Обзор СМИ от 1 июня 2022 года

Обзор СМИ от 1 июня 2022 года
01.06.2022

ЭКСПОРТ ЛЕСОПРОДУКЦИИ И САНКЦИИ: КАК И ГДЕ ИСКАТЬ РЫНКИ СБЫТА?

 

«Лесной комплекс»

 

2022 год продолжает бросать вызов за вызовом российской экономике и промышленности. Поток санкций со стороны ЕС не ослабевает, хотя, казалось бы, европейские «партнёры» к настоящему моменту задействовали практически все имеющиеся в их распоряжении рычаги. Перекрыли они и пути российскому экспорту лесоматериалов, который и так в январе столкнулся с эмбарго на вывоз необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.

 

В рамках прошедшей в апреле онлайн-конференции Woodindex 2022 эксперты обсудили положение дел в отрасли, наметили пути решения актуальных проблем, а также рассказали, как лесопромышленникам найти подходящие рынки сбыта в условиях санкционного давления.

 

Лесной сектор РФ под санкциями Европы

О том, какое влияние оказали санкции Евросоюза на российскую лесную отрасль, рассказал Николай Кожемяко, доктор экономических наук и региональный представитель компании Factum AG.

По словам эксперта, стоимость экспортируемой Россией продукции по итогам прошлого года составляла около 17,5 миллиардов долларов США. В структуре экспорта наибольший удельный вес занимали пиломатериалы — 35%, на втором месте были бумага и картон — порядка 20%, далее фанера — 11%, целлюлоза — 8%. В целом на долю так называемых «недружественных» стран в 2021 году пришлось около 46% от всего экспорта лесопродукции в РФ. При этом приблизительно 70% от этого числа приходится на страны Европы, 9% — на страны Северной и Южной Америки и порядка 15% — на страны Азии.

Если рассматривать отдельно поставки в страны Европейского союза, то наибольший удельный вес в объёме экспорта в данном направлении приходится на долю фанеры — свыше 40%. Также у европейцев широко востребованы российские пеллеты, целлюлоза и мебель.

8 апреля Евросоюз принял решение о введении пятого пакета санкции. Под эмбарго попали те виды продукции, которые могут способствовать развитию российской промышленности. В список попали:

- товары группы 44 ТН ВЭД — древесина и изделия из нее; древесный уголь, а также товарные позиции 4705;

- товарная позиция 4705 — древесная масса, полученная сочетанием механических и химических процессов;

- товарная позиция 4804 — крафт-бумага и крафт-картон немелованные, в рулонах или листах, кроме указанных в товарной позиции 4802 или 4803.

Возникает закономерный вопрос: а что не попало под санкции? Европейский союз не ввёл эмбарго на импорт из России бумаги, картона и изделий из них, мебели (отдельных позиций), лесохимической продукции, деревянных домокомплектов и целлюлозы.

«Если смотреть по влиянию по структуре экспорта, то да, мы понимаем, что порядка 30% экспорта у нас сегодня под вопросом. И компании занимаются поиском новых рынков или способов расширения старых рынков с дружественными странами, которые сегодня не ввели в отношении лесного сектора санкции.

Но серьёзное влияние, помимо запрета на экспорт продукции, оказывает запрет на экспорт технологии и оборудования, который включён в рамках этого пятого пакета санкций. Сегодня многие предприятия уже сталкиваются с проблемами поставки запчастей и оборудования по заключённым контрактам», — отметил Николай Кожемяко в своём докладе.

По его словам, не с самой хорошей стороны показали себя скандинавские страны: Финляндия и Швеция. Ещё до ввода санкций в отношении лесного сектора РФ многие компании-производители оборудования, которые долгое время работали на нашем рынке, отказались работать с российскими покупателями, нарушив тем самым свои контрактные обязательства по поставкам и по сервису уже работающего оборудования в России. Также многие шведские и финские компании перестали платить за отгруженную продукцию, несмотря на то, что для расчёта на тот момент не было никаких ограничений.

 

А что же рынки?

О текущей ситуации на рынках пиломатериалов и необработанной древесины в рамках конференции рассказала Екатерина Белецкая, директор по маркетингу «ВладВнешСервис».

