Обзор СМИ от 17 марта 2022 года

Обзор СМИ от 17 марта 2022 года
17.03.2022

УДАР САНКЦИЯМИ ПО ЛПК: КАК СЕБЯ «ЧУВСТВУЕТ» ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

 

«Лесной комплекс»

 

Новые санкции против России со стороны ЕС и США уже успели коснуться многих сфер промышленности, включая, конечно же, и лесопромышленный комплекс, работа которого во многом зависит от ситуации на мировых рынках и поставок высокотехнологичного оборудования.

 

Так, специалисты международной консалтинговой фирмы Wood Resources International (WRI), специализирующейся на оценках глобальных лесных ресурсов, рынков древесного сырья и торговли лесными товарами, представили отчёт, согласно которому новые санкции Евросоюза могут негативно сказаться не только на экспорте и импорте лесопродукции из России, но и на поставках продукции ЛПК во всём мире. Пострадают также, по их прогнозам, и финансовые операции — существенно сократится торговля России с Западом.

При этом стоит помнить, что сегодня РФ является крупнейшим экспортером пиломатериалов в мире и занимает седьмую строчку в рейтинге стран по экспорту лесоматериалов. И ведь на протяжении последних пяти лет экспорт лесной продукции из РФ стремительно рос — в том числе за счёт содействия правительства России, которое поощряло модернизацию и расширение существующих производственных мощностей и создание новых.

За это время в стране появились новые заводы твёрдого биотоплива, появились инвестпроекты, направленные на создание перерабатывающих лес мощностей на Дальнем Востоке и Сибири, включая несколько проектов по строительству новых ЦБК и т. д. Аналитики Wood Resources International считают, что многие инвестиционные проекты в лесной отрасли могут оказаться «замороженными» или вовсе остановленными в связи с обилием санкций со стороны Запада.

Санкции ЕС в отношении России также ограничили и операции по корреспондентским счетам между европейскими и российскими банками. Даже Сбербанк принял решение уйти с европейского рынка, так как его дочерние банки столкнулись с аномальным оттоком денежных средств.

 

Работа зарубежных активов на территории РФ останавливается?

«Первый шок» постепенно проходит, и европейские партнёры, которые, так или иначе, сотрудничают с российскими компаниями или ведут работу на территории нашей страны, начинают принимать первые решения.

Так, например, финская химическая компания Kemira Oyj с 1 марта 2022 года прекратила поставки своей продукции не только в Россию, но и Беларусь «до дальнейшего уведомления». При этом на долю нашей страны в прошлом году приходилось около 3% общей выручки компании, чьи поставки имели значение для потребителей в целлюлозно-бумажном сегменте.

Аналогичное решение приняла финская Stora Enso. Пресс-служба компании сообщила, что руководство решило временно “заморозить” всё производство и поставки в России. В РФ расположено три завода картонной упаковки Stora Enso — в Нижегородской, Калужской и Московской областях, а также два лесопильных предприятия в Карелии и Новгородской области. Сегодня в общей сумме на них работают 1,1 тыс. сотрудников.

«Вероятнее всего, общее падение объёмов производства по итогам года составит от 40 до 70 процентов, инвестиции в развитие высокотехнологических предприятий могут прекратиться почти полностью. Разрыв отношений с европейскими, американскими и японскими компаниями и потребителями может поставить российский лесной комплекс в абсолютную зависимость от китайского лесного рынка и китайских инвесторов (при том, что для самого Китая российский лес не имеет принципиального значения, поэтому его условия могут оказаться совершенно кабальными)», — прокомментировал ситуацию руководитель лесного отдела организации Greenpeace России и редактор «Лесного форума» Алексей Ярошенко.

Не обошла стороной беда и производителей пеллет: от поставок российских топливных гранул отказалась крупнейшая энергокомпания Дании Orsted AS, которая занимается переоборудованием старых угольных ТЭЦ в современные, работающие на основе биомассы. Руководство компании отказывается заключать с нашими производителями биотоплива и угля новые контракты.

Впрочем, от поставок российского газа в Orsted AS не отказываются. Гендиректор компании Мадс Ниппер считает, что такая мера может иметь серьёзные социальные последствия для жителей Европы.

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые зарубежные компании приостановили работу своих активов не только в России и Беларуси, но и на Украине. Так, международная группа по производству упаковочных материалов и бумаги Mondi в официальном пресс-релизе заявила о приостановке работы своего завода по выпуску бумажных мешков во Львове. При этом российские предприятия Mondi работать продолжили в прежнем режиме.

