Обзор СМИ от 12 октября 2023 года
ЦЕНЫ НА ДРЕВЕСИНУ В 2023 ГОДУ: О БОЛЬШИХ ЦЕНАХ МОЖНО ЗАБЫТЬ?
Елена Скуратова, «Лесной комплекс»
За последние два года цены на лесоматериалы впадают из крайности в крайность. С середины 2021 года и до начала 2022 наблюдался небывалый рост, и курс валюты только способствовал этому. Затем после рекордного подъёма стоимость древесины столь же резко обвалилась на фоне закрытия европейских рынков.
Только к концу августа 2023 года, как отмечает Рослесинфорг — Федеральная лесоучётная организация, цены на древесину смогли стабилизироваться. По мнению экспертов ведомства, сейчас экстремальный рост не пойдёт на руку производителям, ведь в случае подорожания за ним последует падение покупательского спроса.
Оптимально «для своих»
«Сегодняшний баланс цен на сырьё и готовую продукцию можно назвать оптимальным для производителя и конечного покупателя. Ценовая ситуация позволила многим производителям переориентироваться на растущий внутренний рынок, который стимулирует в том числе развитие деревянного домостроения и необходимость восстановления жилфонда в пострадавших в ходе военных действия приграничных регионах и на новых территориях.
Другие открывают для себя новые экспортные направления, которые были нерентабельны ранее, ведь сейчас при слабом рубле экспортная выручка в пересчёте на рубли получается больше», — считает руководитель Рослесинфорга Павел Чащин.
Если в 2021-2022 году оптовые цены на хвойный пиловочник на внутреннем рынке достигали рекордных 6,2 тыс. рублей за кубометр (без НДС), то к середине 2023 года сырьё подешевело в два раза — до 3,1-3,3 тыс. руб. за кубометр, что сравнимо с уровнем до пандемии ковида.
Самые ходовые пиломатериалы: доска и брус из хвойных пород дерева — на оптовом рынке страны, по оценкам экспертов Рослесинфорга, отгружаются по стоимости в 11,2-11,3 тыс. рублей за кубометр, а в розницу кубометр пиломатериала из сосны или ели продают в среднем по 16-17 тыс. рублей. Примерно на уровне внутрироссийской розницы находится диапазон экспортных цен.
Похожая тенденция и на хвойный кругляк, стоимость которого упала с рекордных 3,7 тыс. рублей за кубометр до нынешних 2,5 тыс. рублей за «куб».
Новые маршруты
По мнению Павла Чащина, сегодняшние цены наряду со слабым рублём подталкивают лесоэкспортёров выходить на новые рынки, которые раньше не рассматривались из-за высокой стоимости доставки. И в первую очередь речь идёт о регионах с большим потенциалом роста: Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии.
В прокладывании новых и старых маршрутов, хорошо забытых с советских времён, ключевую роль играет государство с механизмом субсидирования логистических затрат.
Как отмечает директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков, экспортные цепочки поставок с вводом санкций изменились кардинально. Вывоз продукции ЛПК из европейской части России через порты Балтийского бассейна упал в разы (практически прекратился) из-за отсутствия судозаходов. Вместо традиционных отгрузок через порты СПБ грузопоток перенаправили на Восток железнодорожным транспортом напрямую в Китай и в порты Дальнего Востока.
Однако инфраструктурные ограничения РЖД не позволяли справиться с заявляемым грузопотоком. Это привело к резкому росту стоимости логистики (в 2,5 раза) и временами к физической невозможности отправить весь объём, что в совокупности привело к снижению производства продукции ЛПК.
«С апреля 2023 г. объёмы экспорта из портов Балтийского бассейна стали ощутимо восстанавливаться за счёт прихода новых линий и судов, а также государственной поддержки (субсидирования) логистических затрат. При этом необходимо, чтобы меры поддержки остались не только на бумаге, а фактически были получены экспортёрами.
Постановление о субсидировании логистических затрат N°1347 от 28.07.22 г., изданное в соответствии с поручениями президента, не было подкреплено достаточным размером бюджетного финансирования — выделено менее 30% действительной потребности денежных средств. В результате многие предприятия лесопромышленного комплекса всё ещё не получили предусмотренной государственной поддержки.
Для оптимизации логистических затрат мы значительно расширили пул партнёров-экспедиторов. Мы стараемся «спрямлять» отношения и за счёт этого получать более выгодные условия перевозки», — рассказал Анатолий Щербаков.
Все — в Африку?
Если одни двери закрываются, значит открываются другие. Естественно, что после ухода с европейских рынков экспортёры стали искать другие варианты для поставки лесоматериалов и, помимо традиционных азиатских стран, компании обратили пристальное внимание на Африку. По словам экспертов, это вынужденная мера, и экономически выгодным это направление назвать сложно, пока не будут отрегулированы эффективные логистические маршруты. С другой стороны, спрос рождает предложение, и логистические компании при содействии государства уже ведут работу по оптимизации новых маршрутов.
«Взаимодействие между экспортёрами и поставщиками логистических услуг вышло на новый уровень, усилилась важность гибкого подхода с обеих сторон», — считает начальник отдела продаж экспортных перевозок ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Илья Каприцын.
За полтора года группа FESCO открыла новые направления, поставила свою морскую контейнерную линию в Турцию и Индию из Новороссийска, запустила deep sea сервис из Санкт-Петербурга в Индию и Китай. Компания увеличила вместимость на китайской и вьетнамской линиях, расширила географию судозаходов в Юго-Восточную Азию, принимает участие в перевозках продукции ЛПК через Северный морской путь. В ближайшее время планирует открыть сервис в Египет. В планах компании и дальше продолжать расширение своих географических горизонтов. Среди возможных направлений — ОАЭ, Пакистан, Марокко.
Если говорить об Африке, то ряд крупных экспортёров лесопродукции уже имеют устойчивые связи с этим континентом. Например, с 2018 года Египет стабильно входит в топ-3 зарубежных торговых партнёров Segezha Group. В первом квартале 2023 года на ЮАР пришлось 6% от продаж одного из стратегических продуктов холдинга — крафт-бумаги.
Крупнейший производитель берёзовой фанеры «Свеза» за пять месяцев 2023 года нарастил собственную долю продаж в африканский регион на 38% среди российских поставщиков берёзовой фанеры.
По словам руководителя направления по продажам на рынке Африки компании «Свеза» Алексея Ляпунова, компания достаточно давно начала работу по диверсификации портфеля клиентов и более десяти лет развивает африканское направление как одно из перспективных, поэтому продукция востребована в разных отраслях, особенно в мебельной и в строительстве.
Поддержку и выстраивание новых экономических связей российские власти со своей стороны всячески поддерживают. Второй раз в Санкт-Петербурге прошёл экономический форум «Россия — Африка», где представители лесной промышленности смогли представить линейки своей продукции, в том числе SLT-панели, клеёный брус.
«Российские компании демонстрируют активный интерес в поиске партнёров в странах Африки и готовы предлагать качественную и конкурентную продукцию, в том числе лесопромышленного комплекса. Российский экспортный центр поддерживает компании и помогает в поиске новых партнеров в регионе. Деловая миссия в рамках саммита «Россия — Африка» — один из инструментов такой поддержки», — считает директор по поддержке экспорта ЛПК Российского экспортного центра Елена Смирнова.
