Обзор СМИ от 20 февраля 2024 года
ГП «ГОТЭК»: НОВЫЙ ИННОЦЕНТР И НОВЫЕ УПАКОВОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ
Игорь Кистенев, ГОФРО.ОРГ
Расширение потребительского рынка и повышение требований к хранению и транспортировке товарной продукции заставляют производителей упаковки заметно пересматривать подходы к её изготовлению и проектированию.
Неудивительно, что на упаковочном рынке всё чаще начинают звучать слова «сбалансированное упаковочное решение» или «многофункциональный подход к проектированию упаковочной продукции».
Однако, слова надо подкреплять делом, и одним из таковых стал недавний анонс группы предприятий «Готэк» о скором вводе в строй проектно-испытательной лаборатории в окрестностях Санкт-Петербурга, получившей говорящее название «Инноцентр 2.0».
О тех задачах, которые новый центр будет решать, и о его технологическом оснащении нам рассказал директор компании «Готэк Северо-Запад» Сергей Александрович Бородин.
– Сергей Александрович, группа предприятий «Готэк» хорошо известна на рынке упаковки своими инновационными подходами к её проектированию. Реализуются они, что также известно, на базе ваших R&D-центров в Москве, на производственных площадках, на базе центра имитационных логистических испытаний в Новомосковске, объединённых под брендом 4D Lab. С чем была связана необходимость ввода в строй подобного дополнительного объекта, и какие задачи перед ним ГП «Готэк» ставит?
– Начну с того, что рынок упаковки динамично растёт, что во многом обусловлено импортозамещением, расширением продуктового ассортимента и связанной с этими процессами необходимостью быстрого вывода новых продуктов на рынок.
Соответственно, производителям упаковки приходится в оперативном порядке решать задачи по её проектированию, проверяя характеристики, оказывающие непосредственное влияние на её эффективность на всех этапах использования, а также не только производить, но и сопровождать запуск упаковочного решения на площадке клиента. Очевидно, что территориально разрозненный инструментарий не обеспечивает должной оперативности.
Кроме того, в связи с изменениями рыночной ситуации у потребителей упаковки возникают новые запросы. В условиях дефицита трудовых ресурсов возрастает запрос на оптимизацию процесса расфасовки товара. Он должен быть максимально удобным, исключающим простои как в автоматическом, так и в ручном режимах упаковывания.
Существенную роль начинает играть фактор снижения доли ручного труда. Обязательным компонентом современной упаковки с функционалом SRP становится её «продающий» дизайн.
Для того, чтобы на этапе проектирования точно определить, проверить и сбалансировать весь перечисленный функционал в одном решении, и при этом сделать это в короткий промежуток времени, необходимо сконцентрировать в одном месте соответствующий набор компетенций и имитационных технологий тестирования.
Не менее важным направлением деятельности центра станет контроль целого ряда ключевых параметров упаковочных изделий уже в регулярных партиях. Мы планируем внедрять проверку технических характеристик упаковки, от которых в максимальной степени зависит эффективность её эксплуатации.
По сути, этот центр должен стать уникальной, не имеющей аналогов в России проектно-испытательной лабораторией, в которой будет создана комфортная среда для комплексной разработки упаковочных решений с возможностью проверки их функциональности.
Если вкратце, мы ориентированы на достижение двух основных целей: оперативно разрабатывать совместно с заказчиком эффективное во всех отношениях упаковочное решение и избавить наших клиентов от необходимости проведения длительных натурных логистических и, со временем, производственных тестов.
Отдельно подчеркну, что создание «Инноцентра 2.0» – абсолютно логичное продолжение стратегии развития нашей группы предприятий, обладающей собственными методиками и инструментальными способами сбора информации, необходимыми для создания функционально сбалансированной упаковки.
– В таком случае, расскажите, в чём конкретные особенности данного инструментария по сбору информации, и кто конкретно с ним работает?
– Это специальное программное обеспечение, установленное на цифровые планшеты сотрудникам групп экспертизы упаковочных решений, которые есть в каждом офисе продаж нашей компании.
По сути своей это вопросники, или, как мы их называем, чек-листы, позволяющие собирать информацию об особенностях эксплуатации упаковки на каждом этапе её жизненного цикла. В итоге, наши разработчики получают полное представление о том, какими характеристиками должна обладать упаковка, начиная с этапа её поставки клиенту и до завершения её жизненного цикла в магазине.
