Обзор СМИ от 17 февраля 2023 года

Обзор СМИ от 17 февраля 2023 года
17.02.2023

ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

 

Алексей Збарский, EastRussia

 

Год спустя после первого разговора корреспондент EastRussia расспросил генерального директора АО «Шелеховский КЛПХ» – одного из крупнейших предприятий Хабаровского края, специализирующегося исключительно на заготовке круглого леса, о состоянии возглавляемого им предприятия и отрасли в целом.

 

– Сергей Николаевич, с прошлой нашей беседы прошел ровно год, какая сейчас ситуация на вашем предприятии?

– Никакая. Мы не заехали в тайгу на заготовку.

 

– Как так? Совсем?

– Мы совсем не ведём заготовку в сезоне 2022 – 2023. В 2022 г. у нас велась работа на двух участках, участки работали до мая месяца. Заготовили около 40 тыс. кубометров и встали – склады затоварены, продукцию никто не покупает, на экспорт действует запрет. На нижних складах АО «Шелеховский КЛПХ» скопилось 330,6 тыс. м3 лесопродукции, которая теряет ежесезонно свою товарность.

 

– Из заготовленных 40 тысяч кубометров что-то удалось продать – из деловой древесины?

– Мы в 2022 году продавали только дрова населению и организациям ЖКХ в тех поселениях Ульчского и Комсомольского районов, с которыми у нас договоры. На переработку ни куба у нас не взяли.

 

– Никому не нужно качественное сырьё?

– Так сложилось, что рынок оказался перенасыщен пиломатериалами после введённых санкций. Недружественные страны отказались от нашей готовой лесопродукции, включая, шпон. Мы рассчитывали, что в летний период продадим хоть что-то, но переработка остановилась из-за отсутствия рынка сбыта.

 

– А кому вы предлагали ваше бревно?

– Мы вели диалог с Дальлеспромом (АО «Дальлеспром» централизует функциональные службы для бизнес-единиц по лесозаготовке, лесопереработке и торговле лесом, имеет собственную заготовку, реализует проект «Дальневосточный центр глубокой переработки древесины» на своей площадке в г. Амурске – прим. Ред.), они у нас неплохо покупали в 2021 году. Но из-за возникших сложностей, о которых я уже сказал, покупать в 2022 году они у нас не стали.

К слову сказать, сложности возникли не только у Дальлеспрома, но и у других больших переработчиков. Никто из них не покупал.

Об этом всём мы – представители отрасли и власти говорили 26 января 2023 года на отраслевом совещании в Хабаровске. Его вёл руководитель Рослесхоза Иван Васильевич Советников. Там были и представители из субъектов ДФО – Приморья, Сахалина, Амурской области, Бурятии… Вспоминали там совещание, которое до этого проводил Президент В.В. Путин в Москве, и на котором говорилось, что очень сложная ситуация в лесной промышленности. При этом основной упор делался на ситуацию на Северо-Западе, хотя и на Дальнем Востоке всё очень серьёзно.

Президент В.В. Путин на том совещании напомнил о запрете экспорта круглого бревна, необходимости развивать внутренний рынок, и о сохранении трудовых коллективов в лесном комплексе. Задачи злободневные, но надо понимать, что запрет экспорта круглого леса поставил лесопромышленников, на грань выживания.

И чтобы вы понимали – даже если сейчас дадут «добро» на экспорт круглого леса, мы не сможем «на раз-два» начать его заготовку. Отрасль катастрофически теряет кадры. Люди уходят, потому что видят нездоровую ситуацию в лесозаготовке, видят отсутствие перспектив, что если не сегодня, так завтра всё схлопнется. И они уходят уже сейчас, не дожидаясь массовых увольнений, когда найти более-менее прилично оплачиваемую работу будет в разы труднее. Элитные рабочие – я так называю профессионалов, работающих на харвестерах, форвардерах, бульдозеристов, опытных дорожников – они все уже ищут работу в отраслях, с высокой стабильностью.

