Обзор СМИ от 10 июня 2022 года

Обзор СМИ от 10 июня 2022 года
10.06.2022

ПЕРЕРАБОТКА НИЗКОСОРТНОЙ ДРЕВЕСИНЫ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ

 

Мария Кармакова, «Лесной комплекс»

 

«За два года своей работы в участковом лесничестве я успел ощутить достаточное количество обновлений и нововведений в сфере лесных отношений. Проблема в том, что эти изменения никак не упростили и не улучшили ни мою работу, ни работу лесозаготовителей. По-моему, разрабатываемая и выпускаемая нормативная база только добавляет дискуссий и споров вместо реальной пользы.

А очень хочется, чтобы, наконец, появился документ, направленный на поддержку и развитие лесного хозяйства нашей страны», — такое обращение (буквально крик души) поступило в нашу редакцию от Александра Харченко, который в настоящее время исполняет обязанности участкового лесничего в Краснотурьинском участковом лесничестве ГКУ СО «Карпинское лесничество» Свердловской области.

 

За свою трудовую карьеру Александр Владиславович успел поработать в самых разных отраслях, в лесное хозяйство вернулся только два года назад. Но как выпускник лесомеханического факультета Уральского государственного лесотехнического университета он хорошо осведомлён о специфике работы в этой сфере.

В своём письме он высказал соображения относительного того, как должна развиваться лесозаготовительная отрасль, и предложил опубликовать их, чтобы все заинтересованные стороны могли ознакомиться с ними и обсудить их целесообразность. Далее приводим текст его письма.

 

Путь к комплексной переработке

В своём письме я хотел бы обозначить проблему, связанную с утилизацией отходов от лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности. Осенью прошлого года мне довелось посетить окружной семинар–совещание, организованный Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и посвящённый итогам работы контролирующих органов в 2021 году.

Было задействовано достаточно много «высоких» лиц и небольшое количество тех, кто «на земле» исполняет разработанные и принятые ими приказы, законы и постановления. На этом семинаре были представлены интересные доклады-разъяснения о том, как правильно готовить отчёты, приводились данные о количестве проведённых проверок и суммах штрафов.

Но, к моему удивлению, наиболее интересным оказался доклад местного крупного лесозаготовителя и переработчика о проделанной за год работе. Среди прочего он озвучил, что на предприятии планируется запустить цех по производству топливных гранул (пеллет). Докладчик подводил к тому, что, как бы тяжело ни было, нужно делать ставку на развитие нового рынка — «отходы в доходы».

И вроде бы всё хорошо, но главным моим разочарованием стало то, что в заключение этого собрания среди выводов председательствующих лиц не было высказано намерение об оказании помощи этому новому рынку по переработке древесных отходов.

В моём регионе говорят так: «У нас девять месяцев зима, остальное — лето». Не я один вижу отношение лесозаготовителей и государства к теме переработки порубочных остатков и отходов лесозаготовки. Уверен, что не только меня волнует тема доступного топлива для обогрева жилища, гаража, цеха или склада в холодное время года. Поэтому предлагаю рассмотреть предложение по форме лесного хозяйствования в регионах, подобных моему.

 

Накопители древесины

Для большего понимания обстановки хочу кратко описать свой район. В северной части Свердловской области по большей части произрастают хвойные лесные насаждения (таёжный район), средняя высота снежного покрова составляет 1 м. Здесь достаточно развитая дорожная сеть — в среднем примерно через каждые 20 км расположены населённые пункты (города, посёлки обычные и городского типа).

Площадь ГКУ СО «Карпинское лесничество», в состав которого входит Краснотурьинское участковое лесничество, — почти 0,9 млн га, из них 0,65 млн га — эксплуатационные леса, их используют около 10 лесозаготовительных организаций. Очень большое количество лесоперерабатывающих микропредприятий с «ленточками», разбросанных по промплощадкам, и при этом всего пара-тройка производителей топливных гранул (пеллет), а производителей брикетов, древесного угля и щепы я не нашёл вовсе.

Такова реальность лесного хозяйства нашего района, где ему (хозяйству) больше подходит определение «лесосырьевая база».

Если взглянуть на карты транспортного освоения территории и отталкиваться от здравого смысла, то картина лесохозяйственной деятельности должна иметь следующий вид. Абсолютно в каждом населённом пункте, в том числе и в заброшенных, нежилых поселениях, необходимо создать накопительную площадку, или, говоря техническим языком, верхний склад (я предлагаю дать ему определение «лесной концентрационный участок» — далее по тексту ЛКУ), с обустройством на нём необходимой инфраструктуры: гаража с ремонтной зоной, административных, бытовых, складских и при необходимости производственных помещений.

