Обзор СМИ от 13 октября 2023 года
ЭКСПОРТ В КИТАЙ: КАК РАЗВИВАЕТСЯ АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ?
Елена Скуратова, «Лесной комплекс»
Логистика, логистика и ещё раз логистика — тема, которая, с одной стороны, уже, наверное, набила оскомину, а с другой — по-прежнему остаётся на вершине актуальности, и никуда от этого не деться. А потому под влиянием времени мы продолжаем обсуждать, как лесопромышленные компании решают непростые задачи с экспортом продукции, ищут новые рынки и рентабельные пути доставки.
С директором по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолием Щербаковым мы поговорили о развитии азиатского направления.
— Анатолий Викторович, как изменилась логистика лесопродукции в условиях санкций? Интересуют все аспекты: направления перевозок и виды экспортируемой продукции.
— Логистические цепочки с вводом санкций изменились кардинально. Экспорт продукции ЛПК из европейской части России через порты Балтийского бассейна упал в разы (практически прекратился) из-за отсутствия судозаходов. Вместо традиционных отгрузок через порты Санкт-Петербурга грузопоток был перенаправлен на Восток железнодорожным транспортом — напрямую в Китай и в порты Дальнего Востока.
Однако инфраструктурные ограничения РЖД не позволяли справиться с заявляемым грузопотоком. Это привело к резкому росту стоимости логистики (в 2,5 раза) и временами к физической невозможности отправить весь объём, что в совокупности привело к снижению объёмов производства продукции ЛПК.
С апреля 2023 года объёмы экспорта из портов Балтийского бассейна стали ощутимо восстанавливаться за счёт прихода новых линий и судов, а также государственной поддержки (субсидирования) логистических затрат. При этом необходимо, чтобы меры поддержки остались не только на бумаге, а фактически были получены экспортёрами.
Отмечаем, что Постановление о субсидировании логистических затрат N° 1347 от 28.07.22 г., изданное в соответствии с поручениями президента, не было подкреплено достаточным размером бюджетного финансирования — выделено менее 30% действительной потребности денежных средств. В результате многие предприятия лесопромышленного комплекса по настоящее время не получили предусмотренной государственной поддержки.
— Расскажите, какие ресурсы вы используете для построения новой логистики в страны Африки и Азии, а также разгрузки потоков в КНР?
— Для оптимизации логистических затрат мы значительно расширили пул партнёров-экспедиторов. Мы стараемся «спрямлять» отношения и за счёт этого получать более выгодные условия перевозки. Это сейчас одна из главных задач.
— Как изменились поставки в Китай за последний год, объём и ассортимент поставляемой продукции?
— Начиная с середины 2022 года, в пакете заказов доля Китая превышает 70%. Ассортимент — пиломатериалы. Китай — приверженец сырьевых товаров, здесь предпочитают круглый лес. Но с пиломатериалом они тоже готовы поработать.
— Эксперты отмечают, что через Китай российские пиломатериалы идут на экспорт в другие страны. На руку ли это российским импортёрам?
— Китай и покупает, и поставляет продукцию по всему миру. Импорт хвойных пиломатериалов из России превышает импорт хвойных пиломатериалов из Скандинавии (Финляндии и Швеции вместе взятых) в 9 раз. В основном эта продукция в Китае применяется в строительстве. Но «распределение» продукции определяется сортовым составом. Условно говоря, высших сортов (которые ещё называются мебельными сортами) всего 10-15%, всё остальное — это средние и низкие сорта. Вот они экспортируются дальше. Уже в виде готовой продукции.
— Каким вы видите прогноз развития поставок в КНР?
— Объём поставок будет только расти. Наши китайские партнёры показывали нам график «Статистические данные по запасам продукции в порту Тайцан» — это на самом деле индикатив. У Китая всегда был определённый уровень запасов, который говорил о том, куда двигается рынок. При превышении этого уровня рынок всегда шёл вниз, цены в первую очередь.
Однако когда запасы падали, то цены росли вверх, начиналась конкуренция за сырьё. Из года в год среднегодовой объём запасов рос. И то, что в прошлый год считалось сверхнормативным запасом и оказывало давление на рынок, сейчас переходит в разряд нормального запаса. Так что рынок будет расти.
— Есть ли сложности с доставкой продукции? В чём они заключаются?
— Всё зависит от рынка. На традиционных рынках (Китай, Египет, Корея, Япония, Узбекистан) проблем с логистикой нет, транспортные цепочки оптимизированы. Что касается экзотических рынков, на которых мы раньше не присутствовали (Индия, например), логистические связи только-только начинают выстраиваться.
Потому что здесь вопрос паритетов интересов. То есть, условно говоря, мы начали разрабатывать индийский рынок, и логистика не позволяла нам сделать бизнес. Китай перебивал. Но не только мы туда пошли. Свой интерес заявили и другие крупные российские экспортёры, причём не только пилопродукции (плитной продукции, например). Потому что все понимают, что Индия по населению не уступает Китаю…
И когда потенциальные поставщики заявили свой интерес к поставкам в Индию, логистика поняла, что спрос есть, значит, можно заворачивать суда/контейнеры. Сперва появилось логистическое плечо, а потом началась оптимизация по тарифам. Поставщики подтвердили свой интерес. И медленно этот механизм начал раскручиваться с падением ставок на перевозку.
