Обзор СМИ от 10 февраля 2023 года

Обзор СМИ от 10 февраля 2023 года
10 февраля 2023

СПАСТИ ЛЕСНОЙ БИЗНЕС ПОМОРЬЯ ПОМОГУТ ТРАНСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ

 

Татьяна Сухановская, «Российская газета»

 

Предприятия лесного комплекса получат дополнительные государственные средства для перевозки своих грузов на восток: напомним, в январе вице-премьер Виктория Абрамченко поддержала увеличение максимального размера экспортной логистической субсидии со 100 до 500 тысяч рублей в расчете на одно предприятие ЛПК. Кроме того, северо-западные лесопромышленные компании получат приоритет в перевозках продукции в восточном направлении.

 

Преференции связаны с тем, что нацеленный ранее на Европу лесной бизнес СЗФО после введения санкций пострадал сильнее всего.

Вместе с тем в этом году появятся и новые виды государственной поддержки: они помогут снизить затраты лесного бизнеса при перевозках продукции ЛПК как железнодорожным, так и морским транспортом, а также при ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей.

Напомним: в прошлом году "Российская газета" рассказала о том, что из-за перегруженности железнодорожных путей и дефицита вагонов часть лесопромышленников СЗФО пытается использовать возможности Севморпути. Вместе с тем доставка одного контейнера морем стоит сейчас почти на две тысячи долларов дороже железнодорожных перевозок и значительно увеличивает себестоимость пиломатериалов и продукции ЦБК. Тем временем транспортная субсидия стала существенной поддержкой в основном для предприятий малого бизнеса, тогда как крупные игроки ее просто "не заметили" из-за несоизмеримого роста затрат на транспортировку лесной продукции.

Одновременно доставка леса потребителю в прошлом году сильно задерживалась. Так, с сентября по декабрь 2022 года из заявленных 285 контейнерных поездов в Поморье фактически было отправлено 160 - это всего 56 процентов. По мнению председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, ситуацию можно разрешить, если установить квоту на выделение контейнерных поездов для предприятий Архангельской области.

При этом надо учитывать, что именно в Архангельской области лесопромышленный комплекс оказался одним из самых удаленных от новых рынков сбыта, из-за чего логистика поставок здесь значительно дороже, чем в других регионах.

Кстати, в прошлом году были утверждены и новые правила предоставления промышленным предприятиям транспортных субсидий - в список поддержки вошла продукция целлюлозно-бумажной промышленности, а также топливные гранулы. Более того, в 2023 году транспортную субсидию смогут также получать производители фанеры и пиломатериалов.

Но вопросы по поводу объема выделенных средств у лесопромышленников остаются - для крупных производителей даже увеличенный размер такой помощи не спасет ситуацию с доставкой. В Совете Федерации отметили, что предельный размер субсидирования в 2023 году сможет компенсировать лесопромышленным предприятиям Поморья не более трех процентов затрат на транспортировку продукции.

- Необходимо увеличивать транспортную субсидию и выплачивать ее поквартально, поскольку у крупных производителей затраты измеряются миллиардами рублей. Это один из самых злободневных вопросов в лесном бизнесе, - считает председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии парламента Поморья Александр Дятлов.

Совет Федерации рекомендовал профильным министерствам правительства РФ, а также "Российским железным дорогам" рассмотреть и еще одно предложение Архангельской области - об установлении квот на контейнерные поезда. Кроме того, профильный комитет СФ предлагает разработать меры по снижению кредитной нагрузки для лесопромышленных предприятий.

Отметим, что для спасения лесной отрасли Архангельская и Вологодская области направили десятки обращений в федеральные ведомства и предложили более 30 различных способов поддержки ЛПК. Ряд из них уже принят: это, к примеру, льготное кредитование, согласно которому системообразующие лесные компании Северо-Запада уже заключили договоры с банками по льготной кредитной ставке 11 процентов. После обращения регионов СЗФО в органы власти России продлены и сроки реализации приоритетных инвестпроектов в освоении лесов.

Тем временем в правительстве Поморья считают, что новые меры по сохранению лесной экономики необходимо принимать экстренно, ведь ЛПК - главный источник поступлений региональной казны. И хотя бюджет области по доходам в прошлом году был исполнен с превышением плана на 12 процентов, рост поступлений обеспечивался в основном в первом полугодии:

- Начиная с июля поступления по налогу на прибыль ежемесячно снижаются и за полгода снизились практически на треть. В основном это касается предприятий лесопромышленного комплекса и финансовой сферы, - сказал на недавнем заседании Совета Федерации губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

По мнению главы региона, в сфере ЛПК Северо-Запада улучшить ситуацию сможет дифференцированный подход к определению объема транспортных субсидий, а также создание приоритетов для отправки лесной продукции СЗФО по железной дороге.

