Обзор СМИ от 13 августа 2021 года

Обзор СМИ от 13 августа 2021 года
13.08.2021

РЕАЛИЗУЯ ЛЕСНУЮ СТРАТЕГИЮ

 

«Бумажник-Бизнес»

 

Сегодня отечественная лесная отрасль готовится к назревшим процессам совершенствования, в том числе и правового поля. Собеседник делового вестника «Бумажник-Бизнес» – директор департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вера Хмырова.

 

Развитие и пандемия

– Вера Геннадьевна, какие изменения в обновлённой Стратегии развития лесопромышленного комплекса России, рассчитанной до 2030 года, вы отнесли бы к наиболее важным?

– В 2021 году Правительство РФ одобрило проект Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года. Стратегия объединяет лесохозяйственную и лесопромышленную части, при этом вносимые изменения в первую очередь затрагивают вопросы развития лесного хозяйства (относящиеся к компетенции Минприроды России и Рослесхоза). В лесохозяйственной части стратегии есть основной ряд моментов.

Это цифровизация учёта заготовки и движения древесных материалов, централизация лесоустройства. Далее – устранение препятствий, ограничивающих лесную отрасль в реализации эффективных методов ведения лесного хозяйства. Также предусмотрен переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства и использования лесов – увеличению объёмов заготовки древесины не посредством вовлечения в рубку новых территорий, а благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами. В течение последних трёх лет в пилотных регионах данная модель проходит апробацию.

Немаловажны развитие и воссоздание научных опытных лесных хозяйств и промышленных полигонов, активизация научных исследований в интересах лесного комплекса.

Стратегия учитывает основные направления развития лесного комплекса, цели, мероприятия (нормативно-правовые, технологические, организационные и контрольные), ориентированные в том числе на достижение доходности отрасли и ликвидацию серых схем в лесном хозяйстве, вопросы финансирования. В ходе реализации стратегии к 2030 году планируется существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны, повысив его долю в валовом внутреннем продукте до 1,5%.

 

– Какие, на ваш взгляд, изменения произошли в жизни лесопромышленного комплекса России за период пандемии коронавируса?

– Пандемия оказала значительное влияние на российский лесопромышленный комплекс: отрасль претерпела спад по некоторым направлениям. Особенно пострадал мебельный сектор. По экспертным оценкам, предприятия столкнулись со значительным, а в отдельных случаях критическим снижением объёмов продаж – до 70%.

Но с открытием магазинов показатели выровнялись, за год российские мебельщики произвели продукции на 340 млрд рублей, что равно показателю 2019 года. Экспорт же продемонстрировал минус 2,4%. Подобная ситуация и с пиломатериалами и плитной продукцией – производство дало отрицательную динамику, несмотря на доковидный ежегодный рост.

При всех сложностях отрасль может похвастаться и достижениями – высоким ростом производства, внутреннего потребления и экспорта продукции целлюлозно-бумажной промышленности. В 2020 году увеличились объёмы производства упаковки для товаров электронной коммерции, бакалейных товаров и товаров здравоохранения. Такая упаковка делается в основном из сырья на основе древесного волокна. Спрос на санитарно-гигиенические изделия и упаковку для пищевой продукции под влиянием пандемии и вовсе стал практически ажиотажным. Предприятиям удалось вовремя спрогнозировать повышенный спрос, адаптироваться к новым условиям и нарастить производство. По итогам 2020 года объём промышленного производства древесной целлюлозы вырос на 6,3% и составил почти 8,8 млн тонн, экспорт повысился на 7,6%; производство бумаги и картона увеличилось на 4,2% (до 9,5 млн тонн), экспорт – на 13,6%.

По прогнозам экспертов, к 2030 году потенциальный спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в два раза, до 17 млн тонн в год.

Минпромторг России всячески содействует повышению устойчивого развития ЦБП за счёт мер господдержки. Одной из важнейших является развитие приоритетных инвестиционных проектов. Сейчас в высокой степени проработки находятся четыре инвестиционных проекта по созданию ЦБК с объёмом выпуска более 2,8 млн тонн целлюлозы ежегодно, производством бумаги и картона в объеме 1 млн тонн и инвестициями порядка 380 млрд рублей.

Отличная тенденция отмечена и в развитии индивидуального жилого строительства из древесных материалов. По данным Ассоциации деревянного домостроения, по итогам 2020 года у 85% предприятий увеличилось количество заказов.

В целом на сегодняшний момент производство продукции ЛПК возвращается на докризисные значения. Положительную динамику за 2020 год демонстрирует экспорт продукции ЛПК (+8,3% в рублёвом выражении). Уровень производства остался почти на том же значении (-0,2%). Вклад лесопромышленного комплекса в структуру валового внутреннего продукта остаётся на уровне 0,75%.

 

Поддержка необходима

– Что в настоящий момент предпринимает государство для поддержки лесопромышленного комплекса?

– Развитие лесной инфраструктуры относится к сфере ведения Минприроды России и Рослесхоза. В связи с отменой экспорта кругляка с 2022 года и ориентацией на глубокую переработку древесины Минпромторг разрабатывает льготные программы, направленные на модернизацию предприятий и развитие производств.

