Обзор СМИ от 2 июля 2024 года
![Обзор СМИ от 2 июля 2024 года Обзор СМИ от 2 июля 2024 года](/upload/resize_cache/iblock/972/400_290_0/6cgm43hs6to547bj4bn0uc8ig0ffk129.jpg)
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕСНЫХ ДОРОГ. ЧЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Марина Каталакиди, «Лесной комплекс»
Дороги всегда были бедой нашей страны, а те, по которым с делян вывозят сортимент, — ещё более сложная тема. В российских лесах проложено больше 1,8 млн км дорог, а кто за них несёт ответственность, не всегда понятно. Бесхозных быть не должно, но они есть.
Госдума пыталась принять законопроект о лесных дорогах уже несколько раз, и в марте 2024 года документ прошел первое чтение. Наконец в Лесной кодекс вводится понятие «лесные дороги», которые могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными, а также располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах.
Дороги-призраки
Для удобной перевозки леса с деляны бизнесмены прокладывают короткий путь к ближайшему шоссе, ухаживают за полотном: подсыпают и выравнивают. Но когда лесозаготовка заканчивается, а предприниматель переходит на другой участок, маршрут остаётся невостребованным, дорога со временем разрушается и приходит в упадок.
А местные жители за это время уже успели привыкнуть к ней и продолжают пользоваться транспортным путём, который никто не обслуживает и за который ответственности никто не несёт. Ремонтировать разбитые колеи некому, а за попытки сделать это самостоятельно легко стать нарушителем закона и получить реальный штраф.
Именно в такой ситуации оказался мордовский предприниматель Игорь Рогожин, который по просьбе земляков отправил свой бульдозер, чтобы на брошенной грунтовке убрать несколько выросших поперек пути деревьев.
Работа обошлась ему дорого — полгода лишения свободы условно и 860 000 рублей штрафа. Жители деревни Угоры в Костромской области сражаются за свой БАМ — Брантовскую автомагистраль, точно такую же брошенную «лесовозку», по которой все привыкли ездить коротким путём на ближайшую станцию РЖД.
В Рослесхозе поясняют, что сохранность и техническое состояние лесных дорог контролируют арендаторы лесных участков, если те проходят по их территориям. Если же они расположены за пределами зоны аренды, то за них отвечают те или иные госучреждения. Но порой непонятно, в чьей зоне ответственности находится дорога.
Если за транспортные шоссе отвечает Росавтодор, за платные магистрали — ГК «Автодор», а за состояние улиц и переулков в любом населённом пункте можно спросить с администрации, то тут ответственного может просто и не найтись.
По мнению юристов, брошенные, но нужные людям и эксплуатируемые дороги должны брать на свой баланс муниципалитеты. Тогда они будут обязаны ухаживать за ними и обеспечивать их нормальное функционирование.
Но на деле брать на себя лишнюю головную боль никто не хочет. Необходимо поставить дорогу на кадастровый учёт, провести её геосъёмку и, естественно, финансировать поддержание полотна на должном уровне. Такие затраты может выдержать не каждый бюджет. Особенно тяжело маленьким муниципалитетам, где едва хватает средств, чтобы закрыть насущные проблемы.
Арендаторы строят лесовозные дороги самым дешёвым способом в расчёте на непродолжительную эксплуатацию. Другое дело — лесохозяйственные грунтовки, которые нужны для патрулирования, выполнения работ или проезда пожарных при необходимости. Такими дорогами пользуются постоянно, поэтому их стараются держать в пригодном состоянии и ежегодно выделяют средства на их очистку и восстановление.
Наводим порядок
По данным Рослесинфорга, 6,4 тыс. км новых лесных дорог появляется в России каждый год. Ещё почти 11 тыс. км путей, проложенных через дебри и чащи, ремонтируют и реконструируют. Страна большая, людей много, и дороги нужны как для проезда обычного населения, так и для спецтехники в экстренных случаях.
При этом всесезонными считается только половина дорог, остальное — зимники или «убитые» пути, предназначенные буквально для одноразового использования. Естественно, поддерживать все имеющиеся лесные дороги смысла нет, но востребованные грунтовки в чащах ещё могут послужить при грамотном подходе.
