Обзор СМИ от 20 мая 2021 года
«В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЦБП НУЖЕН СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ»
Марина Хайбулина, журнал «Лесная индустрия»
По мнению директора по персоналу Группы «Монди» в России Анны Шабалиной, подготовка специалистов включает совместные с отраслевыми учебными учреждениями образовательные программы, создание кадрового резерва и внедрение комплексных программ развития отдельных подразделений.
– Как пандемия коронавируса повлияла на состояние рынка труда в лесной и целлюлозно-бумажной отраслях?
– Пандемия COVID-19 оказала в первую очередь существенное влияние на рынок услуг, сферы туризма и перевозок. Лесную и целлюлозно-бумажную промышленность она также затронула, но не больше и не меньше, чем другие отрасли.
В этот сложный период наш комбинат в г. Сыктывкаре ни разу не останавливал работу. Весной прошлого года был оперативно создан антикризисный штаб, который постоянно держал руку на пульсе и по возможности проактивно реагировал на меняющуюся ситуацию. Мы соблюдали все меры профилактики распространения коронавирусной инфекции, меняли режимы работы и графики на производстве, выводили часть административного персонала на дистанционный режим. Также ввели дополнительные меры поддержки сотрудников, например, запустили собственный транспорт для доставки людей на предприятие, строго соблюдали графики отпусков. Другими словами, делали все возможное, чтобы обеспечить стабильную непрерывную работу предприятия и не допустить распространения заболевания среди работников. При этом все сотрудники получали стабильную заработную плату.
– Ощущает ли компания дефицит кадров?
– Наша компания не испытывает острой нехватки специалистов. Основной состав предприятия – это производственные кадры, и в этом направлении мы работаем так же, как и до пандемии. Кадровая стратегия предприятия направлена на привлечение и развитие молодых инженеров, поэтому мы сотрудничаем с профильными учебными заведениями и молодыми специалистами. Сложнее обстоит ситуация с IT-специалистами – в условиях пандемии и ускоренной цифровизации они стали очень востребованы на рынке труда.
– Насколько эффективна подготовка этих специалистов в российских вузах и техникумах?
– На этот вопрос однозначно ответить нельзя: где-то подготовка эффективна, а где-то – нет.
Многое зависит не только от самого образовательного учреждения, но и от уровня сотрудничества, которое выстраивается с тем или иным бизнесом и потенциальными работодателями. Без эффективной коллаборации, вовлечения работодателя в процесс обучения и понимания того, кто нужен современным производственным предприятиям, невозможно подготовить квалифицированные и востребованные рынком кадры. Мы работаем и с местными вузами и сузами и сотрудничаем с образовательными учреждениями Архангельска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. К сожалению, профильных кадров для целлюлозно-бумажной отрасли в нашей стране готовят мало, поэтому приходится искать их везде и привлекать возможностями развития.
У нас сложились хорошие отношения с образовательными партнерами. Они открыты к запросам современного производства и готовы при необходимости корректировать свои учебные планы. Мы со своей стороны ежегодно принимаем на практику более 100 студентов, а лучших – берем на работу.
Для этого создаются дополнительные стажировочные места, так называемые позиции NEXT, на которых молодые технические специалисты осваивают профессию. Опытные сотрудники предприятия также активно участвуют в мастер-классах для студентов, проводят практические занятия на производстве.
– Какие существуют системы подготовки кадров на предприятии? В чем их преимущество перед подготовкой в вузах?
– Глобально в Группе Mondi и на «Монди СЛПК» существует свой учебный центр – Mondi Academy и «Монди Академия России», основная задача которого – обеспечить требуемый уровень квалификации персонала. Для нас обучение и развитие – это непрерывный процесс, который начинается с обязательной подготовки в рамках адаптационного курса и продолжается, пока сотрудник работает в Mondi. Для студентов разработан интересный курс «Школа будущего специалиста».
Совместно с образовательными партнерами мы определяем группу из 10–12 студентов, которые хорошо учатся и заинтересованы работать на предприятии. Эти ребята в течение последнего учебного года параллельно с учебой получают знания на нашем производстве. Ведущие специалисты и руководители комбината читают им лекции, проводят мастер-классы и объясняют все вопросы на практике. По результатам такого курса лучшие студенты сразу получают «путевку в жизнь» и становятся нашими сотрудниками.