А как же лиственные породы?
Если говорить о лиственных породах древесины, то здесь, конечно, представляет интерес берёзовый фанерный кряж. По информации Рослессинфорга, сейчас сырьё для изготовления шпона и фанеры растёт в цене. Отчасти это связано с сезонным спросом. После почти двухкратного падения в прошлом году до 3 тыс. рублей за кубометр нынешний уровень в 3,6 тыс. рублей по-прежнему далёк от пиковой стоимости в 7,1 тыс. рублей в 2021 году.
Ситуация с ценами на клеёную фанеру обстоит примерно так же, как и с другими лесоматериалами: резкий взлёт осенью 2021 — весной 2022 годов и двукратное падение, после чего цена выросла на 9,7% за шесть месяцев 2023 года. На внутреннем рынке кубометр клеёной фанеры стоит порядка 27,8 тысяч рублей. Зато цена на экспорт (в рублёвом эквиваленте) держится на отметке 42,5 тыс. рублей и лишь на 26,4% ниже пикового значения, зафиксированного в марте 2022 года.
Доля древесины остальных лиственных пород в строительстве не превышает 10%. Березовый и осиновый «кругляк» подешевел с пиковых 2,5 тыс. рублей за «куб» до 2019 года — 1,9 тыс. рублей.
Стабильной на протяжении пяти лет остаётся, пожалуй, только цена на лиственный пиловочник — 2,2 тыс. рублей за кубометр.
Заметное оживление наблюдается в сегменте балансовой древесины, которую используют как сырьё для производства бумаги, ДВП и ДСП целлюлозные и древесно-плитные комбинаты. С начала года лиственный тонкомер подрос в цене в 1,4 раза, сейчас стоит по 1,7 тыс. руб. за кубометр без НДС и почти дотянулся до пиковых значений в 2 тыс. рублей. Хвойные балансы за тот же период подорожали на 17%, до 1,8 тыс. рублей без НДС. И тоже из-за роста производства древесностружечных плит для мебельщиков.
О больших ценах можно забыть
«В целом пиломатериалы, которые адресованы конечным потребителям, пока удерживают цены посередине между пиковыми значениями 2021 и первой половины 2022 и допандемийным 2019 годом, при этом демонстрируют плавный, но уверенный рост. Это говорит об оживлении строительного сектора и мебельного производства, которые наращивают выпуск продукции и подстёгивают цены после затишья, вызванного вводом санкций», — делает вывод Павел Чащин.
Что касается возвращения к рекордным значениям 2021 года, то, по мнению экспертов, о них можно забыть.
Сейчас главными факторами воздействия на спрос и ценовую политику, как считают в Рослесинфорге, можно назвать меры госрегулирования, поиск новых ниш на внутреннем рынке, где стали больше внимания уделять переработке. И, конечно, развитие новых рынков для экспорта лесопродукции и выстраивание логистических маршрутов.
Мнения экспертов
Виталий Липский, генеральный директор «Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций»:
«Напомню, что самым большим ударом для отечественного ЛПК стала транспортная блокада, а не столько сам запрет на поставку лесопродукции в ЕС. Из России ушли все крупные западные транспортные операторы, а суда, перевозящие лесопродукцию, не могут бункероваться и обслуживаться в европейских портах. Перевозка лесопродукции из портов Северо-Запада РФ морем возможна только на больших судах, способных обогнуть Европу без захода в порты европейских стран. Порты Северо-Запада РФ из «морских ворот» превратились в «тупик». В логистическом плане Северо-Запад России стал «медвежьим углом».
За последнее время было сформировано несколько транспортных морских линий из портов Санкт-Петербурга в направлении Средиземного моря, Персидского залива, Индии и Китая. Это, прежде всего, линии транспортного оператора «Рускон» совместно с Mountain Air Shipping, транспортного оператора «Модуль» и FESCO. Тем не менее стоимость перевозки лесопродукции остаётся значительной из-за несформированного потока грузов и неоптимальной логистики.
Субсидии, согласно Постановлению Правительства РФ N° 1215 от 26.07.2023, предоставляются через агента правительства — АО «Российский экспортный центр». Финансирование осуществляется на конкурсной основе при выполнении ряда условий и в пределах суммы предоставляемых субсидий. Из этого можно заключить, что основными потребителями бюджетных средств будут крупные лесопромышленные компании, которые смогут оперативно предоставить документацию и пройти конкурсные процедуры. Для малого и среднего бизнеса субсидии будут не доступны в общей массе предприятий.
Можно констатировать, что указанные субсидии будут иметь положительный эффект в части общей поддержки лесопромышленного комплекса, но это будет ощутимо только для крупного бизнеса. Экономическая сложность текущего момента для малого и среднего лесопромышленного бизнеса не снизится».
Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»:
«Начиная с середины 2022 года, в пакете заказов доля Китая превышает 70%. Ассортимент — пиломатериалы. Китай — приверженец сырьевых товаров, здесь предпочитают круглый лес. Но с пиломатериалом они тоже готовы поработать.
Китай и покупает, и поставляет продукцию по всему миру. Импорт хвойных пиломатериалов из России превышает импорт хвойных пиломатериалов из Скандинавии (Финляндии и Швеции вместе взятых) в 9 раз. В основном эту продукцию в Китае применяют в строительстве.
Но «распределение» продукции определяется сортовым составом. Условно говоря, высших сортов (которые еще называются мебельными сортами) всего 10-15%, всё остальное — средние и низкие сорта. Вот их экспортируют дальше. Уже в виде готовой продукции.
Объём поставок будет только расти. Наши китайские партнёры показывали нам график «Статистические данные по запасам продукции в порту Тайцан» — это на самом деле индикатив. У Китая всегда был определённый уровень запасов, который говорил о том, куда двигается рынок. При превышении этого уровня рынок всегда шёл вниз, цены в первую очередь. Однако когда запасы падали, то цены росли вверх, начиналась конкуренция за сырьё. Из года в год среднегодовой объём запасов рос. И то, что в прошлый год считалось сверхнормативным запасом и оказывало давление на рынок, сейчас переходит в разряд нормального запаса. Так что рынок будет расти.
На традиционных рынках (Китай, Египет, Корея, Япония, Узбекистан) проблем с логистикой нет, логистические цепочки оптимизированы. Что касается экзотических рынков, на которых мы раньше не присутствовали (Индия, например), логистические цепочки только-только начинают выстраиваться. Потому что здесь вопрос паритетов интересов.
То есть, условно говоря, мы начали разрабатывать индийский рынок, и логистика не позволяла нам сделать бизнес. Китай перебивал. Но не только мы туда пошли. Свой интерес заявили и другие крупные российские экспортёры, причём не только пилопродукции (плитной продукции, например). Потому что все понимают, что Индия по населению не уступает Китаю…
И когда потенциальные поставщики заявили свой интерес к поставкам в Индию, логистика поняла, что спрос есть, значит, можно заворачивать суда/контейнеры. Сперва появилось логистическое плечо, а потом началась оптимизация по тарифам. Поставщики подтвердили свой интерес. И медленно этот механизм начал раскручиваться с падением ставок на перевозку. У нас бизнес с Индией уже стартовал — первую продукцию отправили этим летом».
