Обзор СМИ от 2 июня 2021 года
ПОШЛИНЫ ПОПИЛЯТ ВСУХУЮ
Ольга Мордюшенко, «КоммерсантЪ»
Введение с 1 июля пошлин на сырую грубо обработанную древесину за полугодие не успеет существенно повлиять на ситуацию на внутреннем рынке, считают игроки лесопромышленного рынка и потребители. Но, если меры будут продлены, это может привести к переориентации производителей на сухую продукцию, а также к практически неизбежному дальнейшему подорожанию лесоматериалов. Прежде всего, отмечают в компаниях и эксперты, ограничения негативно отразятся на небольших и средних производителях, но будут на руку крупным переработчикам леса, которые экспортируют только сухую продукцию.
В России с 1 июля и до конца 2021 года по решению правительства начнут действовать экспортные пошлины на отдельные виды грубо обработанной древесины с уровнем влажности свыше 22%. В частности, для хвойных пород и дуба впервые будет установлена вывозная ставка в 10%, но не менее €13 и €15 за кубометр соответственно. Помимо этого до 10% (но не менее €50 за кубометр) повышаются экспортные пошлины на бук и ясень, сейчас составляющие €10 и €12 за кубометр соответственно.
По расчету правительства, такие меры позволят ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов, а также сдержать рост цен, которые существенно выросли с середины прошлого года (по некоторым видам — вдвое).
В Архангельском ЦБК отметили, что компанию новые ограничения не коснутся, так как интегрированная с ней группа компаний Титан — Лесозавод 25 производит только сухие пиломатериалы. Но это может позитивно отразиться на рынке в целом, полагают в компании, за счет увеличения предложения сырья.
Управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов отметил, что подобный шаг поможет эффективнее бороться с серыми схемами вывоза за рубеж грубо обработанной древесины. «Это, несомненно, выгодно производителям продукции высокого передела, включая Segezha Group»,— отметил он. По его мнению, в качестве дополнительных мер по сдерживанию цен на пиломатериалы в России пригодились бы усилия по снижению административных барьеров для лесозаготовителей, в первую очередь мелких и средних. Мощности по лесозаготовке в стране достаточны, их можно и нужно использовать для удовлетворения растущего внутреннего спроса. Господин Иванов напомнил, что за последние три года заготовка упала почти на 10%.
Директор по работе с госорганами Ассоциации деревянного домостроения Вадим Фидаров считает, что с помощью новых мер государство сигнализирует бизнесу о необходимости создания и увеличения мощностей по сушке.
«Вполне вероятно, что по прошествии нескольких лет будут вводиться вывозные пошлины на сухой пиломатериал с целью создания производств по производству конструкций из древесины, таких как клееные балки и брус, строительные фермы, домокомплекты, детали зданий и сооружений и др.»,— полагает он. В то же время сопредседатель правления ассоциации Юлия Юрлова считает принятые меры недостаточными. «Рынок не успокоить вводом пошлин,— говорит она.— Мы хотели бы предложить ввести квотирование, чтобы часть пиломатериалов оставалась в России». Размер она предлагает менять в зависимости от уровня внутренних цен, а пошлины устанавливать без учета степени влажности. Иначе, говорит госпожа Юрлова, внутренние цены будут стремиться к мировым, что вызовет стагнацию на строительном рынке.
Аналитик WhatWood Данил Парыгин отмечает, что введение пошлин вполне ожидаемо на фоне некоторого дефицита пиломатериалов на внутреннем рынке. Многие крупные и средние игроки, говорит эксперт, приняли превентивные меры и инвестировали в сушильные мощности. По большому счету пошлины в 10% на пиломатериалы влажностью 22% и выше будут и так приняты рынком при текущих экстраординарных ценах на мировых рынках, полагает он. При этом, по словам господина Парыгина, может вырасти спрос на сушильные камеры и на аутсорсинг сушильных мощностей.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЛПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитрий КОЖЕМЯКИН, советник отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга России, «Лесной Регион»
Главной задачей государственной политики является качественное преобразование отрасли ЛПК, за счёт расширения выпуска традиционных видов продукции, модернизации действующих производств, реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также увеличения производственной линейки более высокотехнологичной продукции.
