Обзор СМИ от 10 марта 2022 года

Обзор СМИ от 10 марта 2022 года
10.03.2022

РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

 

«Лесной комплекс»

 

О том, что Россия богата лесами, знает каждый школьник. На территории нашей страны произрастает около 815 млн гектаров леса, а это более 20% мировых запасов древесины! При этом, согласно данным Глобальной оценки лесных ресурсов 2020 года (ОЛР-2020), в мире по-прежнему насчитывается не менее 1,11 млрд гектаров нетронутых лесов. Более половины (61%) из них приходится в совокупности на три страны: Бразилию, Канаду и Россию.

 

Казалось бы, в таких условиях должно быть легко наладить действенную и эффективную модель управления лесами, однако год от года экологи, правозащитники и просто ответственные природопользователи сетуют на то, что в нашей стране такая модель отсутствует.

 

Лесоводство на сельхозземлях

О сложной судьбе самовольно выросших на заброшенных полях деревьев в отрасли известно давно. Правительство всё ещё не может решить, что ему делать с этими неучтёнными лесами: уничтожать их или же дать людям законное право заниматься лесным фермерством на землях сельхозназначения.

В 2022 году эту тему вновь вынесли на обсуждение. Рослесинфорг пообещал подсчитать лес на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, а Виктория Абрамченко, вице-премьер РФ, и вовсе заявила, что власти намерены вовлечь 15 млн гектаров сельхозземель в лесоклиматическую деятельность. Сделать это планируют до 2024 года. К слову, Минэкономразвития уже подготовило проект плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, в котором предусматривается два типа лесоклиматических проектов, связанных с лесами на сельхозземлях и с резервными лесами.

Доктор географических наук и заслуженный эколог Российской Федерации Евгений Шварц, который возглавляет Центр ответственного природопользования в рамках Института географии РАН, в интервью порталу «Экология России» отметил, что сегодня в стране объёмы заброшенных земель сельскохозяйственного назначения достигают 76 миллионов гектаров. Более 50% от этого числа зарастают деревьями (или уже заросли).

«Проблема в том, что Минсельхоз России, прямо скажем, не рвётся снять нормативно-правовые барьеры для развития частного лесного хозяйства на этих землях. Может быть потому, что лишится финансирования от правительства на вовлечение в оборот 13,2 миллиона гектаров неиспользуемых земель в размере 500 миллиардов рублей на 10 лет? Необходимо появление эффективного частного лесного хозяйства на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, которое в 3–4 раза сможет увеличить продуктивность лесопромышленных лесов в староосвоенных регионах», — считает эксперт.

Того же мнения придерживается и Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис. На сайте «Лесного форума» он отметил, что предложенный Минэкономразвития и Минсельхозом план реализации климатических проектов на сельхозугодьях «плох». Ведомства готовы допустить существование до тридцати миллионов гектаров лесов на сельхозземлях к 2030 году и использование их для лесоклиматических проектов, однако использовать при этом можно будет не любые заброшенные территории, а лишь те, которые будут признаны в каком-то неизвестном пока порядке непригодными для ведения на них сельского хозяйства.

Также, отмечает эксперт, потребуется изменить назначение земель. Более того, растить лес на сельскохозяйственных участках можно будет только в рамках специальных нормативных правовых актов, которых, к слову, ещё нет — они попросту не разработаны.

«Заброшенных сельхозземель, пригодных для лесоводства, в России значительно больше, чем тридцать миллионов гектаров — сейчас не менее 76 млн га, а к 2030 году, при сохранении существующих тенденций, будет более 100 млн га. Они могут использоваться для гораздо более широкого набора целей — выращивания древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, развития агротуризма и рекреации, различных форм агролесоводства, восстановления ценных лесных экосистем и ландшафтов и т. д., обеспечивая жителям сельских районов и поселений новые рабочие места и средства к существованию», — комментирует эксперт позицию ведомств.

Ярошенко считает, что сельское лесоводство может стать второй по значимости отраслью экономики для развития сельхозземель. Однако предлагаемые планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития меры в виде дополнительных бюрократических процедур могут в дальнейшем значительно затормозить его развитие. Для малых собственников земель они могут стать серьёзным препятствием.

Несмотря на это, эксперт природозащитной организации считает, что все препятствия к развитию сельского лесоводства в России рано или поздно будут преодолены: «В будущем заброшенные сельхозземли в России всё равно будут использоваться для лесоводства, и далеко не только для климатических проектов, несмотря на ожесточенное сопротивление чиновников и огромное количество законодательных и коррупционных барьеров. Такого не может быть, чтобы колоссальный ресурс, жизненно важный для развития российских сельских территорий, бесконечно оставался заброшенным или бессмысленно уничтожался просто потому, что чиновники боятся появления частных лесоводов, живущих своим трудом на своей земле».