Алексей Ляпунов, руководитель направления по продажам на рынке Африка компании «Свеза»:
«Налаживая контакт с африканскими партнёрами, мы отметили для себя несколько особенностей. В первую очередь они придают большое значение личному общению. При этом для африканских партнёров важно соблюдение «понятийных» договоренностей.
Кроме того, по сравнению с другими странами партнёры в Африке гораздо более привычны к условиям неопределённости, в этом плане они в какой-то степени похожи на нас, что отчасти облегчает коммуникацию.
Основной рынок Африки — Египет. С берёзовой фанерой египтяне знакомы ещё со времен СССР. Но и рынки других стран планомерно развиваются.
Вместе с тем логистика на рынок сейчас достаточно дорогая. На данный момент контейнерная доставка стоит в два-четыре раза дороже, чем из других стран — основных экспортёров березовой фанеры (ЕС и КНР). Это делает нашу продукцию менее конкурентоспособной, даже несмотря на её высокое качество. Чтобы исправить эту ситуацию, необходима помощь государства в развитии логистических линий, в первую очередь судоходства.
Помимо этого, необходима поддержка при заключении межправительственных соглашений, которые всегда помогают бизнесу. Кроме того, лесопромышленникам для развития на новых рынках необходимы надёжные платёжные каналы. Например, были бы очень полезны налаженные системы взаиморасчёта в валютах стран БРИКС вместо доллара и евро, а также доступные и безопасные цифровые валюты».
Андрей Фиалковский, директор по продажам пиломатериалов и биотоплива АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»:
«Если говорить о рынках Африки, традиционно Россия была представлена всегда, ещё со времен СССР, в Северной Африке: Египте, Тунисе, Алжире, Марокко.
С течением времени российские поставщики «рассеялись». По объективным причинам. В первую очередь эти рынки стали не столь привлекательны, потому что Азия перебила спросом африканский континент.
Не надо забывать, что лесопильная, деревообрабатывающая отрасли России на месте не стояли, и изменилось качество продукции: появился большой объём строганной продукции. И азиатский рынок (кроме Китая) был всегда не против поработать со строганной продукцией — естественно, более маржинальным продуктом. А африканский рынок остался приверженцем обычной доски.
Сейчас рынок Северной Африки ввиду изменений общей географии экспорта вновь обретает интерес. Лидирующие позиции, наверное, занимает всё-таки Египет, а дальше уже все остальные.
Наверное, это вынужденная ситуация, потому что говорить о какой-то высокой экономической эффективности пока не приходится. Арабский рынок весьма специфический: сильно разнятся менталитеты, и это накладывает серьёзный отпечаток на бизнес.
Что касается Южной Африки, у них нет острой потребности в наших пиломатериалах — они сами себя обеспечивают тропической древесиной.
Логистика в Африку есть. Например, в Египет она существовала и ранее, большой объём продукции туда поставлялся. Сейчас идёт переход с балкерных отправок на контейнерные, так как рынок предлагает более интересные условия по доставке в контейнерах из портов Санкт-Петербурга».
Илья Каприцын, начальник отдела продаж экспортных перевозок ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»:
«Несмотря на то, что прекратились поставки в Европу, появился ряд новых направлений: Индия, Турция, Египет. При этом на рынке остались все основные игроки (производители, трейдеры, потребители), и поставки в страны ЮВА продолжаются. Также возобновились перевозки через порты Северо-Запада, благодаря запуску deep sea линий.
Безусловно, производителям пиломатериалов и фанеры приходится подстраивать размерный ряд своей продукции под требования новых покупателей. Но в целом значительная часть производств по-прежнему ориентирована на традиционные рынки, и в их логистике преобладают привычные схемы: перевозки через порты Дальнего Востока, сухопутные погранпереходы и порты Северо-Запада.
Серьёзным вызовом стала скорость изменения ситуации. Решения об открытии новых направлений приходится принимать в крайне сжатые сроки, а дорабатывать отдельные моменты и нюансы уже в процессе реализации перевозок. Кроме того, большой объём работы был проделан по смене валют взаиморасчётов с агентами для повышения стабильности системы и уменьшения рисков.
Отдельно хотелось бы упомянуть про рост нагрузки на сеть РЖД, особенно на Восточный полигон. Могу сказать, что до сих пор ещё ни одна проблема не стала фатальной, логистический бизнес продолжает развиваться. В целом логистика и раньше была одной из наиболее подверженных изменениям сторон международной торговли, поэтому большинство игроков оказались к этому готовы».
«ЛЕСОРУБ XXI ВЕКА»: В ДЕЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Мария Кармакова, «Лесной комплекс»
Архангельская область, Устьянский район, делянка в двух километрах от деревни Кононовская — обнаружить на карте этот участок площадью 30 га непросто. Но его координаты известны почти каждому работнику лесной отрасли, ведь именно сюда каждый август на протяжении восьми лет съезжаются операторы лесных машин, чтобы показать своё мастерство.
Здесь же ежегодно проходит выставка техники и оборудования для лесной промышленности. А мероприятия деловой программы посвящены самым актуальным вопросам развития отечественного ЛПК.
В этом году участниками состязаний стали 142 оператора, выступавшие в составе 32 команд. Показатель хороший, но не максимальный: в 2022 за звание лучшего боролись более 170 «лесорубов» из 40 команд, а рекорд был поставлен в 2019 — тогда команд набралось целых 70.
Организаторы подсчитали, что активнее всего в этом году в соревнованиях участвовали операторы харвестеров — в этой номинации заявились 46 конкурсантов. И они же оказались самыми молодыми — более половины младше 35 лет. В целом же две трети участников состязаний имеют возраст от 30 до 40 лет.
Опыт ценится
Не секрет, что предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области и других лесных регионов нуждаются в квалифицированных кадрах, как по основным специальностям в области лесозаготовки и деревообработки, так и в смежных направлениях. Как сообщает агентство Rusnord со ссылкой на портал hh.ru, Архангельская область входит в пятёрку регионов, в которых в 2023 году зафиксирован наибольший рост спроса на персонал для предприятий ЛПК: +47% новых вакансий по сравнению с первым кварталом 2022 года.
Данные портала также показывают, что компании стали на 5% реже предлагать работу соискателям без опыта и стажа в профессии, но при этом на 14% чаще искать опытных работников со стажем более 6 лет. О чём это говорит? Отрасли нужны опытные профессионалы, способные стабильно выдавать качественный продукт.
За работой настоящих мастеров в управлении лесными машинами могли наблюдать гости чемпионата «Лесоруб XXI века». В чём секрет успеха лидеров? Этот вопрос задают себе участники соревнований. Большинство сходится во мнении, что всё решает опыт. И речь не только о наработанных профессиональных компетенциях. Для победы в чемпионате мало просто хорошо управлять машиной, нужно суметь справиться с волнением, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
А это получается далеко не у всех, даже операторы с внушительным стажем на соревновательной площадке нередко теряют концентрацию и допускают досадные ошибки.
«Столько народу вокруг — конечно, как не волноваться! В лесу работаешь, там одни пеньки на тебя смотрят. А здесь сложно», — поделился впечатлениями бульдозерист Алексей Щипин из лесного филиала Группы «Илим» в Коряжме.