Для достижения этих целей на текущий момент разработаны и введены в практику целый ряд мер государственной поддержки отрасли. Поставленные задачи помогут сделать заёмные средства более доступными, инвестиционные проекты максимально целевыми, а также облегчат выход продукции на внешний рынок с соблюдением внутренних потребностей.
Меры поддержки разделены на два блока: регуляторные и финансовые.
Регуляторные меры
К регуляторным мерам относятся соглашения по защите капиталовложений. Это новый инструмент, который направлен на создание и последующую эксплуатацию новых объектов, либо модернизацию и реконструкцию существующих. СЗПК подразумевает выполнения ряда условий, так называемую стабилизационную оговорку.
По налогам на прибыль, на имущество, транспортный налог, условия землепользования и градостроительную деятельность также предусматривает субсидии на создание инфраструктуры, в том числе на транспортную. Возмещение предусматривается до 50% от фактически понесённых затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры, либо до 100% понесённых затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры. На текущий момент Минпромторг заключил 4 соглашения о поощрении капиталовложений из общего количества 26 штук.
Ещё один новый инструмент СПИК 2.0. Он предполагает разработку и внедрение технологий, применение которых позволяет осуществлять производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции, в случае включения такой технологии в утверждённый правительством список. Новый этап развития СПИК предусматривает смещение вектора задач преимущественно инвестиционных сторон развития и передачи в достаточном объёме новых технологических компаний. В указанный перечень вошла 31 технология, относящаяся к ЛПК. Этот перечень динамичный, организациям, изъявившим желание воспользоваться этим механизмом, необходимо подавать заявку через ГИСП, которая будет рассмотрена специалистами Минпромторга.
Следующий механизм поддержки – это кластеры. К одной из важнейших проблем формирования промышленной политики в лесном секторе можно отнести очень низкий уровень кооперации предприятий, вызванный организационно-правовой разобщённостью, что негативно сказывается на комплексности использования древесных ресурсов. Существует проблема с привлечением лесозаготовительных компаний в состав кластера. Минпромторгом готовится пакет изменений в постановление 779 о кластерах, который поможет устранить данный дисбаланс.
Основной инструмент поддержки отрасли – это приоритетные инвестиционные проекты (ПИПы). В настоящий момент в Минпромторге зарегистрировано 160 инвестиционных проектов, которые находятся в перечне приоритетных. 96 уже завершены, 64 проекта в стадии реализации. Размер расчётной лесосеки по указанным проектам составляет 90,5 млн. кбм. Фактически в эти предприятия проинвестировано уже 457,3 млрд. рублей.
Финансовые меры
В рамках национального проекта международной кооперации и экспорта реализуется основное мероприятие – корпоративная программа поддержки экспорта.
Сама по себе КППК – программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объёмов производства и экспорт продукции, регулируется постановлением Правительства РФ № 191. По итогам 2020 года было завершено 63 соглашения, на текущий момент таких соглашений уже 69. В соответствии с законом о бюджете на все отрасли промышленности предоставлен лимит 15,8 млрд. рублей и 27 регионов, где функционирует организация.
Кроме того, Минпромторг предлагает субсидию на транспортировку продукции, которая предусматривает возмещение до 80% затрат. Данная мера поддержки действует с 2017 года, ею успело воспользоваться 103 компании из 47 регионов. В 2020 году на программу было выделено 4,8 млрд. руб. С момента действия программы с 2017 года – 21,9 млрд. руб.
С 2017 года действует программа проектного финансирования. За это время в программе успели поучаствовать 26 проектов из 26 регионов. За 2020 год было выделено 250 млн. рублей, за всё время действия программы – 2,2 млрд. рублей.
В рамках исполнения поручений президента по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса Минпромторгом разработано постановление, в соответствии с которым появилась возможность финансировать проекты промышленных предприятий, направленные на модернизацию производства субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ЛПК. Программу можно разбить на три уровня.
Первый уровень – это малый бизнес – для перестраивающихся предприятий лесозаготовителей. Для таких небольших проектов работают программы региональных институтов развития. Речь идёт о займах от 1 до 20 млн. рублей. Срок займов до 36 месяцев. Процентная ставка – 2%. При этом необходимо отметить, что предусмотрено софинансирование от 20% и более бюджетных проектов из расчёта собственных средств. Общий бюджет проекта должен быть от 1,2 млн. рублей.
