Обзор СМИ от 16 декабря 2022 года

Обзор СМИ от 16 декабря 2022 года
16.12.2022

ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ СРОЧНО НУЖНА ПОДДЕРЖКА

 

Артём Лукичёв, «Леспроминформ»

 

15–16 сентября в Москве прошла VII Международная конференция «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2022», организованная компанией MAXConference. Основными темами, затронутыми на мероприятии, были влияние санкций, поиск новых рынков сбыта продукции отечественного ЛПК, возможные меры государственной поддержки и решение логистических проблем отрасли.

 

Первая сессия конференции была посвящена влиянию санкционного режима на состояние зарубежных и отечественных рынков лесопродукции. Генеральный директор Lesprom Network Алексей Богатырёв привел результаты опроса руководителей лесопромышленных компаний. По его словам, в III квартале этого года по сравнению со вторым пессимизм в отношении развития бизнеса усилился, что, по-видимому, связано с введением дополнительных санкций, ограничивающих экспорт лесопродукции. О сокращении производства сообщили 56,4% опрошенных, из которых 41% – о сокращении более чем вдвое. Сокращение сотрудников до конца года прогнозируют 43,6% опрошенных, из них примерно треть – сокращение больше чем в два раза. Снижение инвестиций по итогам года предполагают 53,8% опрошенных. Говоря о тенденциях рынков ЛПК, докладчик отметил, что 2021 год был исключительно благоприятным для экспортеров лесопродукции – суммарная выручка 50 крупнейших лесопромышленных компаний России впервые превысила триллион рублей. Однако в текущем году отечественный ЛПК столкнулся с санкциями, хотя в полной мере их действие началось лишь в июле, когда был введен пятый санкционный пакет Европейского союза. На данный момент российские экспортеры имеют целый ряд ограничений в работе на зарубежных рынках: приостановлено действие сертификатов FSC, PEFC; введены заградительные пошлины на поставки товаров из РФ в США, Великобританию и Австралию (к примеру, пошлина на российскую фанеру, ввозимую в США, составляет 50%); полностью запрещен импорт в ЕС товаров по кодам 44, 47, 48. При этом перенаправить поставки российских пиломатериалов с европейского рынка в Китай проблематично: китайская экономика замедляется (прогноз роста ВВП на этот год составляет лишь 2,7%), сектор недвижимости «просел» на 7%, соответственно, потребление пилопродукции сокращается. Где же искать спрос? По мнению спикера, следует, в частности, обратить внимание на регион MENA, то есть Ближний Восток и Северную Африку. Так, в 2021 году экспортеры из РФ поставили в этот регион, главным образом в Египет, 415,8 тыс. м3 фанеры, средняя цена которой $519/м3. В то же время объем импорта китайской фанеры в этот регион превысил 2,2 млн м3 при средней цене $364/м3. Таким образом, доля китайской фанеры в общем импорте MENA больше чем в пять раз превышает долю российской. То есть потенциал роста, хотя для его реализации, несомненно, придется приложить немало усилий.

Директор по аналитике управления по маркетингу Segezha Group Надежда Рязанцева в своем докладе рассмотрела экспорт российских хвойных пиломатериалов. В текущем году российский ЛПК столкнулся с рядом серьезных вызовов, в числе которых логистические ограничения и укрепление рубля. Так, сегодня стоимость доставки одного кубометра пиломатериалов в Китай из СЗФО составляет $100 (в 2021 году $45), из СФО – $75 (в 2021 году $25). При этом перевозка прямыми контейнерными поездами сильно ограничена пропускной способностью РЖД, к тому же растет конкуренция с перевозками угля и металлов. Высокая стоимость логистики ослабляет позиции отечественных предприятий на стратегических рынках. Между тем в следующем году, по прогнозу аналитиков Segezha Group, потребление хвойных пиломатериалов в мире снизится примерно на 1%, с 345 млн до 342 млн м3. В этих условиях экспорт из России, вероятно, снизится до 24 млн м3 (в 2021 году был 28,5 млн м3), при этом поставки будут в основном на азиатские рынки (61% объема), в страны СНГ (21%) и страны MENA (9%). Что в такой ситуации делать лесоэкспортным предприятиям? Во-первых, наращивать производство из пиломатериалов продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как клееные балки и CLT, в том числе для экспорта на развивающиеся рынки. Во-вторых, искать новые логистические решения и укреплять конкурентные преимущества на целевых рынках пилопродукции. В-третьих, взаимодействовать с государством в части субсидирования транспортных затрат.

По прогнозу промышленной группы, в течение 1,5–2 лет российская экономика справится с кризисными явлениями и темпы роста ВВП вновь составят 1,5–2%.

Президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан Канат Ибраев рассказал о рынке продукции деревообработки в Казахстане. По мнению спикера, есть огромный потенциал развития торговли лесопродукцией России в Казахстане, особенно с учетом того, что Казахстан может стать плацдармом для завоевания рынков Китая, Узбекистана, Таджикистана и даже Афганистана. Однако различные административные барьеры препятствуют нормальным рыночным отношениям российских и казахстанских предприятий. В частности, государственные органы России недавно приняли постановление, согласно которому экспорт лесоматериалов в Республику Казахстан возможен лишь по железной дороге, тогда как раньше около 90% поставок осуществлялись автомобильным транспортом.

Филипп Чебышев из Lesprom Analytics оценил перспективные новые экспортные рынки. Европейское направление экспорта пиломатериалов сейчас закрыто, но возможен экспорт в Китай, Японию, Индию и страны MENA. Доля российских хвойных пиломатериалов на китайском рынке в первом полугодии 2022 года выросла почти до 70%, а поставки в Японию увеличились на 35,6%, до 484 тыс. м3. Несколько сложнее ситуация с поиском новых рынков для фанеры и пеллет. Так, несмотря на то что российские поставщики по итогам первого полугодия нарастили поставки пеллет в Южную Корею почти на 30%, до 118 тыс. т, и в Японию почти на 210%, до 52,8 тыс. т, заменить азиатским европейское направление, которое за этот же период, до эмбарго, получило 913,8 тыс. т, вряд ли получится. Тем не менее искать новые рынки необходимо, по мнению спикера.

О рынке древесины Северной Африки рассказал глава компании Elshal Timber Ибрагим Эльшал. В 2021 году Египет, Судан, Ливия, Алжир, Тунис и Марокко суммарно импортировали около 5 млн м3 хвойных пиломатериалов. На Египет приходится 62% этого объема, или 3,1 млн. м3 (что соответствует суммарному объему импорта всех стран сопредельного экономического региона – Ближнего Востока). Доля России в этом объеме составила 29%, с небольшим отрывом от Швеции (28%), а лидировала Финляндия (35%). В целом на рынке Северной Африки доля российских пиломатериалов составляет лишь 18% (третье место после Финляндии и Швеции), что объясняется ничтожными российскими поставками в другие страны региона, кроме Египта.

Хвойные пиломатериалы используются в Египте в основном для изготовления столярных изделий, строительных лесов и опалубки для бетона, в отдельных случаях – для несущих конструкций. Импортируются обычные пиломатериалы, без строжки и профилирования, в основном сосна, реже ель, в еще меньших объемах, но все же закупаются пиломатериалы из сибирской лиственницы низших сортов. Основная часть поставок в Египет осуществляется судовыми партиями. При этом пиломатериалы из России, в отличие от европейских, облагаются ввозной пошлиной. В долгосрочной перспективе Египет и весь североафриканский регион останутся большим экспортным рынком хвойных пиломатериалов. Спрос строительного сектора будет стимулироваться инфраструктурными мегапроектами, крупными девелоперскими проектами, такими как строительство новых городов, а жилищное строительство ждет динамичное развитие, что обусловлено ростом населения, в составе которого и сейчас преобладает молодежь.

В то же время в ближайшей перспективе неизбежна девальвация египетской валюты, а также возможен кратковременный спад жилищного строительства. Кроме того, скажется влияние конъюнктуры на глобальном рынке пиломатериалов, а также политическая ситуация, связанная с военными действиями в Украине.

Руководитель представительства Российского экспортного центра в Индии Тимур Векилов поделился информацией о возможностях и перспективах экспорта продукции российского ЛПК в эту страну. РЭЦ – государственный институт поддержки экспорта, у него есть офисы в Индии (в Дели и Мумбае), а также сеть партнеров. Среди особенностей индийского рынка наличие ввозных пошлин, как базовых, достигающих 10% на отдельные виды продукции ЛПК, так и дополнительных, которые могут значительно увеличить стоимость продукции для импортеров. Наибольшим спросом пользуются пиломатериалы из сосны и ели транспортной влажности. При этом на индийском рынке наблюдается высокая конкуренция с поставщиками из Финляндии, Швеции и Австрии, и, к сожалению, российские экспортеры часто проигрывают из-за дорогой логистики. По этой и другим причинам российские пиломатериалы в Индии пока на 35–40% дороже европейских. Также освоение индийского рынка осложняет отличие стандартных типоразмеров от российских. Тем не менее российская древесина в Индии ценится за плотность.

