Обзор СМИ от 11 апреля 2024 года

Обзор СМИ от 11 апреля 2024 года
11.04.2024

РГУ ИМ. А. Н. КОСЫГИНА — ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОСТА

 

UpackUnion

 

Российский Государственный Университет имени А. Н. Косыгина (РГУ) — бренд качества образования в России. Университет предлагает широкий спектр образовательных программ и возможностей для студентов. Заместитель директора института социальной инженерии РГУ им. А. Н. Косыгина, к.т.н., доцент кафедры Химии и технологии полимерных материалов и нанокомпозитов, руководитель образовательной программы «Технологии. Дизайн и экобрендинг упаковки» Наталья Владимировна Черноусова в интервью UpackUnion рассказала о программах подготовки будущих специалистов индустрии, уникальных проектах, а также о задачах, стоящих перед высшими учебными заведениями по вопросам подготовки кадров.

 

– Наталья Владимировна, какие на сегодняшний день в университете есть образовательные программы и формы обучения?

– Наши образовательные программы нацелены на подготовку специалистов, которые детально разбираются в технологии получения упаковочных материалов и знают современные тренды в области разработки упаковки. Это дает возможность посмотреть на создание упаковки не только с точки зрения ее конструирования в классическом понимании. Объясню, в чем разница. Часто разработкой и конструированием упаковки занимаются промышленные дизайнеры, однако им не хватает знаний свойств и технологических возможностей материалов упаковки. Поэтому мы, готовя студентов по направлению «Технология полиграфического и упаковочного производства», учим будущих специалистов разбираться в материалах и тонкостях технологий их производства, что дает возможность подходить к вопросам разработки упаковки на всех стадиях ее создания профессионально. Любая программа вуза разрабатывается на основе госстандартов и проффстандартов, и в ней всегда отведено отдельное место практикам на предприятиях. Помимо этого, организуем различные экскурсии для студентов. Они активно принимают участие и в отраслевых выставках, что дает возможность получить выгодные предложения о работе. Многие наши выпускники после окончания университета работают на предприятиях отрасли.

Кроме этого, в университете существует программа, которая позволяет выполнять выпускную работу не в классической форме, а в форме стартапа. Можно сказать, что такая выпускная работа наших студентов — проект, готовый к внедрению на производстве. В 2024 году один из таких стартапов — разработка бренда косметических средств, в котором предусмотрено создание композиций самих косметических средств, брендирование продукции, разработка упаковки для косметических продуктов и рекомендации по мероприятиям по выводу бренда на рынок.

 

– Как в РГУ им. А.Н. Косыгина актуализируют свои образовательные программы, чтобы выпускник был востребован на рынке труда?

– Образовательные программы обязательно проходят рецензирование на актуальность с представителями отрасли на регулярной основе.

 

– Какие Вы видите слабые места в системе подготовки кадров? Как эти проблемы можно решить?

– На самом деле, нас очень волнует связь с производствами. Пока эти контакты приходится выстраивать самостоятельно. Часто за счет бывших выпускников, которые работают в отрасли и впоследствии берут выпускников под свое крыло. Нет выстроенного механизма, который позволял бы вузам и предприятиям находиться в этом тандеме. В советское время была система прохождения практики и распределения кадров, основанная на плановой экономике. Сейчас, конечно, все иначе. У предприятий, к сожалению, зачастую нет финансовой заинтересованности взращивать кадры совместно с вузами. Предприятиям важно донести, что это и их задача тоже. Только в этом случае проблемы с кадрами будут решаться, а предприятия будут получать так необходимых им специалистов.

Одно из таких решений – программы целевого обучения. В 2024 году были внесены изменения в условия по организации приема на целевое обучение. Появится единый ресурс, где заинтересованные работодатели после заключения договора с вузом будут встречаться с абитуриентами, а в дальнейшем – потенциальными сотрудниками своих производств.

 

– Насколько эффективна, на Ваш взгляд, современная система взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями?

– Сейчас вузы самостоятельно решают эти вопросы путем заключения договоров на прохождение производственных практик, а также в ходе совместной работы по выполнению выпускных работ студентов по заданию предприятий. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства», выполняют такие работы совместно с нашими партнерами: АО «СВОБОДА», АО «Управляющая компания ГП «Готэк», ОАО «ЕКСЗ», ООО «Зеленая горка».

Конечно, для более эффективной работы между учебными заведениями и предприятиями должна быть выстроена система взаимодействия на уровне министерств и ведомств.

 

– С какими иностранными учебными заведениями взаимодействуете, обмениваетесь опытом?

– Наш вуз активно ведет работу по заключению договоров о сотрудничестве с университетами разных стран: Китая, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. В рамках этих договоров студенты проходят стажировки в вузах этих стран и имеют возможность обучаться, например, по программам сетевой формы обучения. Это направление мы развиваем. По направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства» в прошлом году в рамках этой программы для Узбекистана было подготовлено 12 будущих специалистов упаковочной отрасли, которые успешно защитили выпускную работу.

