Обзор СМИ от 14 апреля 2023 года
«ЗА ПАКЕТАМИ И ТУАЛЕТНОЙ БУМАГОЙ!»: ЧТО ЖДЕТ БУМАЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Надежда Пустяк, Rostov gazeta
В Ростовской области существует менее 20 предприятий, занятых производством бумаги, картона и бумажной упаковки. Как обстоят дела на рынке бумажного производства, и что ждет отрасль в будущем рассказали эксперты ТПП России.
Ежегодно на территории России производят около 10 миллионов тонн бумаги и картона, а объем бумажного рынка оценивают в 254 миллиарда рублей.
Как и в прошлом, большая часть рынка приходится на газетную бумагу, еще треть — на бумагу для гофрирования, который вместе с крафт-бумагой применяется для изготовления упаковок. При этом офисная и санитарно-гигиеническая бумага занимают одинаковую долю рынка. Остаток практически равномерно распределяется между типографской, мелованной, а также бумагой для письма и рисования.
В общей сложности, в России работают всего около 200 предприятий, занятых в отрасли производства бумаги и картона, еще около 1,3 тысячи компаний производят упаковку.
Интересной особенностью бумажной промышленности является факт того, что в ней практически не задействованы импортные товары, однако нельзя сказать, что санкции нисколько не повлияли на отрасль.
«Нам перестали продавать технологическое оборудование, все химикаты для целлюлозно-бумажной промышленности, у нас запретили покупать древесную массу», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.
Напомним, что в 2022 году после начала спецоперации на Украине и ввода санкций в Ростовской области наблюдался стремительный рост цен на бумагу всех видов, а компании-производители подстегнули рынок дефицитом товара в попытках выручить как можно больше средств на волне всеобщей истерии. Со временем цены и рынок стабилизировались, однако владельцы некоторых компаний решили продать свой бизнес.
В настоящий момент, согласно данным сервиса «СПАРК-interfax», в Ростовской области насчитывается менее 20 предприятий, занятых в сфере производства бумаги, картона, а также бумажной и картонной тары. Ранее абсолютными лидерами отрасли были АО «ФАМАДАР КАРТОНА ЛИМИТЕД» в Таганроге и ООО «ДОНСКАЯ ГОФРОТАРА» в Ростове. Однако к настоящему времени АО «ФКЛ» прекратило свою деятельность при присоединении к московской компании, а ее последняя выручка как юрлица составила более 5,7 миллиарда рублей. ООО «ДОНСКАЯ ГОФРОТАРА» стала единственной компанией по производству бумаги в Ростовской области, которая может похвастаться годовой выручкой в 1,7 миллиарда рублей по итогам 2021 года.
Еще три донских компании успешно зарабатывают на производстве бумаги и картонной тары от 139,3 до 635,4 миллиона рублей. Самое крупное предприятие из них — ООО «ПРЕСТИЖ УПАК» находится в Каменском районе, ООО «УПАКМАСТЕР» с выручкой около 472,6 миллиона рублей, ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАРТОН-ЮГ» с выручкой 303,1 миллиона рублей и самая маленькая компания АО «ДОНТАРА» находятся в Ростове.
Если говорить о предприятиях малого бизнеса, то после 2022 года у многих из них дела идут не очень хорошо, некоторые из них сервис «СПАРК» и вовсе характеризует как убыточные и находящиеся в зоне высокого финансового риска. Среди них предприятия ООО «БУМАЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ-НАНОПЭЙП» и ООО «ДОНПАК-ЮГ», чистая прибыль которых ушла в минус по итогам 2022 года.
Эксперты утверждают, что ежегодно рынок бумажной продукции сокращается на 7-10%, и сейчас выживать могут только те компании, которые могут позволить себе крупные траты на модернизацию оборудования и логистику.
Управляющий директор «Кондопожского ЦБК» Сергей Байдин рассказал, что комбинат продает свою продукцию в 50 стран мира, и расходы на логистику составляют ровно половину их заработка. По его словам, тонна бумаги стоит на рынке 600 долларов, из них 300 приходятся на траты на логистику, а потому после ввода санкций малым предприятиям пришлось отказаться от экспорта, освободив рынок для конкурентов с высоким уровнем заработка и финансовой устойчивостью.
«Переориентировать [прим. редакции — бизнес] одномоментно на азиатско-тихоокеанский регион, на юг мировой экономики — это не такое простое дело, плюс к этому еще всевозможные санкции по ограничению контейнерных перевозок, по ограничению заходов судов. Стоимость контейнера подорожала, стоимость фрахта подорожала», — объяснил трудности с экспортом российской бумаги Сергей Катырин.
Сейчас, по словам экспертов и представителей индустрии, после ограничения экспорта на рынке зафиксировали профицит отечественной бумаги, из-за чего стоимость товара упала фактически вдвое.
«В начале прошлого года продукция доходила до 60 тысяч рублей, в середине года она упала до 25», — рассказал гендиректор АО «Ярославская бумага» Илья Доценко.