В первую очередь спикер отметила положительный результат введённых в июле 2021 года таможенных пошлин на экспорт лесоматериалов с уровнем влажности более 22%: «По итогам года экспорт пиломатериалов в натуральном исчислении снизился на 6%, в то же время в денежном исчислении увеличился на 43%. По остальным экспортным позициям, по категориям деревопереработки, также прослеживалась положительная динамика. Объём поставок дешёвых товарных групп (необработанных топливных древесин) снижались, а дорогих (фанеры, ДСП, OSB-плит, шпона) — росли».

Также эксперт отметила, что по итогам 2021 года существенно выросли цены практически на все позиции.

Ну а с января 2022 года были введены заградительные пошлины на экспорт необработанной древесины влажностью выше 22%. По итогам первого месяца текущего года объёмы экспорта товарной группы 4403 (лесоматериалы необработанные, с удалённой или неудалённой корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные) снизились на 36% по тоннажу и на 41% в денежном исчислении по сравнению с январём 2021-го.

Если же сравнивать январские объёмы экспорта в целом в 2020, 2021 и 2022 годах, то можно сделать вывод о том, что российские экспортёры стали больше зарабатывать при меньших объёмах поставок. Существенную роль сыграли, подчеркнула в своём докладе Екатерина Белецкая, рост цен и увеличение доли более дорогих материалов в продаже. Таким образом, перспективы на 2022 год были для отрасли достаточно хорошие.

Однако пятый пакет санкций ЕС в отношении российского лесного сектора стал для российских экспортёров неприятным ударом, поскольку на долю экспортных поставок в страны ЕС в денежном исчислении приходится порядка трети всего российского экспорта.

«Многие компании, которые традиционно торговали с Европой, сейчас будут пробовать осуществлять экспорт через так называемые «транзитные» страны», — отметила спикер.

И стоит отметить, что сегодня это предположение оказалось верным: так, в начале мая о намерении поставлять свою продукцию за рубеж через Иран рассказали промышленные предприятия Костромской области. А Рослесинфорг сообщает, что в марте текущего года значительно возрос объём поставок лесных грузов по железной дороге в Республику Беларусь (в 1,8 раза), Турцию (в 1,6 раза), Азербайджан (на 37%) и Египет (на 23%).

Многие российские компании ищут новые пути для выхода на азиатский рынок, в частности, китайский. Однако, как отметила эксперт, Китай не сможет полностью компенсировать потери отрасли от ограничения экспорта в страны ЕС. В первую очередь из-за разных структур экспорта: если в Европе по большей части покупают российскую фанеру и пиломатериалы, то Китай заинтересован в кругляке, который он приобретает у России по ценам, которые в два раза ниже цен у европейских партнёров.

«Так как рынок сбыта для нас с введением санкций сильно сужается, то здесь в первую очередь будут лидировать те компании, которые начнут свою «экспансию» на новые рынки — на те страны, где есть определённый потенциал в наращивании объёмов», — подчеркнула Екатерина Белецкая.

Также российским производителям не стоит забывать о внутреннем рынке, который по итогам прошлого года показывал спрос на продукцию деревообработки. Об этом свидетельствует и увеличение спроса на индивидуальное жилищное строительство: эксперты наблюдали хорошую динамику по результатам ввода строительных объектов, зданий и сооружений.

 

СЫРЬЕ ИЗ ОТХОДОВ

Обзор СМИ от 1 июня 2022 года-Лесная индустрия–Сырье из отходов.jpg 

Хосе Матас, «Лесная индустрия»

 

Использование технологий рентгеновского излучения на этапе сортировки щепы позволит производителям древесных плит получить качественное сырье из переработанной древесины.

 

Древесина – универсальный материал, используемый для создания различных промышленных и потребительских товаров, таких как мебель, древесные плиты, строительные материалы, бумага, картон и т.д. Одним из перспективных направлений применения древесины является производство древесно-стружечных плит – эта продукция на сегодняшний день пользуется большим спросом. Однако ее производители сталкиваются с рядом проблем.

Нехватка древесного сырья и стремительный рост цен на него привели к тому, что «деньги больше не растут на деревьях». Выгодным становится производство продукции из восстановленной древесины и древесных отходов. Учитывая текущие цены на круглый лес и растущие экологические проблемы, именно древесные отходы становятся тем ресурсом, который дает бизнесу новые возможности. Древесные отходы скапливаются в огромных количествах по всему миру и потенциально могут использоваться в качестве источника сырья для деревообрабатывающей промышленности.

