Обзор СМИ от 14 октября 2021 года

Обзор СМИ от 14 октября 2021 года
14.10.2021

ПОЧЕМУ ДФО ПРОСИТ ОТЛОЖИТЬ ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ КРУГЛЯКА

 

Юлия Гарднер, «Российская газета»

 

С 1 января 2022 года в России вводится полный запрет на экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. C учетом недостаточности перерабатывающих мощностей в ДФО возникает риск снижения объема производства. Развитие лесопромышленного комплекса также сдерживается рядом факторов. Что делать в такой ситуации?

 

На Дальнем Востоке произрастает почти половина всего российского леса, однако деревоперерабатывающий комплекс появился здесь лишь десять лет назад. За это время экспорт кругляка - необработанной древесины - из округа снизился с 15 до пяти миллионов кубов в год. Несмотря на то что построено семь крупных лесоперерабатывающих производств, их ежегодная мощность едва превышает пять миллионов кубометров. При этом ведущие лесопромышленные компании в среднем перерабатывают только половину заготавливаемой древесины, остальная - низкосортная - экспортируется в необработанном виде.

Статистика упряма: объем переработанного кругляка за последний год снизился. Осваивать имеющиеся ресурсы не позволяет отсутствие инфраструктуры, особенно дорог.

- Мы полностью за то, чтобы ограничить экспорт высокотоварной древесины, но запрет на вывоз низкотоварной при полном отсутствии местной инфраструктуры - это катастрофа, - считает генеральный директор ООО УК "РФП Групп" Константин Лашкевич.

Это понимают и в минвостокразвития РФ.

- Лес - не недра, он не полежит и не подождет, когда к нему доберутся. Его надо использовать, - говорит заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков. - В рамках режимов ТОР и СПВ сейчас реализуется 36 инвестпроектов по обработке леса, причем у 14 из них - иностранные инвесторы. Но отрасль нуждается в большем числе участников.

Чтобы решить проблему, министерство разрабатывает программу "Доступная лесосека". Она предполагает, что инвесторы будут строить дороги, а государство - возмещать им затраты на это при увеличении арендной ставки за лес на срок действия арендного договора.

Кроме того, чтобы привлечь инвестиции в отрасль, чиновники вводят цифровую систему "Лесвосток.рф". Пока она действует в Хабаровском и Забайкальском краях в пилотном режиме. Это онлайн-ресурс, который позволяет в реальном времени отслеживать статус лесных участков: количество насаждений на них, их возраст, плотность и другие параметры. Сервис дает возможность не только принимать экономически обоснованное решение о выборе лесного участка, но и подготавливать проектную документацию в удаленном режиме, подавать заявку на электронный аукцион.

Однако перед компаниями стоит и другая проблема: они не готовы приходить в "дикий" регион, где нельзя осваивать лесосеки целиком.

Как отмечает Николай Иванов, управляющий директор крупной компании "Сегежа Групп", которая создает целлюлозно-бумажные заводы и комбинаты, фирма изучала возможности открытия представительства на Дальнем Востоке.

- Но этот регион удален, значит, это транспортная недоступность. Мы не знаем его - в стране лесоустройство 40 лет не проводилось. В 2015 году мы изучали возможность прихода в Красноярск и Хабаровск. Выбрали Красноярск, - признается Иванов. - В европейской части России нет никаких проб­лем из-за запрета экспорта. Мы зайдем на Дальний Восток, но не в лесную отрасль и при наличии понятных правил игры. И при условии государственно-частного партнерства при создании инфраструктуры.

Лесопроизводство в ДФО кардинально отличается от этой отрасли в Сибири и на западе страны, соглашается заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.

- Здесь даже арендованный лес используется не весь. Лесосеки выбираются частями. Поэтому я не верю ни в каких "черных" дровосеков, которые на плечах выносят лес в Китай. В округе мало складов, перевалочных пунктов. Часто закрываем инвестпроекты, где не освоены нужные объемы древесины. Мы вынуждены отзывать деньги, а это болезненный процесс для всех, - говорит Бочаров.

Пока сам регион не может ни переработать древесину, ни транспортировать ее - затраты на перевозку в западную часть страны забирают до трети всей прибыли. Лесопромышленники просят снизить железнодорожный тариф на отправку такого груза, например, перевозить деревянные пеллеты по стоимости бурого угля. Сейчас они платят на 37 процентов больше.

