Обзор СМИ от 19 декабря 2022 года
«ЛЕСНОЙ ЭТАЛОН» ПРОТИВОДЕЙСТВУЕТ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ЛЕСОЗАГОТОВКЕ И ЗАЩИЩАЕТ БРЕНДЫ ОТ РИСКОВ
Юлия Бурнышева, директор по коммуникациям, система добровольной сертификации «Лесной эталон», «Леспроминформ»
Российские производители товаров повседневного спроса, ритейлеры, и особенно магазины товаров для дома, использующие много древесины, обеспокоены уходом с отечественного рынка общепризнанных систем сертификации, которые позволяли им снижать риски, касающиеся происхождения сырья и товаров.
Первая растерянность от ухода международной системы сертификации быстро прошла, и компании пробуют собственные меры, для того чтобы сохранить ответственные цепочки поставок (разумеется, этот вопрос был актуален для тех, кто уже занимался прослеживаемостью поставок и устойчивым развитием). Одни компании решили внедрять собственные, внутренние, системы контроля поставщиков, другие пробовали подойти серьезнее и самостоятельно подняться вверх по цепочке до самой лесозаготовки, но обнаружили, что это очень большая работа, на которую нет ресурсов и экспертизы. И поэтому, когда запустили аналог международно признанной системы сертификации – «Лесной эталон», у таких участников рынка появился понятный и опробованный временем механизм.
Почему этот механизм подтверждения важен для ритейлеров и чего опасаются бренды, которые дорожат репутацией? Потенциально в российских магазинах может оказаться засилье товаров и упаковки из нелегальной древесины. Репутационные издержки от такого товара для производителей и их клиентов будут огромными.
В России приостановили работу международные системы сертификации, которые дополнительно проверяли происхождение сырья. Остался государственный контроль, но, даже по официальным данным, проблема нелегальной заготовки древесины очень острая, особенно в Сибирском федеральном округе. Речь идет о тысячах кубометров древесины и ущербе на сотни миллионов рублей.
Например, с января по март 2021 года в восьми из 15 регионов России Рослесинфорг с помощью космомониторинга выявил 49 случаев незаконных рубок объемом более 50 тыс. м3. Речь идет о республиках Бурятия и Башкортостан, Забайкальском и Красноярском краях, а также об Архангельской, Иркутской, Свердловской и Тверской областях. Размер ущерба – примерно 437 млн рублей.
По оценкам экспертов, до 20% всей древесины в России может быть заготовлено с нарушениями закона (неполное декларирование объемов заготовки, серьезные нарушения в ходе заготовки) или нелегально. Самое распространенное прикрытие – санитарные рубки, назначенные здоровому лесу. К примеру, в Иркутской области по обращениям WWF России в государственные органы отменялось до 80% таких обследований леса (в 2019–2020 годах).
Разумеется, проблемы такого характера сохраняются в лесном секторе, а в условиях массового исхода международных институтов из России и оттока квалифицированных кадров не приходится ждать улучшения ситуации без дополнительных мер.
Переживания брендов небезосновательны, поскольку в официальную статистику попадает лишь малая часть «нелегалки» – собственно браконьерские рубки, которые выявляются в лесу. При этом статистика не учитывает систематические перерубы при легальной заготовке (доля неучтенной древесины может составлять 10–20% общего объема заготовки), серьезные нарушения (например, рубки в защитных лесах и ООПТ и полюбившиеся в некоторых регионах санитарные рубки, которые, к сожалению, часто назначаются неправомерно или необоснованно). И хотя основной размах «нелегалки» в «серой» зоне, не исчезла и проблема «черных лесорубов», а также древесины неизвестного происхождения – неучтенной в официальных документах по заготовке, в том числе заготовленная браконьерами.
Поэтому в официальную государственную статистику, как правило, попадает незначительная часть (около 1%), едва превышающая статистическую погрешность. И лишь по экспертным оценкам и исследованиям НПО с полевыми проверками и результатами космомониторинга можно получить более точное представление о проблеме от региона к региону (около 5% или даже 20% заготовки!). Пожалуй, это одна из причин того, почему бренды пока не могут полагаться только на государственные проверки и прибегают в том числе к иным механизмам, таким как добровольная сертификация для своих поставщиков, товаров и упаковки.
Система сертификации «Лесной эталон», запущенная в апреле 2022 года, опирается на самые строгие международно признанные требования и накопленный за 20 лет национальный опыт. «Лесной эталон» поможет производителям и ритейлу не потерять или выстроить заново ответственные цепочки поставок, а также снизить риски по наиболее уязвимым аспектам лесопользования в России.