У нас бизнес с Индией уже стартовал — первую продукцию отправили этим летом.
ДРАЙВЕРОМ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ СТАНЕТ ИЖС
Елена Скуратова, «Лесной комплекс»
Стоит ли упоминать, что лесная отрасль переживает сейчас не лучшие времена. Но кризис, как известно, — время контрастов. Пока некоторые предприятия вынуждены сокращать штат и закрывать часть подразделений, другие, напротив, приобретают активы и открывают новые производства. О том, получилось ли адаптироваться к переменам и что ждёт рынок в будущем, мы поговорили с руководителем направления «Дерево» ООО «ТЕХНОНИКОЛЬ – Строительные системы» Евгением Авдеевым.
— Как ваша компания адаптировалась к санкциям, закрытию европейских рынков и отсутствию прямых поставок импортного оборудования и запчастей?
— В отличие от других крупных лесопромышленных компаний России, мы и не концентрировались на европейских поставках, поэтому и адаптироваться нам не приходилось. Мы изначально сосредоточены на российском рынке, и наша стратегия состоит в том, чтобы наращивать объёмы именно здесь, в тесной кооперации с продуктами и материалам компании.
Экспорт мы тоже развиваем, но наше внимание направлено на восточные регионы. Часть продукции поставляем в азиатские государства. Очень тесно взаимодействуем со странами СНГ, включая Узбекистан, Таджикистан и Казахстан.
В будущем планируем экспортировать около 20–30%, а остальной объём продукции поставлять на внутренние рынки. Для этих целей расширяем и модернизируем существующее производство. У нас разработана долгосрочная инвестиционная программа по строительству дополнительных цехов и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Приобретаем новое оборудование, ведём переговоры с азиатскими партнёрами. Безусловно, есть логистические сложности, но они решаемы.
При этом модернизацию существующих производств мы проводим силами российских компаний, специалисты которых имеют большой опыт работы с оборудованием в сфере ЛПК. Есть и комплектующие, и профессиональные инженеры.
— Какие, по вашему мнению, самые сложные задачи сейчас стоят перед ЛПК России?
— В первую очередь мы видим рост интереса к сегменту ИЖС. Настоящим подспорьем для отрасли является стимулирование спроса со стороны государства — это и национальные программы, и льготная ипотека. А учитывая, что большую долю строительства в ИЖС занимает именно деревянное домостроение, ЛПК также будет развиваться усиленными темпами.
В России для этого созданы все условия: огромные запасы леса и сильные традиции строительства из дерева.
Конечно, многое предстоит ещё сделать в части доработки нормативной базы. Пока частное домостроение существует чуть ли не вне закона. Контроль за качеством строительства и профессионализмом подрядчиков ложится на плечи заказчиков. Принципиально новый этап отрасль ИЖС начнет переживать тогда, когда подрядчики будут нести ответственность за свою работу.
Если говорить о сложностях в отрасли, то к ним, без сомнения, стоит отнести логистику. Мы переживаем сокращение автомобильных перевозок, связанное в том числе и с уходом ряда компаний. Автомобильная и железнодорожная логистика пытается адаптироваться к новым условиям — меняются логистические пути. Понадобится время, как минимум до конца этого года, возможно, и начала следующего, чтобы структура логистического рынка сформировалась заново. Как только рынок стабилизируется, можно ожидать хоть и небольшого, но все-таки снижения цен.
— Изменился ли за последние два года объём лесозаготовки и ассортимент выпускаемой продукции?
— Сезон 2022–2023 стал непростым для ЛПК. Некоторые компании сократили лесозаготовку, и теперь, в период высокого сезона, на рынке есть дефицит пиломатериалов. Что касается нашей компании, то мы не сокращали объёмы, что даёт нам возможность стабильно обеспечивать сырьём свои предприятия в Красноярске и Нижнем Тагиле, а также часть лесоматериалов поставлять другим компаниям.
В следующем году планируем нарастить объёмы, поскольку серьёзно модернизировали предприятия: установили новые линии и оборудование по производству погонажной продукции. Сейчас сосредоточены на расширении ассортимента.
Свои логистические задачи решаем за счёт внутреннего отдела логистики, который создан в компании много лет назад. У нас сформирован пул перевозчиков, этот перечень ранжирован в соответствии с комплексом наших внутренних критериев. Поэтому в Красноярске и Нижнем Тагиле перевозчики быстро подхватывают решение задач по транспортировке, и мы не тратим время на поиски.
— Какие задачи ставит компания на ближайшие год-два?
— В ближайшие два года должна закончиться модернизация линий на всех предприятиях. Как я уже сказал, планируем увеличить лесозаготовку и производство погонажных изделий на заводах в Красноярске и Нижнем Тагиле. Также в планах реализация инвестиционной программы на белорусском заводе в Борисове. Здесь запланировано строительство второго цеха для производства погонажной продукции и клеёной балки.
Сейчас наш основной ассортимент сформирован из материалов для отделочных работ из сосны, ели и лиственницы. Планируем расширять свое присутствие и на профессиональном строительном рынке: начнём поставки строительной доски, антисептированной строительной доски и клеёной деревянной балки.
Таким образом, мы сможем обеспечить строительство домов целиком, от фундамента до крыши, из собственных материалов.