Обзор СМИ от 18 июля 2022 года

Обзор СМИ от 18 июля 2022 года
18.07.2022

ДЕВЯТЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

«Леспроминформ»

 

Правительство исключило из программы приватизации девять региональных издательско-полиграфических комплексов. Об этом говорится в распоряжении кабмина. По мнению экспертов, это позволит сохранить рабочие места и необходимые объемы печати, а главное – доступ людей к достоверной информации.

 

В госсобственности решено оставить Тюменский дом печати, издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс» во Владивостоке, «Советскую Сибирь» в Новосибирске, издательско-полиграфический комплекс «Звезда» в Перми, «Челябинский дом печати», полиграфические предприятия «Кострома», издательства «Советская Кубань» в Краснодаре и «Кавказская здравница» в Минеральных Водах, а также издательско-полиграфическую фирму «Воронеж».

Решение правительства полностью поддержали в Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП). Вице-президент ассоциации Дмитрий Закиров рассказал, что еще в 2017 году МАП обратилась в кабмин с инициативой о приостановке приватизации газетно-журнальных и книжных полиграфических предприятий федерального подчинения. Предложение тогда поддержали. Он также отметил стратегическое значение комплекса государственных полиграфических предприятий АО «Российские газеты».

«Эти газетно-журнальные типографии еще сохраняют некогда более широкую сеть децентрализованной печати газет и журналов в стране. Они обеспечивают необходимые потребности в выпуске периодических изданий, содействуют укреплению единого информационного пространства и возможности равного доступа населения страны к информационным ресурсам, особенно в части материалов, публикуемых всероссийскими ежедневными печатными СМИ», – считает Дмитрий Закиров.

История с приватизацией федеральных (то есть находящихся в государственной собственности) полиграфических центров началась еще в 2000-е годы. Еще с советских времен в каждом региональном центре были такие комплексы, которые печатали федеральные издания. По словам генерального директора АО «Российские газеты» Вячеслава Корягина, после продажи в частные руки большинство тех типографий переделали, в частности, в торгово-выставочные центры.

«Уже тогда, в 2000-е, власти начали бороться с такой тенденцией, в числе прочего создали концепцию реформирования полиграфической отрасли, которая подразумевала сохранение системы децентрализованной печати на территории страны. Сейчас эту концепцию активно реализует минцифры как профильный федеральный орган власти – так и появилось это решение правительства», – объяснил Вячеслав Корягин.

Эксперт рассказал, что с 2010 по 2016 год было приватизировано около 55 федеральных полиграфических предприятий. А новые собственники во многих случаях их закрыли или перепрофилировали. Так, закрылись производства в Благовещенске, Мурманске, Архангельске, Пензе, Томске и ряде других городов.

«Только с 2013 года было приватизировано 12 типографий, как газетно-журнальных, так и книжных», – напоминает директор департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии минцифры Владимир Григорьев.

«Последняя продажа состоялась совсем недавно, в апреле текущего года. Это была книжная типография ОА "Уральский рабочий". К сожалению, многолетняя практика показывает, что после приватизации типографии прекращают производственную деятельность, трудовые коллективы теряют работу, а недвижимое имущество приспосаб­ливается под иные цели», – сказал чиновник. В собственности государства остаются девять типографий, которые находятся под управлением АО «Российские газеты». «Эта интегрированная группа специализируется на печати газет и журналов и является составной частью системы, которая обеспечивает “единство информационного пространства страны”», – указал представитель минцифры.

По словам Вячеслава Корягина, есть еще один важный момент: сохранение типографий в собственности государства позволит сохранить доступ людей к достоверной информации. Еще в начале приватизации немало новых владельцев типографий считали, что печатные станки изживают свой век, так как идет активная цифровизация всех сфер жизни общества и семимильными шагами развивается интернет. Многие предполагали, что большинство будет получать информацию именно в Сети. Однако время показало, что даже с распространением интернета далеко не все печатные издания можно и нужно закрыть. «Понятие "фейк" ведь появилось в информационном пространстве именно благодаря интернету, а уровень доверия читателей к печатному слову традиционно гораздо выше», – пояснил эксперт.

«Несмотря на стремительный рост цифровых медиа, газеты сохраняют социальную значимость, особенно для старшего поколения», – резюмировал Владимир Григорьев.