– Какие из программ развития персонала наиболее эффективны?
– На мой взгляд, это комплексные программы развития отдельных подразделений, когда работа начинается с определения требуемых компетенций. Совместно с руководителем подразделения специалисты HR создают матрицы компетенций, далее выстраивают оценочные процедуры, определяют текущий уровень знаний и навыков. После этого разрабатывается план обучения и развития, и в течение одного года сотрудники подразделения проходят обучение, которое заканчивается повторной оценкой.
Также мы много работаем с развитием кадрового резерва, особенно с подготовкой молодых производственных руководителей. У каждого резервиста есть индивидуальный план развития, по которому строится его обучение и продвижение в компании. В целом развитие кадрового резерва, или talent management, – это одно из стратегических направлений кадровой политики Mondi. Мы формируем планы преемственности и определяем пул высокоэффективных сотрудников с потенциалом и мотивацией к дальнейшему развитию на всех уровнях: от рабочих кадров до топ-менеджеров. Это цикличный процесс, в который вовлечены руководители всех уровней, и каждый из них понимает, что его результат оценивают не только по производственным показателям, но и по тому, как он развивает свою команду. Подготовка преемника является обязательной целью каждого руководителя на «Монди СЛПК». Кроме того, развитие преемственности и талантов повышает конкурентоспособность компании.
– Какие существуют «узкие места» при внедрении системы подготовки кадров на крупных предприятиях ЦБП?
– Я бы отметила специализацию персонала, но это не «узкое место», это скорее наша особенность. Технологический процесс глубокой переработки древесины сам по себе трудный, это работа на сложном оборудовании, здесь много систем контроля, высокий уровень ответственности. Поэтому наши специалисты растут годами. Здесь нужен системный подход и поэтапное развитие.
– Какие меры стимуляции наиболее эффективны?
– Современная молодежь ориентирована на интересные задачи и возможности быстрого карьерного роста, поэтому, в первую очередь, мы рассказываем им о развитии и перспективах нашего предприятия, инвестиционных проектах, модернизации оборудования.
Второй важный аспект – это персональное развитие людей. И здесь мы предоставляем много возможностей. Можно развиваться в своей профессии и в одном направлении, например, от резчика бумаги до технолога или старшего машиниста. Можно совершенствовать лидерские навыки и строить карьеру руководителя. Кому-то будет интересно развиваться в проектной работе или кросс-функционально, осваивая новые функции. Можно расти на «Монди СЛПК», а можно найти возможности на других заводах Mondi в 30 странах мира, в которых присутствует компания.
В-третьих, это конкурентоспособные условия работы. Мы предлагаем стабильную заработную плату, социальный пакет, медицинскую страховку, поддержку в приобретении жилья и так далее. Например, всем молодым сотрудникам, независимо от того, из какого региона они к нам приехали, полностью выплачивается северный коэффициент к заработной плате с первого рабочего дня.
Коллективный договор «Монди СЛПК» и другие меры поддержки позволяют компании оставаться привлекательной на рынке труда.
Согласно новому коллективному договору, бюджет выплат и компенсаций нашим сотрудникам составит 385 млн руб.
Нашим потенциальным сотрудникам будет также интересно узнать, что в этом году Группа Mondi объявила о начале реализации MAP2030 – десятилетнего плана по обеспечению устойчивого развития компании. Развитие инклюзивной команды вдохновленных сотрудников стоит в одном ряду с такими ключевыми направлениями, как создание решений для циркулярной экономики и борьба с изменением климата. Мы уделяем много внимания развитию компетенций, обеспечивающих долгосрочную работу в компании, и стремимся к увеличению количества женщин на всех уровнях в Mondi минимум до 30% к 2030 г.
– Каких затрат потребует от компании внедрение эффективной системы подготовки кадров?
– Точной цифры нет. Все зависит от того, какую стратегию выстраивает работодатель. Можно покупать готовые решения, а можно разрабатывать свои программы, привлекая свою корпоративную экспертизу. Например, в нашем учебном центре «Монди Академия Россия» порядка 50 внутренних тренеров и ни одного штатного. Все это наши ведущие специалисты и руководители, которые прошли курсы подготовки внутренних тренеров, разработали свои программы и с радостью делятся экспертными знаниями. При этом они читают лекции как для наших сотрудников, так и для студентов.