Поэтому Президент В.В.Путин поставил задачу правительству, так как на уровне предприятия ее не решить. Нужна поддержка всей отрасли, глобальная поддержка причём, чтобы люди вновь увидели в лесопромышленном комплексе перспективу многолетней работы с хорошим заработком.

 

– Конкретно с коллективом вашего предприятия как обстоят дела?

– У нас сейчас работают сторожа, дорожно-строительный участок время от времени активизируем его работу по мере необходимости, офисные работники… В целом у нас наполняемость от штатной численности 45%. Соответственно выбыло – 55%. А из тех 45%, которые остались – половина находится в отпусках. То есть четверть коллектива работает – те самые сторожа, кладовщики, вспомогательный персонал…

 

– То есть кадровый вопрос сейчас самый больной для лесозаготовителей?

– Если бы. Серьёзным препятствием для многих уже становится отсутствие оборотных средств. Но если вдруг разрешат экспорт кругляка, то вопрос можно будет решить привлечением кредитов.

Однако ещё одна проблема новая объявилась – с запасными частями для техники. Мы научились работать на многооперационных машинах импортного производства – отечественных аналогов им нет. И если раньше поставку определённой запчасти мы ждали максимум 10 дней, то сейчас до 5-6 месяцев. И техника в это время простаивает. Хочется надеяться, что поставщики сейчас отработают цепочки поставок и сократят сроки, но не думаю, что смогут привозить запчасти быстрее, чем за два месяца.

 

– Плюс застарелая проблема затоваренности складов балансовой и тонкомерной древесиной, так?

– Да-да. Как раз с той древесиной, которую мы хотели бы отправлять на экспорт как раньше. Поясню для тех, кто не совсем в теме - мы обязаны и вывозим из леса всю заготовленную древесину, независимо от её качества – и толстомер, который охотно берут переработчики, и тонкомер, и балансовую древесину (как правило это вершинные (тонкие) части деревьев, или имеющие пороки – гниль, высокую кривизну и т.п. – прим. Ред). Мы сделали учет по нашим заготовительным участкам и подсчитали, что такой древесины у нас в общей сложности 40%. То есть 60% – это то, что может купить переработчик, а остальное сейчас остаётся у нас на нижних складах, если точнее - копится с 2018 года. И вот этот лес мы могли бы продавать в тот же Китай.

 

– А что с переработкой? Ведь с января 2022 года началось субсидирование внушительной части затрат – раньше вы платили 36 рубля за киловатт, а сейчас сколько?

– Да, с 1 января 2022 года стали субсидировать и сейчас мы платим 6 рублей 80 копеек плюс НДС. Но это запоздалая поддержка. Когда электричество было по 36 рублей, организовывать даже минимальную распиловку было бы верхом недальновидности и прямой дорогой к банкротству. Сейчас да 6-80 руб. за киловатт, но вдруг завтра, через полгода эту субсидию уберут?

Я в прошлом году рассказывал, что пока электричество, ГСМ в 90-х стоили не в пример дешевле, чем сейчас, мы запускали деревообрабатывающий завод, который производил пиломатериалы по номенклатуре японского рынка. Но произошел скачок тарифов, цен на ГСМ и это сделало лесопиление в наших условиях убыточным.

Сейчас, с нынешней рыночной конъюнктурой, логистикой и прочими факторами трудности испытывают даже крупные предприятия региона, которые и оснащены по последнему слову, и особые статусы имеют.

 

– И что, по Вашему, надо сделать, чтобы исправить ситуацию, сохранить производство и коллективы?

– Надо организовать продажу леса по нормальным ценам. Нужен рынок сбыта – пусть даже внутренний. Ещё лучше – вернуть возможность экспорта круглого леса.

Ведь запретительные меры рождались изначально под флагом декриминализации отрасли. Плюс на это же должна работать ЛесЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней – прим. Ред.), для этого же вводились электронные сопроводительные документы. Но почему тогда, сейчас, при отсутствии внутреннего рынка, надо закрывать продажу круглого леса за рубеж? Мне это непонятно.