 

«МАГИСТРАЛЬ-ТРАНЗИТ»: СТАВКА НА ПЕРЕДОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Обзор СМИ от 18 июля 2022 года-ЛПК Сибири-«Магистраль-Транзит».jpg 

Кристина Симонова, «ЛПК Сибири»

 

«Магистраль-Транзит» – один из флагманов лесоперерабатывающего комплекса Иркутской области. В 2020 году компания получила статус приоритетного проекта в области освоения лесов с объемом инвестиций более 800 млн рублей.

 

История компании «Магистраль-Транзит» началась в 2007 году. С этого момента и вплоть до 2013 года компания работала как лесозаготовительное предприятие. Однако новые собственники проекта значительно расширили вектор развития, сделав фокус на создание лесопромышленной компании полного цикла, основной продукцией которой должны были стать сухие пиломатериалы, в том числе строганые, высочайшего качества.

На то, чтобы быстро наладить эффективное производство, дорастив его до показателей 360 тыс. кубометров пиловочных бревен в год, ушло всего несколько лет. Ключевую роль в этом процессе сыграл опыт новых собственников в сфере ЛПК.

 

Поэтапное развитие

На старте нового этапа развития мощность лесопильного производства составляла всего 6 тыс. кубометров пиломатериалов в месяц. Распиловка бревен шла на двух лесопильных линиях, сортировка осуществлялась вручную, а участок сушки состоял лишь из двух сушильных камер Mühlböck-Vanicek. Три года спустя собственники предприятия решили взять новую планку – ребром был поставлен вопрос повышения качества продукции при параллельном расширении объемов производства. Для достижения этих целей были одновременно запущены два процесса – замена лесопильных рам современным оборудованием и реконструкция практически всех производственных участков. Так, на смену морально устаревшим технологиям пришла лесопильная линия российского производства Arctant. Это позволило быстро нарастить производительность и повысить точность формы пиломатериалов.

Существенным вкладом в эффективность процессов стала и установка современной линии сортировки круглых лесоматериалов Hekotek – она дала возможность распределять пиловочное сырье длиной 4 метра сразу по 34 карманам. Новыми современными мощностями было усилено направление сушки пиломатериалов. В рамках этой задачи «Магистраль-Транзит» прирос новой котельной мощностью 14 МВт. В 2017 году введена в эксплуатацию оснащенная ленточнопильным оборудованием третья лесопильная линия, предназначенная для раскроя толстомерной древесины.

В результате модернизации каждого из технологических участков производительность предприятия увеличилась на 40% и достигла 8,5 тыс. кубометров пиломатериалов в месяц: 57% обеспечивала новая круглопильная линия Arctant, 33% – старая круглопильная линия, 10% – новая ленточнопильная линия. Плюс «Магистраль-Транзит» пророс строгальным участком, что позволило расширить номенклатуру выпускаемой продукции и увеличить ее добавочную стоимость.

 

Технологический комплекс по современным требованиям

Ядром развития лесопильного предприятия стала идея создания одного компактного участка производства пиломатериалов на современной автоматизированной лесопильной линии большой единичной мощности. Такой подход давал сразу несколько преимуществ – повышение объемного выхода пиломатериалов, сокращение обслуживающего персонала, упрощение логистики перемещения сырья и готовой продукции по территории предприятия, а также значительное повышение ее качества. Партнером в реализации амбициозного плана по результатам основательного анализа возможных вариантов была выбрана шведская компания USNR.

Одного из крупнейших в мире поставщиков комплексов оборудования и технологий для деревообрабатывающей промышленности выгодно отличает ряд преимуществ. Так, электронику и системы управления лесопильной линии USNR изготавливает на собственном производстве, а значит, несет полную ответственность за качество оборудования. Компания зарекомендовала себя как поставщик рациональных решений, обеспечивающих максимальный выход пиломатериалов – такие проекты USNR выполнила в США, Канаде, Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии и многих других странах. Важнейший аргумент «за» – наличие у компании службы технической поддержки и склада запасных частей в России. Специалисты по техническому обслуживанию доступны 24 часа в сутки, в течение семи дней в неделю. Плюс оборудование USNR отлично работает в сложных климатических условиях, в том числе и на деревообрабатывающих производствах Иркутской области. В общей же сложности с использованием оборудования USNR в России реализовано более трех десятков проектов.