Добровольная сертификация «Лесной эталон» – это тот инструмент, который позволяет заявлять об ответственном подходе к лесам и может применяться для нефинансовой отчетности в рамках устойчивого развития и ESG. Х5 Group, «Оптиком» и другие компании сегментов HoReCa, e-commerce и крупных производителей FMCG-товаров будут использовать сертификацию «Лесной эталон» для подтверждения устойчивости цепочки поставок бумажной упаковки и товаров из лесобумажного сырья.
Какие же основные механизмы заложены в системе сертификации «Лесной эталон», которые помогают купировать риски? По сути, сертификация – это еще одно сито, через которое компания-покупатель может просеять своих контрагентов и поставщиков, чтобы снизить собственные риски.
«Лесной эталон» учел все эффективные решения и ошибки системы FSC, которая считается в мире наиболее строгой и заслуживающей доверия, и переложил этот опыт на свои стандарты. В частности, если мы говорим о стандарте лесоуправления, то система «Лесной эталон» придерживается тех же десяти принципов, что и FSC, расшифровывает и предлагает оценить их с помощью 68 критериев.
Первый принцип системы – соответствие законодательству иногда воспринимают как бюрократию или «двойную проверку», однако это та основа, базис, без которого невозможны надстройки и «чек-лист» дополнительных обязательств, которые берет на себя лесопользователь, как превышающие нижнюю границу нормы, установленную законодательством. Аудитор не только проверяет документацию, но и обязательно выезжает на полевые проверки. Кроме того, после выявления слабых мест в сертификации FSC сами сертифицированные компании и аудиторы принимают комплекс мер для оценки обоснованности и легальности назначения санитарных рубок.
Добровольная схема FSC до 2021 года не ставила перед собой задачу полностью контролировать законность действий региональных органов управления лесами во всех сферах, в том числе правомерность назначения санитарных рубок. При этом федеральные органы власти последние годы демонстрировали, что они осознают проблему незаконных санрубок и принимают практические меры по исправлению ситуации в целом. Проводятся многочисленные проверки, ужесточены требования к подготовке актов лесопатологических обследований, а в некоторых случая отменяются уже выданные акты. В каждом случае аудитор должен дать независимую (от компании и госорганов) оценку.
Кроме того, разработан целый комплекс специальных мер, позволяющих сертифицированному лесопользователю взаимодействовать с контрагентами и проверять их в рамках поставок контролируемой древесины. Это регламентирует Национальная оценка рисков, разработанная коллективом российских экспертов, представляющих разные интересы: экологические, экономические и социальные.
Особое внимание разработчиков стандартов привлекают наиболее проблемные аспекты российского лесного сектора: нелегальные или неправомерные санитарные рубки, недостаточная защита и фрагментация лесов высокой природоохранной ценности (особенно малонарушенных лесных территорий, наиболее ценных для сохранения биоразнообразия и климата), некачественное восстановление леса (когда по факту он не восполняется целевыми, хозяйственно ценными породами), расточительное лесопользование. И хотя система пока не предусматривает жестких рамок по ним, эксперты разработали рекомендации по работе с этими уязвимыми местами – с тем чтобы вывести лесопользование на новый, более устойчивый и стратегически выигрышный уровень.
Комбинация трех компонентов – разработки стандартов одновременно с трех позиций (природоохранной, экономической и социальной), привлечения заинтересованных сторон и независимой оценки аудитора – и составляет главную ценность и действенность системы.
ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ?
Юлия Долганова, «Леспроминформ»
В Вологодской области достигнут основной показатель, установленный федеральным проектом «Сохранение лесов». Как сообщили в региональном департаменте лесного комплекса, отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений для Вологодчины в нынешнем году составляет 87,8%.
Все регионы РФ должны достичь стопроцентного соотношения указанных показателей к 2024 году.
«По состоянию на 11 ноября 2022 года лесовосстановление в регионе выполнено в полном объеме, – сообщили в департаменте. – Искусственное лесовосстановление реализовано на 153% – на площади 11,7 тыс. га. Завершены и запланированные на год объемы агротехнических и лесоводственных уходов за культурами. Работы выполнены на площади 28,2 тыс. га».