«Сегодня лесное законодательство России должным образом не регулирует эту сферу. Так, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся созданием и эксплуатацией лесных дорог. К тому же их строительство фактически невозможно за пределами арендуемых лесных участков, что ограничивает транспортировку древесины», — говорит глава комитета Архангельского областного собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.
В Лесной кодекс вводят понятие «лесные дороги», чтобы навести порядок и отрегулировать отношения в сфере их создания, содержания и эксплуатации. Они могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными, а также располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах. Соответствующий законопроект принят в первом чтении 12 марта 2024 года на пленарном заседании Госдумы.
Соответствующий параграф вводит чёткое определение лесных дорог, распределяет их по видам и разграничивает по расположению. Он призван отрегулировать всё, что касается строительства, содержания и эксплуатации зеленых транспортных артерий. В перспективе это даст возможность сделать эти трассы частью лесной инфраструктуры России.
Согласно поправкам, теперь лесохозяйственные пути будут создавать при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. А строительство лесотранспортных дорог будет осуществляться для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам, предоставленным по соответствующим основаниям гражданам или юридическим лицам либо используемым такими лицами по публичному сервитуту.
Для содержания и эксплуатации лесных дорог допускаются выборочные и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, если таковые не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ. Особенности работ будут утверждаться Минприроды России.
Александр Толмачев, член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры отмечает, что лесные дороги — сложная для регулирования тема, ведь здесь сталкиваются противоречивые положения.
«С одной стороны, это дороги, а значит, относятся к транспортной инфраструктуре. С другой — леса нужно беречь и защищать, а значит, для дорог нужны особые требования и условия. Для того чтобы разрешить противоречия, и существует новый законопроект. Он закрепляет само понятие „лесные дороги” и очерчивает сферу их эксплуатации», — поясняет г-н Толмачев.
Народный избранник подчеркнул, что такие дороги нужны для того, чтобы на местах вырубок поднимались новые деревья.
«Важное в законопроекте — закрепление роли лесных дорог для хозяйственных целей и лесозаготовки. Он защищает от ситуаций, когда годами в лесу существовала просека, а потом вдруг на её месте возникло целое шоссе», — пояснил депутат.
Предполагается, что документ сможет установить необходимый баланс между использованием лесных ресурсов и их защитой. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что точка в этом вопросе ещё не поставлена.
«Лесные дороги очень нужны в зоне активного хозяйственного освоения лесов. В тайгу лезть ни к чему, а там, где идёт рубка, где рядом есть жильё и обычные дороги, надо сохранять и поддерживать. Даже законы все есть, но нет подзаконных актов, которые решали бы вот такие вопросы. А они постоянно возникают. И новый законопроект тут ничем не поможет, он очень сырой», — считает глава общественного совета Рослесхоза Владимир Морозов.
УТИЛИЗАЦИЯ ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
Марина Каталакиди, «Лесной комплекс»
Всем известно, что производства без отходов не бывает. На всех стадиях лесозаготовительного и деревоперерабатывающего процессов образуется огромное количество древесных отходов. Утилизировать их можно по-разному, но, как подтверждает практика, не все предприятия подходят к этому вопросу грамотно в силу разных причин.
Из-за территориальной удалённости, отсутствия у промышленников экономического и морального стимулов проблема грамотного рециклинга древесных отходов относится к числу наиболее актуальных в нашей стране.
«Головная боль»
По признанию руководителей многих предприятий, работа с отходами порой становится настоящей головной болью для них. Более 50% от начального количества сырья уходит в отходы, которые требуют к себе внимания, в том числе финансового. Как минимум средства нужно тратить на вывоз древесного мусора с территории. А, учитывая транспортную удалённость многих предприятий ЛПК, вполне логично, что это приводит к повышенным издержкам.
Если же оставлять и копить крупные отходы (горбыль, кору, порубочные остатки), то эти залежи на лесозаготовительных площадках и территории деревоперерабатывающих предприятий занимают полезные площади, повышают пожароопасность и загрязняют окружающую среду.
