Обзор СМИ от 19 сентября 2022 года
СИТУАЦИЯ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ НЕПРОСТАЯ
Мария Алексеева, «Лесной регион»
Согласно данным действующего Лесного плана Республики Коми, в регионе сегодня представлены все стадии и звенья производства: от охраны и восстановления лесов, заготовки древесины до переработки древесного сырья.
В то же время треть объёма производства ДВП, более 45% лесоматериалов и почти 80% фанеры Коми прежде поставляла на экспорт. Несмотря на возникшие сложности, тенденции развития лесной промышленности Республики Коми сохраняются, убеждён генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов.
- Анатолий Геннадьевич, как вы оцениваете состояние ЛПК региона, какие его сильные и слабые стороны можете выделить?
- Лесопромышленный комплекс в Республике Коми по доле в структуре региональной экономики существенно уступает базовым отраслям – энергетике, нефтегазовой отрасли. Однако ЛПК выполняет важную социальную роль – обеспечивает занятость населения и сохраняет систему расселения на территории региона. Структурно лесопромышленное производство республики представлено предприятиями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В прошлом году было заготовлено больше 9,7 млн. кбм древесины. У нас производится офсетная и газетная бумага, картон, фанера, плиты ДСП и ДВП, а также MDF, пиломатериалы обрезные и строганые, брикеты и пеллеты. Большие лесные запасы с расчётной лесосекой 32,3 млн. кбм позволяют наращивать производственные мощности по переработке древесины.
Так, в настоящее время заявлено четыре инвестиционных проекта на общую сумму свыше 52 млрд. руб. Планируется выпускать востребованные сегодня на рынке плиты MDF, ОSP, фанеру и сухие пиломатериалы.
В республике закреплено Лесным планом выделение лесных ресурсов для малого бизнеса, посредством электронных площадок проводятся аукционы на право заготовки древесины. В 2021 году малые и средние предприятия заготовили больше 1,3 млн. кбм.
Конечно, не всё благополучно, есть прецеденты расторжения договоров аренды с компанией, не полностью реализовавшей инвестиционный проект. Однако у лесной промышленности Республики Коми есть все возможности развиваться. Перспективы развития определяются как экономическими, так и неэкономическими факторами.
К экономическим относятся высокая обеспеченность качественными лесосырьевыми ресурсами и возможность значительного увеличения объёмов производства за счёт модернизации действующих предприятий и создания новых. А неэкономическим фактором выступает социальная значимость отрасли в обеспечении занятости населения республики – сегодня на ЛПК приходится 4,9% всех работающих в регионе.
- Как влияют на ситуацию в ЛПК антироссийские санкции?
- В этом году ситуация серьёзно усложнилась. Компании, поставляющие продукцию в европейские страны, вынуждены искать новые рынки сбыта. Закрытие западных портов и отказ в предоставлении судов вынуждают экспортёров выстраивать другие маршруты доставки. Возникают проблемы с обеспечением запасными частями и техникой импортного производства.
Однако федеральные и региональные власти стараются по возможности оказывать отрасли поддержку, в основном финансовую.
- Развитие лесной промышленности связано и со строительством лесовозных дорог в регионе. Как сегодня обстоят дела с этим?
- Больше 90% перевозок древесины выполняются автомобильным транспортом, среднее расстояние вывозки 250 км. Строительство лесовозных дорог и мостов полностью возложено на лесопользователей.
- В лесной и лесоперерабатывающей отраслях кадровая проблема довольно острая, особенно на периферии страны. Новые машины и оборудование требуют новых навыков, которые в традиционных образовательных учреждениях получить почти невозможно. Есть ли подобные трудности в республике? Как вы с ними справляетесь?
- В Коми в лесной отрасли трудится больше 14 тыс. человек, которые обучались в региональных и российских учебных заведениях. В регионе есть и специализированные учебные заведения: это Сыктывкарский лесной институт (филиал Санкт-Петербургского лесотехнического университета), Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум, Сыктывкарский лесопромышленный техникум.
Однако в них нет собственных учебных производств для обучения работе на современных высокотехнологичных лесных машинах и лесопильном оборудовании с электронными системами управления. Зачастую студентов приходится обучать с помощью фильмов, плакатов и макетов. Большинство выпускников трудятся на региональных предприятиях.
