Обзор СМИ от 18 мая 2021 года

Обзор СМИ от 18 мая 2021 года
18.05.2021

ЮРИЙ ЛАХТИКОВ: «ВОПРОС С ДЕФИЦИТОМ БУМАГИ И РОСТОМ ЦЕН НА НЕЕ – ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ ГОСУДАРСТВА»

 

«КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)»

 

В Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») рассчитывают на поддержку, которую отрасль может получить от государства, но прогнозируют снижение объемов потребления тетрадей и другой бумажно-беловой продукции. Ситуацию на рынке офсетной бумаги прокомментировал член Совета ТПП РФ, председатель подкомитета по целлюлозно-бумажной промышленности, председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.

 

Сейчас мы действительно видим подъем цен на офсетную бумагу, но необходимо учитывать, что перед этим был заметный спад. И тем самым цены пока еще не вернулись на максимальный уровень. Их рост в 2021 году не превысил уровня инфляции.

Игроки канцелярского рынка высказывают беспокойство в связи с тем, что Архангельский ЦБК планирует в середине текущего года остановить свои бумагоделательные машины, которые выпускают в том числе бумагу для производства тетрадей. На совещании Минпромторге России этой теме было уделено особое внимание, и была озвучена просьба к бумажным комбинатам не допустить снижения общего объема выпуска офсета. Этого можно добиться за счет создания запасов и увеличения объемов производства другими предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме того, рассматривалась возможность отмены импортной пошлины на ввоз офсетной бумаги. Таким образом, этот вопрос сейчас находится под пристальным контролем государства.

Главная задача сегодня – избежать дефицита бумаги на внутреннем рынке. Цены – это производные спроса. Будет расти спрос – будут (при наличии дефицита) расти и цены. Надеюсь, что этого мы не допустим.

Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-1.jpg

Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-2.jpg

Мы рассчитываем на то, что увеличение стоимости бумаги, которое происходит сейчас, имеет сезонный характер на волне возрастания спроса, и цены на офсет в ближайшее время стабилизируются, будут сохраняться на приемлемом уровне, а в дальнейшем даже снизятся после такого ажиотажного подъема.

В России производят достаточное количество бумаги и для внутреннего рынка, и для экспорта, так что объективных причин для дефицита нет. Российские бумажные предприятия весь прошлый год и первые месяцы этого работали устойчиво. Ни одно из предприятий не останавливалось и не снижало свои объемы производства.

Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-3.jpg

Примем как данность то, что такого объема потребления тетрадей, каким он был до пандемии коронавируса, уже не будет. Многие школы, вузы и колледжи в период перехода на дистанционное обучение начали использовать электронные дневники и электронные отчеты, а затем приняли решение продолжить использовать такой цифровой формат. Поэтому мы не надеемся, что спрос на тетради вернется к доковидному уровню.

И цена, и объемы рынка будут сбалансированы с учетом роста текущего спроса на бумажно-беловую продукцию. В соответствии с этим свою стратегию будут выстраивать целлюлозно-бумажные комбинаты, которые производят тетрадную бумагу.

 

ВИСКОЗА ВМЕСТО БУМАГИ: КАК МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНУЮ ОТРАСЛЬ?

 Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-4.jpg

Антон Потапов, начальник отдела маркетинга ООО «Карелия Палп», Сбер Про

 

Сейчас Россия сталкивается с осознанием необходимости развития лесопромышленной отрасли, как с точки зрения роста многих связанных с ней секторов экономики, так и с точки зрения освоения уникальной ресурсной базы. Обладая самым большим запасом лесных массивов в мире, наша страна не в полной мере реализует свой потенциал в этой области.

 

Трансформация ЦБП

Целлюлозно-бумажная промышленность — это отрасль лесной промышленности, в основе которой лежит глубокая термическая и химическая переработка древесного сырья. Предприятия отрасли выпускают продукцию широкого назначения: различные виды бумаги и картона, канцелярские товары, санитарно-гигиенические изделия, а также целлюлозу для лёгкой промышленности, химической, текстильной и других отраслей.

Целлюлозно-бумажная промышленность РФ сконцентрирована преимущественно в двух крупных центрах: в Северо-Западном федеральном округе и в Иркутской области. При этом постоянно растущий спрос на продукцию сектора со стороны азиатских рынков уже сейчас служит основой консолидации целлюлозно-бумажного кластера в регионах Сибири, успешным примером тут выступает группа «Илим» со своими заводами в Братске и Усть-Илимске.

Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны относительно мал. По данным Росстата, в 2019 году производство бумаги и бумажных изделий обеспечило лишь 0,34% ВВП страны. По данному показателю Россия существенно уступает таким странам, как, например, Финляндия, Швеция, Канада.

Между тем на наших глазах происходит трансформация целлюлозно-бумажной отрасли не только внутри страны, но и глобально. Бумага как средство распространения и хранения информации теряет свою значимость, параллельно с этим растут сегменты использования бумаги и картона в качестве упаковочных решений, всё большее распространение приобретает сегмент санитарно-гигиенических изделий, активно растёт потребление специализированных сортов бумаги; за последнее десятилетие в мире кратно увеличилось потребление вискозной целлюлозы.

 

Перспективы целлюлозы

Целлюлозно-бумажная промышленность РФ в настоящий момент испытывает острую необходимость в диверсификации и внедрении современных технологий, позволяющих реализовывать добавленную стоимость на каждом этапе работы с древесным сырьём.

На сегодняшний день Россия находится лишь на восьмом месте в мире по объёму производства древесной целлюлозы. А согласно актуальной «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года», потенциал увеличения производства целлюлозы в стране составляет 11,3 млн тонн (5 млн тонн — хвойные породы; 6,3 млн тонн — лиственные породы). При этом сама по себе целлюлоза является прежде всего первоначальным сырьём для множества областей её потребления. Налицо текущая «ресурсная» ориентация страны на международной арене ЦБП, которая со временем может трансформироваться в технологическую отсталость целого сектора экономики.

Поэтому приоритетными направлениями развития отрасли в России видятся сектора лесопромышленного комплекса с повышенной добавленной стоимостью и экспортным потенциалом, такие, например, как производство fluff-целлюлозы, развитие производства вискозы, производство мелованных видов бумаг и картонов (в рамках программы импортозамещения).

Располагая ресурсной базой для развития лёгкой и текстильной промышленности, в настоящее время в России не раскрыт потенциал межотраслевых связей. Так, по сей день остаются высокими показатели зависимости представителей текстильной промышленности от импорта сырья. Около 70% объёма вискозной ткани в мире реализуется крупными интегрированными предприятиями, начиная от варки растворимой целлюлозы и заканчивая непосредственно производством нитей и тканей.

 

Основные игроки на мировом рынке вискозной ткани:

Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-5.jpg

 

Что делать?

Организация подобных производства с нуля — финансово и ресурсоёмкий процесс. Перспективным смотрится проект развития Кондопожского ЦБК: на базе модернизации существующих производственных мощностей уже к 2024 году предприятие планирует освоить выпуск 150 000 тонн в год растворимой сульфитной целлюлозы. По оценкам Минпромторга, спрос на вискозную целлюлозу в России к 2030 году будет составлять 130 000 тонн в год (для примера: в период с 1940 по 1970 год СССР нарастил производство вискозного волокна с 11 000 до 370 000 тонн).

Постепенное развитие внутреннего рынка вискозных тканей, потенциал которого на момент планируемого завершения модернизации комбината оценивается в 30 000 тонн в год, а также экспортные перспективы продукта создают Кондопожскому ЦБК почву для устойчивого роста. Сдвиг в локализации лёгкой и текстильной промышленности, основанный на работе с отечественными поставщиками сырья, будет служить подспорьем для роста потребления вискозной целлюлозы на локальном рынке, соответственно, обеспечивать сбыт продукции внутри страны.

Технологический процесс периодичной сульфитной варки создаст гибкость в выборе конечного продукта в рамках переработки древесного сырья, как хвойного, так и лиственного. В зависимости от конъюнктуры рынка Кондопожский ЦБК сможет переключаться на выпуск альтернативных видов целлюлозы. Планируются к расширению и мощности по выпуску макулатурных тарных картонов на предприятии. К текущей продуктовой линейке будут добавлены тестлайнер, флютинг, упаковочная бумага.

Рассуждая о перспективах упаковочных видов картона и бумаг, можно с уверенностью сказать, что у России есть существенный задел перед странами Западной Европы, Северной Америки, Китаем в вопросах повышения уровня цикличности в экономике. Так, среднедушевое потребление продукции целлюлозно-бумажной отрасли в развитых странах доходит до 250 килограммов на человека в год. В России же этот показатель в 5 раз ниже. Поэтому проекты, подобные АО «Кондопожский ЦБК» своевременны и вытекают из логической необходимости повышения уровня импортзащищённости и нацелены на достижение синергетического эффекта в различных отраслях промышленности.