 

Поставки оборудования и техники под вопросом

Опасения WRI нельзя назвать безосновательными, поскольку под удар уже попало технологическое оборудование, а без станков, промышленных роботов и комплектующих к ним налаживать высокоэффективное производство, способное выдержать конкуренцию с теми же европейскими производителями, будет непросто.

«Первые ласточки» уже полетели: были введены ограничения на высокие технологии. Об отзыве экспортных лицензий на поставки в Россию высокотехнологичных товаров объявили США и Великобритания.

Крупные европейские контейнерные компании-перевозчики (датская Maersk, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и французская CMA CGM) тоже не остались в стороне, отказавшись принимать заявки на доставку контейнеров в Россию и из неё. В «контейнерной блокаде» уже оказались приморские порты — Владивосток, Находка и Восточный. Не секрет, что российский ЛПК очень рассчитывает на возможности транспортировки лесопродукции по воде судами-контейнеровозами, поскольку в экспортном контейнеропотоке из РФ на сегодняшний день преобладает именно продукция лесной промышленности — картон, бумага, пиломатериалы, фанера и т. д.

Суммарная доля Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM на отечественном рынке превышает 50%. В таком контексте с потерями российского бизнеса нельзя не считаться.

В условиях ограниченных операций по корреспондентским счетам между европейскими и российскими банками также возможно серьёзное сокращение поставок оборудования и комплектующих от зарубежных производителей. Насколько именно, судить пока достаточно сложно.

Впрочем, нельзя сказать, что проблемы с поставками оборудования и техники связаны только с нарушением логистики и сокращением финансовых операций: за остановку сотрудничества с российскими компаниями выступают уже и сами производители. 

Так, отечественный рынок лесной спецтехники обеднел уже на одну компанию. Финская Ponsse решила временно прекратить все экспортные поставки своих форвардеров и харвестеров в Россию. Дочерняя компания Ponsse Group ООО «Понссе» тоже останавила поставки запчастей и прекратила сервисное обслуживание.

К слову, досталось и белорусским лесозаготовителям: к ним техника и комплектующие финского производителя теперь тоже не поедут.

Аналитическое агентство WhatWood отмечает, что продажи в России и Беларуси составляют приблизительно 20% чистых продаж Ponsse, рассчитанных по финансовой отчётности за 2021 год.

 

Российские компании попадают под санкции

Отдельно стоит упомянуть, что в «чёрном списке» Европы оказался Алексей Мордашов, владелец активов «Свезы», которая является одним из мировых лидеров по производству берёзовой фанеры. Представитель аналитического агентства WhatWood Игорь Новоселов отмечает, что на экспорт компания поставляет приблизительно 70% производимой фанеры — это около 830 тыс. кубометров. При этом на страны Европы приходится приблизительно 50% — 400 тыс. кубометров на 280 млн долларов.

Впрочем, у «Свезы» есть возможность переориентировать объёмы на рынки Азии — положительный опыт у компании имеется. В конце 2021 года Евросоюз ввёл антидемпинговую пошлину в размере 11,4% против берёзовой фанеры, и «Свеза» своевременно перенаправила часть продукции на иные рынки, включая китайский.

Интернет-издание 47news.ru, которое освещает события, происходящие в Ленинградской области, со ссылкой на генерального директора предприятия «Мется Свирь» Вячеслава Канатова, сообщило, что руководство не исключает возможности остановки производства: «Уже страдает логистика. Раньше мы от 30 до 50 процентов объёмов отправляли морскими контейнерами на восток: в Саудовскую Аравию, Китай, Вьетнам, Японию. Сегодня международные линии перестали предоставлять контейнеры, и мы не можем отправлять продукцию на эти рынки. Кроме того, уже задерживаются или отменяются поставки из-за рубежа оборудования и запчастей для ремонта. В нашем случае это в первую очередь электроника и другие детали для станков. Не исключаю, что производство придется притормозить или остановить в какой-то момент. Вопрос в том, продлится остановка неделю, две или дольше», — цитирует издание Вячеслава Канатова.

Вывод прост: санкции ударили по всем отраслям, включая лесопромышленный комплекс. Новые решения принимаются каждый день, и если сегодня под запретом оказались российская берёзовая фанера и пеллеты, то завтра с убытками могут встретиться мебельщики и производители пиломатериалов. Впрочем, предугадать, как в дальнейшем будут развиваться события, пока сложно.

Точно известно только одно: сегодня отрасль нуждается в поддержке со стороны государства, и эту поддержку обещают предоставить. Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по экономическим вопросам рассказал, что правительство уже прорабатывает данный вопрос: «Для малых и средних предприятий правительство вместе с Банком России рассматривает дополнительные меры поддержки, сочетающие субсидирование и фондирование банков, которые работают с этим сектором экономики».