Мне непонятно почему сегодня топливное сырьё – биомасса, биотопливо которое используется для производства тепла и электроэнергии – его можно экспортировать по ставке в районе всего 6%, а для баланса экспортная пошлина – 80%, ну или вот как сейчас просто полный запрет. При этом, что топливное сырьё, что баланс, это по большому счету одно и то же дерево, но разной геометрии, размеров и качества.

Поэтому и большие инвестпроекты, которые должны приносить прибыль, несут колоссальные убытки и не видят перспективы. Убытки связаны с тем, что в конечную цену произведённой продукции они вынуждены закладывать расходы, понесённые на заготовку и вывозку балансовой и тонкомерной древесины, для которой нет ни рынка сбыта, ни утилизатора – производства вроде целлюлозно-бумажного комбината.

Чтобы было понятней приведу цифры по производству п/материалов:

1. В расчет берем 100 м3 сортиментов (деловой древесины), вывезенных с деляны на сортировочный пункт лесопильного завода.

2. В результате сортировки получаем:

- 1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше – 60 м3

(Это сырье для лесопиления)

- Тонкомерная древесина диаметр с 8 см. до 16 см. и низкосортная древесина «Баланс» невостребованных для дальнейшей переработки – 40 м3.

3. В результате распила 60 м3 сырья для лесопиления (1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше) получаем:

- п/материалы (по инвойсу) – 30 м3

- промышленные отходы лесопиления – 30 м3.

Вывод:

1. Со 100 м3 сортиментов, вывезенных с деляны, после сортировки и распила, получаем:

- 30 м3 п/материалов;

- 70 м3 промышленные отходы, в т.ч.:

- 30 м3 отходы лесопиления

- 40 м3 невостребованная для дальнейшей переработки лесопродукция, затраты по заготовке и вывозке ложатся на производство п/материала.

2. Чтобы снизить затраты на производство п/материалов, необходимо решить вопрос по реализации тонкомерной и низкосортной древесины.

Причем лесозаготовителям по большому счету всё равно, какой будет механизм продаж балансов и тонкомерной древесины. Если государство опасается, что бизнес будет обманывать при экспорте заграницу, пусть государство возглавит эти продажи. Была ведь речь о создании Единого оператора, который бы стал единственным же экспортёром.

 

– Какой ваш прогноз? Какую картину мы увидим через год – в январе-феврале 2024-го, если условия не изменятся?

– Если ничего не изменится, то серьёзные последствия мы увидим даже раньше – через 3-6 месяцев. У нашего предприятия, у остальных тоже, это вопрос финансового результата. Если уже сегодня наши «великаны» говорят, что зарабатывают убытки по 100-200 миллионов рублей в месяц, откуда они возьмут деньги, чтобы держать их в обороте?

 

– Вот на недавнем совещании «Лесной комплекс Дальневосточного федерального округа в новых экономических условиях», о котором вы упоминали, вы доводили эту информацию до руководства Рослесхоза?

– Доводили, и председатель ассоциации «Дальэкспортлес» об этом говорил, об этом же говорил и Генеральный директор Приморской ассоциации Лесопромышленников и экспортеров леса.

Ещё раз повторюсь в сложившейся экономической и санкционной ситуации – на нашем уровне: уровне заготовителей, переработчиков, нет возможности создания рецептов, которые спасли бы и производство, и коллективы. Мы видим и предлагаем один, беззатратный для бюджета рецепт оздоровления лесной отрасли ДФО – открыть экспорт «кругляка» и обнулить экспортные пошлины. Если государство предложит другой рецепт, создаст рынок сбыта, мы будем его только приветствовать.

 

ПОРЯДОК НАЧИНАЕТСЯ С НАС

Обзор СМИ от 17 февраля 2023 года-Бумажник-Порядок начинается с нас.jpg 

«Бумажник»

 

Руководство Архангельского ЦБК напоминает работникам об ответственности и усиливает контроль за соблюдением правил рабочего распорядка. Каждый должен понимать, что от трудовой дисциплины зависят стабильность предприятия и качество рабочего процесса. Соблюдать правила особенно важно в непростые для комбината времена.