О динамике рынков по видам лесопродукции рассказал Игорь Новосёлов из агентства лесопромышленной аналитики WhatWood. Прошлый год был для российского ЛПК самым успешным с точки зрения всех финансовых показателей. Стоимость экспорта достигла $16,7 млрд – такого уровня правительство РФ планировало достичь лишь к 2024 году. При этом основной объем выручки – свыше $10 млрд обеспечили Китай и Европа. Рекордным по выручке стал I квартал этого года, перекрывший лучшие кварталы прошлого года, однако во II квартале выручка по понятным причинам резко упала, и на остаток года прогноз пессимистический.

Как и ожидалось, лесозаготовительная отрасль первой столкнулась с проблемами. На сегодня ситуация остается тяжелой, предложение по всем видам сортиментов превышает возможности переработки, в результате чего закупочные цены на круглые лесоматериалы рухнули до уровня 2019–2020 годов. На Северо-Западе цены на хвойный пиловочник к июню опустились до 3000 руб. м3, березовый фанкряж был лишь немного дороже. Хвойные балансы подешевели до 1500–1700 руб./м3, но спрос на них остается довольно стабильным. А вот найти сбыт для березовых балансов сейчас довольно проблематично, поскольку на рынке переизбыток этого сырья. В итоге летний заготовительный сезон был провален почти во всех регионах. Деревообработчики ощутили последствия санкций позднее. Так, производство пиломатериалов за семь месяцев текущего года составило 25 млн м3, это лишь на 5% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. И все же прогнозируется годовое снижение на 7–10%. Экспорт пиломатериалов снизился более драматически – с 17,8 млн до 14,5 млн м3за семь месяцев года. Китай был основным экспортным направлением, однако объем экспорта даже на этот рынок откатился на уровень 2016–2017 годов, что обусловлено прежде всего затовариванием китайского рынка. Ценовые индексы по всем направлениям с начала года демонстрируют снижение: так средняя цена на сосновые пиломатериалы в японском порту (CIF) к середине года составляла около $550/м3, на еловые пиломатериалы на условиях CFR Шанхай – $250/м3 (и китайские импортеры прогнозировали снижение до $200/м3), на сосновые пиломатериалы для египетского рынка в порту Новороссийска – $250/м3. Впрочем, исправление ситуации возможно уже по итогам I квартала 2023 года. Производство древесных плит и фанеры за первое полугодие текущего года снизилось примерно на 5% (по выпуску древесноволокнистых плит, тем не менее наблюдается даже небольшой рост), экспорт – на 13%, суммарное потребление упало до 6,5 млн м3. Цены продемонстрировали драматическое падение относительно уровня 2021 года, но в большинстве случаев остаются выше уровня 2020 года.

Статистику развития торгов древесиной на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже привел управляющий директор СПбМТСБ Алексей Рыжиков: по его словам, объем торгов в январе – сентябре текущего года составил 3,1 млн м3, что на 30% больше, чем за тот же период 2021 года. Оборот торгов при этом вырос на 136%.

Директор по продажам и логистике круглых лесоматериалов ГК «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков говорил о влиянии текущей ситуации на лесозаготовительную отрасль и возможных мерах государственной поддержки. Он отметил, что из крупнейшего лесозаготовительного округа европейской части России – СЗФО в страны Европы ежегодно экспортировалось около 5,5 млн м3 круглых лесоматериалов, при этом 80%, или 4,4 млн м3, этого экспорта составили березовые балансы, переработка которых не обеспечена внутренними мощностями. С закрытием европейского направления вся эта древесина осталась на российском рынке. Вдобавок, с вступлением в силу пятого пакета санкций резко снизилось производство пиломатериалов и фанеры, соответственно, упали закупочные цены на хвойный пиловочник и лиственный фанерный кряж. При этом себестоимость заготовки, наоборот, повысилась, поскольку запчасти к импортной технике теперь обходятся дороже. И если взять, к примеру, типичный для Вологодской области лесной фонд со среднестатистическим выходом хвойных и лиственных сортиментов, сложить текущие рыночные цены этих сортиментов с ценами погрузки на железнодорожный вагон, то получится средневзвешенная цена 2100 руб./м3. В то же время себестоимость заготовки, транспортировки и погрузки такого обезличенного кубометра будет 2200 руб. При этом для хвойной древесины (пиловочник и балансы) средневзвешенная цена будет 2600 руб./м3, то есть, если исключить из объема заготовки лиственную древесину, предприятие теоретически может получить прибыль. Как результат, общий объем заготовки в СЗФО во II квартале текущего года уменьшился на 20,9% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года, а по лиственному хозяйству – на 31,4%. Далее заготовка неизбежно станет сокращаться, а многие лесозаготовительные предприятия (и в первую очередь подрядные и МСП) вынуждены будут прекратить свою деятельность. По прогнозу спикера, заготовка будет постепенно деградировать до «сиюминутно-выгодного отношения к лесным ресурсам». Реализацию приоритетных инвестиционных проектов при этом придется приостановить.