Уже сейчас совместно с Фондом развития промышленности запущен ряд программ, позволяющих взять льготный заём на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, цифровизацию действующих производств.

Один из основных инструментов поддержки, введённый ещё в 2007 году, – механизм приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) – направлен в том числе на создание объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры с минимальным объёмом капитальных вложений не менее 3 млрд рублей. На текущий день около 160 проектов успешно реализованы либо находятся в стадии реализации.

Для инвесторов, осуществляющих проекты по созданию или модернизации лесоперерабатывающих мощностей, существует возможность подписать соглашение с государством о защите и поощрении капиталовложений – СЗПК. При строительстве, модернизации или реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой) инвестор может рассчитывать на получение субсидии на возмещение инвестиционных затрат и на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и займам, а также купонного дохода по облигационным займам, привлечённым для реализации проекта. На текущий момент предприятиями ЛПК заключено несколько таких соглашений.

 

– Какие решения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность лесопромышленного комплекса, особенно актуальны на сегодняшний день?

– В целях исполнения поручений Президента РФ по декриминализации лесоэкспорта необработанной древесины идёт активная работа по актуализации нормативно-правовой базы – это и обновление Стратегии развития ЛПК до 2030 года, и внесение изменений в Лесной кодекс РФ.

4 февраля 2021 года Президент России Владимир Путин подписал закон о модернизации Единой государственной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС).

Закон устанавливает перечень сведений, содержащихся в этой системе, а также порядок их предоставления.

Теперь заключение договоров по использованию лесов с рубками лесных насаждений, учёт древесины и совершение сделок будут проходить только в электронном виде в ЛесЕГАИС.

В стратегии предусмотрена лесохозяйственная и лесопромышленная части. Документ закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. В рамках стратегии будут активно внедряться цифровые технологии и информационные системы.

Конечной целью является повышение эффективности лесной отрасли, формирование добавленной стоимости на территории России и удвоение её вклада в ВВП страны.

Для реализации стратегии разрабатывается план, включающий финансовую разбивку, графики выполнения, региональную привязку. Одновременно будут подготовлены научные обоснования увеличения численности работников по годам.

Также Минпромторг должен ужесточить контроль за реализацией приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов, в том числе посредством усиления ответственности инвесторов.

 

Трёхуровневое кредитование

– Расскажите о возможностях кредитования предприятий ЛПК России за счёт Фонда развития промышленности Российской Федерации?

– Для перепрофилирования производств на глубокую переработку древесины Минпромторгом совместно с региональными органами исполнительной власти, представителями бизнес-сообщества и Фондом развития промышленности разработана комплексная программа поддержки предприятий ЛПК. Она состоит из трех уровней.

Первый уровень – малый, для перестраивающихся микропредприятий-лесозаготовителей. Для таких небольших проектов работают программы региональных институтов развития. Речь идёт о займах от 1 до 20 млн рублей. Срок займов – до 36 месяцев, процентная ставка – 2%. При этом необходимо софинансирование 20 и более процентов бюджета проекта за счёт собственных средств, а общий бюджет проекта должен составлять от 1,2 млн рублей.

Второй уровень – для малых и средних предприятий с проектами модернизации или перестройки производства побольше. Для таких проектов разработана новая федерально-региональная программа «Проекты лесной промышленности». Она стартовала 29 декабря 2020 года.

По этой программе лесоперерабатывающие предприятия могут брать льготные займы от 20 до 100 млн рублей.

Кредиты предоставляются федеральным и региональными фондами развития промышленности (в соотношении: 70% – федеральные средства, 30% – средства регионов). По условиям новой программы срок займа – до 36 месяцев, процентная ставка – всего 1% годовых при приобретении отечественного оборудования на сумму не менее 50% суммы займа или при банковской гарантии либо поручительстве Корпорации МСП или 3% годовых в иных случаях, софинансирование за счёт собственных средств – не менее 20% бюджета проекта. Общий бюджет проекта должен быть не менее 25 млн рублей. При этом на срок до одного года предприятие освобождается от уплаты основного долга. Сформирован и перечень технологического оборудования по обработке древесины, в соответствии с которым предусматривается финансирование проектов по новой программе.

Третий уровень – поддержка больших проектов. Для крупных лесоперерабатывающих производств работает общероссийская программа «Проекты развития». По ней предоставляются займы от 50 до 500 млн рублей, при этом срок займа – до 60 месяцев, размер процентной ставки – от 1 до 3% годовых, софинансирование за счёт собственных средств (инвесторы, банки) – не менее 50% бюджета проекта, а общий бюджет проекта – от 100 млн рублей.

Наблюдательный совет фонда расширил также перечень оборудования по другой полезной программе – «Лизинговые проекты». Теперь ФРП предоставляет деревообрабатывающим предприятиям займы на приобретение харвестеров и форвардеров в лизинг под 1% годовых. Также можно взять в лизинг на льготных условиях сортировочное, лесопильное, сушильное, дробильное, прессовое оборудование, станки и прочее.

Всего ФРП реализует 11 различных программ поддержки предприятий по предоставлению льготных займов.

К февралю 2021 года более 60 проектов, предусматривающих создание новых или модернизацию действующих деревообрабатывающих производств, уже получили господдержку на общую сумму 13 млрд рублей.