Обзор СМИ от 16 апреля 2024 года

Обзор СМИ от 16 апреля 2024 года
16.04.2024

СРОКИ ИДУТ ЛЕСОМ

 

Владимир Зубарев, «КоммерсантЪ Нижний Новгород»

 

Нижегородские депутаты и минлесхоз планируют изменить условия получения бесплатной древесины для многодетных семей и погорельцев. Сейчас они вправе обратиться за услугой в любое время, однако у многих жилищный вопрос решен, а полученную древесину вместо строительства дома они продают и не несут за это ответственности. Однако добросовестные получатели часто вынуждены объезжать несколько лесничеств, чтобы найти подходящие стройматериалы и оформлять для этого новые пакеты документов. Сроки обращений за лесом предложено ограничить пятью годами и создать единый реестр обращений, чтобы сократить бумажную волокиту.

 

Минлесхоз и депутаты комитета заксобрания Нижегородской области по экологии во вторник обсудили практику применения регионального закона «О заготовке лесных ресурсов гражданами для собственных нужд». Принятый в октябре 2022 года нормативный акт позволяет нижегородцам раз в 30 лет заготовить до 100 куб. м древесины для строительства дома, пристроя к нему или бани, и раз в 10 лет – 50 куб. м на их ремонт. Еще 20 куб. м дерева граждане вправе получить ежегодно для отопления домов. Однако периодичность оформления пиломатериалов не распространяется на льготников, к которым относятся погорельцы и многодетные семьи, говорится в тексте закона.

Многодетные семьи вправе воспользоваться преференцией дважды: получить лес по праву или по другому закону о предоставлении бесплатного земельного участка, напомнил замминистра лесного хозяйства Эдуард Леонтьев. Юридический пробел ставит такие семьи в неравное положение: те, кто не успел оформить участок, могут обратиться за бесплатной древесиной лишь однажды, отметил господин Леонтьев.

Однако основная проблема касается погорельцев, которые стали интересоваться у лесничих, можно ли получить льготу, если дом сгорел десятки лет назад. Дело в том, что начало действия преференции в законе не ограничено, а сроки предоставления услуги регламентированы актами минлесхоза, разъяснил замминистра Леонтьев. А многодетные семьи обращаются за древесиной спустя 5–10 лет после получения статуса, дающего право на льготу. При этом неясно, почему преференции стали получать те, кто все эти годы имел жилье, отметил эколог Асхат Каюмов.

«Нужно учитывать момент, что дети растут. И льготник может получить древесину вне периодичности, когда ему просто стало тесно в своем доме», – полагает господин Каюмов. Он добавил, что в некоторых случаях льготники вообще не собираются расширяться или строить дома, а продают полученный бесплатный лес. Фактически никакой ответственности такие получатели не несут, а доказать нарушения сложно, согласился министр Эдуард Леонтьев.

Вместе с тем добропорядочные льготники часто вынуждены подолгу искать нужную древесину в разных лесничествах и каждый раз оформлять новые документы на ее получение. Такие поиски порой занимают несколько лет, а сроки действия нужных бумаг истекают, отметил министр. Депутат Роман Кабешев предложил создать единую систему учета заявок на получение льготы, чтобы заявители годами не «ходили по кругу и по 250 раз не оформляли одни и те же документы». Господин Кабешев полагает, что это значительно упростит процедуру.

Что касается сроков предоставления льготы, их предложено ограничить тремя годами с момента получения статуса многодетной семьи или погорельца. В государственно-правовом управлении заксобрания такой срок считают достаточным. Однако депутаты, экологи и чиновники полагают, что в условиях бюрократической волокиты срок необходимо продлить до пяти лет.