Основным направлением деятельности ЛКУ должны стать приёмка, хранение и учтённый отпуск всех заготовленных лесных ресурсов с близлежащих делянок (при минимальном плече доставки), включая порубочные остатки и неликвидную древесину.

Это позволит обеспечить первоначальную, а в каких-то случаях полную переработку порубочных остатков и отходов лесозаготовки в дрова, щепу, тарную (заборную) доску и подобные виды продукции из низкокачественной древесины. На базе таких ЛКУ можно создавать шишко-сушилки и пункты приёма дикоросов. Кроме того, это адекватный способ отпуска деловой и дровяной древесины нуждающимся в ней домохозяйствам.

 

Что это даст?

Для лесозаготовителя это в первую очередь возможность реализации дровяной древесины непосредственно на месте, сохранность заготовленного сырья, возможность хранения и проведения ремонтных работ транспортных средств и агрегатов в тёплых помещениях, а также инструмента, материалов и принадлежностей, в том числе противопожарного инвентаря, поблизости от проведения лесозаготовительных работ.

ЛКУ позволит избавить лесопользователей от «головной боли» по утилизации древесных отходов при очистке (доочистке) лесосек. Учёт и оформление документов на древесное сырьё, отгруженное с этого участка, можно поручить независимому обученному специалисту, а для проведения низкоквалифицированных сезонных работ (лесопосадка, уход за лесными культурами, тушение лесных пожаров) привлекать дополнительные силы.

Для государства создание лесных концентрационных участков тоже имеет свои плюсы. Прежде всего, это позволит обеспечить прозрачные показатели изъятых лесопользователями объёмов лесного фонда и создать современные рабочие места в лесных районах.

Кроме того, работа ЛКУ будет способствовать развитию рынка возобновляемых источников энергии и производства микро-ТЭС, позволит обеспечить более качественный подход к сохранению лесных экосистем за счёт вовлечения в лесное хозяйство местного населения, а также снизить вероятность возникновения лесных пожаров, в том числе за счёт более точечных и своевременных противопожарных мероприятий. Произойдёт снижение нагрузки на полигоны ТБО благодаря уменьшению объёмов древесно-кустарниковой растительности, срезанной в ходе расчисток линейных объектов.

Потребность в механизации работ нового рынка потянет за собой развитие машиностроения в области лесного хозяйства. Улучшится санитарная обстановка вокруг поселений за счёт своевременного обнаружения незаконных свалок, своевременной расчистки завалов от ветровалов и буреломов.

Для населения в числе преимуществ можно отметить новые рабочие места и шаговую доступность древесины, необходимой для домохозяйств. Кроме того, можно рассчитывать на то, что со временем население изменит своё отношение к лесопользователям и государственному контролю в сфере лесозаготовок в положительную сторону.

 

Каким образом?

С моей точки зрения, наиболее подходящим вариантом для масштабирования ЛКУ является организационная форма в виде хозяйственного партнёрства. В этом случае фиксированные части должны быть переданы в федеральную, областную (республиканскую, краевую) и муниципальную собственность, а оставшаяся часть — это в первую очередь лесозаготовители, во вторую — лесопользователи, и в третью — индивидуальные предприниматели и физические лица (самозанятые), желающие работать (оказывать услуги) на конкретной территории.

Считаю, что заинтересованность в устойчивом развитии территорий со всех сторон: государства (муниципалитеты), бизнеса и местного населения — даст долгосрочный положительный эффект.

В заключение хочу отметить ещё один важный момент. Если заглянуть в сортиментные таблицы и исходить из показателей лесозаготовителей, то мы увидим, что реализуется в лучшем случае 80% всей заготовленной древесины.

Условно: если годовая лесосека составляет 10 000 м3, то с этого объёма «пропадает» 2000 м3, а при обычной пятидневной рабочей неделе это минимум 8 м3 в рабочую смену, которые в данный момент не приносят положительного эффекта.

А сколько деревосодержащих изделий (мебель, двери, окна) ежедневно скапливается на городских полигонах ТБО и так же сгнивает, не принося никакой пользы? Считаю, что создание лесных концентрационных участков в формате хозяйственного партнёрства поможет изменить существующую ситуацию.