Что же необходимо сделать, чтобы предотвратить этот сценарий? Прежде всего, принять ряд мер для улучшения логистики в доставке продукции ЛПК на оставшиеся доступными экспортные рынки, включая снятие инфраструктурных ограничений, закрепление за лесоперерабатывающими предприятиями квот перевозки контейнерными поездами в Китай и порты Дальнего Востока, субсидирование понесенных экспортерами транспортных затрат. Кроме того, необходимо ввести начисление арендной платы за лесные участки, исходя из фактического объема заготовленной древесины, а не за всю предоставленную по договорам аренды расчетную лесосеку, объявить мораторий на индексацию железнодорожных тарифов на перевозку круглых лесоматериалов, а также разработать механизмы льготного кредитования для поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

Объем пиломатериалов, который высвобождается из-за закрытия европейских рынков, в перспективе вполне может найти применение в деревянном домостроении – как следует из доклада Максима Молчанова, директора по работе с регионами и PR Ассоциации деревянного домостроения. По мнению спикера, в России можно производить больше клееной конструкционной древесины в виде балок и брусьев или панелей CLT. На данный момент в стране ежегодно выпускается около 550 тыс. м3 клееной древесины. Между тем в Европе только Германия, Австрия, Чехия и Италия обеспечивают объем производства 7,4 млн м3 в год таких продуктов, как клееные балки (BSH), сращенные конструкционные брусья (KVH) и панели CLT. Возможные точки роста потребления древесины: строительство многоквартирных домов и общественных зданий уникальной архитектуры, спортивных сооружений, зданий и сооружений для сегмента HoReCa. Выпуск клееной конструкционной древесины непременно будет расти. Однако необходимо учитывать, что некоторые виды оборудования, в частности портальные обрабатывающие центры с ЧПУ для обработки CLT, сегодня ввезти в страну невозможно.

Денис Егоров, руководитель отдела закупок «Строительные материалы и лесопиломатериалы» в СТД «Петрович», рассказал о проблемах и трендах реализации древесины в DIY-секторе. В настоящее время юридические лица, покупающие в торговой сети пиломатериалы, должны заполнять различные документы для регистрации сделки в системе ЛесЕГАИС. Процедура эта довольно трудоемкая, и при частых малых партиях закупок покупатели просто отказываются от сотрудничества с сетью, предпочитая покупать пиломатериалы на полулегальных базах и мелких лесопилках, которые не декларируют в системе свои сделки. В результате торговая сеть, по собственным оценкам, теряет до 70% клиентов из этой группы. Получается, что мера, призванная способствовать очищению рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирует такую конкуренцию. Решением здесь может стать приравнивание при мелких сделках (до 10 м3) юридических лиц к физическим и использование упрощенной процедуры учета.

Спикер отметил, что в предыдущие годы сети было сложно обеспечить себя пиломатериалами правильной геометрии и стабильного качества в необходимых объемах, но теперь из-за сокращения экспорта такой проблемы нет, компания получает необходимые пиломатериалы по приемлемой цене. Что касается цен, в несколько раз подешевели в текущем году плитные материалы, и, например, на OSB цены опустились до уровня 2016–2017 годов. Соответственно, физический объем продаж вырос в несколько раз, поскольку покупатели перестали откладывать приобретение.

В рамках отдельной сессии по проблеме переработки древесных отходов Константин Уминский из торгового представительства РФ в Республике Корея рассказал о состоянии корейского рынка пеллет и возможностях работы на нем российских экспортеров. В настоящее время Корея переходит от использования угля в энергетике к потреблению более чистых видов топлива, в том числе пеллет. На данный момент на пеллетах работают 13 электростанций в стране, кроме того, древесные топливные гранулы применяются в бытовых котлах. По итогам прошлого года Корея импортировала 3,357 млн т пеллет. В этом году только за первое полугодие ввезено свыше 2 млн т. Основной поставщик (свыше 60%) – Вьетнам. Экспорт российских пеллет в Корею увеличивается, однако, если другие страны поставляют пеллеты на этот рынок беспошлинно, то для России пошлина на импорт составляет 2%, поскольку соглашение о свободной торговле между Россией и Южной Кореей до сих пор не подписано. Корейский рынок довольно консервативен, и новому игроку закрепиться на нем сложно, особенно сейчас, когда у российских предприятий отозваны сертификаты SGS. Тем не менее возможности есть. Закупочные цены на российские топливные гранулы на базисе «CIF корейский порт» колеблются от $165 до $190 за тонну.