Много работаем с поставщиками оборудования. Стараемся, чтобы при его установке представители компании-поставщика проводили не только первичное обучение операторов, но и были готовы приезжать с refresh-курсами на регулярной основе. Кстати, в наших комплексных программах развития производственных подразделений у поставщиков есть отдельных блок. По некоторым темам мы, конечно, покупаем готовые курсы.
– Какую экономическую выгоду это может принести компании впоследствии?
– Инвестиции в развитие персонала окупаются достаточно быстро. Сколько компания вкладывает в качественную подготовку своих кадров, такой бизнес-результат и получит.
На примере одного из проектов по оценке и развитию ремонтного персонала мы увидели, что после реализации годовой программы уровень компетентности ремонтного персонала вырос более чем на 25%, при этом простои оборудования по причинам «человеческий фактор» и «квалификация» снизились по предприятию на 20%. Но, повторюсь, самое главное в развитии персонала – применять комплексный и системный подход.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛЕСА: КАК СПАСАЮТ ГОРОДСКУЮ ЭКОЛОГИЮ В МИРЕ
21 век — эпоха новейших информационных технологий, ярких научных прорывов и, конечно же, по-настоящему больших мегаполисов с миллионным населением. Но в погоне за прогрессом важно помнить о том, насколько важна для функционирования человеческого общества здоровая обстановка. В условиях агрессивной урбанизированной среды необходимо понимать многофункциональную роль природно-экологического каркаса городов.
Природно-экологический каркас включает в себя все те «зелёные» зоны (городские парки, лесопарки, озёра, реки и т.п.), которые позволяют соблюдать необходимый баланс между городскими и природными элементами в населённых пунктах.
В Европе вопросам экологии уже достаточно давно уделяют пристальное внимание. Недаром европейские города из года в год занимают лидирующие позиции в рейтингах качества жизни и, что взаимосвязано, экологичности. Концепция «экологически дружественных» городов заключается не только в том, чтобы оставить где-нибудь на окраине населённого пункта клочок незастроенной земли с деревьями. Она предполагает исключение предприятий из центра городов, введения ограничений для ТЭЦ, защиту и сохранность природных зон и, конечно же, устройство системы по переработке отходов.
Но отдельного внимания заслуживает политика озеленения современных городов, в том числе за счёт выращивания растений на крышах и стенах зданий и создания «вертикальных лесов».
Вертикальный лес как глобальная идея городского лесного хозяйства
Лесовосстановление после лесного пожара или вырубки — дело зачастую не самое простое, однако совершенно необходимое и уже ставшее привычным. Однако как можно восстановить леса там, где для них, во-первых, нет места, а во-вторых, отсутствуют подходящие условия?
Архитектор Стефано Боэри, основатель Stefano Boeri Architetti, знает, как бороться с отсутствием зелени в европейских городах. Итальянский градостроитель является создателем всемирно известного Вертикального леса в Милане, строительство которого пришлось на первую половину 2010-х годов. По мнению автора проекта, леса не должны являться простой декорацией: они должны быть неотъемлемой частью жизни миллионов граждан мира. Чтобы эффективно противостоять стремительным климатическим изменениям, считает Боэри, необходимо не только защищать уже существующие леса, но и выращивать новые прямо в своих городах.
Изменение климата увеличивает подверженность городских районов засухам, жаре, экстремальным ветрам, наводнениям и оползням, затрагивающим сотни миллионов людей. Природные зоны и уже воплощённые в жизнь решения, основанные на идее озеленения городов, поддерживают адаптацию к изменению климата путём охлаждения окружающей среды, защиты почв, сохранения речных бассейнов и т. д. Принятие стратегий, сочетающих технологические инновации с локально адаптированными и климатически приемлемыми природными решениями, может помочь городам смягчить последствия изменения климата и обеспечить позитивные долгосрочные социальные, экологические и экономические выгоды.
Города мира производят около 70% CO2, присутствующего в атмосфере. Природные леса поглощают приблизительно 40% от этого количества. Увеличение лесистых районов вокруг и внутри городов мира положительно скажется на способности городских районов к сопротивляемости климатическим изменениям и существенно сократит производство CO2 благодаря природному фотосинтезу растений.