 

Рабочее время

Обязанности по соблюдению дисциплины на рабочем месте обозначены в трудовом законодательстве и в коллективном договоре, действующем на нашем предприятии. Важно осознавать, что работник и работодатель являются двумя сторонами трудового соглашения. Если сотрудник требует соблюдения своих прав, то он должен в полной мере исполнять обязанности, в том числе в части следования правилам внутреннего трудового распорядка.

В 2022 году на третьем месте по частоте нарушений были преждевременные уходы с работы. Каждый сотрудник должен использовать своё рабочее время эффективно. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 91) рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями договора должен исполнять свои обязанности. В соответствии с этими правилами на Архангельском ЦБК время начала и окончания рабочего дня, а также обеденного перерыва устанавливается приказом генерального директора по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия и с учётом продолжительности ежедневной работы (смены), предусмотренной трудовым законодательством.

К примеру, если у сотрудника рабочий день длится до пяти вечера, то своё непосредственное рабочее место он должен покинуть в 17:00 и не раньше. При этом важно, что в рабочий период не включается время, потраченное на следование от контрольно-пропускного пункта и раздевалки до рабочего места перед началом рабочего дня и обратно, когда трудовой день завершён.

— Переодевание и приём душа тоже не включены в рабочее время, — прокомментировал начальник отдела кадров Архангельского ЦБК Василий Зубарев. — Определить и оценить, как сотрудник использует своё время на производстве, можно по отчётам системы контроля доступа.

 

От замечания до увольнения

Факт раннего ухода с работы устанавливается в ходе проверки, которая проводится начальником цеха, мастером смены и инспектором по кадрам и фиксируется составлением акта. К сотруднику АЦБК, нарушившему трудовую дисциплину, применяются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, снижение премии или увольнение за систематические нарушения. Их применение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, а мера ответственности за совершение дисциплинарного проступка — инструкцией интегрированной системы менеджмента «Применение дисциплинарных взысканий. Снижение размера премии».

Так, преждевременный уход с рабочего места приравнивается к отсутствию на работе. Если сотрудник покинет рабочее место на 15 минут раньше окончания рабочего времени, то ему будет объявлено замечание и на 25% снижен размер премии. При повторном нарушении грозят выговор и лишение премии.

— Хочется отметить, что руководители подразделений комбината также должны контролировать соблюдение трудовой дисциплины подчинёнными, обеспечивать их производственными задачами на всю рабочую смену, требовать выполнения должностных обязанностей, — подчеркнул Василий Зубарев. — Дисциплина — важный фактор успешной работы предприятия, поэтому руководство АЦБК уделяет серьёзное внимание этому вопросу.

 

Статистика гласит

Наибольшее число нарушений трудовой дисциплины связано с появлением сотрудников на работе в состоянии алкогольного опьянения. За первичное выявление такого факта нетрезвому работнику грозят выговор и лишение премии. За повторное нарушение сотрудника уволят.

На втором месте по частоте нарушений оказались прогулы. К прогульщикам применяются такие же санкции, как и в случае с пьянством на рабочем месте. Напомним, что замечания, выговоры и снижение премии предусмотрены и за опоздания на работу.

На предприятии крайне негативно относятся и ко сну на рабочем месте. Очевидно, что во время сна человек не в состоянии контролировать рабочий процесс, работу технологического оборудования, вследствие чего существуют риски возникновения технологических инцидентов и производственных аварий.

Сегодня на комбинате усиливается контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка. На основании этих данных будет проведён анализ использования рабочего времени сотрудниками с последующим возможным перераспределением трудовых обязанностей.

— В наступившем году нас ждут новые вызовы и сложные задачи, которые нужно решить. В сложный период Архангельский ЦБК выбирает стратегию, благодаря которой нам удаётся не уменьшать объёмы производства и не сокращать штат, — подчеркнул генеральный директор АО «Архангельский ЦБК» Дмитрий Зылёв. — В непростой ситуации каждому работнику важно проявить ответственность со своей стороны, поэтому недопустимо пренебрегать нормами трудовой дисциплины, в том числе покидать рабочее место раньше установленного времени. Усиливая контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, предприятие сможет избежать рисков и эффективно использовать трудовые ресурсы, что также является источником снижения затрат комбината.