Второй уровень – для средних и малых предприятий, строящих или модернизирующих более крупные производства. Для таких проектов разработано новое содержание программы проекта лесной промышленности. Она стартовала 29 декабря 2020 года. По этой программе лесоперерабатывающие предприятия могут брать льготные займы от 20 до 100 млн. рублей.
Кредиты предоставляются федеральными и региональными фондами развития в соотношении 70% федеральные и 30% региональные фонды. Срок займа до 36 месяцев, процентная ставка – 1% годовых для приобретения отечественного оборудования на сумму не менее 50% от суммы займа при их банковской гарантии при получении корпорации МСТ или 3% годовых в иных случаях, софинансирование не менее 20% из бюджета собственных средств. Общий бюджет проекта должен быть не менее 25 млн. рублей. При этом до одного года предприятие освобождается от уплаты основного долга. Сформирован перечень технологического оборудования по обработке древесины, в соответствии с которым предусматривается финансирование проектов по новой программе.
Третий уровень направлен на помощь крупным проектам. Для таких лесоперерабатывающих производств работает общероссийская программа проекта развития. По ней предоставляются займы от 50 до 500 млн. рублей. Срок займа – до 60 месяцев. Размер процентной ставки – от 1-3% годовых с финансированием не менее 50% бюджета проекта за счёт собственных средств. Общий бюджет проекта – от 100 млн. рублей. В рамках действующих программ ФРП, таких как лизинговые проекты, проекты импортозамещения, проекты развития, производительности труда, комплектующий и проекты региональных институтов ФРП компаниям лесопромышленного комплекса начиная с 2015 года оказана поддержка по реализации 49 проектов на общую сумму 11,1 млрд. рублей. Участвовало 22 региона.
Кроме этого, необходимо упомянуть специальный инвестиционный контракт и инвестиционную поддержку по линии системообразующих предприятий. В этот перечень вошли 34 предприятия ЛПК и 19 предприятий мебельной промышленности.
По итогам 2020 года общий объём предоставленной поддержки составил 8,6 млрд. рублей. Больше половины пришлось на транспортную субсидию – 4,8 млрд. рублей. По линии фонда развития промышленности было предоставлено займов на сумму 3,3 млрд. рублей. Субсидирование процентов по кредитам в рамках постановления Правительства РФ составило 250 млн. рублей, на КППК пришлось 180 млн. рублей. В 2021 году Минпромторг планирует перейти планку в 10 млрд. рублей за счёт новых программ по линии фонда развития промышленности и за счёт более плотной работы по КППК.
В настоящий момент общий объём поддержки по этим четырём мерам составил 35,5 млрд. рублей. На транспортную субсидию приходится более 60%, по линии фонда развития промышленности – более 30%. Незначительная доля по КППК.
ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ПРЕДЛОЖИЛИ СЧИТАТЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Проводить лесоустройство, то есть определять, где, сколько и каких насаждений растёт на землях лесного фонда, будут на федеральном уровне. Кроме этого, в лесах собираются создавать питомники для выращивания саженцев и строить там капитальную инфраструктуру. Гражданам же могут запретить приходить в лес с оборудованием для рубки деревьев, если у них нет соответствующих бумаг.
Пакет правительственных законопроектов с такими нормами Госдума приняла в первом чтении 12 мая.
Нет документов – не руби
Лесоустройство необходимо провести на 300 млн. гектаров, то есть примерно на шестой части России, оценили в правительстве. По данным Счётной палаты, актуальная информация о лесах есть только по 15,6% их площади. В регионах с этим туго — несмотря на выделяемые субсидии, на местах не доходят руки до лесоустройства, отмечал глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Были претензии и к размеру субвенций — например, Архангельской области на эти цели нужно не меньше 150 млн. рублей в год, а из федерального бюджета выделяют только 60, сообщил сенатор Виктор Новожилов.