- Уже сейчас есть предложения по освоению новых рынков, но для этого необходим отдельный механизм субсидирования. Потому что с такими транспортными расходами наша продукция просто не будет востребованной и не сможет конкурировать на этих рынках, - резюмировал заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Автушенко.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ: ПО КАКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЛУЧШЕ СТРОИТЬ ДЕРЕВЯННЫЕ ВЫСОТКИ?

Обзор СМИ от 10 февраля 2023 года-Лесной комплекс-Экспертное мнение_по какой технологии лучше строить деревянные высотки.jpg 

Дмитрий Зубов, руководитель Департамента развития малоэтажного строительства при Всероссийском центре национальной строительной политики, директор ООО «СиЭлТи РУС», «Лесной комплекс»

 

Пока предприятия российского леспрома с переменным успехом пытаются открыть для себя новые рынки сбыта за рубежом, власти возлагают надежды на развитие внутреннего рынка потребления древесины. А подстегнуть его рост в сегодняшних непростых условиях может деревянное домостроение.

 

Ранее «Лесной комплекс» уже писал о том, что одним из перспективных направлений развития этого сегмента является массовое строительство многоэтажных домов из древесины. В 2022 году в Вологодской области за считанные месяцы были возведены сразу два четырёхэтажных здания из CLT-панелей, что во многом может считаться отправной точкой для всей отрасли.

К слову, редакция «Лесного комплекса» присутствовала на церемонии открытия нового жилого комплекса, в которой также приняли участие министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, сенатор Татьяна Гигель и президент Segezha Group Михаил Шамолин.

«Это исторический день для строительной отрасли РФ. Проект будет тиражироваться по всей стране, и это первый шаг в развитии отечественного многоэтажного деревянного строительства. Теперь мы сможем строить из CLT гражданские, производственные, социальные объекты: школы, детские сады, поликлиники. Всё это с применением экологически чистых материалов и с минимальными затратами, в том числе по времени возведения. Строить можно в любой местности, при любых погодных условиях, в том числе в вечной мерзлоте. Уверен, что будущее за деревянным домостроением», — отметил тогда губернатор Вологодской области.

 

Развитию быть!

Вопросы развития деревянного домостроения в России обсудили также в Госдуме в рамках рабочего совещания Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, которое состоялось 24 января 2023 года. Председатель Комитета Дмитрий Кобылкин отметил, что палки в колёса развитию этого сегмента ставят устаревшее нормативное регулирование и отсутствие настоящих мер поддержки.

«Как следствие, при общей высокой потребности в деревянном домостроении большая доля — более 50 процентов — приходится на так называемый серый рынок. По данным экспертов, общий объём в финансовом выражении составляет порядка 400 миллиардов рублей», — цитирует Кобылкина «Парламентская газета».

Видимо, перемены в законодательстве всё же намечаются. Например, директор ФАУ «ФЦС» при Минстрое Андрей Копытин рассказал, что с 2024 года власти планируют наделить застройщиков возможностью возводить дома из древесины высотой в пять этажей. Строительство деревянных высоток считают перспективным и в Архангельской области, где предложили переселять людей из аварийного жилья в новенькие многоквартирные дома из дерева.

 

Вопрос безопасности

Однако на любое жильё должен быть спрос. И если тех же европейцев, зацикленных на так называемой зелёной повестке, современной деревянной школой или жилой многоэтажкой из плит CLT удивить не выйдет, то россияне к подобным экспериментам всё ещё относятся с изрядной долей скепсиса.

И их можно понять: в сознании людей довольно крепко мнение о ненадёжности домов из дерева. Никому не хочется, чтобы высотка из древесины вспыхнула подобно спичке от единственной искры. Однако эксперты отмечают, что сегодня качественный деревянный дом — это безопасное, долговечное и энергоэффективное жильё.

В частности, ранее Андрей Баннов, руководитель проекта DOM TECHNONICOL, отметил, что надёжность деревянных домов лучше слов подтверждают примеры из реальной жизни. Так, на Аляске — в месте с крайне суровым климатом — до сих пор сохранился деревянный дом, построенный в 1680 году. Эксперт отметил, что сегодня задача застройщиков и производителей состоит в том, чтобы работать с общественным мнением и показывать на практике, что деревянные дома ничуть не уступают зданиям из менее экологичных материалов, а в чём-то даже их превосходят.