Более-менее стабильной ситуация осталась в секторе производства туалетной бумаги и бумажных полотенец. Современные россияне все чаще отказываются от текстильных полотенец в пользу бумажных, а в годы пандемии рынок вырос на 12% благодаря взрывному росту спроса на туалетную бумагу. Для примера в 2022 году в России выпустили рекордные семь миллиардов рулонов туалетной бумаги.
Однако есть и неблагоприятные новости. Импорт бумажной продукции в Россию практически прекратился, а вот потребности россиян остались прежними — и их должны восполнить отечественные производители, которые сейчас испытывают трудности с закупкой химикатов, комплектующих и логистикой. И специалисты ТПП уверены, что для этих проблем есть как минимум два решения.
«Первое — это наш внутренний рынок, российские предприятия и компании, которые способны производить комплектующие и изделия. Второе — это, конечно, ориентация на азиатско-тихоокеанский регион, прежде всего, на машиностроителей Китая. Мы стараемся помогать коллегам через нашу внешнюю сеть в поиске партнёров», — рассказал президент ТПП Сергей Катырин.
В настоящий момент эксперты предполагают, что в ближайшие годы структура бумажного рынка изменится, а с доступностью Интернета и электронных носителей информации потребители практически полностью откажутся от печатных изданий. Тогда, по прогнозам аналитиков, будущее индустрии будет зависеть от производства упаковки и санитарно-гигиенической бумаги, что снизит нагрузку на окружающую среду и экологию нашей планеты.
ТОЛЬКО ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Татьяна Сухановская, «Российская газета»
К рассмотрению в Госдуме готовится законопроект, который обяжет производителей упаковки в нашей стране заниматься утилизацией собственной продукции или платить экосбор. Закон планируется принять в этом году, а в силу он может вступить уже с 1 января 2024 года.
"Российская газета" уже рассказывала о том, что по обновленному механизму расширенной ответственности производителя (РОП) предлагается переложить ответственность за утилизацию использованной упаковки с производителей товаров на производителей упаковки. Законопроект о РОП скоро рассмотрит рабочая группа правительственной комиссии по регуляторной гильотине, а далее предстоит его рассмотрение в комиссии по законопроектной деятельности.
По мнению разработчиков инициативы, нововведения упростят администрирование системы утилизации в целом. Логика следующая: после вступления закона в силу количество субъектов нового регулирования уменьшится до 55 тысяч юридических лиц (сейчас эта цифра составляет около четырех миллионов).
Те, кто сегодня выпускает упаковку, согласны не со всеми изменениями законодательства. В Ассоциации производителей стеклянной тары, к примеру, обеспокоены тем, что закон снимет экологическую и социальную ответственность с производителей товара. В большинстве отраслевых союзов также уверены, что экологический сбор отразится на конечной цене продукции.
Единую позицию по отношению к нововведениям продемонстрировало и недавнее выездное заседание комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Встреча прошла на площадке Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, в ней участвовали представители нескольких отраслевых союзов:
- АЦБК всегда ведет открытый диалог и поддерживает отраслевые инициативы. Экология интегрирована во все микро- и макрозадачи предприятия, - сказал на открытии генеральный директор предприятия Дмитрий Зылев. - Мы считаем также важным содействовать выработке консолидированной позиции отрасли при решении вопросов нормативного характера, организации систематического обмена практиками.
- Если отрицательные обстоятельства влияют на результаты природоохранной деятельности одной компании, то через некоторое время в том или ином виде с такими же отрицательными обстоятельствами столкнутся и другие компании, - уверен Дмитрий Зылев.
Позицию коллег представил на встрече вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов:
- Экологическую повестку никто не отменял - это вопросы связи между прошлым, будущим и настоящим. Вместе с тем вопросы экологии сегодня в определенной мере используются как способ давления на бизнес. Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров, главной задачей которого является защита интересов бизнеса, не может с такой позицией согласиться.
Свои замечания к законопроекту уже направил разработчикам и глава Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности "Бумпром" Юрий Лахтиков. По его мнению, сегодня необходимо уйти от "перекладывания ответственности" и встать на путь создания комплексной системы утилизации упаковки. Чтобы в конечном результате были заинтересованы все стороны:
- Мы сегодня видим желание пойти самым простым путем - возложить ответственность за утилизацию упаковки на того, кто может заплатить. Но, по моему мнению и мнению моих коллег, это должна быть общая ответственность - и производителей, и потребителей, и тех, кто продолжает выкидывать мусор в общие баки, не разделяя и не сортируя, - сказал Юрий Лахтиков.
По его словам, необходимо "воспитать" - то есть заинтересовать потребителей в раздельном сборе макулатуры и ее сортировке:
- Чтобы вторичные ресурсы доходили до переработки, а не до захоронения на областных полигонах, мы должны вернуться и к практике Советского Союза, когда у нас был налажен сбор макулатуры. Помните, как население СССР стимулировали сдавать макулатуру предоставлением талонов на книги? Сейчас могут быть другие меры - например, широкая рекламная кампания. Но в целом в этом направлении необходима целенаправленная государственная политика, - уверен председатель правления РАО "Бумпром".
