Обзор СМИ от 18 января 2023 года
КОНТРОЛИРОВАТЬ ПЕРЕВОЗКУ ДРЕВЕСИНЫ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ БУДЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Светлана Задера, «Российская газета»
Отслеживать перемещение заготовленной древесины и наказывать нелегалов к 2025 году по всей стране будут с помощью автоматических камер, рассчитывает руководитель Рослесхоза Иван Советников. В интервью "Российской газете" он рассказал, что нужно сделать, чтобы запустить систему искусственного интеллекта в лесном хозяйстве, и как предполагают предотвращать лесные пожары в этом году.
- Иван Васильевич, прошлый год запомнился лесными пожарами в Рязанской области. Сейчас в правительстве рассматривается законопроект, который позволит "Авиалесоохране" помогать регионам тушить огонь без введения режима ЧС. Что даст такой закон?
- У нас задача простая - не допустить ЧС. Мы хотим быстрее принимать решение. Не ждать, пока все разгорится, а заранее, превентивно отправлять людей и технику. По сути этот законопроект сократит бюрократический путь. Сегодня законопроект уже направлен правительством в Госдуму.
- Поправки примут уже к началу пожароопасного сезона?
- Надеюсь, что законопроект будет принят до начала пожароопасного сезона, все подготовительные работы следует завершить зимой.
- Еще говорили про усиление группировки "Авиалесоохраны" в Центральной России. Уже выбрано, где это будет?
- У нас сильная база в Пушкино, вероятно, там и будет усиление. Пока прорабатываем этот вопрос.
- Готовитесь к пожароопасному сезону уже сейчас?
- Мы за зиму должны разработать и собрать сводные планы, заключить контракты на авиацию и другие виды работ. Нужно закрыть открытые вакансии, закупить оборудование, где оно изношено, подготовить людей: провести медкомиссии, сделать прививки. Вот это все мы делаем зимой, потому что активный сезон у нас начинается уже в середине марта - в апреле, хотя первые пожары будут уже в январе.
- В Пермском крае в рамках пилотного проекта уже начали отслеживать перевозку древесины с помощью автоматических камер. Когда контролировать перемещение леса с помощь искусственного интеллекта будут по всей стране?
- Мы только в самом начале пути. Провели дорожные испытания, они выявили много положительных моментов. Но есть и сложности: пока искусственный интеллект не на 100% различает грузовики, перевозящие древесину. Мы столкнулись с такой историей: бревно по своей геометрии очень похоже на трубу. При тестировании мы "поймали" несколько машин, перевозящих трубы. Так как искусственный интеллект посчитал, что это тоже стволы. Есть и другие истории, но это точно решаемые вещи. Надо просто обучить искусственный интеллект.
Стоимость древесины сейчас находится на относительном историческом минимуме, и не стоит ждать резкого роста цен, сейчас предпосылок для этого нет
С другой стороны, нужно доработать законодательство. Мы для себя на эту работу взяли на 1,5-2 года. Я думаю, что к 2025 году запустим это в полном масштабе по всей стране. Это наш флагманский приоритетный проект - в перспективе мы хотим отказаться от "ручного" привлечения к ответственности.
Для нас совершенным приоритетом является прозрачность нашего контроля. Очевидно, что любой человек пристрастен, и его работа зависит от настроения, усталости, даже от проблем в семье. Камера беспристрастна, она может работать без обеда, сна и отдыха. Я, как юрист, убежден: в наказании главная вещь - это не суровость, а неизбежность. Если вы знаете, что наказание произойдет неизбежно, то даже небольшая сумма штрафа вас будет останавливать.
- Какие регионы могут быть следующими?
- Наша задача - за два года отточить эту технологию, принять нормативные акты, прописать с Минфином правила работы со штрафами, решить вопросы инфраструктуры. Несмотря на все плюсы, камера реагирует и на осадки, и на жару, и на холод. Посмотрим, как она будет работать в южных и северных регионах, но это будут те регионы, где большой объем лесозаготовки. Нет особого смысла ставить камеры, например, в Калмыкии. Это очень малолесный регион, там мало заготавливают. Камеры нужны на крупных перевалочных пунктах, у крупных производств.
- С марта вступят в силу поправки в Лесной кодекс. Расскажите об основных нововведениях?