- Когда созданы перерабатывающие мощности и вводится запрет на экспорт сырья - это понятная история. А когда мощностей нет, то получаем резкий дисбаланс. На Дальнем Востоке нет целлюлозных производств, поэтому утилизация низкосортной балансовой древесины невозможна. Это глобальная проблема. Я считаю, выход в том, чтобы сделать переходный период. Нужно найти решение, как экспортировать низкосортную древесину хотя бы в течение трех-пяти лет. Мы не можем бросить эти вершки-корешки в лесу, - резюмирует Константин Лашкевич.

 

ИЗ РИТЕЙЛА В ИНДУСТРИЮ

 Обзор СМИ от 14 октября 2021 года-Лесная индустрия-Из ритейла в индустрию.jpg

Марина Сидорова, Филипп Чебышев, «Лесная индустрия»

 

На фоне падения цен на пеллеты на экспортных рынках российские производители рассматривают увеличение поставок индустриальным потребителям, спрос которых меньше зависит от погоды.

 

Спрос на древесное твердое биотопливо на мировом рынке продолжает расти, несмотря на пандемию. Ведущие европейские страны реализуют проекты по отказу от ископаемых источников энергии и сокращению выбросов парниковых газов, благодаря чему растет использование возобновляемых источников энергии. В 2020 г., по данным Lesprom Analytics, объем импорта древесных топливных гранул в Великобританию, которая остается главным мировым потребителем этого биотоплива, вырос на 3% относительно соответствующего периода предыдущего года, до 8,96 млн т, а его стоимость увеличилась на 3,2%, до $1,7 млрд. Поставки в страны ЕС возросли на 19,5%, до 4,9 млн т, а их стоимость достигла $834,7 млн (+17,2%). Крупным потребителем пеллет также является Южная Корея. В 2020 г. страна импортировала 3,0 млн т (+10,6%), стоимость поставок составила $329 млн (+2%). Импорт топливных гранул Японии вырос на 25,6%, до 2,0 млн т, стоимость поставок возросла на 20,6%, до $344,1 млн.

В первом полугодии 2021 г. тенденция роста продолжилась. Закупку древесных топливных гранул нарастили практически все основные страны-потребители. Евросоюз увеличил импорт пеллет на 42,7%, до 3,0 млн т, а Япония – на 50,4%, до 1,4 млн т. Импорт Южной Кореи вырос на 31,5% и составил 1,8 млн т. Импорт гранул сократился лишь в Великобританию, на 10,6% относительно соответствующего периода предыдущего года, до 4,1 млн т.

Согласно прогнозам компании Enviva, в ближайшие три года среднегодовой рост мирового рынка пеллет будет на уровне 11% и к 2024 г. его объем достигнет 34 млн т в год. По данным «Инфобио», на европейские страны приходится 2/3 международного потребления – около 30 млн т. В 2021–2022 гг. в Европе будут реализованы отложенные до этого проекты по вводу новых мощностей, действующих на биомассе, что приведет к увеличению потребления на 2–3 млн т в год. Ожидается, что соперничество со стороны канадских и американских производителей пеллет будет уменьшаться за счет их обращения к странам АТР, что будет способствовать повышению спроса на российское биотопливо в странах Европы.

Крупнейшим поставщиком пеллет на мировой рынок являются США с объемом 7,26 млн т в 2020 г. (+5,3%). В январе–июне 2021 г. объем экспорта древесных пеллет из США вырос на 0,2% относительно соответствующего периода предыдущего года, до 3,6 млн т. Стоимость экспорта выросла на 6,5%, до $514,8 млн. Объем поставок древесных топливных гранул из Канады в прошедшем году составил 2,9 млн т (+10,5%), а их стоимость – $406,1 млн (+8,1%). По итогам первого полугодия текущего года экспорт пеллет увеличился на 23,2% и превысил 1,6 млн т. Его стоимость выросла на 20,4%, до $211,0 млн.

