Обзор СМИ от 16 июня 2023 года

Обзор СМИ от 16 июня 2023 года
16.06.2023

ОПИЛКИ ИДУТ В ГОРУ

 

Ольга Мордюшенко, «КоммерсантЪ»

 

Российские лесопромышленные компании попросили правительство на межправительственном уровне в рамках консультаций и переговоров содействовать в снятии запрета на поставки пеллет в Китай. После закрытия Европы российских производителей лесопромышленной продукции во многом спасло перенаправление объемов именно в Китай, но в отношении пеллет это сделать не удалось. В результате их выпуск за январь—апрель упал вдвое. Если инициатива будет поддержана, переговоры могут начаться в июне-июле.

 

В письме, направленном 7 июня архангельским заксобранием вице-премьеру Виктории Абрамченко, среди других инициатив содержится просьба помочь снять запрет на поставки пеллет (топливных гранул) в Китай. Он появился в сентябре 2020 года с принятием закона о предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами и контроле за ним. «Каким-то образом пеллеты отнесены к отходам, что скорее можно сказать о щепе, которая к ввозу в КНР разрешена»,— говорит один из участников рынка.

Еще тогда российские поставщики пытались оспорить новые правила, подав ходатайство, но успеха не добились. Сейчас же открытие масштабного китайского рынка стало критически важным для поставщиков на фоне санкций. До начала военных действий на Украине основной объем российских пеллет экспортировался в Европу. Из-за отсутствия основного рынка сбыта в январе—апреле выпуск пеллет в РФ упал почти вдвое, до 431 тыс. тонн (снижение по итогам 2022 года на 19,6%, до 2 млн тонн).

2,07 миллиона тонн составило, по данным Росстата, производство пеллет в 2022 году.

«Горы опилок и щепы продолжают расти. Стабильных рынков сбыта биотоплива нет. Производство пеллет снижено до 5–10% от годовой мощности. Реализуем их только на внутреннем рынке»,— сообщил “Ъ” гендиректор «Регион-леса» Дмитрий Гвоздев. Из-за того что щепу не принимают на переработку, растет и ее количество в лесах, что создает «определенные риски в условиях пожароопасной обстановки», добавляют участники рынка.

В письме говорится, что в июне запланировано проведение 18-го заседания постоянной российско-китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов, в рамках которого будут подняты вопросы дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в области глубокой переработки древесины и привлечения китайских инвесторов в РФ. Лесопромышленники просят в ходе встречи провести переговоры о снятии запрета. В компаниях «готовы предоставить нужные сертификаты либо осуществить все необходимые процедуры по их получению и проведению различного рода испытаний в КНР».

Вице-президент Segezha Group Николай Иванов называет пеллеты «перспективной нишей для двустороннего сотрудничества, в рамках которого российские заводы получат стабильный рынок, а китайские партнеры заметно улучшат экологию своих городов». «Если инициатива будет одобрена, предметное обсуждение может состояться уже в июле на переговорной площадке в Китае»,— говорит топ-менеджер.

Лесопромышленники признают необходимость развития и внутреннего рынка.

В частности, президент РФ в феврале поручил в 2023–2024 годах выделить дополнительно не менее 15 млрд руб. инфраструктурных, бюджетных и специальных казначейских кредитов на развитие внутреннего потребления пеллет. Речь идет о переводе котельных, работающих на угле и мазуте, на биотопливо, а также строительстве новых котельных на топливных гранулах с отдачей им приоритета на Дальнем Востоке и в Северо-Западном регионе. Но, по подсчетам депутатов Архангельской области, годовое потребление пеллет при переводе на них котельных составит только порядка 4% от общего объема производства в регионе в год. Там считают нужным разработать специальную государственную программу по развитию внутреннего спроса на пеллеты.

В аппарате Виктории Абрамченко “Ъ” сообщили, что предложения будут «рассмотрены и направлены в профильные ведомства». В агентстве WhatWood в то же время отмечают, что Китай «темная лошадка в части потребления древесных пеллет», поскольку твердые и достоверные данные по объемам их производства (в основном в КНР пеллеты делают из рисовой шелухи и других отходов сельского хозяйства) и потребления отсутствуют. По разным оценкам, спрос в стране может достигать от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов тонн пеллет в год, поясняют эксперты. У российских производителей, подчеркивают в агентстве, почти нет опыта поставок в Китай, но в случае открытия этого рынка он мог бы стать хорошей заменой Европы.

 

ЗА ДОБРОВОЛЬНУЮ ЛЕСНУЮ СЕРТИФИКАЦИЮ

 Обзор СМИ от 16 июня 2023 года-Лесной регион-За добровольную лесную сертификацию.jpg

«Лесной регион»

 

24 мая текущего года в Санкт-Петербурге вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов участвовал в пленарной сессии VIII Всероссийской научно-технической конференции «Леса России: политика, промышленность, наука, образование».

