Обзор СМИ от 10 ноября 2022 года

Обзор СМИ от 10 ноября 2022 года
10.11.2022

В РНБ НАУЧИЛИСЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ БУМАГУ ПО СТАРИННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

Сергей Глезеров, «Санкт-Петербургские ведомости»

 

Подобной «производственной линии», ориентированной на изготовление эксклюзивной «продукции» для реставрационных целей, нет больше нигде в стране. Она действует в Федеральном центре консервации библиотечных фондов, расположенном на набережной Фонтанки.

 

Процесс изготовления бумаги — ручной, достаточно трудоемкий. Выглядит он следующим образом: сначала в особом агрегате хлопковую целлюлозу превращают в массу, опускают ее в чан с водой, размешивают специальной лопаткой, после чего опускают туда «черпальную» форму, похожую на плашку с деревянной рамочкой. Достают ее, аккуратно сливают воду, с помощью специального сита снимают получившийся лист бумаги. И так — много раз. Полученные листы прокладывают тканью и кладут под пресс, чтобы удалить лишнюю влагу. Затем сушат в РОМе — реставрационно-отливной машине.

— Такого рода технология производства бумаги существовала в Европе с XII – XIII веков, — поясняет ведущий технолог Андрей Лоскутов. — Единственное новшество появилось в 70‑х годах XVIII века, когда массу стали измельчать не вручную, а простейшим механизированным способом — с помощью устройства, внешне похожего на небольшой резервуар. Называется он «ролл». Тот, что мы используем, современный, но по большому счету принципиально с тех пор мало изменился. Разве что работает от электричества, а когда-то давно его приводил в действие двигатель на основе водяной мельницы…

Результат, как считают специалисты, говорит сам за себя: копия старинного документа, напечатанная лазерным принтером на только что созданной бумаге, практически неотличима от оригинала. Но зачем это нужно?

— Области применения нашей продукции самые различные, — объясняет руководитель центра Евгений Ляховицкий. — К примеру, заботясь о сохранности документов, на выставках мы избегаем показа оригиналов. Поэтому и возникает потребность в высококачественной копии на вержированной бумаге, близкой по фактуре подлинному историческому материалу.

В прошлом году именно по такой средневековой технологии были выполнены копии «летучих листков» XVI – XVII веков, хранящихся в отделе редкой книги РНБ. Их выпускали в Речи Посполитой в агитационно-пропагандистских целях. Эти документы были представлены на выставке в Министерстве обороны, посвященной истории фейков о России.

— Еще одно применение бумаги, изготовленной по средневековой технологии, — восполнение утрат в особо ценных исторических документах. В этих случаях важно, чтобы бумага не только отвечала необходимым требованиям к химическому составу, была долговечной, прочной, но еще и попадала в тон, не искажая облик документа, — говорит Лоскутов.

И, наконец, «старинная» бумага нужна для того, чтобы четко понимать, как реставрировать подлинники.

— Мы ведь не можем проделывать эксперименты с древними рукописями. А здесь мы изготавливаем бумагу по точно такому же рецепту, практически точно такую же, на которой написаны рукописи, и можем подвергать ее различным нагрузкам, воздействиям, чтобы просчитать, как будет себя вести тот или иной исторический документ в аналогичной ситуации. Испытывать на растяжение, на излом, — поясняет Ляховицкий.

Сотрудники центра продемонстрировали специальный агрегат, внешне чем‑то напоминающий большую центрифугу, с круглым окном-иллюминатором. Это камера искусственного старения. В ней создают необходимые влажностный и температурный режимы. Принцип основан на том, что бумага оказывается в крайне агрессивных условиях — таким образом, чтобы за час она «состарилась» на несколько лет.

— Кроме того, в этой камере мы можем смоделировать, как поведут себя в подобных условиях различные составы чернил, изготовленных по средневековым технологиям… Лист, который вы видите, находится в камере уже двенадцатые сутки, мы за ним внимательно наблюдаем. Можете подсчитать, что мы его «состарили» уже как минимум на пятьсот — шестьсот лет. Будем держать до тех пор, пока он не начнет получать повреждения, — говорит Ляховицкий.

В ближайших планах центра консервации — использовать для изготовления аутентичной бумаги не только хлопковую, но и льняную целлюлозу: тогда удастся приблизиться к оригиналам еще ближе. По словам технологов, лен исключительно прочен, однако, чтобы изготовить из него бумагу, нужны особые условия варки. Поэтому, чтобы запустить льняную производственную линию, придется приложить серьезные усилия.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Обзор СМИ от 10 ноября 2022 года-Окуловская бумажная фабрика–Перспективы развития отрасли.jpg 

Вадим Кукузей, заместитель генерального директора по экономике ООО «Окуловская бумажная фабрика», «Окуловская бумажная фабрика»

 

Последние 10 лет рынок тарного картона непрерывно рос и практически удвоился.

 

Только за последние 3-4 года было введено новых мощностей примерно на 900 тыс. т. При таком непрерывном росте многие игроки рынка закладывались на то, что рынок будет расти непрерывно. С учетом того, что рубль слабел, а экспорт становился более интересным, это привело к росту по экспортным направлениям не только целлюлозных видов бумаги, но и макулатурного – в Африку, Латинскую Америку и, конечно, Китай.

При этом средний граммаж «зафиксировался» в коридоре 505-525 гр/м2, что соответствует среднему граммажу ТК в районе 125-140 гр/м2 и вполне соответствует среднеевропейской тенденции.

