Обзор СМИ от 12 февраля 2024 года

Обзор СМИ от 12 февраля 2024 года
12.02.2024

ГОФРОПРАКТИКУМ. ГОФРОТАРА И ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ – ЧТО ОБЩЕГО?

 

Игорь Кистенев, ГОФРО.ОРГ

 

Одним из часто обсуждаемых вопросов, пока вызывающим у специалистов отрасли немалый скептицизм, является актуальность внедрения технологий промышленной цифровой струйной печати по гофрокартону.

 

Именно промышленной, с использованием общеупотребимых марок гофрокартона при изготовлении транспортной и иной тары, поскольку наличие на рынке огромного числа гибридных и планшетных широкоформатных принтеров позволяет с более или менее приличным уровнем качества выполнять небольшие по объёмам заказы исключительно на ровном картоне c белёным или мелованным лайнером.

Кроме того, абсолютное большинство этих принтеров используют технологию струйной печати УФ-чернилами, не предназначенными для прямого контакта с пищевой продукцией, транспортировка и доставка которой, а также выкладка на полки магазинов, зачастую осуществляется именно в гофротаре.

Поэтому наибольший практический интерес у представителей гофроиндустрии всегда вызывал опыт работы с цифровыми машинами, работающими на водоосновных чернилах и способными печатать на гофрокартоне любых профилей, причём не самого лучшего качества.

И хотя число установленных в России подобных агрегатов пока можно пересчитать по пальцам, а уровень их технических возможностей порой даже трудно сравнивать, определённые выводы по итогам прошедших инсталляций сделать уже можно.

 

Будут клиенты, будет и окупаемость

Хорошо известно, что при покупке цифровой машины, впрочем, как и любого другого промышленного оборудования, наиболее важным аспектом, помимо технических характеристик, является ожидаемый срок её окупаемости.

Также не секрет, что срок этот определяется уровнем загруженности машины заказами, объём которых должен соответствовать её производительности и стоимости расходных материалов, в первую очередь, увы, пока не дешёвых, чернил.

Неудивительно, что самыми успешными на цифровом поле оказались те владельцы «цифры», у которых уже заранее был сформирован пул потенциальных заказчиков. Разумеется, начинать лучше всего, имея предварительную договорённость с одним или двумя надёжными партнёрами.

Идеальный пример – установка принтера HP Scitex 17000 в компании «Готэк», изначально нацеленная на работу по изготовлению красочной гофрокартонной упаковки для телевизоров Samsung.

Как рассказал директор производства Степан Захаров, сегодня, после ухода корейской фирмы с нашего рынка, работа в этом направлении продолжается, идёт тестирование печати для аналогичных коробок от заказчиков из Беларуси.

Вместе с тем, наличие лишь использующего УФ-чернила широкоформатного принтера заметно суживало спектр потенциальных клиентов компании. Поэтому, накопив опыт и уже имея понимание конкретных точек входа на рынок цифровой печати, в «Готэк» установили вторую, более производительную, работающую на водоосновных красителях однопроходную цифровую печатную машину Glory 2504 китайской компании Hanway.

Разумеется, легче не стало, и, как подтвердил Захаров, работы по расширению необходимой клиентской базы активно продолжаются. Большое внимание здесь уделяют подготовке дизайнеров, понимающих особенности цифровой печати.

Есть на отечественном рынке гофропродукции и менее масштабные примеры внедрения цифровых печатных машин. Связаны они, как правило, с приобретением небольших, частично автоматизированных агрегатов, не всегда корректно работающих с искривлённым или тяжёлым пятислойным гофрокартоном.

Как рассказал генеральный директор компании «Антэк» Денис Завражин, установленную здесь три года назад машину Wonder WD 250-16A++ используют для печати транспортной упаковки, изготавливаемой из трехслойного и микрогофрокартона. Не очень высокая производительность агрегата, ограничивающая диапазон исполняемых заказов, и сложности с поиском заказчиков пока не позволяют говорить о скорой окупаемости данного проекта.

Более оптимистичен в своих оценках был генеральный директор компании «Азимут-Пак» Олег Сенчуров, считающий приобретённый в 2018 году принтер Wonder Jet 2500 удачным вложением денег.

Одновременно, он не стал скрывать своего желания приобрести в дальнейшем более производительную и более универсальную цифровую печатную машину. Факт показательный, как и в случае с «Готэк» подтверждающий, что успешный «цифровой старт» неизбежно становится началом «большого цифрового пути».

 

Тиражность падает, перспективы растут

Даже базируясь на указанных, пусть немногочисленных и разных по степени успешности примерах, вполне можно говорить, что упомянутый в начале статьи скептицизм игроков отечественного рынка относительно перспектив цифровой печати, вскоре может быть существенно поколеблен.

Как следует из имеющих место кардинальных изменений в сфере потребительских предпочтений, связанных со стремительным ростом собственных торговых марок (СТМ) российских торговых сетей и повсеместным распространением онлайн-торговли, перспективы у цифровой печати очень даже неплохие.

Подтвердил это, в частности и Степан Захаров, на практике ощутивший существенное снижение тиражности поступающих на предприятие заказов и появление, ранее практически отсутствовавших на гофрорынке, запросов на промо-партии гофроупаковки.

В столь же позитивном ключе высказался и директор по маркетингу компании «ЮжУралКартон» Сергей Лапенок, где готовится к установке машина Hanway Revo 2500, полная загрузка которой будет осуществлена малотиражными (от 100 до 300 упаковок) заказами, переводимыми на «цифру» с полномасштабных линий переработки.