Сегодня древесные отходы в основном применяются в качестве топлива и лишь небольшая их часть служит сырьем для изготовления древесных плит. Но тенденции начинают меняться. Показатели переработки древесины в разных странах сильно различаются и зависят от соответствующих рынков и инфраструктуры.

В Великобритании ежегодно образуется 4 млн т древесных отходов. При этом перерабатывается в стране только 1,3 млн т, 2,5 млн т используются для получения биомассы, а остальные – экспортируются. Аналогичная ситуация наблюдается и в Южной Европе: в Италии ежегодно собирают около 2 млн т древесных отходов, 63% от этого количества идет на производство древесных плит. Это позволило стране снизить выбросы CO2 на 2 млн т и сократить количество захораниваемых древесных отходов. С другой стороны, в США в 2018 г. было образовано около 18,1 млн т древесных отходов, и только 17% от этого количества – переработано. Как видно, разница между странами значительна.

Производители древесных плит, для того чтобы сэкономить средства и получить постоянный источник сырья, стараются внедрять на своих заводах или интегрировать в цепочку поставок решения по сортировке древесных отходов.

Использование древесной щепы высокой чистоты дает производителям древесных плит неоспоримые преимущества. Прежде всего переработанная древесина стоит до 40% дешевле, чем круглый лес. Как правило, она имеет меньшую влажность, что позволяет экономить на энергии на этапе сушки в процессе производства древесно-стружечных плит. Кроме того, переработка древесных отходов продлевает оборот материалов и снижает потребность в дополнительной лесозаготовке. Древесная щепа высокого качества может использоваться для вторичной переработки материалов, а древесные отходы более низкого качества могут заменить традиционные ископаемые источники энергии. Повторное использование переработанной древесины позволяет плитным комбинатам перейти от линейного к замкнутому способу обращения с древесными отходами.

Эти преимущества не являются чем-то новым для отрасли. Производители древесных плит постоянно стараются увеличивать содержание вторичного сырья в своих производственных процессах, чтобы обеспечить экономическую жизнеспособность компании и снизить зависимость от первичного материала. В то же время они стремятся максимизировать объем производства и сохранить или даже увеличить прибыль, которая становится все меньше из-за исторически высоких цен на первичное древесное сырье. Для того чтобы покрыть свои расходы и работать с прибылью, им приходится увеличивать объемы производства. К сожалению, это легче сказать, чем сделать. Отсутствие инфраструктуры в некоторых странах в сочетании с нехваткой материалов затрудняет компаниям доступ к материалам и наращиванию производства. Хотя сбор, сортировка и переработка древесных отходов в Центральной Европе более развиты, есть еще много возможностей для совершенствования. Страны за пределами Европы могут использовать существующие передовые практики в качестве маяка для развития переработки древесных отходов и увеличения инвестиций. Создание хорошо функционирующей и бесперебойной цепочки поставок, включающей переработку древесных отходов, имеет жизненно важное значение для будущего деревообработки и экономики замкнутого цикла.

Увеличение содержания вторичного сырья при производстве древесных плит – цель хоть и труднодостижимая, но добиться ее вполне реально, используя эффективные технологии сортировки.

В отличие от традиционных методов, для повышения производительности обработки требуется «прыжок веры». Существующие сортировочные линии – это «драйверы восстановления». Они являются незаменимым технологическим звеном любого завода по переработке древесины или плитного комбината. Используя новейшие технологии, они позволяют перерабатывать древесные отходы в сырье необходимой фракции. Только высокоточная сенсорная сортировка необработанной древесины дает возможность получить необходимое вторичное сырье для изготовления высококачественных древесно-стружечных плит. Поэтому решающее значение имеет удаление всех загрязнений и разделение потока древесины по сортам.

Использование во время сортировки вторичного древесного сырья систем рентгеновского излучения компании Tomra, работающих в инфракрасном диапазоне, позволяет вовремя опознать и удалить из него металлы. А разработанное компанией приложение для обработки древесной щепы помогает точно разделить древесину A и древесину B. С помощью обученных нейронных сетей программное обеспечение для сортировки может обнаруживать, анализировать и разделять сорта древесины и даже извлекать из потока перерабатываемых древесных отходов фракции древесноволокнистых плит средней плотности (MDF). Причем на этом возможности нейронной сети не останавливаются – ее база растет с каждым отсканированным и отсортированным объектом. Объем информации постоянно увеличивается и со временем позволяет системе выполнять задачи более эффективно, даже при постоянно меняющемся составе материалов.