Основными тенденциями 2020 г., повлиявшими на состояние мирового рынка пеллет, стали закрытие границ и приостановка деятельности компаний в Евросоюзе и в странах – торговых партнерах ЕС. Кроме того, рост мирового рынка пеллет поддерживался действиями государственных регуляторов и политикой многих стран, связанной с сокращением потребления угля, борьбой с изменением климата, снижением выбросов парниковых газов до нуля к 2050 г. Так, Германия в июле 2020 г. приняла «Закон о выходе из угля» (Coal Exit Law), который определяет план быстрого поэтапного отказа от каменного угля к 2033 г. и от бурого угля к 2038 г., что потребует отключения 43,9 ГВт угольных мощностей, работающих в настоящее время в энергосети страны. Япония до 2030 г. намерена закрыть 100 из 152 работающих в стране низкоэффективных угольных электростанций. Кроме того, страна планирует ввести схему льготных тарифов для своих электростанций, которая заработает в апреле 2022 г. Эта программа способствует расширению использования возобновляемых источников энергии. В свою очередь, Южная Корея, по данным Национального института лесоводства страны (NIFoS), планирует в 2021 г. пересмотреть систему стимулирования использования возобновляемых источников энергии, что может повлиять на спрос на импортные древесные гранулы. Схема поощрения пересматривается каждые три года. Последний раз Южная Корея пересматривала схему в 2018 г. Согласно прогнозу NIFoS, в 2021 г. импорт пеллет Южной Кореи составит более 3 млн т. Это связано с тем, что в 2021 г. обязательство Южной Кореи по портфелю возобновляемых источников энергии, которому должны соответствовать электростанции мощностью более 500 МВт, выросло до 9% с 7% в 2020 г. Кроме того, дополнительный спрос может возникнуть со стороны новых электростанций, работающих на биомассе. Так, в августе этого года Korea South East Power ввела в эксплуатацию энергоблок №2 мощностью 200 МВт, который был преобразован в электростанцию, работающую на биомассе. А в декабре 2020 г. компания GS EPS ввела в строй электростанцию на биомассе мощностью 105 МВт в корейском городе Танджине.

В первом полугодии 2021 г., по словам исполнительного директора НП «Национальное биоэнергетическое содружество», руководителя ИАА «Инфобио» Ольги Ракитовой, наблюдалось заметное падение цен на древесные топливные гранулы. «На международном рынке спрос на пеллеты растет, а цены на них падают, – рассказывает она. – В Европе пеллеты потребляют несколько крупных энергетических компаний, и можно говорить о договоренности, направленной на снижение цен на пеллеты». Как отмечает коммерческий директор «Лесозавода 25» Михаил Крымшамхалов, европейские рынки древесных топливных гранул в 2020 г. и первой половине 2021 г. замедлялись. «Происходило падение спроса вследствие того, что в начале 2020 г. импортеры и трейдеры заключили контракты на очень большой объем, что привело к затовариванию складов, – говорит он. – Спрос же на пеллеты со стороны конечных потребителей оказался не таким высоким, как ожидали трейдеры». По словам эксперта, зима 2020–2021 гг. в Европе прошла спокойно, оказавшись не очень холодной. Как результат, к лету 2021 г. некоторые компании, работающие на ритейловом рынке пеллет, еще имели стоки, достаточные для бесперебойной торговли вплоть до конца года, и в преддверии нового отопительного сезона снизили новые закупки или вовсе взяли тайм-аут. «Все это привело к падению цен на 25–30%, – рассказывает Михаил Крымшамхалов. – ЗАО «Лесозавод 25», являясь одним из крупных поставщиков пеллет на рынки ЕС, также столкнулось со всеми этими проблемами».

Введение трансграничного углеродного налога также отразится на мировом рынке пеллет, считает Ольга Ракитова. «Однако пока сложно оценить это влияние, – добавляет эксперт. – На сегодняшний день при сертификации пеллет уже учитывается углеродный след. И это влияет на цену пеллет. Если при производстве гранул используется газ, то это снижает стоимость гранул. Так что определенное регулирование уже есть». По мнению Ольги Ракитовой, для компаний может стать выходом использование возобновляемых источников энергии на производстве и установка кородревесных котельных и т.п. «Введение углеродного налога в ЕС, по нашему мнению, в ближайшей перспективе никак не скажется на рынке топливных гранул, – считает Михаил Крымшамхалов. – Регулирование по новому закону начнется в 2023 г., а переходный режим продлится до 2025 г. В долгосрочной перспективе производители и поставщики топлива из возобновляемых ресурсов, вероятно, получат определенное преимущество, особенно те из них, что имеют наименьший по сравнению с конкурентами углеродных след, но как именно это отразится на отрасли, пока прогнозировать сложно. ЗАО «Лесозавод 25» сертифицировано по системе SBP и в любом случае уделяет этому серьезное внимание».

