Обзор СМИ от 18 мая 2022 года

Обзор СМИ от 18 мая 2022 года
18.05.2022

ЛЕС РУБЯТ, ИСКРЫ НЕ ЛЕТЯТ

 

Анна Васильева, «КоммерсантЪ»

 

Минприроды намерено разрешить сплошные рубки в защитных лесах вблизи населенных пунктов и объектов экономики. Чиновники полагают, что такая мера не позволит перекинуться лесным пожарам на жилые дома и предприятия. В «Гринписе России» настаивают, что рубки возле населенных пунктов «неизбежно приведут к множеству социальных конфликтов и вызовут волну народного возмущения».

 

Проект поправок к Лесному кодексу РФ Минприроды опубликовало для общественного обсуждения. Согласно документу, ведомство предлагает для создания «противопожарных разрывов» разрешить сплошные рубки в защитных лесах, которые примыкают к населенным пунктам и объектам экономики.

Защитные леса имеют особо ценное значение, и в их отношении устанавливается особый правовой режим использования, охраны и защиты. Например, это могут быть леса на особо охраняемых природных территориях, городские лесные массивы, а также те, которые выполняют функции защиты. Сейчас Лесной кодекс запрещает проводить на этой территории сплошные рубки. Есть лишь несколько исключений. В частности, запрет не действует, если необходимо проводить аварийно-спасательные работы.

Из пояснительной записки следует, что поправки помогут защитить населенные пункты и объекты экономики от угрозы перехода лесных пожаров: «Как правило, именно защитные леса имеют общую границу с населенными пунктами, в том числе подверженными угрозе от природных пожаров, вокруг которых необходимо создавать противопожарные разрывы путем их рубки». «Часть примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики лесных насаждений относится к особо охраняемым природным территориям и лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов,— отмечается в пояснительной записке.— Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, в таких лесах запрещаются. При этом комплекс мер по защите населенного пункта будет эффективен только в случае полного контура противопожарных барьеров. Любые оставленные участки обесценят проделанную работу».

Авторы инициативы уверены, что, «к сожалению, альтернативы противопожарным барьерам не существует»: «Те же минерализованные полосы лишь немного упростят дальнейшие работы по тушению, к тому же в большинстве случаев их также невозможно делать без рубки технологических коридоров».

В документе говорится, что «для снижения рисков злоупотреблений» полностью отменять запрет на проведение сплошных рубок Минприроды не собирается. Согласно поправкам, проводить их можно будет лишь в случае «мероприятий для защиты населенных пунктов и территорий, потенциально подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров». Принимать решение о проведении таких рубок будут региональные или местные чиновники.

Такие же послабления предложены и для особо защитных участков лесов, к которым в том числе относятся заповедные леса и участки вдоль водных объектов.

Алексей Ярошенко из «Гринписа России» указывает, что леса вокруг городов как раз в основном относятся к категории защитных. По его оценке, на территории, которые могут быть затронуты этим законопроектом, приходится около 2% российских лесов. «Для жителей городов эти леса самые важные,— отмечает эколог.— Если такие рубки массово начнутся в регионах России, то они неизбежно приведут к множеству социальных конфликтов и вызовут волну народного возмущения. А люди на местах чаще всего понимают, что такие "противопожарные разрывы" имеют очень условное отношение к пожарной безопасности, чаще всего просто служат поводом, чтобы что-то порубить вблизи путей вывозки».

Впрочем, по мнению господина Ярошенко, за предложением Минприроды «стоит не столько злой умысел, сколько широко распространенный среди чиновников миф о том, что лес, примыкающий к населенному пункту, представляет большую пожарную опасность, чем безлесное пространство».

«На самом деле все ровно наоборот: большинство ландшафтных пожаров переходит на поселения и объекты инфраструктуры не с лесов, а с безлесных пространств с сухой травой, которая равномерно и быстро просыхает, жарко горит и по которой огонь легко разносится ветром на большие расстояния»,— говорит он.

 

СУЗИВШИЙСЯ ЭКСПОРТ

 Обзор СМИ от 18 мая 2022 года-Лесная индустрия–Сузившийся экспорт.jpg

Марина Сидорова, «Лесная индустрия»

 

Из-за спецоперации России на Украине европейские страны, США, Япония закрыли свои рынки для поставок российской продукции, в том числе и лесопромышленной.

