Обзор СМИ от 15 ноября 2022 года

Обзор СМИ от 15 ноября 2022 года
15.11.2022

ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ - О РАЗВИТИИ ЛПК

 

«Лесной регион»

 

Публикуем материал, подготовленный PR-агентством MediaWood по итогам выступления на Международном лесопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.

«Для отечественной экономики развитие лесного комплекса страны является одним из ключевых вопросов», – отметила в приветственном слове сенатор и поделилась с участниками мероприятия той работой, которая сейчас ведётся в этом направлении, и рассматриваемыми предложениями по решению существующих проблем.

 

Нормативно-правовое регулирование ЛПК

Функционирование и развитие любой отрасли во многом зависит от нормативно-правовой базы. Именно поэтому вопросы законодательного обеспечения лесопромышленного комплекса в Совете Федерации стоят на особом контроле лично у председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Для усиления этой работы в ноябре 2021 года в палате создан специальный орган – Совет по вопросам развития лесного комплекса РФ под руководством заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьёва.

Продолжает активную деятельность и Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу при профильном комитете СФ, в который входят представители отраслевого научного и бизнес-сообщества. Результатом работы стал целый ряд законов, принятых в 2021 году и практически поменявших структуру правового регулирования лесной отрасли.

Подробнее об этом, а также о парламентском контроле за исполнением постановлений, своевременным принятием правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов в сфере лесного законодательства, и мониторинге правоприменительной практики принятых законов рассказала Татьяна Гигель участникам пленарной дискуссии отраслевого форума.

 

Цифровизация лесного комплекса

«Безусловно, ключевым направлением внесённых изменений стала цифровизация лесного комплекса страны, – отметила сенатор. – С первых же дней вступления в действия 3-ФЗ Совет по развитию лесного комплекса, Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу находились на связи с предприятиями из разных регионов, Министерством природных ресурсов и Рослесхозом по проблемам, возникшим при запуске системы перехода на электронные сопроводительные документы. Работа фактически велась в ручном режиме. Причём без преувеличения 24 часа в сутки».

С целью парламентского контроля, мониторинга правоприменительной практики и подведения итогов за первые сложные 4 месяца работы закона 25 апреля 2022 ЭКС провёл совместное заседание с руководителями Рослесхоза по теме «Вопросы цифровизации лесного комплекса в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств».

На заседании экспертами и руководителями предприятий из совершенно разных регионов России были высказаны проблемы, связанные с функционированием системы: непредвиденные сбои в работе системы, технические проблемы, недостаточная подготовленность кадров и пр. В итоге Рослесхоз совместно с предприятиями проделал большую работу по доработке системы, что позволило электронному сопроводительному документу перевести аналитику движения древесины на совершенно другой уровень, полностью владеть информацией и по складам, и по потокам, и по всем узловым точкам.

По данным Рослесхоза, по состоянию на 29 сентября текущего года через ЛесЕГАИС составлено около 5,6 млн. электронных сопроводительных документов, вывезено почти 241,8 млн. кбм древесины, поданы декларации о 592 тыс. сделок. Ежедневный объём перевозимой древесины составляет в среднем около 0,899 млн. кбм. И сегодня, отмечают в ведомстве, система выдерживает эту нагрузку.

Завершается работа по созданию единого электронного лесного реестра, который объединит сведения о качественных, количественных характеристиках как лесов, так и лесных земель.

В 2023 году планируется тестовый запуск Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) в пилотных регионах: Московской области, Пермском и Красноярском краях. К 1 января 2025 году система заработает в полном объёме во всех регионах.

«Цифровизация позволит перейти к электронному виду ключевых документов, сформировать базы данных – лесоустроительной документации в электронном виде, уточнить положения о таксации лесосек и о рубке лесных насаждений», – подчеркнула Татьяна Гигель.

 

Лесоустройство

Одним из стратегически важнейших направлений для лесного хозяйства является планирование и лесоустройство. С 1 января 2022 года вступил в силу ФЗ 304, которым совершенствуется правовое регулирование отношений в этой области. И с тех пор состоялось несколько мероприятий соответствующей тематики.

В частности, в Красноярске 12 июля при содействии ФГБУ «Рослесинфорг» состоялось выездное заседание ЭКС по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Федеральное лесоустройство: путь к усовершенствованию лесоучётных работ».