 

Он согласился с мнением экспертного сообщества о сложной ситуации в современном российском лесопромышленном комплексе. При этом отметил, что законодательные инициативы требуют повышенной аккуратности, чтобы не стать дополнительным стрессовым фактором для российского бизнеса.

Так, попытки форсированного внедрения Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) могут иметь негативные последствия. Причина – недоработки уже внедрённой системы ЛесЕГАИС, призванной стать базой ФГИС ЛК.

Широко обсуждаемый лесопромышленниками Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» также требует поправок – они позволят разрешить ряд коллизий, касающихся в том числе процедуры передачи на уровень Рослесхоза полномочий по заключению договоров аренды в рамках приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) и определению сроков их реализации.

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2023 г. № 578 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ведёт к увеличению соответствующей финансовой нагрузки на лесопользователей, в частности, в СЗФО, на 80%. А такая мера весьма чувствительна для местного ЛПК, ставшего основной мишенью антироссийских санкций ЕС в сфере леспрома.

Основное внимание в своём выступлении Николай Иванов уделил актуальным подходам к повестке устойчивого развития, а также проблеме добровольной лесной сертификации как её важному элементу.

Ещё несколько лет назад низкоуглеродная стратегия развития России и её лесопромышленного комплекса была обусловлена во многом внешними факторами. В первую очередь, планами введения трансграничного углеродного налога странами ЕС. Рейтинги ESG также требовались для привлечения капитала на зарубежных рынках.

В новой ситуации устойчивое развитие остаётся актуальным, но подходы к нему должны меняться, считает Николай Иванов. Так, для России сохраняют значение Парижское соглашение и достижение 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН.

В нашей стране ЦУР ООН в рамках лесного комплекса уже успешно реализуются и вне рамок ESG. В этом контексте важный документ – закон о запрете продажи на Байкале одноразовой посуды и упаковки из пластика.

Среди результатов совещания Президента России Владимира Путина по вопросам ЛПК от 10 февраля выделяются поручения по развитию коммунальной энергетики на базе древесных отходов и деревянного домостроения.

Дело в том, что перевод мазутных и угольных котельных на биотопливо означает не только создание рынка пеллет, но и сокращение выбросов парниковых газов. А согласно целому ряду независимых исследований, углеродный след деревянных домокомплектов высокой заводской готовности – отрицательный. У всех этих инициатив имеются и объективные экономические предпосылки.

Устойчивое развитие требуется в базовых отраслях – в стране нужно возрождать лесное и транспортное машиностроение. В приоритете – «расшивка» Восточного полигона РЖД, создание новых транспортных коридоров «Север-Юг», «Севморпуть». Без решения инфраструктурных вопросов любое развитие, тем более – устойчивое, невозможно, подчеркнул Николай Иванов.

В рамках устойчивого развития Segezha Group разработала и реализует, по сути, климатические проекты. Так появились два лесопитомника – в Костромской и Вологодской областях, мощностью 10 млн. сеянцев хвойных пород в год. Продолжается работа по внедрению интенсивной модели лесопользования в Карелии. «Зелёные» стандарты встроены в проекты деревянного домостроения. Котельные на предприятиях холдинга переводятся на кородревесные отходы. На активах создаются производства замкнутого цикла.

До недавнего времени стандарты FSC и PEFC являлись неотъемлемой частью отечественного лесного бизнеса. После неправомерного исключения России и Белоруссии из этих систем многие компании оказались на распутье – для целого ряда зарубежных рынков сертификация остаётся востребованной.

Таким образом в России началась работа по созданию новых и адаптации альтернативных систем лесной сертификации. Среди семи зарегистрированных выделяются четыре лидера: «Устойчивый лес», отечественная система лесной сертификации ВНИИМ им. Д. И. Менделеева, а также «наследники» FSC и PEFC.

Николай Иванов полагает, что систем может быть много. Главное – сохранение принципа добровольности. А лидером станет система, которая первой охватит 20-25 млн. га лесной аренды. Эта площадь эквивалентна половине российских лесов, имевших сертификаты FSC/PEFC.

Одновременно Segezha Group отдаёт предпочтение международной системе ISO 38200 – она во многом совпадает с российским лесным законодательством и признаётся зарубежными партнёрами холдинга. Сертификация уже идёт и в течение 3-4 месяцев охватит 15 млн. га леса, находящегося в аренде Segezha Group.

Спикер надеется, что Союз лесопромышленников и лесоэкспортёров России дополнит стандарт ISO 38200 с точки зрения оценки мероприятий по предотвращению эмиссии парниковых газов. Следующим шагом станет гармонизация стандартов с зарубежными партнёрами.

Так, с Белоруссией соответствующая договорённость уже имеется. С ЕАЭС – перспективы хорошие. Страны БРИКС и АСЕАН тоже потенциально заинтересованы в расширении возможностей бизнеса за счёт предлагаемых Россией систем добровольной лесной сертификации, считает Николай Иванов.