Лучшие из лучших
Чтобы понять, кто готов к такому испытанию, предприятия проводят отборочные соревнования на своих площадках. Так, в Группе компаний «Вологодские лесопромышленники» 57 специалистов из трёх предприятий дивизиона лесозаготовки в течение двух недель состязались за право защищать честь холдинга. В результате были сформированы две команды, в которые вошли семь специалистов.
Забегая вперёд, можно сказать, что такой подход оправдал себя: сотрудник предприятия Олег Лахтионов занял первое место в номинации «Машинист бульдозера». В остальных номинациях участники из «ВЛП» попали в топ-10, а по итогам командного зачёта одна из сборных холдинга вошла в пятёрку сильнейших.
Кстати, соревнования бульдозеристов на «Лесорубе» — новшество. В прошлом году компания «Четра» провела такие состязания на своей площадке, а в этом организаторы включили их в официальную программу. В номинации заявились 18 участников, которым предстояло выполнить непростые задания: с помощью отвала бульдозера ЧЕТРА Т9 загнать огромные металлические мячи в ворота, рыхлителем расколоть полено и проехать по трассе змейкой, не сбив конусы.
Жюри оценивало правильность и скорость выполнения заданий. Олег Лахтионов показал лучший результат, пройдя трассу за 1,42 мин без единой ошибки. Второе место занял Семён Чемакин из Группы компаний «Титан», третье — Сергей Носкин из компании «Профмакс».
«Хозяева» площадки, представители ГК «УЛК», тоже провели отборочные соревнования. О победе не загадывали, хотя в прежние годы занимали призовые места и в индивидуальном, и в командном зачётах. На этот раз из семи команд «УЛК» лучший результат показала сборная «Устьяны 2» — восьмое место. В личном зачёте операторы холдинга во всех номинациях отметились в первых десятках рейтингов, но в лидеры на этот раз пробиться не получилось.
Выездные тренировочные дни для своих «лесорубов» организовали в другом крупном лесопромышленном холдинге — Segezha Group. По мнению вице-президента, руководителя дивизиона «Лесные ресурсы и деревообработка» Евгения Баталова, это принесло хорошие результаты: вологодское подразделение компании заняло второе место в общекомандном зачёте.
Лучшими операторами харвестера стали Николай Леушев из Карелии (золото) и Владимир Карелин из Вологды (серебро). Оператор форвардера Андрей Смирнов (Вологда) добрался до пятой строчки рейтинга. А Сергей Попов (Онега) занял 10 место в номинации «Машинист гидроманипулятора».
Путь к успеху
Пожалуй, пристальнее всего гости чемпионата наблюдали за представителями Группы «Илим» — признанного лидера чемпионата «Лесоруб XXI века» последних лет. Напомним, в прошлом году команды целлюлозно-бумажного гиганта взяли золото и бронзу, а в 2021 и вовсе заняли весь пьедестал почёта.
Как известно, удержать лидерство бывает сложнее, чем завоевать победу впервые. О том, что спортивное счастье переменчиво, напомнил Владимир Дудников, возглавляющий группу по специальной подготовке филиала Группы «Илим» в Коряжме (да, есть в холдинге и такая структура). Впрочем, опасения оказались напрасными, илимцам удалось повторить успех прошлого года.
В общекомандном зачёте сборная «Удимский участок» заняла первое место, «Красноборский участок» — третье. Успешнее всего выступили операторы гидроманипулятора: Александр Лисеенков, Алексей Федяев, Сергей Морозов, Михаил Федяев заняли первые четыре строчки рейтинга. Показали своё мастерство и машинисты форвардера: Юрий Шиханов — первое место, Михаил Фомин — третье, Олег Родькин — четвёртое. Среди операторов харвестера лучший результат у Антона Селина — пятое место. А в номинации «Машинист бульдозера» четвёртую и пятую строчки заняли Вадим Верещагин и Андрей Апонасько.
Эти показатели ещё раз подтверждают, что опыт работы в отрасли и участия в соревнованиях профмастерства — важнейшие составляющие успеха. Для победителя в номинации «Оператор ГМП» Александра Лисеенкова этот «Лесоруб» пятый по счёту. В прошлом чемпионате он тоже занял первое место, но результат этого года превышает предыдущий: 2113 баллов против 2088. Хотя и конкурсные задания те же, и оборудование — манипулятор Epsilon M100L97.
«Чувствуешь, что нельзя сбавлять обороты, нужно защищать честь предприятия, которое представляешь на соревнованиях. Кроме того, мы и сами получаем от конкурса моральное удовлетворение, чувствуем свою силу, сноровку, поэтому стараемся поддерживать форму, увеличивать выработку, повышать мастерство. На площадках чемпионата мы все соперники, даже если представляем одно предприятие, а за их пределами — друзья, коллеги, болеющие за свою отрасль», — рассказал Александр Лисеенков.
По его словам, костяк команды «Илима» составляют как раз опытные операторы. Но ездить каждый год одним коллективом не спортивно, да и самим участникам не интересно. Поэтому состав команд к чемпионатам обновляется примерно на треть. Видимо, этому принципу следует большинство предприятий, выставляющих свои сборные на соревнования. По данным организаторов «Лесоруба», почти половина конкурсантов этого года уже пробовала свои силы в предыдущих чемпионатах, а четверть участников приезжала более двух раз.
Будущее под вопросом?
Моральное удовлетворение — это, конечно, хорошо, но не секрет, что в Устьяны приезжают ещё и за ценными призами. До пандемии победителям дарили технику: снегоходы, квадроциклы, легковые автомобили. В 2021 году было принято решение заменить машины денежными призами. Тогда победа в командном или личном зачёте «стоила» 1 млн рублей, за вторые места награда составляла 500 тыс. рублей, за третьи — 300 тыс.
В этом году ставки немного снижены: главный приз в индивидуальных и командной номинациях — 500 тыс. рублей, за второе место — 300 тыс., за третье — 200 тыс. Причина понятна: кризис, вызванный сложностями с экспортом древесной продукции и импортом технологий для её производства. Вопреки традиции, награждали победителей не на главной сцене туристического комплекса «Малиновка», а на самой делянке.
Не было эффектного обливания шампанским, которое обычно вручали команде чемпионов на фоне искрящегося фейерверка-фонтана. Отказались организаторы и от другой зрелищной составляющей чемпионата — конкурса «Королева леса», участницы которого своим примером демонстрировали, что в лесных профессиях могут добиваться успеха не только сильные мужчины, но и привлекательные молодые женщины.
Впрочем, победа от этого не стала для конкурсантов менее ценной. Вот только изменения, вроде бы незначительные, выглядят несколько удручающе на фоне невнятной молвы о том, что чемпионат 2023 года может стать последним. Верить в это, конечно, не хочется. К тому же выступления официальных лиц и гостей мероприятия идут вразрез с такими слухами.
«Самое главное — чтобы этот чемпионат продолжался, несмотря на санкции, проблемы в стране и мире. Конкурс профмастерства — очень ценная вещь для простых операторов. Благодаря таким мероприятиям они получают возможность показать, на что способны, а другие профессионалы могут это оценить.
В лесу машинисты работают в определённых условиях, соблюдая технику безопасности, обеспечивая производительность труда и бережное отношение к технике. Здесь, на чемпионате, это проявляется в несколько утрированной форме, много внимания уделяется мелочам. И конкурсанты своим примером подтверждают, что способны на большее, чем ежедневный труд в лесу.