Практические аспекты экспорта российских пеллет в Южную Корею рассмотрел Иван Холодилин, директор по внешнеэкономической деятельности компании «Рустранс ДВ» из Хабаровского края. Ежемесячно производя до 2–3 тыс. т пеллет, компания почти весь этот объем отправляет на корейский рынок (пеллеты поставляются, расфасованные в биг-бэги, контейнерами FESCO) – а при этом получает запросы на суммарный объем 120–150 тыс. т. Требования этого рынка незначительно отличаются от европейского стандарта ENPlus, неплохо продаются даже гранулы А2, а гранулы А1 реализуются в неограниченном объеме.

Докладчик предупредил, что в начале сотрудничества с корейскими партнерами нужно быть готовыми к длительным переговорам, главным образом, по цене. Придется и отправлять образцы, во избежание лишних таможенных процедур лучше оформлять их как подарок одного физического лица другому. Большую помощь оказывает РЭЦ – с налаживанием связей, переводом поступающей информации, а также с кредитованием экспортных поставок. После пяти-шести успешно отправленных партий, как правило, удается уговорить корейских партнеров вносить небольшую предоплату. Однако из-за больших сроков доставки партий финансовые услуги РЭЦ пользуются спросом.

Руслан Тлостанов, эксперт ВЭД компании Weconn рассказал о новой схеме доставки пеллет на европейский рынок – через Турцию. Безусловно, большой проблемой является отзыв сертификатов у российских изготовителей, однако, например, итальянские покупатели довольно лояльно относятся к пеллетам с недействующим сертификатом, полагая, что если он был прежде, то с качеством продукта и происхождением сырья все должно быть в порядке. При реэкспорте через турецкие компании последние заменяют сертификат, но в таком случае прибыль российского поставщика существенно сокращается. Отработанная схема доставки предполагает транспортировку груза в биг-бэгах железнодорожными вагонами до Новороссийска, перетарку в контейнеры и дальнейшую перевозку морским транспортом в Стамбул. Для успешной работы с турецкими импортерами необходимо запастись терпением, быть готовыми на компромисс в вариантах оплаты, а также на скидку при первой поставке.

Продолжая тему пеллетной логистики в Турцию, президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что сегодня при поставках в Турцию, Китай и Казахстан пограничные переходы не справляются с увеличившимся грузопотоком. Простои автотранспорта негативно сказываются на себестоимости перевозки грузов.

Пожалуй, наибольшее внимание на конференции привлекла сессия по адаптации требований лесного законодательства и мер поддержки бизнеса в ЛПК. На ней глава Рослесхоза Иван Советников рассказал и об уже принятых мерах поддержки лесопользователей, таких как временная приостановка реализации норм по срокам примыкания в еловых насаждениях, и о прорабатываемых в рамках созданного оперативного штаба. И Рослесхоз, и Минпромторг открыты для предложений, готовы «слушать бизнес». Планировавшееся повышение ставок арендной платы в настоящее время отложено до 2024 года, однако индексация ставок в размере официальной инфляции 6,5% все же будет проведена.

Руководитель направления лесного и лесопромышленного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Андрей Фёдоров сообщил о возможностях для реализации проектов ЛПК в этих регионах. Корпорация осуществляет полный цикл поддержки проектов от идеи до запуска. На Дальнем Востоке и в Арктике действуют 23 территории опережающего развития с преференциальным режимом для инвесторов, что обеспечивает более высокую доходность инвестиций, чем в среднем по стране. В настоящее время в этих регионах реализуются 17 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму 46 млрд руб. Расчетная лесосека на Дальнем Востоке составляет 119 млн м3 в год, объем фактической заготовки – 17 млн м3 в год.

Директор по взаимодействию с государственными органами власти АЦБК Николай Кротов посвятил доклад вопросам изменчивости и стабильности лесного законодательства. Лесопользователям для долгосрочного планирования инвестиций необходимо следующее: стабильность права пользования; стабильность обременения пользователя (чтобы не возникала дополнительная нагрузка), возможность пролонгации при надлежащем исполнении обязанностей; однообразие требований независимо от региона; отсутствие препятствий в осуществлении деятельности; компенсация неотделимых улучшений при расторжении договора. В то же время необходима изменчивость, позволяющая реагировать на изменения внешней среды. Она может быть реализована, в частности, через возможность внесения договор лесной аренды по соглашению сторон, без судебных рассмотрений (сейчас это невозможно); гибкость взимания платы при изменении рыночной конъюнктуры; возможность рассрочки и отсрочки платежей; оперативное внесение изменений в случае изменения характеристик арендованного имущества; возможность выбора финансового или натурального исполнения обязанностей по ведению лесного хозяйства и т. п. Докладчик предложил несколько изменений лесного законодательства в текущей ситуации: рассмотреть вопрос взимания платы за фактический объем заготовки; нормативно закрепить возможность оставления на корню деревьев отдельных пород, сортименты которых не востребованы на рынке; предусмотреть в числе стабилизационных оговорок для лиц, заключивших СПИК, арендную плату за лесные участки; ввести мораторий на повышение ставок платы за лесные ресурсы.