Закон сочли нужным скорректировать и в части разграничения полномочий профильных ведомств, поскольку бесплатную древесину в рамках действующих норм предоставляют по договорам купли-продажи, подчеркнул Эдуард Леонтьев. Замминистра уточнил, что федеральные нормы позволяют вести лесное хозяйство на землях сельхозназначения, однако ответственная за заключение договоров структура в Нижегородской области не назначена. При этом вопросы с землями лесного фонда регулирует минлесхоз. Чиновник предложил назначить региональный минсельхоз ответственным за лесную деятельность на аграрных землях и разграничивать полномочия министерств.

Участники рабочей группы комитета по экологии согласились, что закон необходимо менять, и решили отправить его на доработку.

 

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ: КАК АТР ПОМОГАЕТ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 Обзор СМИ от 16 апреля 2024 года-UpackUnion-Трансфер технологий-как АТР помогает развитию промышленности.jpg

UpackUnion

 

В целях создания условий для осуществления трансфера технологий и развития высокотехнологичного производства промышленной продукции, содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня для достижения конкурентоспособности отечественной продукции в 2016 году в России было создано Агентство по технологическому развитию (АТР). О предпосылках создания Агентства, его роли в системе других институтов развития и о том, как оно поддерживает предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, в интервью UpackUnion рассказал его генеральный директор Владимир Пастухов.

 

– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, об истории создания Агентства по технологическому развитию. Какие были предпосылки к этому?

– История Агентства началась с послания Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному собранию 3 декабря 2015 года, в котором он сказал «…Считаю … правильным реализовать инициативу делового сообщества и создать Агентство по технологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и лицензий, инжиниринговых услуг…».

Предпосылками к учреждению Агентства был запрос бизнеса на трансфер современных технологий и взятый государством курс на импортозамещение. Для претворения его в жизнь было необходимо внедрение инновационных решений на отечественных предприятиях самых разных отраслей промышленности.

В мае 2016 года Правительство Российской Федерации подписало распоряжение о создании Агентства. В качестве главных направлений деятельности были определены: сбор, актуализация данных об отечественных и иностранных технологиях, содействие их приобретению российскими организациями, а также реализация на территории нашей страны проектов, направленных на их локализацию.

 

– В чем заключается основная работа Агентства? Какова его роль в системе других институтов развития, которые существуют в России?

– Во-первых, Агентство реализует программу предоставления грантов на обратный инжиниринг импортных комплектующих изделий (запасных частей, узлов, материалов, инструментов).

Во-вторых, Агентство осуществляет комплексную экспертизу инновационных технологий и решений по запросам федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, государственных корпораций и частных компаний.

В ее рамках сотрудники и эксперты Агентства дают отраслевые и специализированные заключения о научно-технической перспективности, производственной реализуемости и коммерческом потенциале проектов. На их основе принимаются решения о модернизации или расширении производства, кооперации или получении финансирования.

Отдельным направлением в комплексной экспертизе являются исследования, проводимые Центром компетенций импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе по заказам нефтегазовых компаний.

В-третьих, специалисты Агентства подбирают технологии по запросам отечественных компаний как в России, так и в дружественных странах. Для этих задач создан специальный консультационный центр.

В-четвертых, ведется и актуализируется каталог технологий, готовых к трансферу в ключевых отраслях реального сектора. Разработчики, разместив в каталоге свои решения, могут найти потребителей, а также получить от Агентства экспертную, маркетинговую и информационную поддержку.

 

– В каких регионах России есть представительства Агентства по технологическому развитию?

– У Агентства сформирована сеть из десяти региональных операторов в лице институтов развития Свердловской, Тульской, Нижегородской, Ульяновской, Новосибирской, Челябинской и Самарской областей, Удмуртии и Татарстана, Санкт-Петербурга.

Благодаря их деятельности местные предприятия имеют возможность получать необходимую информацию о сервисах и инструментах, предоставляемых Агентством. В свою очередь, Агентство с помощью региональных операторов повышает свою узнаваемость в ключевых промышленных центрах.

В дальнейшем мы планируем развивать нашу сеть, заключая соглашения о сотрудничестве с организациями регионов, в которых есть сильные технические вузы и крупные промышленные предприятия.