В этом году участники испытывали дискомфорт из-за погоды, мы переживали за физическое состояние людей. И не только конкурсантов, которые волновались, уровень адреналина был повышен, что на жаре не очень полезно, но и за судей. Если участники чемпионата могли укрыться в палатках, пока не подошла их очередь выполнять задание, то члены судейской бригады находились на площадках постоянно.
Поэтому мы сделали дополнительные перерывы, переставили палатки, чтобы люди могли спрятаться от солнца. К счастью, всё обошлось, и праздник удался!» — рассказал главный судья соревнований, заместитель директора ФБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» Александр Степченко.
«Радует, что «Лесоруб» продолжает свою жизнь, несмотря на все имеющиеся сложности. Существует выставка техники, которая говорит о том, что отечественные производители способны заместить большинство машин и механизмов, приобретавшихся ранее за рубежом. На мой взгляд, эта выставка должна демонстрировать современные технологии, ведь наша задача сегодня — расширять рынок для лесной отрасли: будущее «Лесоруба XXI века» заключается в этом», — поддержал заместитель председателя Совета Федерации РФ Юрий Воробьёв.
«Очевидно, что «Лесоруб XXI века» становится традиционным мероприятием. За восемь лет он вырос из конкурса профессионального мастерства в значимое отраслевое мероприятие. Настало время подумать о его расширении, добавлении новых направлений. Если взять этот год, то очевидно, что количество регионов, участвующих в чемпионате, выросло, а количество представленных образцов техники — уже более ста. Это говорит о том, что мы продолжаем развиваться и находим новых надёжных партнёров, которые позволяют нам не останавливать темпы лесозаготовок», — победно рапортовал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
СМИ активно подхватили другое высказывание главы Поморья — о том, что число торговых марок спецтехники, представленных на площадке «Лесоруба XXI века», увеличилось более чем на 30%. На протяжении свой истории соревнования в Устьянах неизменно сопровождаются выставкой лесных машин и деревообрабатывающего оборудования. Эта составляющая чемпионата не менее важна для отрасли, чем демонстрация профессионального мастерства операторов, ведь машина и человек работают в лесу в связке.
Цепи простые и золотые
Участники выставки не только представляют свою продукцию на экспозиции, но и поддерживают конкурсантов, а ещё проводят собственные мероприятия, которые вносят разнообразие в программу чемпионата. Команда ООО «Орегон СПб» четвёртый год подряд проводит конкурс технического мастерства «Золотая цепь».
Операторам харвестеров предлагают выполнить два упражнения: собрать отрезок пильной цепи из отдельных элементов и изготовить кольцо из бухты цепи в 32 звена. Участники выполняют задания на время. Победителю достаётся пильная цепь, покрытая золотом. В этом году приз забрал Сергей Хуторянский из Архангельска.
«Конкурс очень популярен, в этом году в нём приняли участие более 40 человек. Мы сократили программу из-за наплыва людей и погодных условий — было очень жарко. Забавно наблюдать за тем, как операторы — сильные мужчины, которые заготавливают в лесах сотни кубов древесины на тяжёлой технике, выполняют ювелирную работу по сборке отрезка пильной цепи. Волнуются, руки трясутся, звено срывается, и конкурсант в запале отбрасывает цепь в сторону.
В этом году к нам на площадку пришли чемпионы прошлых лет: Михаил Селезнёв из Вельска и Виталий Воробьёв из Пинеги. Отдельные задания они выполнили отлично, но подтвердить чемпионский титул не удалось», — описывает перипетии конкурсной борьбы технический директор ООО «Орегон СПб» Александр Третьяков.
Разумеется, на выставку представители компании приехали не только с золотой цепью для победителя, но и с обычными пильными цепями для ручных бензопил и харвестеров.
«В этом году представили новую цепь «Раптор» и обновлённую модель «Аллигатор», предназначенные для работы в составе харвестерной головки. Обе они прошли тестирование на восьми предприятиях Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей. Пользователи отметили высокие результаты, превышающие даже показатели работы цепей «Орегон», которые мы ранее продвигали на российском рынке. Сегодня из-за санкций эта продукция недоступна, поэтому радует, что есть достойная замена», — подчеркнул Александр Третьяков.
«Дракон» в деле
Для операторов харвестеров была предусмотрена ещё одна дополнительная награда. Не секрет, что участники чемпионата могут выбирать машины из тех моделей, которые предоставляют партнёры мероприятия. В этом году операторам харвестеров предложили привычные многим John Deere 1270G, Volvo EC220DL(F) с головкой LogMax и LiuGong CLG922E с головкой Ponsse H7HD, а также новинку для российского рынка — Sany SY245F с пильным агрегатом T600. Данную модель представила компания «Техноком» и в честь дебюта совместно с компанией SANY учредила специальный приз: сертификат на поездку в Китай с правом посетить завод.
Впервые Sany SY245F с пильным агрегатом T600 продемонстрировали на выставке в Устьянах в прошлом году. Тогда для более эффектной презентации на головке Т600 нарисовали голову дракона. Сегодня эта модель работает на шести предприятиях ЛПК в России.
«Мы продолжаем модернизировать головку в сотрудничестве с нашими китайскими партнёрами. На данный момент внесены следующие изменения: агрегат оснащён оригинальным пильным узлом Supercut с пильным мотором производства компании Parker F12-30, изменена геометрия всех ножей с усилением для работы с лиственными породами, на головку установлены экспандерные оси увеличенного диаметра — до 40 мм, частично переработана гидравлика. На этом не останавливаемся и продолжаем работать над улучшением», — рассказал коммерческий директор ООО «Техноком» Виталий Травников.
Протестировать Sany SY245F с головкой T600 в действии вызвались три участника соревнований. Лучший результат показал оператор, имя которого нам уже знакомо, — Сергей Хуторянский, обладатель золотой пильной цепи. На чемпионате он занял шестое место, и, по мнению Виталия Травникова, это достойный результат как для самого «лесоруба», так и для машины, впервые представленной на соревнованиях.
Помимо уже знакомого нам харвестера, но уже в новой, «мультяшной» раскраске, на своём стенде компания «Техноком» представила экскаватор-перегружатель Sany SY245F с гидравлическим лифтом кабины, оснащённый жёстким грейферным захватом Craftline GF75, а также фронтальный погрузчик Sany SW955K1.
Кроме того, инженеры и мастера сервисных центров демонстрировали гостям выставки линейку грейферов Craftline от GF26 до GF75, систему автоматического пожаротушения «Эпотос» от партнёров из компании «Пожтехпром», а также продукцию собственного производства: оси, гидроцилиндры, ножи, насосные станции, вентиляторы охлаждения, рукава высокого давления, фитинги и другие запчасти.
Чтобы оживить локацию и привлечь внимание гостей, специа-листы «Технокома» установили на своём стенде робота, собранного из комплектующих для лесных машин, а также импровизированный «меч короля Артура» из пильной шины, воткнутой в камень, с присоединённым к нему динамометром для измерения силы натяжения. С помощью этого устройства команда «Технокома» выявила самых сильных мужчину и женщину чемпионата «Лесоруб XXI века». Победители получили памятные призы.
Будущее за Китаем?