Директор по взаимодействию с государственными органами ГК «Свеза» Борис Френкель предложил свое видение ситуации в отрасли и необходимые меры поддержки со стороны государства. По его мнению, быстро найти замену рынкам ЕС и США для поставок фанеры не получится. Есть и другая проблема – физическая невозможность доставлять продукцию на оставшиеся рынки. Третья проблема – стоимость логистики. В результате наблюдается падение объемов производства фанеры и пиломатериалов, снизились цены на деловое сырье, поэтому лесозаготовителям придется переносить себестоимость заготовки на хвойные и лиственные балансы. Соответственно, нагрузка переходит на ЦБП. По мнению докладчика, необходима государственная поддержка в течение 1,5–2 лет – этого времени будет достаточно для переориентации на другие рынки. Для этого нужно срочно (а не с нового года) ввести транспортные субсидии, отказаться от повышения арендной платы за лесные ресурсы, взимать плату за фактический объем заготовки, предоставить льготу на уплату зарплатных налогов, обеспечить экспортеров железнодорожной инфраструктурой в приоритетном порядке и продлить сроки реализации приоритетных инвестиционных проектов минимум на два года.

Николай Иванов, вице-президент Segezha Group по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике, в своем выступлении заметил, что ситуацию нельзя назвать беспрецедентной: нечто подобное происходило с экономикой в 1992–1999 годах. Транспортные субсидии в нынешней ситуации вряд ли возможны в объеме более 30% стоимости продукции, по мнению спикера, но и такая поддержка была бы существенной. Необходима помощь государства в установлении торговых отношений с теми странами, в которых продукция российского ЛПК пока мало представлена, в том числе в подписании соглашения с Индией для беспошлинного ввоза российской лесопродукции.

 

ЛЕСОКЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИ

Обзор СМИ от 16 декабря 2022 года-Леспроминформ-Лесоклиматические проекты в России.jpg 

Дарья Луговая, Константин Кобяков, «Леспроминформ»

 

1 сентября в России начал функционировать реестр рынка углеродных единиц: участники рынка могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить сделки с ними. И если раньше об углеродном рынке говорили как о проекте будущего, то теперь очевидно, что это будущее уже наступило. Российский углеродный рынок обещает развиваться, и какую долю на нем займут экологически устойчивые лесоклиматические проекты, зависит от нескольких факторов, в том числе и от нормативно-правовой базы.

 

Одним из наиболее важных документов, принятие которых будет способствовать реализации климатических проектов в лесном секторе, сейчас можно считать проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов"», размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов1. Законопроект призван обеспечить развитие углеродного рынка за счет увеличения доли лесоклиматических проектов, однако при этом некоторые его положения ограничивают возможности реализации отдельных типов таких проектов. Так как законопроект еще не принят, остается возможность оптимизировать некоторые его положения, для того чтобы нормативно-правовая база, которая установит правила игры на новом рынке на ближайшие годы, если не десятилетия, дала возможность использовать весь потенциал лесоклиматических проектов.

Рассмотрим подробнее, какие изменения позволят всем заинтересованным сторонам реализовать максимальный спектр лесоклиматических проектов, а значит, внести реальный вклад в увеличение поглощающей способности российских лесов без потери их потенциала.

 

Меньше ограничений – больше возможностей

Во-первых, часть 3 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса говорит, что работы по «реализации климатических проектов в области лесных отношений могут осуществляться в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах…». Это означает, что реализация лесоклиматических проектов будет возможна только на лесных участках, отнесенных к одной из этих категорий лесов.

Такое отнесение в полной мере выполняется только для земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. В результате реализация лесоклиматических проектов будет невозможна на землях сельхозназначения и землях запаса – одних из наиболее перспективных для таких проектов категориях земель (особенно проектов по лесоразведению, потенциал которых огромен, в отличие от земель лесного фонда).

Всемирный фонд дикой природы считает, что необходимо предусмотреть возможность реализации лесоклиматических проектов на данных категориях земель, чтобы не лишиться возможности осуществлять один из самых перспективных типов таких проектов. Для этого необходимо исключить упоминание защитных, эксплуатационных, резервных лесов и предусмотреть возможность реализации лесоклиматических проектов в любых лесах.