 

Вопросы лесовосстановления

То, как сегодня в России организовано восстановление лесов, вызывает у экологов и представителей природозащитных организаций настоящую головную боль. Дело в том, что используемые методы на деле практически не приносят результата. Одно дело — посадить деревья, другое — обеспечить им правильный уход и защиту, в которых молодые леса, несомненно, нуждаются. А для этого необходим переход на интенсивное лесное хозяйство, в то время как наша страна существует ещё в условиях старого советского экстенсивного, которое истощает леса и ресурсы.

«В России всего 22% лесов находятся в аренде у лесопромышленников. И за лесовосстановление в арендованных лесах отвечают они. Если они это не делают или делают плохо, то с них спрашивают органы управления лесами. Потому что в этих отношениях действует принцип: срубил дерево — посади дерево. И бизнес это делает лучше, чем Рослесхоз. Но есть лес, предназначение которого — лесообеспечение, а есть леса, функции у которых в первую очередь — экологические, климатические, рекреационные и резервные. Поэтому много лет и доказываю Рослесхозу, что разными лесами нужно и управлять по-разному», — делится опытом эколог.

Одно из главных требований к лесовосстановлению сегодня состоит в том, чтобы для него в подавляющем большинстве случаем использовались саженцы лесных растений с закрытой корневой системой. Таким образом, в российских лесах высаживают в основном массовые хвойные породы деревьев. Гораздо выгоднее, считает Евгений Шварц, высаживать не дорогостоящие саженцы с ЗКС, а традиционные, но при этом нанимать для ухода за ними большее количество лесников. Да и выбор, по его мнению, в данном случае должен оставаться за лесопромышленниками, а не за чиновниками.

«В нашей стране пытаются финансировать «процессы», но никто не контролирует результат — поспевание и выход товарной древесины. У нас, в отличие от белорусов, прочистками и уходами покрывается 28–34% площади посадок. И поэтому у нас гибель лесных культур 53,5–57%. Те леса, которые могут быть источником товарной древесины, их надо восстанавливать, сажать, прореживать, ухаживать за ними и т. д., но это должен делать тот, кто потом это будет продавать, а не чиновник», — подчёркивает Шварц.

Ещё одна проблема, которую мы затронули чуть выше, заключается в том, что в неарендованных лесах в России принято сажать хвойные монокультуры, которые становятся источником пожаров, а также причиной уменьшения природного биоразнообразия. Там, где участки леса не предоставляют в аренду в промышленных целях, следует либо высаживать такие ценные породы, как дуб, липа, кедр или ясень, либо вовсе ничего не садить и дать природе самой восстанавливать баланс.

 

Лесоклиматические проекты в России

Ранее Иван Советников, глава Рослесхоза, назвал лесные климатические проекты эффективным и дешёвым способом связывания углерода. Об этом он заявил во время выступления на Байкальском риск-форуме. При этом руководитель ведомства подчеркнул, что сегодня в мире отсутствует чёткое определение лесоклиматического проекта. По его мнению, прежде всего необходимо сформулировать список требований и критериев, которые должны будут разъяснить назначение и способы реализации аналогичных инициатив.

Однако ещё в 2021 году первый вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Павел Карнаух пояснил, что основной принцип лесоклиматических проектов — это принцип дополнительности (какой эффект предлагаемая методология даст в отношении поглощения парниковых газов по сравнению с базовым сценарием). Он также рассказал, что всего в России могут быть реализованы лесоклиматические проекты трёх типов:

- в рамках добровольного сохранения лесов арендаторами;

- в рамках устойчивого лесопользования, способствующего увеличению поглощения парниковых газов;

- в рамках программ защитного лесоразведения.

Наиболее очевидный вариант — в рамках реализации лесоклиматических проектов выращивать леса, которые будут поглощать углерод и компенсировать выбросы. Данная стратегия вполне соответствует словам президента РФ Владимира Путина, который объявил о том, что необходимо повышать энергоэффективность экономики, а также уменьшать углеродные выбросы.

На деле всё оказалось, как всегда, сложнее, чем на словах. Попытка реализации лесоклиматического проекта была предпринята в Приморье. По словам Евгения Шварца, инициатива успешно преодолела фазу верификации. Удалось даже продать углеродные единицы на лондонской бирже: Удэгейская община в результате получила около 460 тысяч евро. И на этом всё закончилось — на данной территории был создан национальный парк.