Мероприятие вызвало большой интерес профессионального и научного сообщества, участники единодушно отметили, что принятый 304-й закон стал просто прорывным для лесной отрасли. Но вместе с тем, они же акцентировали внимание и на отрицательных моментах и высказали предложения по требуемым решениям, чтобы нормы закона заработали в полной мере.

Это, например, и запрет аренды при таксации более 10 лет, и размещение линейных объектов в городских лесах, и предоставление древесины гражданам для собственных нужд, и межевые планы «Рослесинфорга» и пр.

Для полноценной реализации положений ФЗ-304 необходимо проводить мероприятия по лесоустройству в первую очередь в зоне с высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства или зоне, приоритетной для выполнения работ по лесоустройству, которые оцениваются в 300 млн. гектаров. Сюда входят территории, переданные в пользование для заготовки древесины, площадь которых составляет более 200 млн. гектаров, а также территории, которые являются перспективными для заготовки древесины и для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Руководство «Рослесинфорга» акцентировало внимание, что для поддержания материалов лесоустройства в актуальном состоянии его на этой территории необходимо проводить один раз в 10 лет.

Таким образом, ежегодный объём мероприятий по лесоустройству должен осуществляться на площади не менее 30 млн. гектаров с ежегодным финансированием 4,8 млрд. рублей. И, конечно, самое важное – финансовое обеспечение из средств федерального бюджета на выполнение этих мероприятий.

К слову, вопросов лесоустройства коснулись также в Красноярске, но уже 13 июля на выездном заседании Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при СФ на тему «О состоянии и перспективах развития ЛПК в новых экономических условиях».

В итоговых документах эти проблемы нашли своё отражение, предложения направлены в Правительство РФ.

На сегодняшний день практически завершается принятие нормативных актов. Утверждена «Лесоустроительная инструкция», в конце сентября зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Но до сих пор не урегулирован вопрос о порядке аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству, а готовить таких специалистов необходимо уже сейчас.

В Минприроды подготовлены проекты приказов по этим проблемам. Их необходимо принять в самое ближайшее время.

 

Ситуация в отрасли и меры поддержки

Уже более полугода все отрасли российской экономики существуют в экстраординарных условиях, и лесной комплекс не исключение. Это вызывает необходимость выработки на государственном уровне ряда как первоочередных, так и долгосрочных мер, направленных на поддержку лесного комплекса.

Советом по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации, ЭКС по лесному комплексу при тесном взаимодействии с бизнес-сообществом был предложен ряд оперативных мер, которые были направлены в Правительство Российской Федерации. 15 июня 2022 года они приняты.

Тем не менее, несмотря на совместные усилия всех ветвей власти, ситуация в отрасли очень сложная. Фиксируется отрицательная динамика производства. По итогам 8 месяцев 2022 года осложнилась ситуация на предприятиях деревообработки (производство пиломатериалов, фанеры, топливных пеллет).

Так, например, производство фанеры сократилось на 21%, экспорт на 29%. Наблюдается серьёзное падение цен. Руководители предприятий и всё профессиональное сообщество отмечают, что за последний месяц появилась тенденция к снижению объёмов производства по лесопилению. Они упали более чем в два раза. Цены снизились в три раза.

Эксперты полагают, что предприятия, перерабатывающие древесину высокого передела (пиловочник, фанера), находятся в тяжелейшем состоянии. Требуются срочные меры, иначе лесозаготовительные компании уйдут из оборота: в связи с падением цен им просто невыгодно будет заготавливать древесину. И тогда вся тяжесть может лечь на целлюлозно-бумажные комбинаты. Хотя пока именно целлюлозно-бумажная промышленность является единственной подотраслью лесного комплекса, в которой не снизились объёмы производства.

15 сентября состоялось очередное заседание Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу. Мероприятие было посвящено обсуждению ключевых вопросов развития лесного комплекса в новых экономических условиях и путей реализации их в сфере лесного машиностроения и станкостроения. Зависимость отрасли от импортного оборудования давно превысила критическую, при этом значительная часть этого оборудования была поставлена из недружественных стран и в условиях санкций предприятия оказались в ситуации сильно затруднённого обслуживания техники, поставок запчастей, комплектующих, а главное, программного обеспечения к этой технике.

Обсуждались эти проблемы и ранее: ещё в апреле 2022 года в Новгородской области на выездном заседании с участием профессионального сообщества, руководителей региональных властей, представителей Минпромторга. На этих заседаниях было сказано о немалых сложностях, названы конкретные предложения от профессионального и научного сообщества, которые также были направлены в соответствующие министерства и ведомства.