Во-вторых, часть 3 не единственная часть документа, в которой предлагаемые ограничения действительно могут ограничить потенциал будущих лесоклиматических проектов. В части 1 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса сообщается, что «к климатическим проектам в области лесных отношений относятся климатические проекты, предусматривающие осуществление работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению...». Это означает, что из определенных частью 1 статьи 3 Лесного кодекса лесных отношений, к лесоклиматическим проектам могут относиться работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, но не могут относится проекты в части использования лесов.

Причем это очень важные типы возможных лесоклиматических проектов, с очень большим потенциалом по сокращению выбросов парниковых газов при лесопользовании и увеличению их поглощения лесами, большим потенциалом для реализации и вызывающие значительный интерес лесопользователей. Например, это могут быть проекты уменьшения повреждения почв и болот при заготовке древесины, повышения эффективности заготовки через изъятие только необходимых сортиментов и снижение повреждения оставляемой части древостоев, переход от сплошных рубок к выборочным, сокращение вырубаемых участков лесов при реализации инфраструктурных проектов, развитие недревесных видов лесопользования как альтернативы заготовке древесины. Всемирный фонд дикой природы считает, что важно предусмотреть возможность реализации лесоклиматических проектов в области использования лесов для всех видов такого использования, определенных статьей 25 Лесного кодекса.

В-третьих, узкое место проекта связано с арендой лесных участков. В части 3 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса указано, что работы «при реализации климатических проектов в области лесных отношений могут осуществляться… в том числе на лесных участках, предоставленных третьим лицам». Это означает, что лесоклиматические проекты могут осуществляться либо государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (вне арендованных территорий) либо арендаторами лесных участков для одной из целей, определенных статьей 25 Лесного кодекса.

То есть если какое-то лицо хочет реализовать лесоклиматический проект на лесном участке, не находящемся в аренде, оно должно либо взять этот участок в аренду для какого-либо предусмотренного вида использования лесов и только параллельно с этим реализовывать лесоклиматический проект (а такое использование не всегда хорошо совмещается с целями реализации климатического проекта), либо реализовывать проект через соответствующее бюджетное или автономное учреждение. Это создает неоправданные сложности для лиц, намеренных реализовать новый лесоклиматический проект на неарендованном лесном участке, фактически сводя их возможности только к дополнительному финансированию бюджетных или автономных учреждений лесного хозяйства.

Не очень понятен в последнем случае и механизм перехода единиц сокращения выбросов от бюджетного или автономного учреждения лесного хозяйства финансирующему проект лицу. Возможно, это будет определено в предусмотренном законопроектом акте правительства, но в любом случае такой механизм будет снижать заинтересованность в реализации лесоклиматических проектов, так как он не очень сильно отличается от простой покупки единиц сокращения выбросов на свободном рынке.

В связи с этим Всемирный фонд дикой природы считает, что желательно иметь возможность ясного и прозрачного правообладания лесным участком заинтересованным лицом для реализации лесоклиматического проекта, – это увеличит количество таких желающих. Для этого стоит предусмотреть реализацию лесоклиматических проектов как один из возможных видов использования лесов и возможность предоставления лесов в аренду для такого вида использования. При этом необходимо оставить и предусмотренную данным законопроектом возможность реализации лесоклиматических проектов через бюджетные или автономные учреждения лесного хозяйства.

 

Конкуренция как залог развития

Часть 7 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса указывает, что работы «при реализации климатических проектов в области лесных отношений осуществляются исполнителями климатических проектов самостоятельно либо с привлечением за свой счет государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления». Это создает дополнительные сложности при реализации лесоклиматических проектов тем лицам, которые уже имеют арендованный лесной участок (либо тем, кто, несмотря на перечисленные выше сложности с оформлением аренды для какого-либо из предусмотренных видов использования лесов перед реализацией лесоклиматического проекта, оформляют новую аренду).

Требование реализовывать такие проекты только самостоятельно либо с привлечением бюджетных или автономных учреждений лесного хозяйства можно трактовать как запрет на привлечение любых внешних подрядчиков, кроме упомянутых учреждений. В целом желание разработчиков законопроекта обеспечить дополнительное финансирование учреждений лесного хозяйства приветствуется, однако нельзя не признать, что такое условие противоречит принципам развития конкуренции, создает необоснованные преимущества при реализации таких проектов для государственных структур и может создать значительные сложности при реализации лесоклиматических проектов. Например, часто лесоклиматические проекты требуют серьезного научного сопровождения, которое обычно не могут обеспечить ни сотрудники арендатора, ни сотрудники бюджетных или автономных учреждений лесного хозяйства. Также нельзя исключать и возможности завышения цен на услуги при отсутствии конкуренции. Во избежание ограничения конкуренции и усложнения реализации проектов Всемирный фонд дикой природы предлагает исключить часть 7 дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса.