В Ассоциации поддерживают позицию коллег из отраслевых союзов ЛПК, считая, что концепция РОП и подходы, которые в ней используются, подаются несколько однобоко:
- Часть наших предложений, к сожалению, не были учтены в полной мере, но мы на них настаиваем, - продолжает Юрий Лахтиков. - Прежде всего это объективная оценка возможностей каждой подотрасли (в том числе ЦБП) по утилизации отходов, образующихся при использовании ее продукции. Это и определение экологичности самой продукции - здесь, кстати, наша отрасль имеет огромное преимущество перед другими, так как работает с возобновляемыми и вторичными ресурсами. Мы уверены, что преференции, которые во всем мире действуют для предприятий лесного комплекса, должны применяться и в России.
На Архангельском ЦБК с доводами представителей РАО "Бумпром" согласны. Расширенную ответственность производителей здесь воспринимают как взаимосвязанные обязанности всех участников цепочки - от производителей упаковки до покупателей товаров, для которых эта упаковка используется. Но на предприятии отмечают, что для "включения" в процесс потребителей сегодня не хватает нормативной базы:
- В целлюлозно-бумажной промышленности всегда было очень важно использовать возможности вовлечения в производство вторичного сырья. То есть макулатуры. Но когда мы начинаем работать с нормативными актами, то понимаем, что создавать свои проекты невозможно по простой причине: опираясь на законодательство о РОП, на старте невозможно четко определить экологические цели и конструкцию проекта - говорит главный эколог АЦБК Евгения Москалюк.
У экспертов отрасли остаются вопросы и по поводу большого экологического сбора:
- Сегодня продолжается дискуссия по поводу затрат, которые могут лечь на предприятия после изменений в части экосбора. Во-первых, необходимо четко разбираться, о каких отходах мы говорим. Если о промышленных - это одни суммы и объемы, если о коммунальных - совсем другие, - говорит Евгения Москалюк. - К примеру, в лесах увеличивается число свалок, навалов коммунальных (бытовых) отходов, а это одно из последствий того, что нет четкого закрепления ответственности товаропроизводителей именно за ТКО.
Если же в федеральном законе ее обозначить, а участие всех сторон разграничить, то экологический сбор будет не таким большим, а диалог с бизнесом выйдет на другой уровень - предпринимательское сообщество проведет переоценку подходов:
- Бизнес всегда выступает за четкие и прозрачные правила. Поэтому сегодня добросовестные и ответственные предприниматели просят разработать понятные правила игры. В том числе и для того, чтобы участвовать в организации сбора макулатуры и ее переработки, - уточняет главный эколог.
В отраслевых союзах также считают, что средства экологического сбора (в отношении бумаги и картона) должны направляться на создание инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации исключительно отходов макулатуры.
Более того, сегодня необходимо определить отраслевой перечень оборудования и технологий по утилизации отходов бумаги и картона, уточнить формулировки видов такой экономической деятельности.
Требования обоснованны, так как единой политики по переработке вторсырья в рамках расширенной ответственности производителей пока не чувствуется:
- Во время реформы в приоритетном порядке необходимо гармонизировать положения РОП с нормативными требованиями в области идентификации, учета, обращения с отходами или же исключить из законодательства по обращению с отходами положения в области утилизации отходов от использования товаров, - говорилось на встрече.
Именно такую государственную политику сегодня готов поддержать бизнес. Кстати, эталоном выработки норм и правил для перехода на экономику замкнутого цикла служит как раз целлюлозно-бумажная промышленность:
- Если говорить об отходах: на примере предприятий нашей отрасли, на примере Архангельского ЦБК мы видим, что в вопросах экологии не может быть никакой конкуренции, а может быть только здоровое соревнование. Сегодня я бы перефразировал слоган "быстрее, выше, сильнее" как "быстрее, выше и чище". Я именно за этот подход, - резюмирует Дмитрий Зылев.
Прямая речь
Анатолий Сафронов, председатель комитета по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России:
- Совместно с РАО "Бумпром" и другими игроками мы участвовали в создании расширенной ответственности товаропроизводителей. У нас было очень много споров по поводу нее, но удалось найти компромисс. Несмотря на то что законопроект уже анонсирован и выходит с разбивкой по ставкам утилизационного сбора, у нас еще есть время и возможность до 2027-2028 годов проработать свое отраслевое видение этой ответственности в рамках общей концепции РОП.
Дмитрий Зылев, генеральный директор Архангельского ЦБК:
- На встрече присутствовали основные отраслевые объединения, представляющие ЦБК России. Проблемы у нас общие, решать их необходимо, конечно же, сообща, обмениваясь информацией, объединяя усилия. Нет сомнений, что производство должно быть экологически чистым, а процессы утилизации - правильно выстроенными.