Тренд на китайскую спецтехнику ярко проявился ещё в прошлом году, когда места европейских машин на выставке заняли их аналоги из КНР. Многие компании, ранее поставлявшие продукцию из ныне «недружественных» стран, переключились на сотрудничество с партнёрами из Китая.
«Видимо, конкуренция на рынке возрастает, поэтому компании готовы заявлять о себе на территории Северо-Запада. Когда были доступны европейские бренды, китайская техника была не так востребована. И зря, потому что она ничем не хуже, такая же надёжная и производительная. Многие модели уже наработали в России 12 000 моточасов без нареканий.
Конечно, среди лесозаготовителей всегда будут те, кто считает, что удобнее работать на европейской технике, потому что она привычнее. Но молодые специалисты, лет до 35, думаю, будут достаточно активно пересаживаться на китайские машины и получать удовольствие от работы на них», — поделился мнением региональный менеджер по продажам ООО «Зумлион Хэви Индустри Рус» Олег Голубцов.
Руководитель проектов ООО «Техстройпроект» Дмитрий Мурашко подтверждает: количество китайской спецтехники, которую закупили российские клиенты в 2023 году, выросло в восемь раз по сравнению с прошлым годом. Компания, в которой он работает, поставляет в РФ машины XCMG, которые также производят в КНР. С прошлого года «Техстройпроект» является федеральным дилером по поставкам лесозаготовительной техники этого бренда отечественным потребителям.
На выставку специалисты привезли полноприводный грейдер, лёгкий экскаватор и фронтальный погрузчик с лесным захватом, а также машины для расчистки лесосек: корчеватели, мульчеры — и навесное оборудование: фиксированный захват и харвестерную головку. Вся эта техника имеет прямое отношение к сфере ЛПК, но в компании готовы пойти дальше и представить российским пользователям машины, изготовленные специально для них.
«Мы выпустили первые две единицы для Сибири, до конца года они приедут в Россию и будут отправлены для эксплуатации в Братск и Красноярск. Мы постарались при их создании учесть те требования, которые предъявляют к лесной технике именно наши, российские лесозаготовители. Например, это касается объёма топливных баков. Обычно базовая машина оснащена баком на 400 литров, но этого недостаточно, чтобы отработать смену в лесу.
Оператору приходится гнать технику для дозаправки. Мы учли это и оснастили наши машины более объёмными баками — от 980 литров и более. Харвестеры на базе экскаватора XCMG, начиная с модели XE245F и далее, оборудованы двумя баками. Переключаться между ними можно, не останавливая работу машины, для лесников это важно», — подчёркивает Дмитрий Мурашко.
Также китайский завод XCMG изготовил собственную харвестерную головку — аналог популярной среди российских лесозаготовителей Ponsse H7. До конца года специалисты рассчитывают провести её испытания, а затем запустить в производство.
Наряду с новыми продуктами от известных компаний на российском рынке появляются и новые бренды, ранее неизвестные отечественным лесозаготовителям. Новинка «Лесоруба» 2023 года — харвестер на базе экскаватора Lishide. Компания Shandong Lishide Construction Machinery находится в Китае, но основная «начинка» машин японская: двигатели Isuzu, гидравлическая система управления Kawasaki.
«Всё это использовалось при сборке машин, которые производили крупные европейские компании на заводах в КНР. Теперь китайцы выпускают эту технику самостоятельно, используя наработанный опыт. Модель, которая представлена на выставке, мы получили буквально за пару недель до начала мероприятия и успели собрать.
Изначально планировали продемонстрировать более крупный экскаватор-харвестер с высокой тележкой. Он лучше приспособлен для работы в лесу, в том числе за счёт заводской защиты катков. Подобные решения уже были представлены на российском рынке, но это были проставки, которые дополнительно приваривали снизу.
Они отрывались, ломались, и ремонт обходился в десятки раз дороже, чем установка этих элементов. Заводское исполнение позволит обеспечить их более длительную эксплуатацию», — убеждён руководитель сервисной службы ООО «Бизнес Спецтехника» Сергей Борисов.
Машина оснащена харвестерной головкой Woody производства австрийской фирмы Konrad Forsttechnik Gmbh — ещё одна новинка для отечественных лесозаготовителей.
«Продукция данной компании на российском рынке была представлена в штучных экземплярах. К сожалению, монополия финнов и шведов не позволяла продвигать её. Сейчас наша компания является эксклюзивным поставщиком Woody по России, и мы намерены эту голову активно завести в лес, потому что она имеет безграничные ресурсы», — поделился планами генеральный директор ООО «Бизнес Спецтехника» Сергей Жаров в ходе презентации техники губернатору Архангельской области.
Руководитель сервисной службы рассказал, что и харвестер на базе китайского экскаватора, и австрийская харвестерная головка уже вызвали интерес у потенциальных потребителей в России. В частности, генеральный директор ГК «УЛК» Владимир Буторин высказал готовность протестировать эту технику в архангельских лесах.
Перспективы китайских решений на российском лесном рынке высоко оценили не только компании, которые уже работали в этом сегменте, но и представители смежных отраслей. Финансово-промышленная группа «Карьерные машины» уже 20 лет поставляет спецтехнику для самых разных производств, включая строительную, дорожную, горнодобывающую отрасли. Теперь к этому списку добавилась и лесная.
На выставку в Устьянах компания привезла фронтальный погрузчик Jingong JGM 857K с лесозахватом, экскаватор Yuchai YC230FM и перегружатель Yonggong-Borus YGLZ 400 с двухчелюстным захватом. Также на стенде было представлено навесное оборудование, доставленное с красноярского машиностроительного завода «Борус», торжественное открытие которого состоялось буквально накануне начала работы выставки (подробнее прочитать об этом можно у наших партнёров — в журнале «Грейдер» N° 5/2023). Для компании «Карьерные машины» это первое участие в «Лесорубе XXI века».
«Конечно, глобальная цель — продажи, а чтобы прийти к ней, мы ставим промежуточные задачи: представить компанию на рынке, сделать её узнаваемой, познакомиться с местными производителями, узнать их потребности, проанализировать рынок и понять, какую нишу мы можем занять.
Выставка сочетает в себе два направления, в которых мы развиваемся: географическое — это центральная и северная часть России, и функ-циональное — мы всё больше работаем с лесниками, специально для них возим машины и изготавливаем навесное оборудование. Китайской техники в России всё больше, но мы конкуренции не боимся.
В сегменте перегружателей планируем выигрывать за счёт соотношения цены и качества, а также благодаря более широкому модельному ряду», — поясняет маркетолог «Карьерных машин» Александр Песегов.
Делаем в России
Новые решения в этом году на выставку привезли не только дилеры зарубежной техники, но и отечественные производители. ООО «Палфингер Кран Рус» («Палфингер СНГ»), представила на выставке продукцию одного из своих заводов ООО «ВЕЛМАШ-С» (Псковская область, г. Великие Луки). В Устьяны специалисты привезли абсолютную новинку: манипулятор для леса ВЕЛМАШ 10-97 — российский аналог одного из самых популярных лесных манипуляторов Epsilon М100L97.
В дни работы выставки все желающие могли протестировать работу этого оборудования — разумеется, при условии наличия необходимой квалификации. Также на площадке компании была представлена другая спецтехника собственного производства: лесовоз и сортиментовоз с манипуляторами серии ВМ, крюковой погрузчик с бункером-щеповозом, автогидроподъёмник и бортовой автомобиль с КМУ.