 

Эффект постоянства: сохраняем результаты

В части 6 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса указано, что «после завершения реализации климатических проектов в области лесных отношений леса <…> подлежат освоению в соответствии с целевым назначением таких земель». В целом в этой части дублируются положения статьи 12 Лесного кодекса, но в таком контексте они могут трактоваться как планируемые временные результаты реализации лесоклиматического проекта, которые могут быть уничтожены сразу после окончания его формального осуществления. Например, в случае реализации проекта по сохранению лесов в эксплуатационных лесах, по его завершении эти леса могут быть немедленно переданы в рубку. Подобное противоречит всем общим принципам реализации климатических проектов, одним из которых является постоянство эффекта от их осуществления.

Всемирный фонд дикой природы считает, что необходимо отказаться от прямого указания на временный эффект от лесоклиматических проектов, а вместо этого предусмотреть механизмы сохранения результатов этих проектов и после их окончания. Для разных типов лесоклиматических проектов эти механизмы могут быть разными, поэтому их можно описать подробнее в подзаконных актах, например, в предусмотренном законопроектом Порядке подготовки, согласования и реализации климатических проектов в области лесных отношений либо в отдельном акте. В Лесном кодексе при этом необходимо указать, что механизмы обеспечения постоянного сохранения результатов лесоклиматических проектов устанавливаются в данном акте.

 

Не только эффективно, но и ответственно

Часть 5 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса гласит, что «в границах земель, предусмотренных соглашениями, заключенными в соответствии с частью 4 настоящей статьи, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с целью сокращения (предотвращения) выбросов парниковых газов или увеличения поглощения парниковых газов». Как уже упоминалось, необходимо предусмотреть возможность реализации лесоклиматических проектов и при использовании лесов. В этом случае такой пункт не имеет смысла, так как использование лесов всегда сопряжено с выбросами парниковых газов, но если при реализации лесоклиматического проекта удастся сократить эти выбросы или увеличить их поглощение, то климатический эффект будет достигнут даже если отказаться от прекращения хозяйственной деятельности, без которого невозможно выполнить требования предлагаемой части 5.

И без учета использования лесов при выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению часто осуществляются действия, приводящие к выбросам парниковых газов. Речь о распашке, рубках ухода, разрубке противопожарных разрывов и т. д. Предлагаемая формулировка части 5 может быть истолкована как запрет таких действий, который вызовет сложности при реализации проектов. Однако законопроект не предусматривает другое важное ограничение реализации лесоклиматических проектов – их осуществление, даже при наличии климатического эффекта, не должно создавать угрозы прочим экологическим и социальным ценностям лесов. И это можно указать в части 5 законопроекта.

Всемирный фонд дикой природы считает нужным формулировку части 5 дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса заменить запретом осуществления деятельности, которая может представлять угрозу биоразнообразию, устойчивости природных экосистем, внедрению инвазивных видов, нарушению естественных нелесных экосистем (степей, лугов, болот) или иметь другие негативные последствия.

 

Меньше возможностей для злоупотреблений

В части 4 предлагаемой дополнительной статьи 22.1 Лесного кодекса указано, что работы по «реализации климатических проектов в области лесных отношений осуществляются на основании соглашений между исполнителями климатических проектов и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Такая формулировка содержит коррупционные риски, так как порядок заключения подобных соглашений в законопроекте не прописан, и если на лесной участок будет не один претендент, выбор исполнителя может зависеть от субъективной позиции уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В случае, когда исполнителем будет и учреждение органов государственной власти, не исключена реализация определенных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 коррупциогенных факторов, включая широту дискреционных полномочий, чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.

Также заключение подобного соглашения представляется явно излишним, если проект реализуется на арендованном лесном участке. В таком варианте целесообразен уведомительный (для уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений) порядок начала реализации лесоклиматического проекта, поскольку регистрироваться и верифицироваться он будет в соответствии с общими правилами, предусмотренными для климатических проектов.

Всемирный фонд дикой природы считает, что вариант заключения соглашений о реализации климатических проектов в области лесных отношений следует оставить только для реализации таких проектов на землях лесного фонда вне арендованных лесных участков. Или вообще отказаться от подобных соглашений, включив возможность реализации лесоклиматических проектов в государственные контракты, заключаемые с бюджетными либо автономными учреждениями лесного хозяйства, а оформление таких проектов осуществлять в соответствующем реестре климатических проектов Минпромторга.