Между тем без качественных материалов лесоустройства нельзя сделать лесное хозяйство полностью прозрачным, отмечает Николаев. «В конце прошлого года мы приняли закон о цифровизации отрасли, которая обеспечивает её прозрачность и позволит отслеживать движение древесины от делянки до конечного потребителя. Если предоставлена недостоверная информация об объёме заготовки древесины, её виде или сорте, сделка может быть заблокирована. Но возникает вопрос: а как понять, что было на делянке изначально – три ёлки или 48 дубов на гектар? Без базовой информации не обойтись», – пояснил он.
Поэтому по поручению президента систему лесоустройства решили реформировать. Согласно законопроекту, основные полномочия в этой сфере передадут с регионального на федеральный уровень. Проводить лесоустройство на землях лесного фонда, в том числе проектируя лесничества и зоны разного назначения, станут по единому федеральному плану. «Распоряжаться деньгами и организовывать работу будет государство и подведомственные ему учреждения», – пояснил Николаев «Парламентской газете». Основным действующим лицом станет Рослесинфорг – учреждение, подведомственное Рослесхозу. А частные компании смогут участвовать в этой работе, только если выиграют объявленный властями тендер. Проводить лесоустройтво смогут исключительно инженеры-таксаторы или техники-таксаторы, которые прошли аттестацию и включены в специальный реестр Рослесхоза.
Кроме этого, законопроект запрещает находиться в лесу без разрешительных документов с машинами и оборудованием, применяемым для заготовки леса, пояснил на заседании Госдумы замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко. А продавать древесину, которую госучреждения получили в результате мероприятий по сохранению лесов, можно будет только на биржевых торгах. По мнению Аноприенко, это должно повысить прозрачность заготовки древесины.
Нельзя будет начинать вырубку, не подготовив таксационное описание лесосеки. В документе определят качество и количество деревьев и объём древесины, которую можно заготовить. Исключение сделают для граждан, которые заготавливают древесину для своих нужд.
Пока к законопроекту есть вопросы, в основном споры вызывает баланс между федеральным Центром и частными структурами – арендаторами и организациями, которые занимаются лесоустройством, рассказал Николай Николаев. Бизнес высказывает претензии к монополизации отрасли. Предлагаемые нормы уже несколько раз обсуждали в рабочей группе, в которую вошли депутаты, сенаторы, представители министерств, бизнеса и общественности. Их предложения будут прорабатывать ко второму чтению, пообещал Николаев.
Взяться за лесовосстановление по новым правилам планируют в 2023 году. На подготовительный этап понадобится 3,6 млрд. рублей, а начиная с 2024 года – 4,8 млрд. в год, посчитали в правительстве. Ежегодно собираются проводить лесоустройство на 30 млн. гектаров лесного фонда.
Саженцы не бросят на произвол судьбы
Второй законопроект, который Госдума приняла в первом чтении, уточняет правила восстановления леса после рубок. Сейчас компании, которые расчищают зелёную территорию, чтобы, например, что-то построить, обязаны в течение года провести компенсационное лесовосстановление. Новый законопроект разрешает посадить деревья позже, в течение трёх лет после завершения рубок. Но есть одно условие — в этом случае компания должна в течение трёх лет ухаживать за посадками — рыхлить землю, удалять мешающие саженцам сорняки.
В «Справедливой России» увидели в этом предложении риск, что лес так и не посадят. «За три года с предпринимателем, который вырубает лес, может случиться всё что угодно, он может фиктивно обанкротиться, сбежать, сесть в тюрьму. И с кого требовать восстановление леса?», — сказал депутат Дмитрий Ионин. Он предложил предусмотреть механизм, при котором компания должна будет оформить банковскую гарантию, чтобы в крайнем случае государство могло оплатить этими деньгами услуги профессиональной организации, занимающейся лесовосстановлением.
Серегей Аноприенко пояснил, что увеличить временной лаг решили в результате многочисленных обращений бизнеса. При этом условие обязательного ухода за саженцами должно помочь избежать ситуаций, когда посадки остаются на произвол судьбы. «С этим действительно беда. Многие отчитываются о том, что восстановили определённые площади, а потом «забывают» об этом», — сказал он. Идею банковской гарантии он тоже обещал рассмотреть.
Кроме этого, документ разрешает создавать в лесу питомники и строить на отведённых под это участках капитальные объекты и сооружения. Правила их создания и работы установит Рослесхоз.