Обзор СМИ от 10 ноября 2023 года
ЭКОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Лидер целлюлозно-бумажной промышленности России АО «Соликамскбумпром» вновь инициировал встречу представителей отрасли, органов власти, науки. Ежегодное мероприятие стало местом, где происходит погружение в основные проблемы в сфере экологии и поиск путей их решения.
В начале сентября на площадке АО «Соликамскбумпром» состоялась VI научно-практическая конференция «Охрана окружающей среды в целлюлозно-бумажной промышленности». На мероприятие ежегодно приезжают представители отрасли, органов власти всех уровней, объединений предпринимателей, науки и общественных организаций. Они обсуждают актуальные вопросы экоповестки, обмениваются мнениями, формируют единую позицию и находят варианты для решения имеющихся проблем. Второй год подряд на первый план выходит тема рационального неистощительного лесопользования.
Точка отсчета – промплощадка
В первый день конференции состоялось выездное заседание рабочей группы экологов комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. В ходе мероприятия активно обсуждались вопросы, обусловленные изменениями в нормативно-правовом регулировании воздействия на окружающую среду.
Основной день конференции традиционно прошел на площадке АО «Соликамскбумпром». Участники конференции побывали на экскурсии по производственной площадке предприятия. Помимо лесной биржи, цеха отгрузки готовой продукции и диспетчерской, им показали, как работает новая роботизированная транспортировочно-упаковочная линия в бумажном производстве, которая запущена в мае этого года. По словам исполнительного директора АО «Соликамскбумпром» Алексея Тессмана, газетная бумага остается основной продукцией комбината – ее доля около 50% в объеме выпуска всей бумаги. Примерно столько же приходится на новый продукт – интерлайнер.
Как отметила вице-президент Пермской Торгово-промышленной палаты Елена Миронова, экскурсия стала важной отправной точкой деловой программы конференции.
«Я рада, что побывала на площадке АО “Соликамскбумпром”, у них есть чему поучиться, ведь это предприятие высокой культуры, экспортер, который в современных условиях сумел быстро перестроиться и не потерять объемы выпускаемой продукции, и более того, разработать новый продукт – экологичную упаковочную бумагу», – поделилась Елена Александровна.
Алексей Тессман в приветственной речи при открытии пленарного заседания особенно отметил значимость обсуждения новшеств в законодательстве, регионе и обществе в целом: “Соликамскбумпром” смог перевести комплектующие на поставщиков из дружественных стран и отечественных производителей, а также изменить логистику поставок продукции. Основная задача, которая перед нами стояла: производить качественный продукт – газетную и упаковочную бумагу. Это было сделано. Предприятие продолжает стабильно работать, поддерживает родной город и свои позиции на рынке. Всем желаю доброго отношения и друг к другу, и к природе, которая нас окружает. Чтобы свежий воздух, чистая вода и лес оставались национальным достоянием», – подчеркнул Алексей Борисович.
По словам заместителя председателя правительства Пермского края Александра Борисова, практика создания таких дискуссионных площадок, где представители различных групп, будь то производственники, общественники или органы власти, могут обсудить проблемы конкретной отрасли, себя полностью оправдывает. «У участников есть время для обсуждения и неформального общения, а также предоставлена возможность “вживую” ознакомиться с производством», – добавил он.
Консолидация как основной тренд
Модератором пленарного заседания конференции выступил заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в лесном комплексе, советник генерального директора АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов. Он особо отметил значимость формирования единой отраслевой позиции и возможность консолидации усилий.
«Целлюлозно-бумажная промышленность – явный лидер в лесной отрасли, имеющий право задавать тренды и предъявлять условия. Подобные встречи помогают справиться с проблемой разобщенности действий и управленческих решений на комбинатах. Как раз из-за такой разобщенности мы часто проигрываем нашим коллегам из других отраслей промышленности. Но мы умеем договариваться. Такие дискуссии помогают прийти к единому решению с учетом всех мнений», – подчеркнул Николай Степанович.