 

– С какими отраслями промышленности преимущественно работает АТР? Как выстраиваете отношения с промышленными предприятиями?

– Со всеми без исключения сотрудничаем. Но если мы посмотрим структуру грантовых проектов, то увидим, что в ней преобладает топливно-энергетический комплекс, автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение, химия, медицина и реабилитационная индустрия.

В основе нашего взаимодействия с промышленностью лежит уважение и конструктивный диалог с любыми предприятиями, которые обращаются к нам за консультациями, экспертизой или поддержкой вне зависимости от принадлежности к той или иной отрасли, масштабов производства, величины доходов.

 

– Одна из самых актуальных и популярных программ АТР – это программа предоставления грантов на разработку конструкторской документации на комплектующие: запасные части, сырье и материалы. Расскажите о ней подробнее.

– Грантовая программа по разработке конструкторской документации и созданию опытных образцов комплектующих, востребованных в российской промышленности, была запущена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 года.

Как ее оператор, Агентство выступает интегратором интересов трех сторон: потребителей, разработчиков и производителей. Потребители – это предприятия, которым нужно заменить импортные материалы, запасные части, сырье или инструменты российскими аналогами. Для этого они направляют в Агентство запросы с обоснованием необходимости их обратного инжиниринга.

Разработчики в лице инжиниринговых компаний и подразделений вузов на конкурсной основе получают гранты для реализации проектов по обратному инжинирингу комплектующих. Производители же выпускают продукцию на основе конструкторской документации, подготовленной разработчиками.

 

– Сколько проектов уже поддержало Агентство с момента запуска программы? На какую сумму?

– За два года Агентство поддержало более 220 проектов с общим объемом финансирования свыше 10 млрд рублей.

 

– В каком размере Агентство может предоставить гранты на разработку конструкторской документации? Каковы условия предоставления гранта, как подать заявку?

– Размер финансирования по каждому проекту, поддержанному Агентством, может составлять до 100 млн рублей. Из этой суммы 80% приходится на средства самого гранта, остальные 20% финансирования должен предоставить непосредственно сам исполнитель проекта.

Процесс «вывода» комплектующего изделия на грантовую поддержку следующий.

Его потребитель направляет в Агентство через платформу Sk RnD Market запрос с обоснованием необходимости его обратного инжиниринга. Платформа Sk RnD Market создана фондом «Сколково», и в 2022-2023 году через нее к нам поступило почти 2 тыс. запросов от порядка 500 потребителей.

После этого профильная экспертная группа проводит оценку критичности подобного проекта: у Агентства 20 групп по всем основным отраслям реального сектора экономики России, они состоят из специалистов ведущих научных организаций и технических вузов, промышленных предприятий.

Организуется конкурс на выбор исполнителей по проекту и определяется победитель. Критерии: величина затрат на разработку конструкторской документации, срок выполнения проекта.

В свою очередь, потенциальные разработчики, претендующие на получение грантов, проходят процедуру квалификации в Агентстве. Для этого они подтверждают свои возможности и опыт в области опытно-конструкторских работ и (или) реализации проектов на условиях государственного софинансирования. В результате исполнителями становятся организации, где имеются практикующие специалисты в области разработки конструкторской документации.

Сама же квалификация осуществляется через Государственную информационную систему промышленности. Всего с ее помощью квалифицировано почти 250 разработчиков.

 

– По скольким из них уже ведутся испытания или имеются опытные образцы?

– В настоящее время порядка 120 проектов находятся на этапе создания опытных образцов или подготовки к запуску в серийный выпуск.

 

– Какие интересные технологические решения для целлюлозно-бумажной промышленности или связанных с ней отраслей сегодня есть в портфеле АТР?