 

ЛЕС СКАТЫВАЕТСЯ В КИТАЙ

Обзор СМИ от 17 марта 2022 года-КоммерсантЪ-Лес скатывается в Китай.jpg 

Ольга Мордюшенко, «КоммерсантЪ»

 

Российские лесопромышленники, несмотря на отсутствие прямых санкций в отношении отрасли, столкнулись с блокадой поставок не только в Европу, на которую приходилось около трети продаж, но и в другие страны из-за отказа от работы с РФ крупнейших контейнерных перевозчиков. По мнению участников рынка, переориентировать потоки на фактически единственный доступный рынок — Китай — будет не так просто из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и собственных судов. Это, в свою очередь, может остановить реализацию заявленных в Сибири целлюлозных проектов.

 

Как стало известно “Ъ”, отказ большинства крупнейших контейнерных перевозчиков от работы с российскими компаниями стал причиной остановки экспорта в Европу продукции российского лесопромышленного комплекса, против участников которого пока не вводилось западных санкций. Эту информацию подтвердил в рамках выступления на Красноярском экономическом форуме глава Segezha group Михаил Шамолин. По его словам, так как из четырех глобальных контейнерных линий осталась лишь китайская Cosco, российские грузы, включая лесную продукцию, столкнулись с «полной блокадой». Их перенаправили к единственному работающему оператору, что создало огромную очередь.

Топ-менеджер уточнил, что речь идет о блокировании поставок не только в западные страны и Европу, но и по всему миру. Прием новых заказов на перевозку из РФ Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на которые приходится более 50% мирового рынка, остановили с 1 марта.

Сегодня основными импортерами лесопромышленной продукции из России, по данным WhatWood, выступают Китай, на который в 2020 году приходилось 35% экспортной выручки компаний, Европа (29%) и СНГ (19%). За последние двадцать лет объем торговли вырос с примерно $3 млрд до почти $12 млрд, а баланс продаж изменился в пользу Китая и СНГ, доля которых в выручке в 1998 году составляла всего 9% и 8% соответственно.

В Минпромторге “Ъ” сообщили, что там работает оперативный штаб с компаниями лесопромышленного комплекса. «Анализируются все проблемы и вопросы, возникающие по экспорту в Европейские страны и США. Отмечаем, что никаких запретов на уровне регуляторов стран нет, но есть логистические сложности. Несмотря на это отдельные партии уже начинают доставляться»,— отметили в министерстве. В Минтрансе ситуацию комментировать не стали.

Теперь, считают источники “Ъ” в лесопромышленных компаниях, доля поставок в азиатские страны будет неминуемо увеличиваться, но на переориентацию потоков необходимы время и средства. Монополизация рынка сбыта, полагают они, отразится на ценах на продукцию российского ЛПК, которые последний год били исторические рекорды. К тому же, отмечают они, отсутствие транспортных мощностей ставит под вопрос реализацию заявленных проектов по строительству ЦБК в Сибири (два ЦБК Segezha group на 1 и 0,8 млн тонн, два по 1 млн тонн — Rockwell Capital Глеба Франка).

Но, как заявил сегодня Михаил Шамолин, чтобы иметь возможность вывезти продукцию с новых мощностей, необходимо повышение в разы инвестиций в развитие инфраструктуры в Сибири. В частности, в контейнерный флот, которого у России сейчас практически нет, расширение погранпереходов в Китай, автомобильных дорог и портов на Дальнем Востоке. Помимо этого, отметил господин Шамолин, в текущих условиях для строительства целлюлозных предприятий крайне необходима помощь государства, в том числе в виде инвестиций в акционерный капитал с учетом ситуации с кредитами.

При этом, говорят собеседники “Ъ”, сложности от остановки поставок будут не только у России, но и в Европе, на рынке которой российская продукция занимает заметное место. Дефицит приведет к активному росту цен. Ранее европейские потребители довольно болезненно восприняли ряд ограничений, введенных Россией на экспорт лесопромышленной продукции.

Так, в конце прошлого года был запрещен экспорт кругляка из РФ, а также правительство повысило на 2022 год до заградительного уровня ставки пошлин по лесоматериалам влажностью более 22% и толщиной и шириной более 10 см. Эти меры должны были стимулировать глубокую переработку внутри России. В ответ Еврокомиссия инициировала разбирательство во Всемирной торговой организации (ВТО), а та, в свою очередь, в конце января опубликовала официальный запрос о консультациях с РФ по вопросу экспортных ограничений. Но пройти они уже не успели.