Проблем много, но заострить внимание стоит на одной: высокой стоимости металла и других материалов для того же станкостроения или импортозамещения в области фурнитуры и комплектующих. Неоднократно специалистами отмечалось, что стоимость металла на внутреннем рынке выше экспортных цен нашего же металла на внешнем. Это просто нелепо, в особенности, когда постоянно говорится об импортозамещающих инвестиционных программах. И эксперты считают, что обязанность государства в ручном режиме контролировать таких инвесторов.

Ещё одна острейшая отраслевая проблема, о которой говорят на всех мероприятиях – слабая подготовка кадров и, как следствие, нехватка квалифицированных специалистов. И это напрямую затрагивает все сферы отрасли. Эксперты отмечают, что наблюдается парадокс, к сожалению, встречающийся довольно часто: предприятия жалуются на нехватку кадров, а учебные заведения, выпускающие эти самые кадры, не знают куда трудоустроить своих выпускников.

«Говоря о всех этих вопросах, хочу подчеркнуть, – сказала Татьяна Гигель, – государство не остаётся в стороне от проблем предприятий и принимает всевозможные меры их поддержки. В Совете Федерации активно продолжается работа над совершенствованием законодательства в области лесных отношений.

Сегодня внесены в Правительство РФ и дорабатываются законопроекты о строительстве лесных дорог, об очистке от мусорных свалок, на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект о совершенствовании арендных отношений, который обеспечит добросовестным лесопользователям возможность заключить договор на новый срок без торгов и защитит его от необоснованного расторжения.

Действуют программы по субсидированию экспортных транспортных затрат, осуществляемых с 1 июля 2022 года. Обсуждаются меры по льготному кредитованию, промышленной ипотеке, поддержке системообразующих предприятий, осуществляется пересмотр в сторону снятия лимита транспортной субсидии, пересмотр арендной платы в сторону оплаты её по факту заготовки, рассматривается продление постановления по рубкам спелых и перестойных насаждений, перенос сроков исполнения обязательств по ПИПам, а также компенсация процентной ставки по кредитам, выданным в рамках реализации ПИПов, и другие.

Представители Минпромторга на заседании 15 сентября назвали целый комплекс мер по государственной поддержке предприятий лесного машиностроения и отрасли в целом, но, к сожалению, в силу низкой информированности самих представителей отрасли они не используются в полной мере.

Кроме того, представителями Минпромторга неоднократно подчёркивалось, что государство, в лице Минпромторга и других ведомств, открыто к диалогу и готово реагировать на запросы отрасли и разрабатывать другие меры поддержки, но для этого и предприятия должны активно высказывать свои интересы и нужды. Открыты к диалогу и сотрудничеству и мы в Экспертно-консультативном совете по лесному комплексу. Давайте решать проблемы вместе».

 

Центр отраслевых компетенций лесопромышленного комплекса

Несмотря на то, что государство прикладывает колоссальные усилия, принят ряд действенных мер для поддержки отрасли, тем не менее, в стране имеется несбалансированность в области размещения новых мощностей, научных разработок, подготовки кадров, внедрения новых технологий, оснащения материально-технической базы, финансирования отрасли, управления лесными ресурсами. А такое положение дел тормозит развитие отрасли.

Возможно, и это отмечает профессиональное сообщество, причина в отсутствии единого центра управления в лесной отрасли. А это не способствует оперативному преодолению всех названных проблем. Сегодняшняя ситуация требует принятия очень быстрых решений. Так, по мнению экспертов, важным шагом может стать создание Центра отраслевых компетенций лесопромышленного комплекса на площадке одного из отраслевых вузов.

«Это одно из наших последних предложений, которое мы продвигаем, невзирая на сложности, – поделилась с участниками форума председатель Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при профильном комитете СФ Татьяна Гигель. – Главной целью центра компетенций должно стать превращение лесной отрасли в один из основных векторов экономики России. Он должен способствовать централизации и координации функций в области лесных отношений, научно-технического развития, если коротко, повышению эффективности управления в данной сфере».

Будущему центру ставится задача, охватывающая все вопросы отрасли: от развития системы профессионального и непрерывного образования, инновационного развития, технической и производственной кооперации, лесное и лесоперерабатывающее машиностроение и многое другое.

Важно также предусмотреть создание в составе центра современного экспериментально-опытного предприятия полного цикла производства для отработки новых импортозамещающих технологий как места получения и передачи передовых знаний от выращивания и воспроизводства до получения продукции с высокой добавленной стоимостью.