- Мы долго решали вопрос упорядочения заготовки древесины. И вот у нас финальная точка - уже с 1 марта вступают в силу все нормы. У нас появляется понятная прозрачная структура отвода лесосек, мы заранее должны знать, что рубим. Долгие годы сдавались бумажные отчеты с данными, которые формально соответствовали планшетам, но не отражали реальную ситуацию в лесу. То есть на бумаге была одна жизнь, а в лесу - другая. Наша задача - правда, чтобы документы соответствовали жизни.
- Рослесхозу переданы полномочия предоставлять лесные участки для приоритетных инвестпроектов. Как это повлияет на отрасль?
- В ходе работы мы выявили две проблемы. Крупные инвестиционные проекты, где объем инвестиций более 3 млрд рублей, часто бывают межрегиональными: завод ставится в одном регионе, а производственная база - в другом. Конечно, в таких ситуациях возникало много сложностей, появлялось соперничество между губернаторами. В регион, где стоит завод, идут и основные инвестиции, и, соответственно, налоги. А другой регион просто продает лес. Это усложняло реализацию таких проектов.
И, давайте скажем честно, у нас были губернаторы, которые не очень ответственно относились к нашим инвесторам. В Кировской области при прошлом губернаторе инвестору пришлось судиться с региональными властями, потому что его проекту, который был уже согласован во всех инстанциях, не давали лес в аренду. Вот эти две проблемы мы и должны решить: проекты на стыках двух регионов и злоупотребления. Мы не связаны региональными интересами, хотя их, безусловно, учитываем.
- Многие предприятия лесной промышленности жалуются на проблемы из-за санкций. Восьмым пакетом санкций расширили ограничения на продажу продукции из дерева. Это критичные ограничения для рынка? Как они отразятся на стоимости товаров из дерева внутри страны?
- Основной проблемой для лесной промышленности был пятый пакет санкций, который прямо запретил экспорт пиломатериалов. В ответ на это правительством России были приняты меры по поддержке отрасли. Восьмой пакет устанавливает запрет на экспорт древесной массы и бумаги. Это не самая большая статья экспорта - около 5%. Основной объем бумаг, картона и целлюлозы потребляется в России. Наши ЦБК закрывают общероссийский объем. В этой связи мы не прогнозируем каких-то существенных проблем для бизнеса.
- В этом году лесное хозяйство будет работать стабильно?
- Мы, как всегда, надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. На лесном хозяйстве санкции отражаются несильно, наша отрасль самодостаточная в этом плане. Лесной промышленности сложнее. Сейчас для поддержки предприятий уже введена логистическая субвенция, рассматривается возможность ее расширения. Мы активно обсуждаем и продление других мер поддержки.
- Что будет с ценами?
- Прошлой зимой я предполагал, что цены на продукцию лесопереработки существенно снизятся. Так и случилось. Более того, падение оказалось более значительным, чем я ожидал. Мне, как человеку, который работает в этой отрасли, хотелось бы, чтобы цена подросла. Пока она погранична себестоимости. Это хорошо для потребителя. И если потребителя цена сейчас радует, то для производителя это, безусловно, стресс. На рынке объективно больше древесины, при этом спрос ниже по сравнению с количеством предложений. Не думаю, что стоит ждать резкого роста цен, в настоящий момент предпосылок для этого нет. Сейчас стоимость пиломатериалов находится, я бы даже сказал, на относительном историческом минимуме.
- Сколько древесины было заготовлено 2022 году? Какую часть ВВП она составила?
- Мы заготовили порядка 190 миллионов кубических метров. В декабре началась зимняя заготовка, точные итоги года мы увидим ближе к февралю. Снижение составило порядка 10-15% от прошлого года. Наша задача - преодолеть тренд на снижение заготовки в этом году и вернуться к нашим стабильным объемам заготовки 220-230 миллионов кубов.
Если говорить о ВВП, то мы ожидаем около 0,8% от общего ВВП страны. У нас идет рост с 2017 года более чем в 1,5 раза. В денежном эквиваленте, по нашим оценкам, лесная отрасль дает порядка триллиона рублей в экономику России. Считаем, что этого недостаточно, есть еще потенциал для роста. Лесной комплекс в широком смысле слова может приносить больше денег в экономику России.
- Больше - это сколько?
- Совершенно точно можем удвоить и даже утроить показатели. Это в силах лесного комплекса.