В дополнение экспертами по дизайну упаковки разработаны специальные методы и инструменты проведения исследований в торговых точках. С их помощью коллеги собирают необходимую визуальную информацию, проводят опросы покупателей.
Все полученные сведения тщательно анализируются, после чего специалисты нашего «Инноцентра 2.0» приступают к приоритезации и балансировке функций для каждого этапа жизненного цикла упаковки.
– Название «Инноцентр 2.0» – весьма символичное. Как уже стало ясно, индекс 2.0 означает его позиционирование в качестве R&D-лаборатории более высокого уровня, по сравнению с уже двумя имеющимися.
– Верно. В планах здесь не только объединить все возможности уже существующих R&D-центров, но и расширить их: выполнять значительно больший спектр имитационных логистических испытаний, производить натурное и виртуальное моделирование, прототипирование и визуализацию создаваемых упаковочных решений.
– Расскажите об этом функционале более подробно.
– Во-первых, он предусматривает возможность проведения испытаний, имитирующих полный логистический цикл упакованного продукта клиента.
Это имитация статических нагрузок при многоярусном хранении гофротары; климатические испытания в широком диапазоне температур (от – 20 до +50°С) и влажности воздуха до 98%; имитация динамических и ударных нагрузок на вибростенде, воспроизведение режимов разгона и торможения; проверка сохранности продукта в результате падений.
Важно, что все перечисленные тесты проводятся в полном соответствии со стандартами Международной ассоциации по безопасности перевозок ISTA (International Safe Transit Association), оговаривающими требования к испытаниям как отдельной единицы транспортной упаковки, так и целого транспортного пакета.
Во-вторых, в состав оборудования центра включен формирователь гофрокоробов, позволяющий воспроизводить и измерять усилия открытия и закрытия клапанов, оценивать степень прочности их клеевого скрепления.
В-третьих, в планах иметь возможность в присутствии заказчика наносить на требуемый гофроматериал печать, максимально приближенную к промышленному оттиску. Это позволит оценивать и корректировать не только конструктивный, но и графический дизайн в течение всего одного дня продуктивной работы.
Оценку можно будет провести на реальном торговом оборудовании, имитирующем выкладку в крупнейших торговых сетях, в окружении конкурирующих брендов.
– Столь широкий охват сведений о требуемом функционале упаковки, действительно, требует наличия в вашей тестовой лаборатории солидного спектра контрольно-испытательного оборудования. И речь, надо полагать, идёт не только об уже упомянутом контроле усилий отрыва, открытия и закрытия клапанов короба.
– Разумеется. В «Инноцентре 2.0» мы планируем расширять перечень контролируемых параметров и включать их в технические спецификации. В их числе, например, такие как истирание красочного слоя на поверхности упаковки, адгезия скотча и т.п.
– Спектр задач, которые поставлены перед «Инноцентром 2.0», непрост и весьма широк, а это наводит на мысль, что их одномоментное решение лишь его силами вряд ли будет возможно. Поэтому предположу, что в ГП «Готэк» думают и о расширении технологических возможностей уже существующей имитационной лаборатории в Новомосковске.
– Всё верно. В планах унификация лабораторной базы всех R&D-центров в зависимости от востребованности тех или иных стендов. Так, в декабре прошлого года в Новомосковске был смонтирован стенд, предназначенный для имитации условий разгона и торможения транспортных средств.
– Будете ли принимать заказы на проведение имитационных логистических испытаний со стороны внешних заказчиков?
– Такая практика существует. По просьбе одного из крупнейших производителей напитков в своё время мы проводили испытания на вибростенде с целью определения причин и условий истирания этикеток при их взаимном трении в транспортном пакете. Это позволило заказчику обнаружить причину и внести корректировки в схему упаковывания.
– Как вы отметили в начале разговора, основной целью работы «Инноцентра 2.0» станет создание для заказчиков сбалансированных упаковочных решений. Можете в завершение беседы кратко сформулировать основной принцип, которым будете руководствоваться при работе с клиентами?
– Прежде всего это стремление к объективному пониманию особенностей использования упаковки, получить которое мы можем лишь путём тщательного изучения всех этапов её жизненного цикла. Именно это стремление, которое мы намерены в максимальной степени реализовать на практике, и будет лежать в основе всей нашей предстоящей работы.