– На мой взгляд, внимания заслуживает многостадиальный узел дробления и подачи распушенной целлюлозы на линию по производству гигиенических изделий. К нему предъявляются жесткие требования: он должен обладать устойчивостью к коррозии, воздействию внутренней и внешних сред (включая совместимость различных материалов), колебаниям температуры.

В 2022 году ростовская компания «Байкалтекстком» подала в Агентство заявку на поиск разработчика, готового взяться за обратный инжиниринг узла дробления, традиционно импортируемого из-за границы. Профильная экспертная группа провела оценку технологической и коммерческой реализуемости обратного инжиниринга этого комплектующего и вынесла положительное заключение.

Затем Агентством был организован и проведен конкурс, победителем которого была признана московская фирма «Реабилитик». Ей был предоставлен грант в рамках программы поддержки обратного инжиниринга, реализуемой Агентством.

По условиям заключенного между Агентством и «Реабилитик» соглашения, исполнитель провел полный комплекс материаловедческого анализа, сделал необходимые замеры и построил его цифровую 3D-модель. На основе цифровой модели была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец. В настоящее время «Реабилитик» ведет внедрение узла дробления в серийное производство для обеспечения нужд предприятий реабилитационной индустрии.

 

– Затрагивает ли деятельность Агентства вопросы обеспеченности предприятий кадрами?

– Задачи по достижению технологического суверенитета, поставленные Правительством, поспособствовали кратному росту спроса на кадры, в особенности на инженерные. Поэтому совместно с нашими образовательными партнерами, а именно с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Московским институтом электронной техники и Томским государственным университетом, были разработаны четыре программы дополнительного профессионального образования.

Три из них ориентированы на инженеров, конструкторов и технологов и посвящены обратному инжинирингу в приборостроении, химии и машиностроении, еще одна предназначена для управленцев. В процессе обучения слушатели получают детальное представление о принципах и инструментах обратного инжиниринга, методиках анализа и определения количественного состава материалов и веществ, построении цифровых моделей и их переводу в конструкторскую документацию, особенностях разработки промышленных технологий производства химических соединений, тестировании опытных образцов.

На данный момент обучение по нашим образовательным программам прошло более 100 специалистов из российских компаний.

 

– Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет обратный инжиниринг? Как он будет развиваться?

– В России история обратного инжиниринга отсчитывается с 17 века, и более чем три столетия он показывает свою практическую значимость.

Сегодня его роль в числе механизмов обеспечения устойчивого функционирования производственных систем отмечается Правительством Российской Федерации в Концепции технологического развития на период до 2030 года.

Обратный инжиниринг – эффективный инструмент не просто для уменьшения зависимости от ввоза иностранных компонентов, но и для развития действующих и создания новых производств. Ожидаем, что в среднесрочной перспективе отечественная промышленность существенно нарастит опыт и расширит свои инженерные компетенции, что позволит перейти от импортозамещения к импортоопережению. На самом деле, прецеденты разработки аналогов с улучшенными параметрами встречаются уже сейчас. Надеемся, что такие проекты станут массовыми.

 

– Удалось промышленным предприятиям снизить зависимость от импорта за последние два года?

– Судя по ходу реализации грантовой программы Агентства и проектам ведущих индустриальных компаний, достаточно существенно. Конечно, эффекты отказа от закупки за границей запасных частей разнятся от отрасли к отрасли. Тем не менее, мы видим, как в условиях внешнеполитической ситуации, складывающихся вокруг России, отечественные предприятия увеличивают объемы производства и расширяют продуктовые линейки. Только по поддержанным проектам ожидается выпуск новой продукции в объеме более 20 млрд рублей.

 

– Владимир Александрович, как Вы считаете, высокотехнологичное производство сегодня – это…?

– Это производство, базирующееся на применении современных образцов оборудования и внедрении инновационных технологий, адекватных конъюнктурным условиям.

Безусловно, важны и уровень автоматизации процессов, и логистика, учитывающая зависимость предприятия от критических средств производства, и подготовка кадров.