На пленарном заседании участники представили доклады, в которых рассказали об основных экологических приоритетах государства, совершенствовании управления и нормативного регулирования в сфере экологии производства, интенсификации лесопользования, национальной системе сертификации лесов, управлении водными и лесными ресурсами в контексте глобального изменения климата.
В своем выступлении депутат Государственной думы РФ, член комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Будуев озвучил примеры, когда консолидированная позиция отрасли способна повлиять на изменение действующих федеральных законов.
«На конференции совещаются специалисты из разных регионов страны, происходит координация усилий, обмен опытом. Такие мероприятия необходимы для того, чтобы отрасль могла продвигать свои интересы. В таком случае их слышит правительство страны, так как это не частный запрос, а совместное мнение нескольких предприятий. Конференция выводит отрасль на другой уровень. Это видно по качеству подготовки законопроектов и по технологиям, которые внедряются», – уточнил он.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ Павел Мальчиков отметил, что во время конференции были озвучены позиции, о которых на федеральном уровне отчасти не слышали и не знают, но они будут учтены в будущем. Он рассказал, что в стране создан реестр объектов накопленного вреда окружающей среды и существует план по их ликвидации для каждого региона.
Одним из главных векторов развития лесного комплекса России до 2030 года является переход от экстенсивной модели использования лесов к интенсивной. Как рассказал начальник Управления федерального государственного лесного надзора Федерального агентства лесного хозяйства Алексей Абрамов, проект запущен в нескольких пилотных регионах, и компании, которые внедрили интенсивную модель, значительно улучшили показатели по рубкам ухода, создали новые рабочие места и увеличили налоговые поступления в бюджет.
«Конференция полезна как для органов власти, так и для бизнеса. Тут происходит генерация идей о том, как развить, помочь, снизить нагрузку на экологию, на экосистемы, в том числе на лес. Я ожидаю, что совместно с руководством Пермского края и “Соликамскбумпром” мы заключим соглашения на реализацию проектов, приступим к внедрению новых принципов лесного хозяйства на территории региона. Этим улучшим экономику комбината и принесем пользу для населения и природы», – подытожил г-н Абрамов.
Заместитель министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Олег Солонцов рассказал, что в Пермском крае насчитывается 12 млн га лесов, что составляет более 30% лесного фонда Приволжского федерального округа. В 2022 году объем заготовки древесины составил 8 млн м³, восстановлено 48,2 тыс. га леса. «Конференция традиционно служит площадкой, где соприкасаются наработки, интересы, проекты разных отраслей, которые завязаны на основной ресурс нашей страны – лес. В программе участвуют экологи, лесоводы, лесозаготовители, крупнейшие лесопереработчики не только Пермского края, но и всей России. Зачастую не простые, но интересные дискуссии вполне серьезно способствуют выработке и нормативных и законодательных решений в части использования лесов, лесопереработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Я согласен с мнением модератора о том, что зона всех лесов Российской Федерации является точкой приложения силы всех экологов страны», – поделился г-н Солонцов.
«Тема леса всегда сложна для обсуждения. Например, все, и в первую очередь ученые, отмечают: старый лес для производства такой продукции как газетная бумага или интерлайнер, не нужен. Необходим лес небольшого диаметра, молодая древесина (прим. – баланс), которая дает самое лучшее качество волокна – значит, надо попробовать реализовать пилотный проект по внедрению интенсивной модели лесопользования. Эта тема во всех ее научных, законодательных и производственных аспектах и обсуждается на нашей ежегодной конференции уже второй год подряд», – отметил Алексей Тессман.
Еще один блок выступлений был посвящен вопросу создания отечественной лесной сертификации для предприятий.
Елена Миронова отметила важность выступления на конференции сразу нескольких компаний, участвующих в разработке именно российской системы лесной сертификации. Это значит, что компании лесного комплекса России уже консолидируются по этому вопросу и при лесопользовании нацелены на достижение совокупного эффекта в области экономики, экологии и лесоводства.