Чтобы лесоклиматические проекты в России «прижились», необходима поддержка со стороны лесопромышленников, которые сегодня опасаются вкладываться в их реализацию. Решить этот вопрос, по мнению Шварца, можно с помощью введения соответствующей формы аренды леса — под лесоклиматические проекты. Также требуется и хорошая правовая защита, которая на данный момент отсутствует.

 

Выбор в пользу интенсивной модели лесопользования

В СМИ попеременно главной угрозой для отечественных лесов называют то Китай с его непомерными аппетитами по отношению к российской древесине, то «чёрных лесорубов», против деятельности которых власти сегодня ведут активную борьбу.

В случае с заинтересованными в нашем лесе китайцами ситуацию нельзя считать однозначной. Евгений Шварц считает, что при должном соблюдении китайской стороной российского законодательства из этих отношений и вовсе можно извлечь пользу: «Важно, чтобы власти действовали здесь открыто. Допустим, публично объявляется, что такой-то участок с такими-то характеристиками выставляется на аукцион или аренду на 45–49 лет или сроком на 10 лет с правом продления с определенными условиями восстановления. При этом объявленные условия для китайцев не должны быть лучше, чем для российских компаний. Давайте предоставим одинаковые условия».

А вот проблема «чёрных лесорубов», по мнению Алексея Ярошенко, сильно преувеличена. На их долю приходится, по его расчётам, крайне малая часть общей заготовки в РФ — 2–3%. Всё остальное принадлежит «топорам» тех, кто прикрывает криминальные схемы вполне законными санитарными рубками или договорами купли-продажи древесины для собственных нужд и т. д.

Главный же вред лесам наносит экстенсивная «безхозяйственная» модель управления лесами, при которой лесовосстановление не даёт результата, а вырубка ценных твёрдолиственных пород и кедров превышает допустимые границы.

Той же точки зрения придерживается и Евгений Шварц: «Если вы меня спросите, какой сейчас основной и экономический, и природоохранный конфликт в лесной отрасли, то отвечу, что это борьба между двумя подходами — старым советским экстенсивным к использованию пространства и ресурсов и современным интенсивным».

По мнению эколога, единственная модель лесоуправления, которой сегодня следует Рослесхоз, состоит в том, чтобы получать как можно большие суммы финансирования из госбюджета, при этом беспорядочно засеивая территории дорогими саженцами хвойных деревьев с ЗКС. При этом в ведомстве забывают, что раньше российские леса восстанавливались не за счёт бесконечных и неудачных лесопосадок, а за счёт их собственных природных ресурсов.

 

С ЧЕМ СВЯЗАН РОСТ ЦЕН НА ПИЛОМАТЕРИАЛЫ И ПРОДУКЦИЮ ИЗ ДЕРЕВА

 Обзор СМИ от 10 марта 2022 года-Российская газета-С чем связан рост цен на пиломатериалы и продукцию из дерева.jpg

Иван Мелехов, «Российская газета»

 

По данным аналитиков, цены в России на пиломатериалы и продукцию из дерева остаются стабильно высокими. Многие компании-производители жалуются на повторное увеличение закупочных цен, а это напрямую влияет на стоимость продукции для конечного потребителя.

 

На мой взгляд, сам запрет на экспорт необработанной древесины не снижает стоимость сырья на внутреннем рынке. Это могло быть актуально для Дальнего Востока, но тут важно оговорить несколько факторов. Для лесозаготовителя, лесопереработчика есть дополнительные затраты на обеспечение требований по оборудованию складов хранения древесины средствами видеофиксации и мероприятия по огораживанию территории, обеспечению обязательной фиксации транспортных средств, осуществляющих перевозку леса.

То, что некоторые компании связывают рост цен с необходимостью работы в системе ЛесЕГАИС, тоже не совсем верно. Ведь в первую очередь система решает задачи учета и прослеживаемости всей цепочки оборота древесины от заготовки на делянке до пунктов ее переработки и далее - до экспорта.

Основной проблемой сейчас является то, что рынок сырья подвергся ажиотажному спросу. Причиной этого можно назвать сбой в цепочках поставки сырья в связи с распространением коронавирусной инфекции в России и мире, что привело к отложенному резкому спросу со стороны потребителей на сырье.

Кроме того, в условиях отсутствия значительного количества предложений со стороны производителей в постковидный период выросла стоимость сырья для отделочных материалов. В свою очередь, продавцы повысили цены с целью получения максимальной выгоды.