 

ОТПРАВИЛИ ЛЕСОМ: ЕВРОПА ИЩЕТ УТЕРЯННУЮ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ ДРЕВЕСИНУ

 Обзор СМИ от 11 апреля 2024 года-Известия-Отправили лесом-Европа ищет утерянную из-за санкций древесину.jpg

Оксана Белкина, «Известия»

 

Лишившись российской древесины из-за собственных санкций, Европа обратилась к другим рынкам. На подмогу пришли США и Турция — обе страны резко увеличили импорт в ЕС. Разумеется, эти закупки обходятся намного дороже, к тому же импорт хвойных пиломатериалов в Европе так и не смогли заменить. Для России потеря оказалась несущественна — европейский рынок с легкостью заменили на азиатский. Подробнее о последствиях «древесных» санкций для европейцев — в материале «Известий».

 

Сами отказались

Запрет на поставки древесины из России действует с июля 2022 года. В этом же списке и ряд продуктов деревообработки российского производства — фанера, древесные плиты, пеллеты.

Россия — обладатель пятой части всех мировых запасов леса, почти половина нашего экспорта шла в Европу. В 2021 году страны ЕС купили 4,4 млн куб. м пиломатериалов, а в 2022-м уже 1,76 млн куб. м. По итогам прошлого года в десятке крупнейших импортеров российских пиломатериалов вообще не осталось ни одной европейской страны.

Евросоюз сделал ставку на других поставщиков, закупив в прошлом году древесины и продукции из нее на $11,4 млрд. Крупнейшим экспортером был Китай, при этом он снизил поставки с 2021 года на 1% — до $2,5 млрд. Второй стала Украина, сохранив продажи вблизи $1,5 млрд. США, которые в прошлом году были третьим основным экспортером древесины в ЕС, нарастили поставки за два года в 1,6 раза — до $1,3 млрд. А Турция, которая также входит в топ-10 основных европейских поставщиков, нарастила поставки сразу вдвое, до $440 млн.

 

Себе дороже

Несмотря на возросшую активность поставщиков, без российской древесины всё равно оказалось плохо. Во-первых, пиломатериалы теперь существенно дороже.

— В 2019–2021 годы, по данным ITC TradeMap, цены на древесину (анализируется код ТН ВЭД 44 в целом) из США и из Турции для Европейского союза были значительно выше российских цен: в среднем более чем на 80% для США и более чем в три раза для Турции. Если сравнивать цены США и Турции в 2022 году и за три квартала 2023 года с российской ценой, по которой продавалась российская древесина в 2021 году, то эта разница составляет около 27–34% для продукции из США и 2,8–3,3 раза для продукции из Турции, — рассказала Ксения Банникова, партнер Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) по направлению аналитики рынков и внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, Европа не смогла заменить хвойный пиломатериал из России.

До вступления пятого пакета санкций экспорт сухого пиломатериала превышал 5 млн куб. м в год, сейчас этот объем пытаются заменить поставщики из Канады и США, но рецессия ЕС и слабый спрос не дают этого сделать. Основные поставщики, Швеция и Финляндия, снизили заготовку внутри ЕС, указывает Олег Фокин, директор по экспорту направления «Дерево» «Технониколь».

Кстати, последствия этих санкций Европа ощутила уже в прошлом году, когда отказ от российских закупок вызвал резкий дефицит сырья. А заградительная пошлина в 80% (введенная Россией в ответ) ударила по местной деревообрабатывающей промышленности. Из-за нехватки древесины европейские предприятия начали простаивать.

В июле 2023 года Брюссель потребовал от Москвы соблюдать правила ВТО и снизить экспортную пошлину с 80% до 15%, забыв о собственном запрете. Однако идти на уступки Москва оказалась не готова. К тому времени она уже взяла азиатский вектор: резко нарастила поставки пиломатериалов в Китай, страны СНГ и Турцию.

 

Сменила вектор

По данным «Рослесинфорга», крупнейшим импортером российских пиломатериалов в 2023 году остался Китай (13 млн куб. м). Доля стран Азии в структуре экспорта отечественных пиломатериалов достигла 98% (в 2021 — 76%). Второе место по поставкам занял Узбекистан.

По данным организации, в десятку крупнейших импортеров пиломатериалов из России в 2023 году вошли в основном страны Азии: Азербайджан (516 тыс. куб. м), Таджикистан (482 тыс.), Киргизия (417 тыс.), Иран (392 тыс.), Южная Корея (340 тыс.), Япония (337 тыс.) и Гонконг (283 тыс.).

— Активнее всего в 2023 году Россия нарастила экспорт переработанной древесины в Турцию. Также выросли поставки в Киргизию, Корею, Египет, Казахстан, Гонконг и ОАЭ. Помимо этого, наблюдалось увеличение поставок досок и бруса в Ливан, Вьетнам, Афганистан, Грузию, Армению, Израиль, Тунис и Индию, — отмечает Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при правительстве РФ.

По данным ITC Trade Map Россия в 2023 году существенно нарастила поставки древесины в такие страны, как Республика Корея (+43% в натуральном выражении к уровню 2022 года и более чем в два раза к уровню 2021 года); Турция (+32% и 4,5 раза соответственно); Грузия (+70% и 72% соответственно).

В целом экспорт пиломатериалов из РФ сократился 10% в 2023 году, до 20,7 млн куб. м. На это повлияло сокращение поставок в Европу. Однако, как подчеркивают эксперты, поставки будут восстанавливаться, для России крайне перспективен емкий азиатский рынок.

— Есть и другой момент, дело в том, что эти европейские поставки в основном были представлены продукцией лесной низкой степени обработки, что не очень хорошо, и, в общем, здесь есть у нас у самих желание улучшить структуру, сократить экспорт лесной продукции невысокой степени обработки и увеличить более высокой степени, — заключил директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.