В завершающем докладе конференции директор по социальным вопросам и взаимодействию с органами власти АО «Соликамскбумпром» Людмила Фисюк представила участникам информацию о корпоративной социальной ответственности как ключевом принципе работы предприятия. Компания, помимо реализации политики в области охраны окружающей среды, также поддерживает работников и учитывает интересы населения территории присутствия.
За годы работы на экспортных рынках АО «Соликамскбумпром» удалось создать собственный бренд благодаря качеству производимой продукции, регулярности и срокам поставки.
По результатам мероприятия подготовлен проект резолюции, в котором обозначена роль конференции как площадки для формирования единой позиции отрасли, а также важность перехода на модель интенсивного использования и воспроизводства лесов, которая не только повышает эффективность лесного комплекса России, но и отвечает экологическим интересам страны в части сохранения лесов.
ИВАН РАСПОПОВ: «РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ»
Вопрос импортозамещения технологий, материалов и оборудования в ЦБП в настоящее время является одним из главных и волнующих отрасль. О реверс-инжиниринге как об эффективном методе импортозамещения деталей и узлов промышленного оборудования в интервью UpackUnion рассказал эксперт по обратному проектированию и консалтингу для ЦБП Иван Распопов.
- Иван Александрович, расскажите, пожалуйста, что такое реверс-инжиниринг? В чем уникальность данного метода?
- Реверс-инжиниринг – это технология, которая подразумевает создание оцифрованного комплекта документации единицы оборудования, либо запасной части для того, чтобы впоследствии можно было данный узел или запчасть изготовить. За основу берется готовое оборудование, для которого нет чертежей.
Уникальность данного метода в том, что он позволяет получить запасные части по более конкурентным ценам, фактически расширяя потенциальный выбор поставщиков с 3-4 до десятков или сотен, причем, решение по выбору принимает непосредственно Заказчик. Высокая конкуренция в данном случае способствует росту качества предоставляемых услуг.
Реверс-инжиниринг состоит из ряда этапов, которые нужны для того, чтобы изготовить комплект необходимой документации.
Первый этап – это, прежде всего, получение облака точек объекта, то есть его оцифровка. Можно это сделать несколькими способами. Мы, например, в своей работе используем классическое 3D-сканирование. Эта технология основана на фотограмметрии: несколько камер (как правило, две) объединены в рамках одного сканера по особенностям структуры, но чаще по структурированному свету, формируемому лазером, либо с помощью проектора; система сканирования позволяет получить довольно точную детализацию поверхности. Процедура сканирования составляет 10-15% от всего количества трудозатрат на обратное проектирование. Последующие процедуры значительно более сложные, они заключаются в том, чтобы обработать полученное в ходе сканирования облако точек.
После того как была проведена обработка сканов, мы убираем лишние точки, которые были случайно занесены в облако точек. Далее, как правило, производится склеивание нескольких сканов, т.к. объект требуется отсканировать со всех сторон. Процесс склейки производится вручную: по меткам и по особенностям структуры. В итоге получается трехмерная модель, пока состоящая из облака точек. Далее 3D-модель нужно преобразовать в поверхность, т.е. так называемую полигональную модель, формат STL – стереолитография. Фактически это происходит так: облако точек упрощается до определенного предела, близкие точки соединяются линиями; получается поверхность, которая состоит из маленьких треугольников. С ней уже можно работать до определенной степени, но она все равно представляет аморфную структуру, не имеющую ярко выделенных геометрических примитивов, которые можно использовать для создания чертежа. Поэтому на следующем этапе происходит создание параметрической модели. Мы берем готовую поверхность и в ней находим примитивы, которые задаются математическими уравнениями, например, цилиндры, сферы и т.д. Такая работа проводится в ручном или полуавтоматическом режиме, полностью автоматизировать ее нельзя. И зачастую инженер-конструктор, который работает в 3D, обводит поверхность плоскостями и геометрическими примитивами, фактически воссоздавая оригинальную 3D-модель заново. В результате получается замкнутая модель в формате STP – это параметрическая модель, с которой может работать следующий конструктор.