- Что изменилось с созданием лесного образовательного кластера республики?
- Перекрёстное обучение позволяет студентам вузов лучше понять и изучить прикладные дисциплины, научиться применять эти знания на практике. Студенты техникума в свою очередь могут познакомиться с современными технологиями лесной промышленности если не в объёме вузовской программы, то с вузовской подачей.
Цель создания образовательного кластера – подготовка специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к их уровню и компетенции предприятиями и организациями региона и страны. Но невозможно подготовить современного специалиста – специалиста широкого профиля без профессиональной практики в реальных производственных условиях.
Сегодня инженер-механик лесозаготовительной техники должен уметь не только держать в руках молоток и зубило, но и оценивать возможности лесовосстановления, применять интенсивный способ заготовки, а также знать, в каком производстве используется та или иная порода.
Занятия в лаборатории и практика на производствах не дают достаточного объёма знаний и навыков. Мы предлагаем создать полноценное самоокупаемое учебное хозяйство и выделить ему 5–10 га земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства, включая лесозаготовку, а также земель промышленного назначения для переработки древесины и ТО механизмов, безотходного использования древесного сырья, проведения научных исследований.
За шесть месяцев работы на таком предприятии студент получит определённую квалификацию, стаж работы, заработную плату, а в казну государства поступят налоги.
СТАРЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕВЕДУТ НА ДРЕВЕСНЫЕ ГРАНУЛЫ
Татьяна СУХАНОВСКАЯ, «Лесной регион»
В прошлом году 90% топливных гранул, которые производятся в Архангельской области из отходов древесины, вывозилось за рубеж, в основном в страны Европы. Но в этом году из-за сокращения количества западных потребителей предприятия региона были вынуждены снизить выпуск пеллет более чем на 30%.
У большей части продукции лесоперерабатывающего комплекса Поморья появились и появляются новые заказчики, в том числе в Китае. Возвращается к прежним показателям и объём заготовки древесины, во многом благодаря федеральным мерам, касающимся продления сроков вывоза древесины из леса и разрешения рубок в ельниках на соседних участках (без соблюдения сроков примыкания).
Но с пеллетами всё сложнее: только часть производителей топливных гранул Поморья смогли организовать их реализацию через Турцию. Если же остановить пеллетные заводы и отказаться от производства гранул, то в Архангельской области, как и десять лет назад, снова начнут расти свалки древесных отходов: драгоценное экологически чистое топливо будет гнить под открытым небом, бюджет недополучит миллионы рублей налогов, а люди потеряют работу.
Вместе с тем полностью перевести регион на пеллеты нельзя – многие дома в Архангельской области сейчас подключают к гораздо более дешёвому природному газу. Но нитки газопровода будут протянуты не везде: на территории области остаётся ещё много старых, не прошедших модернизацию теплопунктов, работающих на угле. При этом если раньше вопрос о переводе муниципальных котельных на пеллеты из-за огромного экспорта даже не рассматривался, то теперь он стал темой дня в ЛПК: это один из немногих способов поддержать архангельские заводы топливных гранул.
Пеллетную тему обсуждали и во время круглого стола в рамках форума «Лесоруб XXI века». На нём отмечалось: сегодня для предприятий Поморья, выпускающих топливные гранулы, нужно заново настроить логистику поставок. Участники круглого стола предложили создать отдельную государственную программу по развитию в России внутреннего рынка топливных гранул. Она могла бы субсидировать часть затрат на строительство и модернизацию котельных, которые будут использовать в качестве топлива пеллеты.
Кроме того, в программу вошла бы компенсация части затрат на приобретение гранул для централизованного теплоснабжения населённых пунктов. Инвестиции в этот проект могут достигнуть 2,5 млрд. рублей. По мнению экспертов, это должны быть субсидии из федерального бюджета. Ведь тема имеет отношение не только к Архангельской области, но и ко многим другим регионам России, где ещё работают старые угольные котельные и есть не охваченные природным газом территории. На Северо-Западе это, к примеру, Мурманская область.