ЗАКУПКИ ЗАЩИТЯТ ОТ ИМПОРТА
Диана Галиева, «КоммерсантЪ»
Белый дом реформирует модель протекционизма в госзаказе, адаптируя ее под изменившиеся геополитические условия и концепцию «дружественных» и «недружественных» стран. В четверг правительство одобрило законопроект Минфина о единых правилах применения национального режима — равного доступа российских и иностранных поставщиков к закупкам государства и госкомпаний. После его принятия Белый дом сможет в гибком режиме вводить запреты и ограничения на закупку импорта государством и госкомпаниями. Ограничением для изъятий станут международные договоры — де-факто теперь в них должны содержаться прямые нормы о возможности предоставления или непредоставления национального режима при закупках. Это означает, что получить преференции и доступ к госзаказу смогут новые «дружественные» партнеры РФ.
Правительство на заседании одобрило к внесению в Госдуму законопроект Минфина, реформирующий систему предоставления преференций отечественным поставщикам при госзаказе. Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин, правила проведения закупок и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон, они должны опираться на «безусловный приоритет российских брендов».
Законопроект вводит единые правила предоставления национального режима в закупках государства (44-ФЗ) и госкомпаний (223-ФЗ) — равного доступа к торгам российских и иностранных поставщиков.
Поясним, что в общем случае все участники торгов получают равный доступ к процедуре, однако правительство может устанавливать изъятия и предоставлять отечественным поставщикам преимущества — в виде преференций для них и через запреты и ограничения на поставки импортной продукции.
Нынешняя система протекционистских мер не устраивает Минфин из-за ее сложности: механизмы регулируются сразу девятью подзаконными актами, а перечни товаров не согласуются между собой, говорили ранее в ведомстве. В новой конструкции Минфин откажется от части нынешних механизмов — например, от правила «третий лишний», сохранив только «второго лишнего» (отказ от иностранной продукции при наличии предложения от российского производителя). Ценовая преференция для российских товаров составит 15% (то есть фактически они могут быть настолько дороже импортных аналогов). При возникновении конкуренции нескольких российских товаров преимущество получит изделие с более высоким технологическим уровнем производства.
Сейчас преференциальные режимы широко распространены и урегулированы в 44-ФЗ, однако рынок госзаказа оценивается правительством как недостаточный для поддержки российских производителей (его объемы в разы меньше объемов закупок госкомпаний). Сторонники протекционизма давно настаивали на внедрении неравных условий закупок для 223-ФЗ, однако их инициативы не поддерживались из-за международных обязательств РФ о свободной торговле. Разработка законопроекта стала возможной с началом военной операции на Украине и расширением санкций, а также после усиления глобальных протекционистских тенденций и признания фактической неработоспособности институтов ВТО.
Согласно законопроекту, правительство сможет вводить изъятия из национального режима в случаях, когда международные договоры РФ предусматривают возможность его непредоставления — то есть теперь в международных договорах РФ должны содержаться прямые нормы о том, что на другую сторону распространяется или не распространяется нацрежим.
Как поясняет старший юрист антимонопольной практики коллегии адвокатов Delcredere Мария Лисиченкова, сейчас под нацрежимом понимается продукция, произведенная как в России, так и в других странах ЕАЭС. Между тем в Евразийской экономической комиссии отмечали, что, несмотря на обязательства в соответствии с Договором о создании ЕАЭС, на практике страны «пятерки» не готовы в полной мере обеспечивать предоставление национального режима при закупках.
Ранее замдиректора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Артем Гриненко пояснял, что есть международные договоры, по которым нацрежим предоставляется разным государствам: об обязательствах по линии ВТО, СНГ и ЕАЭС. При этом он отмечал, что Минфин будет использовать возможности международных договоров и составит «палитру решений по кругу лиц, кругу закупок» для введений преференций для российских поставщиков: речь идет о лазейках, которые касаются отдельных видов закупок (например, широко трактуемых некоммерческих) или некоторых категорий продукции.
Отметим, что с учетом проектируемых изменений принимать решения российские власти смогут по двум направлениям: массово выявлять лазейки в действующих договорах (в условиях неэффективных институтов ВТО), а в новых договорах — использовать преференциальный доступ к рынку в качестве «расторговки» с новыми «дружественными» партнерами.