 

ДРЕВЕСНАЯ МУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТОПЛИВНЫМ ГРАНУЛАМ

 Обзор СМИ от 10 июня 2022 года-Лесной комплекс–Древесная мука как альтернатива топливным гранулам.jpg

«Лесной комплекс»

 

В связи с приостановкой на неопределённый срок действия сертификатов ENplus и SBP для российских производителей биотоплива, блокадой импорта продукции из России отдельными европейскими странами и логистическими проблемами производители топливных гранул вынуждены искать новые рынки сбыта либо переориентироваться на выпуск иного востребованного продукта. Хорошей альтернативой для изготовителей топливных гранул может стать производство древесной муки.

 

Объёмы экспорта древесной муки на мировой рынок показали стабильный рост: по данным аналитиков, суммарно продажи этой продукции из России на мировой рынок увеличились на 187 тонн в рамках 2021 года. Если по стоимости экспортные поставки возросли на 58%, то совокупная объёмность экспорта в натуральных показателях демонстрирует рост практически на 124%.

 

Спрос будет расти

В связи с текущей обстановкой нельзя исключить снижение экспорта древесной муки, но это не приведёт к снижению спроса на неё: по прогнозам экспертов, потребность действующих российских предприятий будет только расти за счёт новых сфер применения.

Сегодня древесная мука — очень востребованный продукт. Её применяют в оборонной промышленности, в производстве металлов, в нефтедобыче в качестве добавки в буровые растворы и тампонажные материалы и во многих других отраслях.

Особенно широкое применение древесная мука нашла в строительстве: её используют как наполнитель пористых абразивных строительных и кровельных материалов, при изготовлении стекломагниевых листов, бетонов, гипсокартонов, клеящих герметиков, как основу термопластичных древесно-полимерных композиционных материалов, в производстве строительных смесей как наполнитель клеевых составов, штукатурных и отделочных смесей (шпатлёвок, бетонов и т. п.), как основу для пресс-порошков, прессмасс, компаундов.

Область применения древесной муки постоянно расширяется благодаря её уникальным свойствам. Главным преимуществом этого материала является невысокая в сравнении с другими наполнителями насыпная плотность (от 70 до 200 кг/м3), что позволяет использовать меньшее количество древесной муки при том же объёме продукции, а это, в свою очередь, значительно сокращает затраты производства. Ещё один плюс древесной муки — она повышает упругость материалов (например, пластмасс) до 250%.

 

В поисках лучшего решения

Учитывая возрастающий спрос, специалисты холдинга «Доза-Агро» (торговая марка «Доза-Гран») разработали технологию производства древесной муки, сформировали комплекс оборудования для этой технологии, изготовили и смонтировали экспериментальную линию. Отработку производственных процессов и параметров каждой единицы оборудования сотрудники компании проводили совместно с учёными Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.

Первые тестовые испытания прошли успешно, было получено достаточное количество материала для анализа техпроцессов. Их обработку учёные выполнили в лаборатории университета и по результатам испытаний выдали рекомендации по доработке оборудования. После того как специалисты конструкторско-технологического отдела «Доза-Гран» реализуют их на практике, производственную линию вновь подвергнут испытаниям.

Через несколько циклов подобной работы будут получены оптимальные параметры функционирования как отдельных единиц оборудования, так и комплекса в целом. Разработчики намерены довести характеристики линии до соответствия лучшим мировым аналогам, что позволит использовать технологические решения «Доза-Гран» для производства экспортно-ориентированного продукта в промышленных масштабах.

 

Высокие требования

После успешного завершения всех испытаний на заводе «Доза-Агро» запустят производство древесной муки марки М200. В настоящее время на территории предприятия формируют соответствующую инфраструктуру, начато строительство здания для размещения промышленной установки.

Древесная мука — более дорогой и технологичный продукт по сравнению с топливными гранулами или брикетами, но нужно учитывать, что процесс её изготовления требует более ответственного подхода к организации технологического процесса: предприятиям необходимо обеспечивать высокую культуру производства, иметь в штате высококвалифицированный персонал и использовать сырьё с определёнными химико-физическими характеристиками.

Специалисты проектного отдела «Доза-Агро» готовят типовые проекты заводов по изготовлению древесной муки производительностью от 1 до 4 тонн готовой продукции в час.

 

Для справки

Производство древесной муки можно рассматривать и как новый вид бизнеса, и как альтернативу производству топливных гранул для деревообрабатывающих предприятий.