Дело в том, что мощность архангельских заводов гораздо больше потребностей региона и составляет около 600 тыс. тонн пеллет в год. Как считает глава парламентского комитета Поморья по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов, все остальные топливные гранулы можно было бы реализовывать в муниципалитеты других регионов с условием, что там также начнётся модернизация котельных.
Почему речь идёт о модернизации именно угольных? Дело в том, что старые угольные котлы выделяют в воздух вредные вещества, в частности оксид азота: даже небольшие концентрации этого соединения негативно воздействуют на здоровье людей, увеличивая, например, количество острых и хронических респираторных заболеваний. Страдает и природа вокруг: деревья, животные. Не менее опасны для окружающей среды диоксид серы и бензапирен, которые также образуются при сжигании угля.
А пеллеты – наиболее подходящая альтернатива, как по цене, так и в плане экологической безопасности: считается, что при сжигании пеллет количество выделяемого углекислого газа в атмосферу не превышает объём выбросов, который образовался бы путём естественного разложения древесины.
Ещё один довод в пользу перевода муниципальных образований на пеллеты заключается в том, что для модернизации котельных не потребуется импортозамещение, все технологии для этого процесса в стране уже есть. Сейчас важно, чтобы государство и бизнес сопоставили свои интересы: бизнес должен быть уверен, что за десять лет программы модернизации сможет окупить свои затраты.
А государство, которое в итоге получит фактически новый тепловой объект, должно иметь гарантии: цены на пеллеты на внутреннем рынке страны не взлетят, даже если топливные гранулы будут вновь остро востребованы за рубежом.
ПЕРЕХОД НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО
Лина Перова, «Лесной регион»
На оперативном совещании в правительстве Коми обсудили мероприятия по модернизации АО «Коми тепловая компания» и переход котельных региона на биотопливо, сообщил правительственный портал региона.
Врио генерального директора АО «Коми тепловая компания» Максим Данилов продемонстрировал динамику перехода котельных на биотопливо. В 2021 году отопительный сезон завершили 52 котельные, отработавшие на биотопливе. В этом году к отопительному сезону запланирован переход на биотопливо 62 котельных. Поставлена задача увеличить число таких котельных, тем более что необходимые объёмы биотоплива в республике есть.
В прошлом году за отопительный сезон Коми тепловая компания использовала более 11 тыс. тонн брикетов. Сейчас уже заключены договоры на поставку 20 тыс. тонн, что позволило увеличить количество котельных, перешедших на этот вид топлива.
По словам Максима Данилова, проведены переговоры со всеми поставщиками брикетов, работающими на территории Коми, охвачены все объёмы, предлагаемые поставщиками. С каждым поставщиком оговорены условия поставки брикетов.
Что касается поставки пеллет и щепы для котельных, КТК также проводит последовательную работу. Соответствующие договоры заключены, объёмы поставок определены.
24 котельных, работающих на дровах, топливом обеспечивают более 20 поставщиков. Проблем с поставкой дров нет.
В прошлом году «Коми тепловая компания» за сезон освоила около 65 тыс. тонн биотоплива, в этом году планируется освоить 75 тыс. тонн.
- Проблема необеспечения биотопливом – в Сысольском, Койгородском и Объячево, где можно перейти на брикеты без модернизации котельных. Но здесь сложно найти поставщиков с заводов по производству брикетов. В случае открытия в этих районах производств мы готовы будем перевести эти районы на биотопливо. В Объячево есть договорённость с поставщиком из Кирова, уже заключён договор на поставку брикетов для двух котельных. Ведутся также переговоры с предпринимателями, планирующими открыть производство брикетов, – отметил Максим Данилов.
Напомним, по поручению главы РК Владимира Уйба правительству региона, котельные республики, расположенные в лесных районах, должны быть переведены с угля и мазута на биотопливо к 2023 году. Это значительно более чистый вид топлива и при сгорании выбрасывает меньше вредных веществ в воздух, чем ископаемое топливо.
Кроме того, решается проблема утилизации древесных отходов. По данным Министерства экономического развития и промышленности Коми, ежегодно на предприятиях региона образуется около 1,5 млн. тонн древесных отходов. Большую их часть можно использовать для производства топлива.