Центр компетенций лесного комплекса предусматривает объединение всех научных и образовательных учреждений лесного профиля в субъектах РФ, имеющих соответствующие компетенции, с единым Центром управления и развития и наличием опытных полигонов в различных лесорастительных зонах.

«Вопрос создания центра рассматривался на заседании Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации в Красноярске. Итоговое решение направлено в адрес Правительства Российской Федерации, – отметила Татьяна Гигель. – Мы инициировали рассмотрение Правительством этого предложения, убеждены в его актуальности и надеемся на содействие в его реализации. Инициатива по созданию Центра сегодня поддержана Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации».

Только с таким комплексным подходом и общими усилиями – государства, самих предприятий, научного сообщества – отрасль сможет преодолеть существующие сложности и стать действительно значимой частью экономики нашей страны.

 

ИНВЕСТОРЫ КАРЕЛИИ ВКЛАДЫВАЮТСЯ В ЭКОНОМИКУ

Обзор СМИ от 15 ноября 2022 года-Лесной регион–Инвесторы Карелии вкладываются в экономику.jpg 

«Лесной регион»

 

Сегодня в регионе разработаны и функционируют несколько способов для получения земельных участков без проведения торгов под реализацию бизнес-проектов.

 

Одним из инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности является возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов по распоряжению главы Республики Карелия.

- Такой механизм сейчас востребован и пользуется спросом у бизнеса. В течение только текущего года было предоставлено право на заключение договоров аренды земельных участков для размещения шести масштабных – от 100 млн. рублей – инвестиционных проектов на общую сумму более 3 млрд. рублей, – рассказал министр экономического развития и промышленности Карелии Олег Ермолаев.

В качестве примеров можно привести строительство второй очереди лесопильного завода ООО «Русский лесной альянс» в городе Петрозаводске стоимостью 1,7 млрд. рублей, строительство многофункционального медицинского центра в Петрозаводске группой компаний «Медскан» с инвестициями в 1 млрд рублей.

В 2021 году были предоставлены земельные участки без торгов для реализации таких масштабных проектов, как, например, строительство производственного и логистического комплекса для расширения ликёро-водочного завода ООО «АлкоВорлд», строительство современного роботизированного молочного комплекса для совхоза «Ведлозерский», строительство промышленного технопарка «Карельские продукты», строительство гостиницы коттеджного типа на 20 домов в городе Сегежа (инвестор – АО «Сегежский ЦБК»).

Упрощена процедура предоставления участков предприятиям туристической сферы, для получения земельного участка без проведения торгов под такие цели необходимо подтвердить намерения инвестировать от 20 млн. рублей.

- При этом и многие проекты в сфере туризма подпадают под критерий масштабного инвестиционного проекта – инвестиции в крупные туристические проекты в 2022 году продолжили рост. Стоимость таких проектов как «Туристический комплекс на озере Сямозеро» и «Рускеальское зазеркалье» превысит 100 млн. рублей каждый, – отметил Олег Ермолаев.

В рамках реализации в Республике Карелия программы «Гектар в Арктике» уже принято более 400 положительных решений о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, в их числе – участки для ведения предпринимательской деятельности.

Программа «Арктический гектар» действует в Карелии с начала августа 2021 года. В основном люди берут землю на севере республики под индивидуальную застройку, чтобы в дальнейшем возвести свой дом. Но есть и те, кто на выданном гектаре собирается вести бизнес, открывать турбазы и дома отдыха, заниматься сельским хозяйством.

Заявители на получение «Арктического гектара» с целью организации бизнеса информируются о дополнительных возможностях ведения бизнеса на арктических территориях региона. Проекты сопровождаются Корпорацией развития Карелии, им предоставляются региональные меры поддержки.

При этом все, кто официально стал резидентом Арктической зоны, могут получить земельный участок в аренду без торгов. Сегодня статус резидента имеют более 60 организаций, многие из них уже воспользовались такой возможностью.

Так, например, земельные участки были предоставлены для реализации таких проектов как «Создание аквакультурного и туристического кластера в Лоухском районе Республики Карелия», «Производство товарного бетона мобильными и стационарными средствами», «Производственный комплекс по обработке морских водорослей», «Производство и реализация хлебобулочных изделий в Беломорском и Кемском районах» и других проектов.