Некоторые идут на риск и умудряются сжигать их прямо на территории предприятия. Но это очень сомнительное решение: сжигание остатков производств оказывает значительный вред экологии и создаёт опасность санкций со стороны контролирующих организаций.
«Утилизировать отходы можно по-разному: сжечь, захоронить или переработать. Только не стоит забывать, что за первые два варианта предусмотрены штрафы или даже уголовная ответственность. Помимо этого, есть возможность продавать или передавать отходы деревообработки другим предприятиям для их последующей переработки.
Но если кто-то этот древесный мусор забирает, значит, он зарабатывает на нём. Поэтому наиболее выгодный и экологичный способ — переработка, которая позволяет создавать полезные материалы для собственного производства или других целей. Это отличная возможность для дополнительного дохода предприятия», — считает директор компании «СтанкоЛес» Павел Колпащиков.
Предприниматели говорят, что на крупных предприятиях переработка развита повсеместно, и они имеют необходимые ресурсы для организации грамотной работы. А вот более мелкие производства не могут использовать возможности по максимуму, здесь ситуация значительно хуже.
«На самом деле, проблема одна, и она вполне решаема. Нужно просто взять отходы и переработать их. Как правило, это окупается даже у малых и средних производств. Можно сколько угодно говорить о проблемах с экспортом, но мусора от этого меньше не становится, с ним всё равно придётся работать. Здесь же можно решить вопрос экологичности. Вместо сжигания переработать в полезные материалы — весь ответ», — заключает г-н Колпащиков.
Варианты
Все древесные отходы могут перерабатываться, говорят специалисты. Любое сырьё имеет потенциал для вторичного использования и преобразования в ценные продукты. Свои отходы имеют не только деревообрабатывающие предприятия, но и фанерные, мебельные фабрики, а также небольшие лесопилки. Самая существенная часть отходов — опилки и стружки. Стружки обычно сухие, поэтому с ними у некоторых предприятий проблем нет, особенно зимой. Их можно реализовать для отопления или продавать сельскохозяйственным предприятиям на подстилку животным.
Самым очевидным способом переработки директор ООО «Кузбассдробмаш» Илья Буров называет производство щепы. Сама по себе древесная щепа представляет ценный продукт и может использоваться в качестве материала для копчения, декоративных целей, опять же для подстилок животным, утепления или на огороде в качестве мульчи.
Можно отапливать ей собственное производство либо использовать её для сушильных камер, а можно поставлять на продажу.
Павел Колпащиков отмечает, что есть тенденции к применению переработанных отходов, которые пока не особо распространены, но могут стать перспективными. Это производство мебели, мебельных щитов, древесной муки, поддонов. А из древесной шерсти сейчас изготавливают утеплители.
С опилками проблем больше, потому что они влажные. Вывозить их некуда, поэтому лесоперерабатывающие предприятия просто зарастают горами. Наиболее известным и продвигаемым направлением в последние годы стало производство различных видов прессованной древесной продукции.
Даже если отодвинуть в сторону вопрос об экологичности применяемых технологий и присутствия в производственном процессе формальдегидов, смол и прочих связующих веществ, производство пеллет и топливных брикетов невыгодно из-за низкого спроса. И, несмотря на введённые меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса, производители древесного биотоплива остаются в уязвимом положении.
«В принципе, переработать можно всё, другое дело — экономическая целесообразность. Проведение подсчётов рентабельности порой полностью отбивает желание заниматься вопросами отходов. Здесь однозначно требуется государственная поддержка для стимуляции переработки. Например, в Красноярском крае у многих заготовителей и переработчиков остаются горы опилок и других отходов. Можно, конечно, изготавливать пеллеты или топливные брикеты, но у нас рынок этой продукции развит слабо и культура потребления другая, поэтому отходы продолжают копиться», — считает г-н Буров.
Представители науки говорят, что проводится большое количество опытов, экспериментов и исследований по поиску направлений переработки древесных отходов. Так, исследователи Томского политехнического университета разработали альтернативное топливо для малой энергетики.