 

Что лучше: дерево или бетон?

Своим мнением относительно перспектив массового деревянного строительства, в частности в России, поделился руководитель Департамента развития малоэтажного строительства при Всероссийском центре национальной строительной политики, а также директор ООО «СиЭлТи РУС» Дмитрий Зубов.

— В г. Соколе Вологодской области в 2022 году сданы первые четырёхэтажные многоквартирные дома. Эти дома являются показательными. Сейчас технологией заинтересовались многие девелоперы и застройщики.

Впервые эту технологию применили в Швейцарии в 90-х годах. Первые современные CLT-панели были разработаны в 1996 году в Австралии. Благодаря возросшему интересу общества к экостроительству, технология стала востребованной.

Главные преимущества строительства домов и зданий из CLT — скорость возведения, отсутствие «мокрых» процессов строительства, экологичность, а также расширенные возможности архитектуры и дизайна и сейсмостойкость.

А вот главными минусами являются цена и отсутствие на сегодняшний день нормативов и строительных норм, позволяющих строить дома выше четырёх этажей. Сейчас дома до пяти этажей строятся по специальным техническим условиям.

Думаю, что в течение трёх лет появится нормативная база, позволяющая строить деревянные здания до 28 м высотой.

Но я бы не сказал, что на эту технологию нужно возлагать большие планы в области многоэтажной застройки, по крайней мере не в том виде, в котором построены дома в Вологодской области.

Дома, построенные в Соколе, выполнены полностью из дерева, включая перекрытия, лестничные марши. Но в соответствии с противопожарными нормами стены и потолки, особенно на путях эвакуации, пришлось зашивать негорючими листовыми материалами. Поэтому частично смысл в дереве пропадает.

Оптимальным будет сочетание монолитной технологии с CLT-панелями. Каркас и перекрытия — монолитный ж/б, а ограждающие конструкции — в дереве. Сочетание с бетоном — это необходимость в многоэтажках, так как требуется монтаж лифтов.

В нашей стране тема экологии не сильно развита. Люди готовы жить в домах из неэкологичных материалов, так как в большинстве случаев решает цена. К тому же есть недоверие граждан к дереву в плане пожарной безопасности. Технология деревянного строительства CLT, несомненно, займёт весомую нишу в строительстве домов до четырёх этажей, но до массового многоэтажного строительства, думаю, не дойдёт, с монолитом и кирпичом конкурировать трудно.

По технологии CLT, считаю, оптимально строить дома до трёх этажей. Это ИЖС и малоэтажные комплексы, а также таунхаусы, коммерческие объекты и объекты социальной инфраструктуры.

Деревянные дома гораздо комфортнее для проживания. В них своя атмосфера, свой микроклимат. Что касается применения клеевых систем, то концентрация химически опасных соединений практически исключена.

Испытания на пожароустойчивость превзошли ожидания. Да, дерево — горючий материал. Но если рассматривать несущие конструкции из дерева, то их пожароустойчивость гораздо выше металлических и бетонных конструкций.

Если говорить про жителей, то для них главным преимуществом при выборе такого жилья, конечно, является экологичность и комфортность для проживания. Но экология более актуальна для ИЖС и малоэтажного строительства. Если же говорить про застройщиков, то преимущества — скорость строительства, отсутствие сезонности, архитектурные возможности.

2020 и 2021 год очень сильно подорвали рынок деревянного домостроения в РФ. Из-за высокого спроса на экспорт вся продукция шла мимо внутреннего рынка по высоким ценам. Острый дефицит сырья и невозможность исполнить внутренние контракты привели к закрытию и банкротству многих предприятий. Сейчас, в связи с санкционной политикой, ситуация кардинально поменялась, что, конечно, благоприятно влияет на развитие деревянного домостроения в РФ. На январь 2023 года цены на сырьё опустились практически до уровня 2019 года. Стабилизировался спрос на клеёный брус. Растёт интерес к CLT. Хотелось бы более устойчивой банковской политики с более доступными ипотечными продуктами. Пока ипотеку «шатает» из стороны в сторону. Она вроде бы как есть, но не всегда и не везде.

Напрашивается земельная реформа. Если землю исключить как источник наживы, жильё станет гораздо доступнее. Рынок ИЖС и малоэтажки растёт с каждым годом. Начала работать программа по комплексному развитию территорий, что позволяет строить посёлки с готовой инфраструктурой.

Очень хорошо развивается туристическая отрасль, где часто используются дома и объекты из дерева.

 

Поделиться
Отправить
Класснуть