Затраты на сырье в себестоимости фанеры, древесно-стружечных (ДСП) и древесно-волокнистых плит (ДВП), целлюлозы, бумаги и картона, шпонов превысили 40%. Еще одной причиной роста цен можно назвать отсутствие контроля и надзора за лесными рантье. В свое время (в конце 1990-х - начале 2000-х годов) они по договорам получили в аренду лесные участки, но не осуществляют собственную переработку древесины, а занимаются перепродажей ее на корню.

Необходимы шаги со стороны государства по стимулированию глубокой переработки древесины и выпуска готовой конечной продукции для населения.

Например, в конце 2017 года был принят важный закон (Федеральный закон от 29.12.2017 № 471-ФЗ) о доступе к сырью действующих лесопромышленных предприятий, которые не в полной мере обеспечены древесиной, с целью загрузки действующих мощностей и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых высокотехнологичных рабочих мест. Ключевой новеллой этого закона является создание нового механизма заключения договора аренды лесного участка на основании открытого конкурса - механизма, направленного на поддержку лиц, осуществляющих глубокую переработку древесины.

На практике выполнение данного закона практически сведено к нулю. За четыре года реализации этого механизма объем древесины, предоставленной по результатам конкурсов, составил около 1,5-2 миллионов кубометров, то есть примерно один процент ежегодного объема заготовки древесины по стране.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) направляло в органы государственной власти субъектов Российской Федерации поручение по увеличению количества проводимых открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины, ведь в некоторых субъектах РФ конкурсы вовсе не проводятся, хотя такая возможность, безусловно, имеется.

Если бы объем реализации древесины через механизм конкурсов увеличился как минимум до 25% (50 миллионов кубометров), то это дало бы реальный эффект снижения цен на конечную продукцию внутри страны. Данная мера позволила бы действующим производствам закрыть свою потребность в древесине и увеличить объемы производства продукции.

К одной из мер по формированию прозрачной цены можно отнести и проект, разработанный Федеральной антимонопольной службой, об обязательствах лесозаготовителей продавать древесину через биржу. Для приоритетных лесных инвестиционных проектов - примерно с 2023 года, для арендаторов лесных участков в государственных лесах - с 2024-го. В ФАС ожидают, что биржевая торговля поможет установить индикаторы цен на лесоматериалы, которые антимонопольщики будут использовать при контроле стоимости сырья.

Ни для кого не секрет, что ряд недобросовестных инвесторов, получив по минимальным ставкам арендной платы огромные массивы леса в аренду, не перерабатывают их, не производят продукцию, а передают участки в субаренду или реализуют в первоначальном виде за суммы, в десятки раз превышающие арендную плату. На участках, где произрастают такие ценные насаждения, как дуб, бук, граб, цены доходят порой до семи тысяч рублей за кубометр. Для предотвращения и минимизации последствий "ценового произвола" и реализации прозрачной ценовой политики инициатива, разработанная ФАС в рамках проекта "дорожной карты" развития биржевой торговли на 2022-2025 годы по реализации части древесины посредством открытых торгов, обоснованна и справедлива.

На биржевых торгах будет реализовываться товар в соответствии со спецификацией, которая отвечает требованиям законодательства и ГОСТ.

 

ПРОЕКТ НОВОГО ЛЕСНОГО КОДЕКСА ВНЕСЁН В ГОСДУМУ

 Обзор СМИ от 10 марта 2022 года-Лесной регион-Проект нового Лесного кодекса внесён в Госдуму.jpg

«Лесной Регион»

 

Депутаты Госдумы от КПРФ внесли на рассмотрение палаты проект нового Лесного кодекса. В нём предлагается передать полномочия по охране и защите лесов лесного фонда с регионального на федеральный уровень, увеличить в 5-10 раз число сотрудников службы по лесному контролю, закрепить ряд новых полномочий в сфере лесоустройства и лесовосстановления и принять ряд других изменений.

 

Как отмечается в пояснительной записке к документу, с момента принятия Лесного кодекса от 4 декабря 2006 года прошло длительное время, и современная система госуправления в области лесных отношений требует пересмотра. После принятия Лесного кодекса полномочия по охране лесов были переданы субъектам РФ, однако возложенные на регионы задачи по управлению и контролю за лесным хозяйством страны оказалась для многих регионов непосильными.

К тому же в ряде регионов были выявлены случаи злоупотребления полномочиями и хищения средств, выделенных на управление лесным хозяйством, лесовосстановление, охрану и защиту федеральных лесов, отмечают авторы документа.