Согласно официальным данным, за 10 лет объем воспроизводства лесов в Вологодской области вырос в 1,7 раза. В 2012 году в регионе было запланировано лесовосстановление всего лишь на 43,2 тыс. га, в 2022 году – уже на 75,3 тыс. га. Основной объем работ проводят арендаторы лесных участков, а на площадях, не переданных в долгосрочную аренду, – лесхозы области.
В настоящее время в регионе действует государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2021–2025 годы», одна из ее подпрограмм нацелена на сохранение лесов. В этом документе в частности указано, что к 2025 году объем искусственного лесовосстановления должен быть доведен до 7873 га (с 5708 га в 2021 году), то есть этот показатель уже перевыполнен. Запланировано также, что ежегодно долю семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян необходимо обеспечить 2,7%, а долю посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала – 5,8%. При этом с 2019 года проводится масштабная модернизация мощностей Вологодского селекционного центра, основной этап был запущен в 2020 году. При поддержке областного правительства началось строительство второй производственной площадки с тремя теплицами на 1 млн сеянцев каждая и площадкой закаливания с поливочной системой, технику и оборудование для которой закупали в России и Белоруссии. То есть на момент составления госпрограммы уже было известно, что мощности лесных питомников Вологодчины существенно увеличатся.
«В теплицах мы выращиваем сеянцы только с закрытой корневой системой, которые потом выносим на свежий воздух для закаливания, – рассказал директор САУ лесного хозяйства ВО "Вологдалесхоз" Вадим Черноусов. – В поливке мы ушли от естественных водоемов. Поливочная система в теплицах автоматическая: вода из артезианской скважины нагревается, и ею поливают растения».
Сейчас для достижения стопроцентного лесовосстановления в селекционном центре строятся еще четыре современные теплицы для саженцев мощностью 800 тыс. сеянцев каждая. В настоящее время здесь выращивают около 4,6 млн сеянцев в год, а планируется почти в два раза больше. Уже есть договоренности, что вологодский посадочный материал будет получать Архангельская область.
Ежегодно в Вологодской области выращивают 20 млн сеянцев хвойных пород, для этого создано больше 100 питомников общей площадью 51,3 га. Наибольшая площадь закладки посевных отделений в Вашкинском, Вологодском, Тотемском и Устюженском лесхозах – филиалах САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».
«За прошедший период выполнены 11 показателей программы. Это противопожарные показатели, в том числе доля крупных лесных пожаров и доля пожаров, ликвидированных в течение первых суток, в общем количестве лесных пожаров, а также показатели лесоустройства, лесопользования и обеспечения реализации госпрограммы. Перевыполнены показатели лесовосстановления: объем искусственного лесовосстановления, доля семян с улучшенными наследственными свойствами и доля посадочного материала с закрытой корневой системой», – пояснили в региональном департаменте.
Однако чиновники отмечают, что не все запланированные показатели программы текущего года могут быть достигнуты.
По мнению экспертов, по итогам года будут выполнены 23 программных показателя из двадцати шести. Какие именно попали «в отстающие», не поясняется. Вероятно, это показатели, связанные с заготовкой древесины. Предполагалось, что к 2025 году доля земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда будет доведена до 64,4%, а фактический объем заготовки древесины составит не менее 55,7% установленного допустимого объема изъятия древесины. Но в нынешней геополитической и экономической ситуации лесному бизнесу нелегко, поскольку экспорт древесины и продуктов ее глубокой переработки существенно сократился. И сообщение, что «по трем показателям имеются риски невыполнения, на данный момент разработан комплекс мер по их достижению», можно трактовать как поиск возможностей государственной поддержки для ЛПК.
Вологодская область уже готова выйти с инициативой на федеральный уровень, губернатор Олег Кувшинников в ближайшее время направит премьер-министру РФ Михаилу Мишустину пакет документов. «Он сейчас готовится и будет включать наши предложения по дополнительным федеральным мерам поддержки регионального лесопромышленного комплекса, пострадавшего из-за беспрецедентного санкционного давления, – рассказал губернатор агентству ТАСС. – Это одна из системообразующих отраслей нашей экономики, поэтому мы прилагаем максимум усилий, чтобы поддержать ЛПК в непростой период переориентации на новые рынки».
Ранее на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Олег Кувшинников сообщил, что «для дальнейшего развития регион направил на федеральный уровень порядка 30 предложений по мерам поддержки лесного комплекса». По его словам, они касаются отсрочки налоговых платежей и за аренду лесного фонда, помощи в открытии таможенных коридоров на рынки дружественных стран.