 

Растущее производство пеллет

Россия остается крупным поставщиком древесных топливных гранул на международный рынок. Производство пеллет в стране растет седьмой год подряд. В 2020 г. объем выпуска этой продукции достиг уровня 1,99 млн т, увеличившись на 22,1%. В январе–июне 2021 г. тенденция роста продолжилась – производство топливных пеллет в России увеличилось на 16,5% и составило 1,07 млн т.

«В первом полугодии 2021 г. основными тенденциями, повлиявшими на пеллетный рынок России, стали общий рост производства продукции ЛПК, введение ограничительных пошлин, а также существующие экологические нормативы, – рассказывает Ольга Ракитова. – Все это приводит к увеличению глубокой переработки древесины, в том числе и росту производства пеллет. Деревообрабатывающие предприятия стараются максимально перерабатывать свои отходы, и открывается все больше пеллетных производств».

По словам эксперта, в отличие от США, Канады и Германии, где открывается много производств, изготавливающих древесные топливные гранулы из круглого леса, в России пеллетные цеха является частью производственного процесса крупных предприятий. «Пеллеты – это уже неотъемлемая часть деревообработки, – говорит Ольга Ракитова. – Но говорить о том, что в России строятся специальные мощности для производства этой продукции, нельзя. Предприятия, которые запускаются специально для выпуска пеллет, чаще всего не очень успешны. Крупнейшая такая компания – «Выборгская целлюлоза» – несмотря на громкие заявления, так и не возобновила свою работу. Что касается мелких компаний, то у многих из них объемы выпуска снизились, а некоторые переходят в сегмент производства гранул для поставки в зоомагазины или закрываются».

До конца 2021 г. ряд российских деревообработчиков планируют запустить новые пеллетные мощности или увеличить существующие. Компания «Ангара лес» уже ввела в этом году в эксплуатацию завод по производству топливных пеллет в Красноярском крае мощностью около 30 тыс. т древесных гранул в год. Компания «СЛПК-Групп» в Приморском крае ввела в эксплуатацию линию по производству древесных топливных гранул мощностью 2 т в час. При работе в одну смену компания сможет ежегодно выпускать 3,84 тыс. т. В Вологодской обл. Сокольский ДОК (входит в Segezha Group) намерен ввести в эксплуатацию линию по выпуску древесных топливных гранул мощностью 65 тыс. т. В Хабаровском крае «Рустранс ДВ» увеличит годовой объем производства топливных пеллет до 20,4 тыс. т. В Кировской обл. Мурашинский фанерный завод увеличит объем производства древесных топливных гранул на 7 т в час. При работе в одну смену дополнительный годовой объем производства составит примерно 13,44 тыс. т. До конца 2021 г. ДОК «Енисей» увеличит производство топливных пеллет на 93 тыс. т, до 200 тыс. т в год. Завод «Инновация» в Забайкальском крае к следующему отопительному периоду планирует увеличить объем производства гранулированного биотоплива на 15 т в день. То есть дополнительный объем производства состоит примерно 3,6 тыс. т в год. В 2021 г. «Лузалес» планирует запустить производство пеллет годовой мощностью 180 тыс. т в Республике Коми (п. Човью). Ранее ввод в эксплуатацию производства планировался на 2020 г. Также в этом регионе компания «ПечораЭнергоРесурс» намерена ввести в эксплуатацию дополнительный цех по производству топливных пеллет мощностью 5 т в час. При работе в одну смену его годовая мощность составит 9,6 тыс. т. Таким образом, только за 2021 г. российские пеллетные мощности прибавят около 400 тыс. т. Введение с января 2022 г. запрета на экспорт необработанной древесины будет стимулировать еще больший рост объемов производства древесных топливных гранул. Компаниям придется вкладываться в более глубокую переработку, чтобы сохранить свои позиции на рынке.

Несмотря на реализующиеся в ряде регионов проекты по переводу муниципальных газовых и мазутных котельных на биотопливо, пеллеты в России все еще остаются экспортно ориентированным товаром. Практически вся продукция отправляется на внешние рынки. По словам Ольги Ракитовой, внутри страны остается порядка 10–13% от общего объема выпуска древесных топливных гранул.