 

Из-за сокращения экспортных рынков Россия в 2022 г. может потерять $3,4 млрд.

В 2021 г., согласно данным Lesprom Analytics, Россия экспортировала в эти страны товаров деревообработки и ЦБП (пиломатериалы, фанера, шпон, целлюлоза, немелованные бумага и картон, щепа и пеллеты) на сумму $4,14 млрд. Самым крупным рынком сбыта, закрывшимся для России, была Европа. Стоимость российского экспорта в страны ЕС в 2021 г. оценивается в $2,92 млрд. Львиная доля пришлась на поставки досок – $1,54 млрд. Экспорт фанеры оценивается в $777,6 млн, а пеллет – в $241,3 млн. Значительная часть в российском экспорте лесопромышленной продукции приходится на Японию – $539,2 млн. Основу поставок также составляют доски ($392,8 млн). Также страна закупала в России шпон ($72,8 млн). В США Россия отгрузила в 2021 г. фанеры и пиломатериалов на общую сумму $391,4 млн. Основная доля стоимости экспорта пришлась на фанеру – $345,7 млн. Большую часть российского экспорта в Великобританию также составляют пиломатериалы и фанера – консолидированно стоимость поставок этой российской продукции в страну в минувшем году составила $210,4 млн. Всего же Россия отгрузила на этот рынок товаров ЛПК на сумму $287,1 млн.

В январе-феврале этого года Россия также активно торговала с западными странами. Консолидированно на поставках этой продукции в Японию, ЕС, Великобританию и США Россия заработала $716,7 млн. Экспорт пиломатериалов, фанеры, шпона, целлюлозы, немелованных бумаги и картона, щепы и пеллет в ЕС составил $436,3 млн. Поставки в Японию аналогичной продукции, за исключением немелованных бумаги и картона, за первые два месяца текущего года оцениваются в $130,4 млн. Стоимость экспорта досок и фанеры в США в январе-феврале составила $115,4 млн. В Великобританию было отгружено пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, немелованных бумаги и картона, а также пеллет на $34,6 млн.

Перенаправить полностью всю эту продукцию на рынки дружественных стран – Китая, Индии и Египта – вряд ли удастся. По итогам 2021 г. Китай и так снизил закупку российских досок на 8,3%, до 16,5 млн м3. Снижение импорта обусловлено спадом на строительном рынке страны, так что в текущем году поднебесная вряд ли сможет нарастить закупки российских пиломатериалов. В I квартале этого года продажи жилья в Китае в натуральном выражении в марте уже упали на 25,6%, в то время как начало нового строительства в пересчете на площадь снизилось на 17,5%. Традиционным рынком для сбыта российских досок всегда был Египет. Но и он не сможет «переварить» выпадающие из Европы, США и Японии объемы. В прошедшем году экспорт пиломатериалов из России в Египет понизился на 4,1%, до 918,5 тыс. м3. Индийский рынок хоть и большой, но растущим он является для поставок газетной бумаги. Что касается пиломатериалов и фанеры из России, то потребность в этих продуктах там небольшая. В 2021 г. экспорт досок в эту страну из России составил всего 59,7 тыс. м3 (+12,2%), а фанеры – 301,0 тыс. м3 (-11,6%).

Аналогичная ситуация и с фанерой. Крупнейшие ее потребители – США и Европа. В Египет в 2021 г. Россия отправила 310 тыс. м3 этой продукции на сумму $143,1 млн. Перенаправить туда все объемы, которые раньше закупали США (568,6 тыс. м3) и ЕС (1728,8 тыс. м3), не получится. В Китае российская фанера большим спросом не пользуется – поставки в эту страну в минувшем году составили всего 72,4 тыс. м3.

По экспорту шпона Япония является вторым направлением для российских комбинатов. На первом месте Китай, а на третьем – страны ЕС. Забрать все объемы, которые ранее шли в Японию и Европу, китайский рынок также не сможет. В противном случае китайским компаниям придется увеличить потребление российской фанеры более чем в два раза. В Индию российские компании шпон практически не поставляют, а объем экспорта в Египет невелик – в январе он был 0,5 тыс. м3 на сумму $0,2 млн.

Главным рынком сбыта древесной щепы традиционно была Финляндия, где она использовалась в основном на ЦБК. Из-за закрытия границ поставки в эту страну стали невозможны. Спросом на других рынках, как, собственно, и внутри страны, эта продукция не пользуется.