В рамках концепции городского лесного хозяйства международная команда, работающая с архитектором Стефано Боэри, твёрдо верит в разработку конкретных стратегий проектирования, таких как озеленение крыш и стен, которые будут представлять собой решение большой проблемы озеленения различных мегаполисов в засушливой среде или жарком климате.
Вертикальные леса: Милан и Каир
Вosco Verticale — это наиболее известный вертикальный лес, построенный Stefano Boeri Architetti в Милане. Он состоит из 2 зданий высотой 80 и 112 м. На их террасах произрастает около 800 деревьев, 4500 кустов и 15 000 разнообразных цветущих растений.
Миланский вертикальный лес способствует очищению атмосферы, по сути фильтруя частицы пыли, присутствующие в воздухе густонаселённого города. Большое количество растений регулирует уровень влажности. Вертикальный лес также защищает Милан от беспорядочной застройки: площадь каждой башни равна зоне в 50 000 м2, которая могла бы быть застроена частными домами.
К подбору растительности архитекторы также подходили с умом: деревья выбирались так, чтобы их можно было разместить на фасадах зданий с учётом высоты. В разработке проекта, которая велась на протяжении 2 лет, участвовали специалисты-ботаники. Растения были специально посажены заранее, чтобы они успели адаптироваться к тем условиям, в которых им предстояло расти.
Несущие конструкции башен были изготовлены из железобетона, как и плиты перекрытий. Они не имеют кардинальных отличий от конструкций аналогичных строений, однако необходимо было учитывать, что растительность и почва в контейнерах существенно увеличат нагрузку на конструкции. Для решения этой проблемы разработчики проекта были вынуждены подобрать особый сорт грунта, который бы удовлетворял потребность растений в питании и при этом был бы достаточно лёгким.
Полив растений ведётся при помощи централизованной капельной системы орошения с компьютерным управлением, которая учитывает даже такой аспект, как размещение деревьев и кустов на этажах. Специальная программа проверяет состояние растений и грунта.
Способствовать озеленению в засушливых условиях — непростая задача, но есть несколько примеров, демонстрирующих методы достижения превосходных результатов в засушливом и гиперзасушливом климате, таких как, например, вертикальные леса в Каире, строительство которых находится в самом разгаре.
Башни будут достигать 30 метров как в высоту, так и в ширину, на их террасах будет произрастать 350 деревьев и свыше 14 000 кустарников и многолетников, принадлежащих к 100 различным видам. Общая площадь зелёных насаждений составит 3600 кв. м, что равно площади застройки. Три новых вертикальных леса, первые в Африке, будут энергетически самодостаточны и будут поглощать около 7 тонн углекислого газа в год и производить 8 тонн кислорода. Завершение строительства запланировано на 2022 год.
Оптимизированная интеграция непрерывного сбора, хранения, использования и управления водными ресурсами имеет решающее значение для реализации проектов подобного типа. Согласно концепции «вертикального леса», растения будут поддерживать последнюю фазу рециркуляции воды. Т. е. в качестве источника влаги будут выступать очищаемые за счёт большого разнообразия растений сточные воды.
Эти системы создадут устойчивую, прочную, долговечную зелёную инфраструктуру, которая смягчит эффект городского теплового острова, обеспечит изоляцию фасадов и крыш зданий, уменьшит ливневые стоки и загрязнение воздуха. Живые крыши и стены станут активными компонентами городской ландшафтной инфраструктуры.
Газоны и вездесущие мульчированные корой ландшафты печально известны тем, что требуют обильного количества искусственных удобрений и синтетических химических пестицидов и гербицидов. Традиционный пригородный газон в среднем содержит в 10 раз больше химических пестицидов на акр, чем сельскохозяйственные угодья.
Как считают разработчики проекта, природные решения могут возродить неблагополучные районы, улучшить психическое и физическое здоровье, а также качество жизни граждан, снизить социальную напряжённость за счёт улучшения окружающей обстановки, что особенно положительно скажется на наиболее уязвимых группах, таких как дети, пожилые люди и люди с низким социально-экономическим статусом.