В качестве дополнительной антикризисной поддержки правительством Карелии принято решение до конца 2022 года отменить процедуру торгов на землю для бизнеса под проекты импортозамещения. Утверждён 21 вид продукции, для которых предусмотрена новая льгота. Например, это лекарственные средства, одежда и прочее.

Сейчас инвесторы, реализующие инвестиционные проекты стоимостью более 30 млн. рублей и получившие в аренду земельный участок, могут также воспользоваться мерой поддержки в виде установления льготной ставки аренды в размере 0,01% от кадастровой стоимости на срок окупаемости проекта, но не более 7 лет. Кроме того, законодательством для таких инвесторов предусмотрен льготный выкуп земельного участка в собственность по цене в размере 15% от кадастровой или рыночной стоимости земельного участка.

Дополнительно предусмотрен льготный выкуп земельного участка, на котором расположены объекты туризма (базы отдыха, гостиницы), по цене в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка.

 

СКАЗ ОБ УТЕРЯННЫХ МИЛЛИАРДАХ

Обзор СМИ от 15 ноября 2022 года-Лесной регион–Сказ об утерянных миллиардах.jpg 

Татьяна ТКАЧЁВА, «Лесной регион»

 

Уход из РФ европейских поставщиков упаковки и других целлюлозно-бумажных товаров стимулирует сбор и переработку макулатуры.

 

По оценке экспертов Россельхозбанка, объём рынка бумажных отходов в стране удвоится в течение семи лет, а население сможет зарабатывать на их сдаче около 40 млрд. рублей ежегодно.

Сегодня россияне собирают меньше макулатуры, чем способны переработать отечественные предприятия. Дефицит сырья составляет 1-1,5 млн. тонн в год. Всего в стране ежегодно образуется около 8 млн. тонн бумажных отходов. Из них пригодно к переработке 7 млн., а реально собирается и проходит рециклинг около 4,5 млн.

С начала нулевых объём переработки макулатуры в России вырос в 6 с лишним раз: с 10 до 62-64% от общей массы, что близко к мировому показателю. Самый распространённый вид макулатуры – отходы гофрированного картона и его компонентов (МС-5Б). По ним доля переработки за 20 лет увеличилась в восемь раз и оценивается в 80-85%.

В Россельхозбанке прогнозируют, что в ближайшие 3 года рынок сбора и переработки макулатуры продолжит расти в среднем на 12-15%, а к 2030-му его объём будет составлять 7-7,2 млн. тонн, или 90% от отсортированного объёма.

Основным драйвером роста будет спрос на бумажную упаковку для продукции сельского хозяйства и других отраслей, считают аналитики. Он связан как с увеличением производства конечной продукции, которую нужно во что-то оборачивать и фасовать, так и с расширенной ответственностью бизнеса, которая подталкивает компании к отказу от пластиковой упаковки.

Макулатура также требуется для производства салфеток, туалетной бумаги, бумаги для принтеров и прочих целлюлозно-бумажных товаров. К примеру, из макулатуры в РФ делают три четверти гофрокоробок и все картонные контейнеры для яиц.

«Переработка макулатуры – один из самых «зелёных» сегментов экономики России. В ближайшей перспективе отрасль будет неразрывно связана с рынком экологичной бумажной и картонной упаковки, производство которой, по нашим оценкам, будет увеличиваться на 8-10% в год. Важным фактором станет ввод в эксплуатацию высокоэффективных российских мощностей в ответ на уход иностранных производителей и активные меры государственной политики в сфере переработки вторичных ресурсов», – пояснила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

Продукция из бумажного вторсырья имеет хороший экспортный потенциал. В структуре внешних поставок в этом сегменте за последние десять лет почти половина объёма приходилась на крафт-бумагу и крафт-картон (24%), а также на газетную бумагу (21%).

Основными импортёрами российской продукции здесь были Казахстан, Беларусь и Китай. Потери по другим направлениям, связанные с внешнеэкономическим давлением в 2022 году, компенсируются ростом отгрузки в Китай, Турцию, Индию, страны ЕАЭС, Африки и Латинской Америки.

Российские переработчики модернизируют свои заводы, чтобы иметь возможность принимать те виды макулатуры, которые пока плохо поддаются рециклингу. В перепрофилирование и обновление мощностей, по мнению экспертов, потребуется вкладывать более 30 мдрд. рублей в год. При этом необходимо перестроить сам механизм сбора отходов бумаги и картона. Требуются не столько финансовые затраты, сколько системные решения в работе с гражданами.