Конструктор на основе модели STP создает чертежи – это виды данной модели в нескольких проекциях, он экспортирует их в графический редактор, где наследуются все размеры. Для того, чтобы сделать чертеж и изготовить деталь на производстве, недостаточно просто указать размеры деталей, нужно указать допуски, шероховатости, квалитеты и прочие параметры.
Задача конструктора на этом этапе – уточнить размеры и проставить параметры на чертежах, основываясь как на своем обширном опыте, так и на дополнительных параметрах, измеренных на месте или в лаборатории. Например, конструктору специалисты, работающие в поле, сообщают сплав отдельных элементов запчасти (на основе спектрального анализа металлических запасных частей с помощью анализатора сплавов), на основании чего конструктор принимает решение, как была изготовлена деталь, какое расположение. Размеры и комментарии облегчат изготовление. Дополнительно конструктор консультируется с технологом, который понимает, для чего нужна данная деталь или узел, в каких условиях эксплуатируется, насколько сильно те или иные параметры влияют на её производительность. Мы измеряем размеры, сплав, твердость, шероховатость и еще несколько дополнительных параметров, и все эти единицы объединяются в комплекте документов. Таким образом, получается 3D-модель и чертеж.3D-модель из комплекта можно использовать для литья или ЧПУ, чертеж предназначен для детализации обработки.
Такой комплект является необходимым и достаточным для того, чтобы определить, как изготавливается эта деталь, а дальше уже идет фаза производства.
- Текущая технологическая база позволяет применять метод реверс-инжиниринга на российских предприятиях?
- Если мы говорим про РФ, то наша технологическая база вполне позволяет применять метод реверс-инжиниринга. У нас есть свои программы и оборудование для измерения, которые можно использовать. 3D-сканеры могут быть произведены как в Китае, так и в США, Японии, есть несколько молодых компаний, которые делают сканеры в России. Мощные ноутбуки, например, с охлаждением процессора жидким металлом, и ПК, необходимые для проведения сканирования и последующей обработки сотен миллионов точек, доступны в России и Китае.
Таким образом, компании, занимающиеся реверс-инжинирингом, оснащены необходимым оборудованием.
- Какие методы измерения и сканирования компания «ИП Распопов» использует сейчас?
- Мы пробовали методы фотограмметрии и сканирование структурированным светом, сканирование с помощью лазерных линий, метод сканирования оптическим лазерным сканером, который сканирует не детали, единицы оборудования, а именно заводы. Это крупномасштабное обратное проектирование систем. Основываясь на своем опыте проектирования более чем 500 узлов и деталей для целлюлозно-бумажной промышленности, мы можем утверждать, что самым простым, надежным и востребованным способом является 3D-сканирование с помощью структурированного света и лазерных линий. Для обратного проектирования деталей – оптический лазерный сканнер для обратного проектирования систем. При этом, бывают специфические задачи, требующие специальных методов и технологий.
- Как вы считаете, удастся ли при помощи метода реверс-инжиниринга решить вопрос импортозамещения оборудования?
- Думаю, что одного метода будет недостаточно. Необходимо, чтобы возникло ядро компаний, как некая экосистема, где компании, выполняющие разные роли, могли бы объединиться для решения вопросов импортозамещения в России. С уходом большого количества иностранных компаний появилась необходимость заменить те запчасти и единицы оборудования, которые больше не поставляются на российский рынок. Есть ряд позиций достаточно простых с точки зрения изготовления, которые могут быть сделаны в России или дружественных странах. С точки зрения замещения простых единиц оборудования, если мы не берем технологические системы, это довольно эффективный метод, при этом важно поминать, что наилучшим образом данную работу могут выполнить компании, погруженные в специфику применения, то есть компании, имеющие в арсенале большой опыт работы в отрасли.