«Наша компания на протяжении многих лет является партнёром чемпионата, это уникальное мероприятие для лесной отрасли и, безусловно, очень значимое для нас. Несмотря на любые трудности, мы всегда рады принять участие в этой выставке и будем делать это в дальнейшем. За последний год мы проделали большую работу по «еврозамещению» компонентной базы в наших продуктах, и сегодня мы можем презентовать клиентам и партнёрам технику, свободную от санкционных рисков. Уверены, что она найдёт своего покупателя.
Несомненно, мы видим определённое падение спроса на рынке и понимаем, с чем это связано. Но, являясь крупным производителем лесных манипуляторов в России, наша компания не может просто уйти и забыть про этот рынок. Мы чувствуем определённую ответственность перед нашими клиентами и партнерами.
Именно поэтому не только не ставим на паузу, а, наоборот, продолжаем разработку продуктов, которые будут отвечать потребностям наших клиентов в ближайшем будущем», — обозначил миссию компании начальник отдела маркетинга АО «Подъёмные машины» Александр Шулаев.
Обладая огромным опытом и необходимыми компетенциями, специалисты компании также готовы оказывать своим партнёрам содействие в повышении квалификации операторов гидроманипуляторов. В подтверждение этого АО «Подъёмные машины» и АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» прямо на чемпионате заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает теоретическую и практическую подготовку работников лесопромышленного холдинга в рамках образовательного пространства PALSpace.
Пожалуй, острее всего российский рынок ощущает сегодня дефицит колёсной лесной техники. Удовлетворить этот спрос планируют специалисты ООО «Амкодор-Онего». На выставку компания привезла восьмиколёсный форвардер «Амкодор 2682-01», серийный выпуск которого уже налажен. В ближайшее время, по словам генерального директора завода Игоря Дроздова, начнётся выпуск машин серии FF и FH. Не исключено, что уже в следующем году на выставку компания привезёт не только форвардер нового поколения, но и первый харвестер.
«В настоящее время в Минске проходят испытания харвестеров. Мы уже наладили собственное производство тандемных мостов и харвестерных манипуляторов. В целом же программа локализации рассчитана до 2028 года. К этому времени мы получим машину, в которой не менее 68% комплектующих будут российскими. Мир не стоит на месте, и наши зарубежные коллеги тоже. Но мы уверены, что отечественный продукт найдёт своего покупателя, а качественный сервис и стабильное наличие запчастей станут весомым аргументом в его пользу», — подчеркнул Игорь Дроздов.
Завод «АГРОМАШ» (входит в машиностроительно-индустриальную группу «Тракторные заводы») планирует запустить в России производство колёсных тракторов АГРОМАШ 90ТК. Данную модель компания представила на чемпионате «Лесоруб XXI века» в рамках совместного стенда с официальным дилером ТД «Ютек».
Кроме того, гостям выставки демонстрировали универсальный гусеничный трактор АГРОМАШ 90ТГ, кабину и капот которого оснастили решёткой, чтобы обезопасить оператора, и установили грунтомёт для прокладывания минерализованных полос. Это решение компания ТД «Ютек» разработала по запросу лесников: такая технология позволяет тушить пожары на расстоянии до 10 метров.
ООО «Завод «АГРОМАШ» на сегодняшний день является одним из основных поставщиков гусеничных тракторов с лесной защитой и дополнительным оборудованием для Россельхоза. В рамках нацпроекта «Экология» российские лесхозы за последние два года приобрели около 180 единиц этой техники.
«Производство колёсных тракторов мы запустим в Чувашии в рамках специального инвестиционного контракта в партнёрстве с индийским производителем сельхозтехники — компанией International Tractors Limited (ITL). В планах за 10 лет полностью локализовать выпуск переднего моста, трансмиссии, кабины и двигателя нового колёсного трактора.
Мы уверены, что АГРОМАШ 90ТК, оснащённый лесными плугами, мульчировщиками, погрузочным, лесопосадочным и другим оборудованием, найдёт применение в лесхозах, а также в сельском хозяйстве, коммунальной, дорожно-строительной и других отраслях», — рассказал генеральный директор ООО «Завод «АГРОМАШ» Мурад Караджаев.
«Российским машинам — российское навесное» — так мог бы звучат лозунг ООО «Гранит». Компания второй год подряд привозит на выставку захваты для фронтальных погрузчиков и перегружателей, грейферы, ковши и другое оборудование для лесозаготовительной, дорожно-строительный и горнодобывающей техники.
«Мы постоянно развиваемся, улучшаем технические характеристики своей продукции, экспериментируем со сталью. Если говорить о бревнозахватах или фронтальных погрузчиках, то в первую очередь стараемся уменьшить их вес, чтобы снизить затраты на горючее и смазочные материалы, избежать повышенного износа моторов и редукторов.
Чем легче оборудование, тем оно эффективнее работает. Но сделать это нужно не в ущерб прочности, поэтому мы работаем с европейскими сталями. Пока не переходим на китайские, поскольку партнёры обеспечивают нас необходимой продукцией из разных стран, в том числе западных. К сожалению, стали российского производства пока не дотягивают до нужных нам параметров», — высказал мнение представитель ООО «Гранит» Арсентий Нарбеков.
Меняем имя, сохраняем традиции
Ещё одна примета санкционного времени — ребрендинг, к которому прибегают компании, ранее поставлявшие в Россию импортную продукцию из ныне «недружественных» стран. Чтобы подчеркнуть переориентацию на сотрудничество с новыми партнёрами и показать клиентам, что компания в своём развитии учитывает современные обстоятельства, дилерские организации меняют названия, символику и фирменные цвета. По этому пути пошла компания «Ферронордик Машины», которая предстала на выставке под новым наименованием — FNGROUP.
«Наши шведские партнёры прекратили работу в России, после чего продали основные активы Группе компаний «ГИЛК». Так как сам бренд Ferronordic продолжает существовать на мировом рынке, чтобы не было путаницы, наша компания провела ребрендинг.
Теперь мы работаем и представляем экосистему в рамках бренда FNGROUP с юридическим названием части, отвечающей за продажи, — ООО «ФН Машины». Считаем, что ребрендинг прошёл правильно и успешно, так как мы смогли сохранить узнаваемость», — пояснил региональный директор по развитию Северо-Западного региона ООО «ФН Машины» Александр Орлов.
Сегодня компания является официальным дистрибьютором таких мировых брендов, как LiuGong Machinery, Dongfeng Trucks, а также дилером Dressta и Mecalac в России. На выставке специалисты представили погрузчик LiuGong с грейферным захватом для леса, харвестер на базе гусеничного экскаватора той же марки с харвестерной головкой Ponsse, в также грейдер средний тяжести и два самосвала Dongfeng.
«Несмотря на все изменения, мы смогли сохранить костяк команды, а философия нашей компании осталась прежней. Мы всегда придерживались политики максимальной клиентоориентированности, и нашей задачей было и остаётся оказание клиентам качественного сопровождения и поддержки.
У нас есть для этого все необходимые ресурсы: технические мощности, большой штат высокопрофессиональных механиков и т. д. Также мы продолжаем выполнять обязательства по обслуживанию машин, которые были поставлены нами ранее, включая соблюдение гарантийных условий.