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛПК: КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД УЧЁНОГО

 Обзор СМИ от 18 мая 2021 года-6.jpg

Валерий Суханов, доктор технических наук, член-корреспондент РАЕН, заслуженный работник лесной промышленности РФ, журнал «Лесной комплекс»

 

В ходе онлайн-конференции «IT решения для лесозаготовительных, лесопильных и лесных компаний», организованной ProDerevo в сотрудничестве с отраслевой выставкой Woodex, участники обсудили роль лесозаготовительной промышленности в повышении эффективности работы лесопромышленного комплекса.

 

Профессиональное мнение по данной проблеме высказал Заслуженный работник лесной промышленности РФ Валерий Суханов, который начинал работу на предприятиях лесной промышленности в 1960-х годах и много сил отдавший развитию лесной науки. С позиции своего опыта эксперт оценил принятую недавно Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года и дал оценку состояния науки в отрасли.

— Вклад ЛПК в ВВП страны снизился по отношению в 1990 году в 3,5 раза. Экспортная выручка за этот же период снизилась практически на порядок. Полностью уничтожена отраслевая наука ЛПК, а вслед за ней деградировало лесное машиностроение. В лесной промышленности увеличились незаконные рубки леса.

И вот, наконец, после 30 лет бездействия государство проявило интерес к лесному комплексу. В переработанной Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года провозглашена цель: удвоить вклад отрасли в ВВП страны. К сожалению, наспех разработанная обновлённая Стратегия имеет те же недостатки, что и её предыдущая забракованная редакция. В ней практически не отражены проблемы лесопромышленного комплекса и тем более пути их решения, а кроме того, имеются серьёзные ошибки.

Прежде всего, хотелось бы сказать о системе управления лесным комплексом. Если мы говорим о стратегии, то, очевидно, должен быть и стратег, способный её реализовать. А в настоящее время его нет. Особенно это касается лесопромышленного комплекса — в лесном хозяйстве есть хотя бы Рослесхоз. Ни в Правительстве РФ, ни в Минпромторге нет ни одного крупного специалиста лесопромышленного комплекса.

В настоящее время отраслью управляет совершенно беспомощный и бесправный отдел Минлеспрома численностью с десяток человек. ЛПК сегодня — это огромный кораблю без руля и ветрил. И благодаря такому управлению он потерял лесную науку, машиностроение, обрушились показатели его работы.

Правительство провозгласило создание единого органа управления ЛПК. В частности, премьер-министр Виктория Абрамченко обратилась к президенту страны с предложением о создании такого единого органа управления. Но в Стратегии об этом нет ни слова.

Хотелось бы также остановиться на проблеме концентрации сил и средств, необходимых для её реализации. Всем понятно, что без поддержки государства ускоренное развитие лесопромышленный комплекс проблематично. Однако он включает в себя большое количество отраслей, и существует опасность распыления средств, которое не позволит достичь успеха. На мой взгляд, силы и средства необходимо сконцентрировать на узком участке фронта работ, успехи которого окажут положительное влияние на все другие отрасли ЛПК.

Анализ затрат на производство продукции основных отраслей ЛПК показал, что общими и самыми крупными из них являются затраты на древесное сырьё и энергию. Их суммарная величина составляет 40-45% себестоимости производства продукции. Снижение этих затрат благоприятно скажется на эффективности производства всех видом лесобумажной продукции.

Таким образом, в комплекс мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года необходимо включить следующие рекомендации:

- Создать полноценный орган управления лесным комплексом с фондом НИОКР в размере 2% дохода ЛПК РФ.

- Сконцентрировать государственную поддержку лесопромышленного комплекса на лесозаготовительной промышленности как основе ЛПК.

- Провозгласить одной из задач лесопромышленного комплекса на ближайшую перспективу обустройство одноэтажной России на базе деревянного домостроения.

- Признать в качестве основной хлыстовую технологию заготовки древесины и приоритетное развитие энергетики на древесном топливе.

- Отменить действующую систему финансирования отраслевой науки.

- Оказать государственную поддержку отраслевым заводам лесного машиностроения.

Состояние науки в российском лесном комплексе практически все представители отраслевого сообщества оценивают крайне критически. Ранее о проблеме недостаточного финансирования научных разработок рассказал Александр Добровольский, доцент кафедры лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова.

Законодательные инициативы также остаются в фокусе внимания отраслевых специалистов. В частности, по вопросу определения механизмов регулирования рынка лесоустроительных работ и роли арендаторов в этой работе высказалась член Совета Федерации Татьяна Гигель.