В связи с этим законопроектом предлагается передать охрану лесов лесного фонда от хищений, незаконных рубок и от незаконного вывоза круглой древесины на баланс федеральной службы по лесному контролю (надзору). Законопроект также предусматривает увеличение численности сотрудников службы контроля (надзора) и охраны федеральных лесов в 5-10 раз – до уровня, который был до передачи охраны лесов на уровень субъектов РФ.

Также разработчики предлагают закрепить на федеральном уровне более 100 полномочий, включая 20 новых. Это в том числе полномочия:

- по централизованному управлению всей системой лесовосстановления, мониторинга в лесной сфере, в том числе через создание единой федеральной системы космического и авиационного контроля за восстановлением лесов лесного фонда;

- по федеральному государственному надзору в лесах лесного фонда, с образованием территориальных органов по субъектам РФ;

- по лесоустройству в лесном фонде через территориальные органы федерального органа исполнительной власти (создаваемого Министерства лесного комплекса РФ или Федерального агентства лесного хозяйства с полномочиями, бывшими до 2007 года);

- вопросы выдачи лицензии крупным лесоперерабатывающим организациям со сроком действия не менее 20 лет для ведения полного цикла лесного хозяйства (предполагается, что с этой лицензией крупные перерабатывающие предприятия смогут участвовать в аукционах на право ведения лесного хозяйства).

В законопроекте также предлагается передать на федеральный уровень проведение авиационного, космического мониторинга лесных пожаров, экологической ситуации в федеральных лесах, по тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями в федеральных лесах с применением авиации (самолётов, вертолётов, беспилотников).

Кроме того, в законопроекте предлагается полностью исключить нормы о заключении договоров аренды для заготовки древесины. Отмечается, что форма договоров аренды для заготовки древесины и восстановления лесных участков после рубки не обеспечивает полного восстановления из-­за короткого срока аренды (до 5 лет).

В связи с этим саженцы могут погибнуть из-за отсутствия ухода (полива, удобрения, укрепления корневой системы и т. д.) и через 5-10 лет после посадки. Практика аренды лесных участков для заготовки древесины показывает, что арендатор после рубки древесины формально относится к посадке саженцев, и они погибают, уточняют разработчики законопроекта.

Договоры аренды в законопроекте предлагается заключать в случаях заготовки живицы, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и других недревесных ресурсов.

Помимо этого, законопроектом предлагается перевести из лесного законодательства в земельное вопросы образования лесных участков, установления платы за них и определения разрешённого использования. К вопросам лесного законодательства предлагается отнести вопросы защиты насаждений, их вырубки и восстановления.

Также документ предусматривает усиление контроля при маркировке и перевозке древесины, в частности электронное чипирование либо другие способы маркировки; организацию контроля за оборотом древесины на базе Единой государственной информационной системы (ЕГИС); поэтапное внедрение системы электронной маркировки древесины, в особенности ценных пород; организацию федеральной авиаохраны лесов от пожаров.

В законопроекте, в частности, предложено закрепить на федеральном уровне полномочия по тушению пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности; по выдаче разрешений на размещение на этих землях объектов капитального строительства; по восстановлению ранее действовавшей системы федеральной пожарной охраны труднодоступных лесов; по внедрению новых технологий дистанционного мониторинга лесов в разработанную организациями Минобрнауки информационную систему мониторинга лесов (ИСДМ-Рослесхоз) и другие.

Кроме того, проектом федерального закона предложено закрепить нормы, регулирующие ведение лесного хозяйства с учётом реальной рыночной стоимости древесины.

Правительство не поддержало предложенный законопроект. Как отмечается в заключении кабмина, законопроект представляет собой новую редакцию Лесного кодекса, направленную на изменение системы госуправления лесами. В документе значительно изменён порядок предоставления лесных участков в пользование, в частности вводятся новые основания для их предоставления в отсутствие чёткого описания механизма их применения.

Законопроектом усложнён порядок расчёта платы при использовании лесного участка. Положениями законопроекта предусмотрено наделение федеральных органов власти полномочиями по лесному надзору на землях лесного фонда, при этом в документе не определены полномочия по лесному надзору на землях иных категорий, говорится в заключении.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит комплексной оценки социально-экономических, финансовых и других последствий принятия предлагаемых решений, а также информацию об изменении объёмов доходов или расходов бюджетов бюджетной системы РФ. «В этой связи определить последствия реализации положений проекта федерального закона для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ не представляется возможным», — отмечается в заключении правительства России.