Дополнительно отмечу, что в группу компаний FNG входят такие сильные игроки, как, например, «CTRL лизинг» с финансовыми инструментами, которые делают технику и наши услуги доступнее для потребителей», — подчеркнул Александр Орлов.
Ещё один игрок рынка, сменивший вывеску, — ООО «СК-Обь». С июля текущего года компания работает под названием «СК Машинери».
«Мы кратно выросли в объёмах продаж и географии: работаем на всей территории РФ от Дальнего Востока до Калининграда, поэтому выход на федеральный уровень потребовал и новых подходов во всём, в том числе полного ребрендинга компании», — рассказал руководитель отдела продаж грузовой техники по СЗФО «СК Машинери» Сергей Роот.
«СК Машинери» — официальный дилер мирового производителя дорожно-строительной техники Sany и эксклюзивный дистрибьютор HAITUI. Последний представляет широкую линейку надёжных и производительных бульдозеров, в том числе для лесной отрасли.
В рамках выставки компания представила гусеничный перегружатель на базе экскаватора Sany SY245F. К основным преимуществам модели относятся усиленная рама, что наиболее важно для лесозаготовительной отрасли, защита внешней и внутренней ходовой части, увеличенный дорожный просвет и полноценная двухпоточная гидролиния, которая позволяет работать и с харвестерным агрегатом, и с ковшом, и с лесозаготовительным захватом. Примечательно, что грузить лес такой перегружатель может и в вагоны.
Кроме того, «СК Машинери» занимается поставками дорожно-строительной техники, поэтому компания представила на выставке флагман грузовой линейки — самосвал Sany SYZ 320C-8S(V) с колёсной формулой 6х4 и возможностью как лесовозной надстройки, так и установки гидроманипулятора. Вся техника была доступна к осмотру и покупке как на самой выставке, так и на ближайшем складе дилера.
«Мы инвестируем собственные средства для того, чтобы гарантированно получить технику, не пользуясь средствами покупателя. Можно взять у клиента предоплату в размере 10-15% от стоимости машины, заказать её, подождать 2-3 месяца, столкнуться с проблемами на таможне и долго их решать, в результате клиент зачастую остаётся без техники.
Мы стремимся к тому, чтобы на складах субдилеров всегда были представлены базовые модели. Это позволяет в короткие сроки поставлять технику клиентам (неделя — это максимум), а также демонстрировать возможности этих машин потенциальным покупателям, проводить тест-драйвы», — комментирует Сергей Роот.
Специалисты «СК Машинери» готовятся представить лесозаготовителям новый сортиментовоз, проект которого инженеры компании разработали совместно с ведущими кузовостроителями страны. Техника, которую больше всего ждут лесозаготовители по всей стране, уже проходит последние испытания и совсем скоро будет представлена потребителям.
Жил, жив и будет жить
Как известно, уход европейских брендов лесозаготовительной техники с российского рынка его непосредственные участники воспринимают по-разному. Одни готовы пересаживаться на более доступную технику, другие принципиально настроены работать только на привычных машинах.
Второй путь сложнее, однако «большой светофор», как называют тройку самых известных европейских брендов, всё ещё остаётся в игре. В подтверждение этого компания «Инстройтехком», которая активно развивает направление продаж техники с наработкой, представила на своём стенде машины Komatsu, Ponsse и John Deere. Это первый случай в истории выставки, когда все они стояли в ряд на площадке одного участника.
Помимо б/у техники из числа «большого светофора», «Инстройтехком» презентовала новые европейские бренды харвестеров и форвардеров с гарантийной поддержкой в России. В частности, представил форвардер немецкого бренда NOE. Убедиться в его надёжности и производительности можно было прямо на выставке, погрузив сортимент в демонстрационной зоне.
«У всех на слуху раскрученные европейские бренды. А есть локальные, неизвестные российскому потребителю, но заслужившие признание пользователей за рубежом. NOE — один из них. Российский лес жил, жив и будет жить, лесозаготовителям нужна современная техника, и мы готовы её поставлять. Рынок перенасыщен китайскими машинами, а вот европейских решений не хватает, поэтому мы остановили свой выбор на немецкой технике NOE.
Конечно, этот форвардер не работал в таких жёстких условиях, которыми славятся российские леса. Но нам понадобилось не слишком много времени, чтобы протестировать его и доработать под требования пользователей. Уже поставлена первая партия 16-тонных форвардеров NOE, частично собранная в России. Более 50 технических доработок спроектированы и выполнены компанией «Инстройтехком».
В ближайшее время мы планируем увеличить процент локализации данных машин», — поделился планами руководитель департамента продаж лесозаготовительной техники Михаил Водовозов.
Рубим, пилим, пакуем
Традиционно выставка «Лесоруб XXI века» позиционируется как площадка для производителей и поставщиков техники, предназначенной для работы в лесу. Однако популярная площадка, где встречаются специалисты крупных лесопромышленых холдингов и малых предприятий, привлекает внимание и компаний других профилей. В этом году впервые в Устьяны приехали специалисты ООО «Станколес-Трейд».
«Мы много хорошего слышали об этой выставке и надеемся, что наша продукция привлечёт внимание потенциальных покупателей. Благодаря санкциям интерес к российскому оборудованию заметно вырос, а наша техника состоит полностью из комплектующих отечественного производства. Мы привезли сюда как бытовые установки для измельчения древесины, так и промышленное оборудование: барабанную и дисковую рубительные машины, шредеры.
Из новинок — дровокол, который больше будет интересен частным лицам, и измельчитель пней с поворотной рамой. Планов много, конструкторский отдел просто завален задачами по разработке нового оборудования, на всё просто не хватает сил. Есть идеи развития дровокольного направления: не просто рубить древесину на дрова, но и обжигать их, чтобы получать древесный уголь. Не исключено, что к декабрю у нас будет готовое решение», — поделился планами менеджер по маркетинговым коммуникациям Андрей Вакарь.
Специалисты завода полимеров «Мега-Пак» давно присматривались к чемпионату как к эффективной площадке для поставщиков лесопромышленных компаний. В этом году креативная команда включилась в программу выставки и превратила площадку в уютную лесную завалинку, где в дни чемпионата гостей угощали блинами, ухой и даже самогоном. Разумеется, была представлена и продукция завода — упаковочные решения, которые используют лесопромышленники для сохранности пиломатериалов и других изделий из древесины при транспортировке и хранении.
«С предприятиями ЛПК мы работаем с 2007 года, предоставляем им упаковочную плёнку с печатью и без, чёрную и чёрно-белую, термоусадочную плёнку, различные чехлы и все сопутствующие материалы: этикетки, ленты. Санкции отразились на всех игроках отрасли, и мы не стали исключением. Перешли на отечественные материалы, модернизируем свои мощности, исходя из доступных комплектующих.
Запустили новое производство полипропиленовых чехлов, которые покупают клиенты из восточных регионов — от Екатеринбурга и далее в сторону Дальнего Востока. Среди наших заказчиков есть представители из разных отраслей промышленности, но с лесниками мы планируем работать очень плотно, сохранять и развивать это направление в структуре бизнеса», — подчеркнул учредитель и директор ООО «Мега-Пак» Дмитрий Дёмин.