«Пеллетная продукция стопроцентно экспортная, поскольку внутри России с газом пока ничего не сравнится, – говорит управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов. – Но в мире, особенно в Северной и Западной Европе, а также в Тихоокеанском регионе – Японии, Корее, потребление пеллет динамично растет, поскольку это качественное и недорогое топливо для производств максимально замкнутого цикла. Несколько лет назад сектор биоэнергетики в лесной отрасли был недооцененным и недоинвестированным. Щепу, кору и опилки попросту сжигали. Сегодня в стремлении к безотходному производству и снижению негативного воздействия на окружающую среду из побочных продуктов лесопиления родился по-настоящему новый продукт».

В 2020 г. экспорт пеллет из России увеличился в годовом исчислении на 18,56%, до 2,3 млн т. Росстат ведет учет производства только крупными и средними предприятиями. В официальной статистике зачастую не отображаются малые и микропредприятия. Именно из-за этого в России, по официальным данным, экспорт пеллет превышает производство. Наибольший объем пеллет традиционно поставляется в Данию. В 2020 г. экспорт в эту страну увеличился на 23,36%, до 982,4 тыс. т. Доля Дании в общероссийском экспорте пеллет увеличилась на 1,6 п.п., до 42,8%. И в дальнейшем потребление гранул в этой стране будет только расти: по данным торгового представительства Дании в России, ежегодный прирост составит 5–7%. На втором месте в российском экспорте пеллет стоит Бельгия, которая нарастила закупку древесных топливных гранул на 234%, до 284 тыс. т, а доля страны достигла 12,4%. На третьем месте находится Великобритания, чей импорт российских пеллет увеличился на 101,35%, до 213 тыс. т (доля страны составила 9,3%).

«Основными и постоянными потребителями нашей продукции в Европе остаются Дания, Великобритания и Нидерланды. Биотопливо из Сибири востребовано также во Франции, Ирландии, Швеции и Финляндии. В течение 2020 г. наши экспортные поставки пеллет в страны ЕС достигли почти 90 тыс. т, по итогам 2021 г. планируем еще увеличить эти объемы», – отмечает директор по продажам Лесосибирского ЛДК №1 (принадлежит Segezha Group) Юлия Шевлякова. Одним из перспективных рынков, по мнению Ольги Ракитовой, для российских поставщиков древесных топливных гранул является рынок Южной Кореи.

В 2020 г. объем российских поставок гранул в эту страну вырос на 17,7% и составил 183,6 тыс. т. Однако в первом полугодии 2021 г. Южная Корея снизила закупку пеллет из России на 13,8%, до 88,1 тыс. т. «Поставки российских пеллет на южнокорейский рынок не так велики, – поясняет Ольга Ракитова. – До недавнего времени с этим рынком работало всего одно дальневосточное предприятие. Сокращение поставок могло быть вызвано проблемами технического характера на этом заводе или на новых заводах, которые также недавно начали поставки пеллет в эту страну из РФ. Южнокорейское и японское направления – очень интересные, эти рынки будут расти, и российские производители будут поставлять туда гранулы. К сожалению, мощности портов Дальнего Востока ограничены и рассчитывать, что РФ сможет составить конкуренцию североамериканским или азиатским поставщикам, не стоит».

Цены на российские пеллеты, по словам коммерческого директора ЛХК «Алтайлес» Дмитрия Логинова, снижаются. «С конца 2020 г. наблюдается стремительное падение цен на пеллетную продукцию. В общей сложности за полтора года стоимость упала на 25–30%, – говорит он. – Во многом этому способствовал запуск большого количества мелких и крупных пеллетных производств в России. В нашей стране потребление пеллет низкое. При этом анонсируется строительство новых заводов. Традиционный для нашей компании рынок сбыта – страны Европы. Однако зима 2020–2021 гг. была мягкой, потребление пеллет было ниже, чем в прежние годы. Сейчас мы отгружаем весь производимый объем. Однако с учетом падения цены это направление теряет свою рентабельность».

Как рассказал Михаил Крымшамхалов, «Лесозавод 25» на следующий отопительный сезон перераспределил объемы поставок между странами. «Упор в этот раз был сделан на индустриальный сегмент рынка с увеличением доли энергокомпаний в общем объеме продаж, – поясняет он. – Кроме того, с III квартала 2021 г. один из трех цехов по производству древесных топливных гранул перевели с 8 мм пеллет на 6 мм, что позволит компании выйти на новые рынки ритейла и отработать без особых потерь сложный период в 2021 г. Считаем, что рынок уже нащупал «дно» и во втором полугодии цены начнут расти. Этому способствует и рост ставок на рынке морского фрахта, и дефицит тоннажа, которые наметились в 2021 г.».