 

МАКУЛАТУРА ДЛЯ ГЛАМУРА

 Обзор СМИ от 12 февраля 2024 года-Комсомольская правда Казахстан-Макулатура для гламура.png

Светлана СИНИЦКАЯ, «Комсомольская правда Казахстан»

 

Представьте, что из кусочка бумаги, присыпанного землей, прорастает стебелек помидора или лилии. Скажете невозможно? Мне бы тоже не пришло такое в голову, пока не познакомилась с Жанной Божатовой из Кустаная.

 

Сохраняя чертиков

Несколько лет назад Жанна освоила ремесло бумагоделов (так оно называется с древних времен) и основательно им занялась. Согласитесь, по современным понятиям это звучит весьма странно. Причем тут ремесло, если бумагу производят комбинаты, оснащенные современным оборудованием вроде Архангельского ЦБК в России или американского Интернейшнл Пейпер! Но они-то выпускают, скажем, белейшие листы, которые мы затем покрываем по своему разумению разными таблицами и текстами или рисуем чертиков на скучных офисных совещаниях. Иными словами, активно превращаем в макулатуру, которая скомканной или в виде стружки после «шредера» отправляется в мусорную корзину. Сколько же ее пропадает, особенно теперь, когда нет пионерских отрядов, в былые времена макулатуру собиравших под девизом «Миллион Родине!». И тогда она, между прочим, отправлялась в переработку. Еще за макулатурные килограммы можно было получить подписку на Всемирную литературу или библиотеку журнала «Огонек».

Пропадает, да не все. То, что попадает в руки к Божатовой, возрождается к новой прекрасной жизни. Из килограмма использованных листов формата А4 у Жанны получится примерно полсотни такого же размера, только оригинальной ручной работы. Да, они не годятся для привычного казенного использования, зато могут служить отличной основой для творчества. Жанна не добивается от листов идеальной гладкости, они куда интереснее с легкой шершавинкой, когда на глаз, и тем более под прикосновением, ощущается их фактура. На них любят рисовать художники, краска ведет себя по-другому, даже если расплывается легким ореолом, пейзаж становится более живым и атмосферным. Недавно Жанне поступил такой заказ из России для будущих творений мастеров кисти.

 

Живи, лес!

По специальности Жанна — профессиональный эколог. После окончания Кустанайского госуниверситета год работала на золотодобывающем заводе, отвечала за производственный экологический контроль, отбирая пробы воды, делая замеры воздуха. Словом, следила за соблюдением экологического равновесия при проведении технологических процессов. Потом перешла в проектную организацию, где занималась примерно тем же самым, только для большего числа предприятий. Но через пятнадцать лет достойного труда наступило у нее психологическое выгорание. Это когда свет не мил и без кардинальных жизненных перемен никак не обойтись. Но вопрос, чтобы коренным образом изменить родной профессии, вовсе не стоял. Поэтому, когда случайно набрела на информацию о богатой многовековой истории ручного бумагоделания, поняла — это мое. Ведь чтобы произвести тонну бумаги, нужно извести целых семнадцать деревьев. А сколько лет их потом выращивать!

Раньше всех додумались до производства бумаги из вторичного сырья в Японии еще в VIII веке. Правда, изготовление было связано с религиозными мотивами. Одна придворная дама сделала из писем покойного императора новые листы, написала на них важное буддийское изречение, как бы соприкоснувшись с душой покинувшего сей мир. А также символизируя, что возрождение бумаги подчеркивает и нетленность человеческой души. Мы, конечно, далеко не японцы, но прислушиваться к ним стоит...

Кстати, слово «гламур», которое в нашем понимании соотносится с некоей красивой пустышкой, лишенной внутреннего содержания, изначально означает эстетический феномен. Следовательно, к ремеслу Жанны Божатовой, которое по всем признакам является творчеством, такая характеристика вполне подходит.

 

Поздравок с секретом

Как же происходит это священнодействие? Весьма прозаично. Бумажные листы рвутся на кусочки, помещаются в емкость и заливаются водой. Жанна помогает процессу набухания, как жидкое тесто вымешивая массу, пока та не превратится в пульпу. Потом рамкой с натянутой москитной сеткой зачерпывает субстрат, разравнивая по поверхности. Лишняя жидкость стекает, масса уплотняется. С помощью пресса она сделается еще более сжатой, будет сохнуть на тканевой подложке, чтобы, по второму разу попав под пресс, приобрести заданные параметры. Дальше на ней можно с помощью цветного принтера печатать разные изображения.

Кстати, о принтере. Его Жанна смогла приобрести на грант, полученный от общественного фонда «ITeachMe» (Центра развития компетенций), который сделал своей миссией поддержку казахстанских дарований, их оригинальных и перспективных проектов. Очень удачными получаются, например, поздравительные открытки. Причем в отличие от обычных они не будут у вас пылиться на полке или в конце концов выбрасываться. Потому что они с секретом, о котором было сказано в начале нашей истории. Дело в том, что различные семена как бы впаиваются в поверхность открытки и по всем законам ботаники, будучи орошаемыми, прорастают. У Жанны весь подоконник заполнен зеленью и цветами, выросшими благодаря такой чудо-технологии.

Начинала она свои опыты с бумагой дома на кухне при всяческой поддержке мужа и сына. Теперь арендует небольшое помещение, обзавелась помощницей. Но планы множатся, заказы растут, пора расширять производство, которое полезно и экономно. Вторичную бумагу можно получить также из хлопчатобумажной ветоши, обрезков тканей, производя манипуляции, как с макулатурой. Только вот оборудование потребуется уже более основательное. Переосмысливая старую пословицу — овчинка стоит выделки.