Они предложили использовать древесные опилки в качестве экологически эффективной добавки при производстве смесевых угольных пеллет. Но доля задействованных отходов здесь совсем ничтожна, тем более что в России о полном переходе на возобновляемые источники энергии речи не идёт.
Со свежими кородревесными отходами более-менее понятно, для них существуют разные технологии переработки, например производство древесных плит, активных древесных углей и уже упомянутых топливных брикетов. Старые же кородревесные отходы уже частично разложились, выделяют в окружающую среду вредные вещества, и производство полезных продуктов из них невозможно. Учёные Пермского национального исследовательского политехнического университета доказали, что и здесь не всё потеряно, и нашли оптимальный и экономичный вариант утилизации — метод компостирования.
Он позволяет в аэробных условиях с помощью микроорганизмов за короткое время завершить процесс разложения старой коры и древесных отходов, который уже начался. При компостировании происходит разложение отходов органического происхождения. При этом образуются углекислый газ, вода, тепло и гумус, который впоследствии может быть использован как технический грунт или удобрение.
Сейчас появились разработки, направленные на использование древесных отходов с различными добавками в качестве сорбента для очистки сточных вод. При этом отработанный сорбционный материал можно использовать и далее, уже в качестве добавки при изготовлении органических удобрений, содержащих микроэлементы, без вреда для экологии. Всё это пока капля в море отходов, которые, по утверждению учёных, достанут до космоса, если сейчас сложить их вместе.
Не хочешь — заставим
Уже год, как вступили в силу поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Изменения в законодательстве направлены на развитие в стране экономики замкнутого цикла, призваны стимулировать вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Теперь лесопромышленные предприятия не могут закрывать глаза на проблему, а должны перерабатывать свои производственные отходы разрешёнными способами. В связи с этим появилась потребность в специальном оборудовании.
«Выбор оборудования — очень сложный вопрос в текущей ситуации, так как большую его часть до начала СВО поставляли лесозаготовителям и переработчикам из Европы. И все привыкли к определённому уровню техники. Отечественному производителю быстро заместить и достичь этой планки пока не представляется возможным.
Процесс модернизации и улучшения характеристик не происходит мгновенно, но, так как заказчику работающие машины нужны здесь и сейчас, отечественные производители делают всё возможное для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей. Да, это не так красиво и элегантно, но и попытки Китая пока не дотягивают до идеала. Я уверен, со временем мы добьёмся надёжной работы и получим требуемый результат», — говорит г-н Буров.
«Пока кардинально новых технических решений нет, но оборудование постоянно улучшается. При выборе необходимых механизмов для работы сначала нужно определиться с сырьём, его объёмом и с тем, что хочется получить на выходе.
Для производства стружки используют стружечный или древошёрстный станки, для опила — молотковые и пневматические дробилки, для щепы — рубительные машины дискового или барабанного типа, для производства пеллет и брикетов нужна полная линия оборудования. Вообще, нет такого деревообрабатывающего производства, где не пригодилась бы рубительная машина. Это касается и коммунальных служб, домоуправлений», — поддерживает коллегу г-н Колпащиков.
Нельзя не заметить, что, стремясь к переходу на экономику замкнутого цикла и развивая потребление вторичных ресурсов, государство уже достигло положительных эффектов в этом направлении. Это относится не только к лесному комплексу, но и ко всему спектру промышленного производства и населению в целом.
«Здесь возникает один важный момент. На чьей технологической базе мы это строим? В основном сейчас задействовано импортное оборудование. Ушла Европа, на её место рвутся Китай, Турция и другие страны, но вопросы переработки, экологии можно приравнять к уровню национальной безопасности, тихой и незаметной с первого взгляда.
Для нужд армии и силовых ведомств у нас развивается и поддерживается ВПК, чтобы ни от кого не зависеть, а в области утилизации и переработки мы во многом зависим от импортного оборудования, их запчастей и расходных материалов.
Для нас это аналогия прямая и поэтому достаточно странная. Со стороны государства пока нет внятных мер поддержки российского производства оборудования для сферы обращения с отходами, как, например, это есть для производителей сельскохозяйственных машин», — заключает Илья Буров.