «Это говорит о том, что руководство Архангельской области хорошо знает сильные стороны региона, грамотно использует его конкурентные преимущества для привлечения инвесторов и эффективного социально-экономического развития области». Много внимания уделяется и социальным вопросам. Сейчас один из самых актуальных – переселение людей из аварийного жилья в новые многоквартирные дома, и для продолжения строительства набранными темпами необходимо увеличить стоимость одного квадратного метра аварийного жилфонда до нормативной стоимости. Сенаторы поддержали и это предложение губернатора. Также в проект постановления Совфеда вошла инициатива Цыбульского по казначейским кредитам – при определении сроков, на которые они предоставляются субъектам, учитывать необходимость покрытия кассовых разрывов, возникающих в связи с введением единого налогового платежа. «Для каждого субъекта сумму можно дифференцированно, прогнозно посмотреть для того, чтобы не допускать очередного витка закредитованности субъектов», – подчеркнул архангельский губернатор.

Аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Пётр Колчин отмечает: «Цыбульский за время своего правления что Ненецким автономным округом, что Архангельской областью зарекомендовал себя как эффективный управленец, настроенный на результат. Использование площадки Совета Федерации в данном случае является как раз отражением этого стиля менеджмента. У Архангельской области за счет ее размеров есть определенные трудности с транспортной инфраструктурой, особенно в труднодоступные районы. Цыбульский показал, что он знает проблемы региона, у него есть план решения этих проблем, но ему не хватает средств, и дополнительное финансирование поможет. Очевидно, Архангельску предстоит пройти еще большой путь инфраструктурного, транспортного преображения, чтобы получить статус столицы всего арктического проекта. Для этого также потребуются дополнительные средства, потому что и экономике, и бюджетной сфере региона нужны новые инвестиции, вливания для более эффективной реализации региональных программ».

По словам Цыбульского, он уже убедился во время руководства Ненецким автономным округом, что личная поддержка председателя Совфеда Валентины Матвиенко и других сенаторов помогает отстаивать интересы региона на федеральном уровне и реализовывать проекты, в том числе такие жизненно важные, как строительство дорог. Сейчас одна из забот губернатора – обеспечить рост поступлений в бюджет от предприятий области. В основном это касается предприятий лесопромышленного комплекса. Традиционная история: лесопромышленный комплекс Архангельской области, несмотря на свою развитость, как и практически весь ЛПК Северо-Запада, был ориентирован на европейские рынки, которые в один момент оказались отрезанными и недоступными для наших производителей, пояснил Александр Цыбульский.

Сгладить проблему, по его мнению, поможет применение дифференцированного подхода к определению объема транспортных субсидий для предприятий отрасли, установление квоты на контейнерные поезда для предприятий Северо-Запада и приоритетный статус продукции ЛПК при отправке по железной дороге. «Конечно, необходимо всем вместе искать выходы из этой ситуации, – согласилась Валентина Матвиенко. – Ряд отраслей, в том числе лесоперерабатывающая промышленность, не по вине региона оказались в уязвимом положении. Возить лес и пиломатериалы из Архангельской области вместо Европы в Китай через всю страну, конечно, не самое эффективное решение. Президент России Владимир Путин недавно подчеркнул, что лесной отрасли необходимо придать импульс развития через углубление переработки сырья в нашей стране». По мнению спикера Совета Федерации, перспективные направления – производство мебели и деревянное домостроение.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов отметил в интервью «Клубу Регионов», что деятельность крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов страны во многом была завязана на иностранные инвестиции, что необходимо учитывать при выработке мер по минимизации негативного воздействия санкций: «Нужно искать экономические решения. Они могут носить краткосрочный характер, то есть поддержка тех предприятий, мест, где эти предприятия расположены, в форме прямых субсидий или отсрочек, льгот, поскольку затоваривание первичными ресурсами лесного комплекса при небольших мощностях уже имеет место. С другой стороны, нужны новые стратегии поведения в части лесного комплекса и расширения транспортных возможностей между европейской частью и востоком страны. В этой связи транзитное значение Северного широтного хода, который обсуждается в виде запуска как проекта, – это тоже одно из решений проблемы, тем более что по Архангельской области проходит значимая часть Северной железной дороги, которая должна в результате строительства Северного широтного хода соединиться со Свердловской. И около тысячи километров пути по Коми и Архангельской области должны быть реконструированы в части наращивания таких мощностей. Без этого трудно говорить о переориентировании потоков. Тонкая настройка дополнительных мер поддержки ЛПК через законодательные решения – это сложная работа, которая, наверное, и должна стать результатом Дней Архангельской области в Совете Федерации».

Эксперт добавил, что для субъектов РФ, выходящих на побережья морей Северного Ледовитого океана, развитие Севморпути играет очень важную роль. Причем для регионов западного сектора Севморпути и восточного, идущего от Енисея к морям Тихого океана, есть различия. «Для Архангельской области, которая служит своего рода форпостом для продвижения по Северному морскому пути, как и Мурманская область, роль Севморпути – это в том числе загрузка разного рода мощностей, которые связаны с отправкой судов к портам Обь-Иртышского бассейна и Енисейского бассейна. Соответственно, в данном случае значимость Севморпути для развития области высока именно с точки зрения развития портовой инфраструктуры и разного рода вопросов, связанных с цифровизацией этой транспортной артерии: обеспечение навигационных, метеорологических данных для безопасного прохождения судов», – прокомментировал Климанов.

По словам губернатора Цыбульского, уже реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию портовой и терминальной инфраструктуры, а также проекты, формирующие грузовую базу для транспортировки по Севморпути. Научно-технологический и человеческий потенциал позволяют претендовать на статус флагмана в сфере научно-технологического развития на всей территории Арктической зоны РФ. При этом современная инфраструктура создается для привлечения и молодых ученых, и тех, кто уже занимается развитием фундаментальных и прикладных наук в области исследования Арктики. «Интеграция науки в производственные процессы и в реализацию промышленного потенциала региона – направления, которые на ближайшие десятилетия полностью изменят Архангельскую область», – уверен губернатор.