В рамках развития производства компании «Магистраль-Транзит» USNR взяла на себя все задачи по инжинирингу. Объединение компонентов нового производства – в том числе станка для окорки пиловочных бревен Cambio 800, линии подачи пиловочника Hedlunds, линии сортировки сырых пиломатериалов Renholmen и др., – выполнен силами местных специалистов в тесном сотрудничестве с инженерами USNR.

Проектная производительность лесопильного цеха составляет 460 тыс. м3 пиловочного сырья в год. Лесопильная линия представляет собой классическое решение для раскроя бревен, реализованное в проверенных скандинавских традициях, но с учетом специфики суровых природно-климатических сибирских условий. Круглопильная прямоточная лесопильная линия USNR проходного типа с фрезерно-брусующими станками и системой обрезки боковых досок на линии Catech TS-5 укомплектована с расчетом на оптимизацию раскроя пиловочного сырья и обеспечивает максимальный объемный выход пиломатериалов даже из бревен с кривизной до 1,5%. Перед подачей в лесопильный станок первого ряда пиловочные бревна пропускаются через 3D-сканер, оснащенный лазерными датчиками Bioluma 3900 производства компании USNR. Транспортер загрузки бревен в первый фрезерно-брусующий станок по команде системы управления может обеспечить боковое смещение бревна в диапазоне ±50 мм.

После фрезерования горбыльной части на двухвальном круглопильном станке EuroSaw S4D, оснащенном предохранительными фрезами пильных валов, отделяется до четырех боковых досок с образованием технологической щепы. В зависимости от формы и размеров бревна по команде системы оптимизации может быть мгновенно изменено положение пил для обеспечения максимального выхода продукции, что актуально при раскрое укрупненных сортировочных групп пиловочника.

Полученный в первой группе станков двухкантный брус кантуется на 90 градусов и загружается во фрезерно-брусующий станок второго ряда, в котором из него формируется четырехкантный обзольный брус. Необрезные доски со станка первого ряда передаются на оптимизационную линию обрезки Catech 400 TS-5, оборудованную сканером реальной формы доски, оснащенным датчиками Bioluma 2 900 производства USNR. Сканирование профиля доски с шагом 9 мм позволяет обрезать доску с максимальной заданной шириной. В среднем точность подобных систем около 97%, то есть в 97 случаях из ста заданная оптимизация совпадает с реальным результатом на выходе с линии обрезки.

Готовые пиломатериалы поступают на сортировочную линию, которая работает в комбинированном режиме 24 часа в сутки. Большое количество карманов (50 шт.) позволяет использовать ее по гибкому графику для сортировки не только сырых пиломатериалов, но и сухих, которые загружаются в ночную смену, когда лесопильный цех не работает.

 

Статус инвестпроекта задал новую планку

В 2020 году компания «Магистраль-Транзит» получила статус приоритетного проекта в области освоения лесов. Объем инвестиций в его реализацию в общей сложности составит 811,4 млн руб., из которых 281,9 млн руб. – собственные средства компании, 529,5 млн руб. – заемные. Так, в рамках работы над проектом в 2021 году «Магистраль-Транзит» расширил мощности комбинированной линии сортировки пиломатериалов. Приобретена линия сортировки сухих пиломатериалов на 40 карманов, оснащенная системой визуального распознавания пороков.

Кроме этого, приобретены и введены в эксплуатацию транспортные средства и техника: лесозаготовительный, лесовозный и внутризаводской транспорт. Созданы и введены в эксплуатацию мощности по лесопилению, производству элементов деревянного домостроения и погонажа, а также мощности по производству древесных брикет. Установленный ежегодный отпуск древесины, переданной для реализации инвестиционного проекта, составляет 292,3 тыс. куб. м. При этом срок реализации проекта рассчитан до 2025 года, что в общей сложности позволит создать порядка 300 новых рабочих мест.

Особое внимание в работе производства «Магистраль-Транзит» уделяется эффективной утилизации отходов лесопиления. Так, невостребованная щепа и опилки служат сырьем для пеллетного производства мощностью 30 тыс. тонн в год. Сухие отходы от строжки передаются на участок брикетирования, оснащенный двумя прессами RUF.

Отгрузка продукции в вагоны и контейнеры производится в железнодорожном тупике предприятия с помощью восьми погрузчиков. Часть пиломатериалов реализуется в Узбекистане. Технологическая щепа поставляется на ЦБК в Иркутской области.