Средний граммаж в России не будет сильно снижаться, и скорее всего останется на том же уровне - из-за экспорта целлюлозных картонов и замещения их макулатурными с одной стороны, и увеличением спроса на низкограммажный картон, с другой стороны.

Первый сбой произошел в 2020 году во время пандемии covid-19, когда потребление внутри страны резко сократилось, примерно на 10%. При этом ранее запущенные проекты не остановились, что привело к затовариванию рынка и резкому падению доходности.

Проблему удалось решить только за счет снижения ограничений по коронавирусу и резкому наращиванию экспортных поставок.

Это привело к рекордному росту экспорта, который практически утроился за последние 5 лет. Можно сказать, что объем вновь введённых мощностей смог поглотить «экспорт», без которого мощности производителей остались бы недозагружены.

Слабый рубль и снижение запасов на складах гофропроизводителей привели к росту цен, который продолжался практически до марта 2022 года.

Но после начала спецоперации рынок основательно тряхнуло, прежде всего, за счет блокирования экспорта. Объем, который ранее шел в Китай и страны Латинской Америки, оказался на внутреннем рынке, который не был к этому готов, при этом еще испытав сокращение за счет спада потребления товаров длительного применения: мебели, оргтехники, бытовой техники и т.д. Одномоментно профицит бумаги на внутреннем рынке доходил до 50-60 тыс. т в месяц.

В апреле-мае экспорт удалось частично восстановить, но по-прежнему данное направление испытывает трудности, в том числе и за счет сильно укрепившегося рубля, и соответственно, снижения рентабельности.

При этом стоит отметить, что и на внешних рынках цена на продукцию сильно снизилась, что является следствием тех кризисов, которые развиваются в мире.

Многие маркеры показывают, что кризис только начинается, и его основные действия начнутся в первой половине 2023 года. Это приведет прежде всего к снижению глобального потребления, а значит и к снижению спроса товаров из России.

И естественно возникает очевидный вопрос, какие перспективы у производителей тарного картона в России?

По нашему мнению, ключевыми факторами развития отрасли являются два фактора: рост внутреннего потребления и экспорта.

Рассмотрим несколько параметров, которые в какой-то степени являются индикаторами состояния экономики и помогают понять перспективы потребления бумажной упаковки: розничная торговля, строительство и потребление электроэнергии.

Розничная торговля является основным потребителем упаковки из бумаги, на нее приходится более 80% всей гофротары и гофрокартона. За 8 месяцев 2022 года розница «просела» на 5% по сравнению с тем же периодом 2021 года. При этом непосредственно в августе рост по сравнению с июлем составил 2,7%! То есть несмотря на лето и не сезон, произошел рост оборота розничной торговли - что несомненно является положительным признаком.

Строительство по-прежнему демонстрирует рекордные объемы заключенных контрактов.

Данный показатель является опережающим, то есть сигнализирует о том, как будет развиваться экономика в ближайшие несколько месяцев. Такая положительная динамика свидетельствует о том, что потребность в упаковке будет расти.

По потреблению электроэнергии в июле произошел слом тенденции, который не является сезонным фактором.

Данная тенденция говорит о том, что программа импортозамещения, медленно, но постепенно наращивает обороты и увеличивает внутреннюю емкость потребления бумажной упаковки.

Таким образом, в долгосрочной перспективе внутренний рынок сможет нарастить потребление тарного картона и частично компенсировать «выпавшие» экспортные объемы. Однако, с учетом введенных санкций, ограничений по экспорту и медленного роста внутренней экономики можно прогнозировать, что еще несколько лет на рынке будет наблюдаться перепроизводство тарного картона.

На текущей момент мощности макулатурных производителей тарного картона загружены не более, чем на 70% в среднем (целлюлозных несколько выше), что ставит под вопрос целесообразность и доходность вложений в развитие дополнительных мощностей. Срок окупаемости подобных проектов будет превышать 7-10 лет, что с учетом практически отсутствия льготного кредитования ставит появление новых мощностей под вопрос.

Что касается экспорта, то он вряд ли восстановится до прежних объемов в ближайшие два-три года, и не превысит показатели 2020 года. При таком сценарии рынок потребления тарного картона, с учетом ситуации в экономике, в 2022 году просядет примерно на 8% и восстановится только к 2025 году.

Скорее всего, многим предприятиям придется сократить инвестиционные затраты и объемы производства. Низкая доходность и ограничения по импортным технологиям будет оказывать давление на вложения в производство, а значит тенденция на рост технологичности продукции, которая наблюдалась последние несколько лет, замедлится.

И в заключение - несколько слов об ответственности бизнеса, цель которого прежде всего состоит в сохранении самого себя, и только потом в наращивании прибыли. Отказ от «отраслевого каннибализма» и жесткого демпинга, который периодически наблюдается в последние годы, позволит сохранить большинство предприятий, а значит, и персонал который на них трудится. Отдельные манипуляции с ценами, которые наблюдаются в том числе и у поставщиков сырья, могут нанести больший вред, чем ограничения экспорта и санкции, и полностью затормозить развитие отрасли. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в бизнес, где цена на основное сырье и готовую продукцию за последние два года успела измениться, что в одну, что в другую сторону более чем в два раза. Такая волатильность просто отпугивает потенциальных инвесторов, которые готовы вложиться даже в такое непростое время. По нашему мнению, только соблюдение определенных правил ведения бизнеса поможет сохранить значительный потенциал, который можно реализовать когда кризис отступит.