Обзор СМИ от 20 мая 2022 года

Обзор СМИ от 20 мая 2022 года
20.05.2022

ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

 

Геннадий Паничев, канд. техн. наук, «Леспроминформ»

 

В связи с обострением экономической ситуации в стране из-за жестких санкций западноевропейских стран и США перед российскими предприятиями и государственными органами возникла острая проблема импортозамещения продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, включая лесной сектор экономики.

 

Импортозамещение ограничивается производственными и кадровыми возможностями промышленных предприятий. Наиболее серьезным ограничением для его реализации в России является сильная зависимость от зарубежного оборудования, которую невозможно преодолеть быстро. Поэтому эффект импортозамещения в краткосрочной перспективе жестко ограничен незагруженными мощностями. Для повышения эффективности целесообразно проводить скоординированную политику, направленную в том числе на формирование спроса на отечественную продукцию.

Как известно, экспорт России преимущественно сырьевого характера. Импорт, напротив, в основном состоял из конечной продукции, и его рост существенно опережал рост несырьевого экспорта. Для начала активного импортозамещения, быстрого насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией, необходимо резкое повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Качественные характеристики товаров за достаточно короткий промежуток времени не могут быть значительно изменены. Политика импортозамещения будет наиболее результативной там, где сохраняется потенциал незагруженных мощностей и кадров.

Конкурентным преимуществом лесной отрасли является доступная сырьевая база. В России самые большие в мире запасы лесов, площадь которых составляет более 800 млн га. Леса занимают около 45% территории страны и составляют около 24% лесных запасов планеты. Лесопромышленный комплекс – экспортно ориентированная отрасль, однако основными товарами, предназначенными для продажи за рубежом, являются продукты низких переделов древесины: пиломатериалы, древесная целлюлоза. Доля бумаги и картона в товарном экспорте отрасли тоже немалая. Однако это не означает, что российские предприятия полностью обеспечивают продукцией внутренний рынок. Импорт высококачественных сортов бумаги и картона до введения заградительных санкций составлял в денежном выражении более $2 млрд.

Политика импортозамещения в отрасли должна быть нацелена на развитие производства продукции с наибольшей добавленной стоимостью. В качестве основных направлений необходимо выделить производство древесных плит, целлюлозы и древесной массы, бумаги и картона. На этих производствах по ряду позиций, таких как целлюлоза беленая сульфатная ролевая, высоковпитывающий композиционный материал на основе целлюлозы, термочувствительная бумага, доля импорта была близка к 100%. Перечисленные продукты импортировались в Россию из Венгрии, Германии, США и Китая. Некоторые продуктовые позиции отличает высокая степень критичности с точки зрения национальной безопасности. Например, фильтрующая бумага, которая используется для очистки крови при переливании, при производстве микросхем, а также в двигателестроении. Импортозамещение этого вида продукции в ближайшие 3–5 лет невозможно, и первым этапом должно стать проведение соответствующих НИОКР. Вся бумага для упаковки пищевых продуктов поступала в страну из Финляндии и Франции, от этого продукта зависит развитие упаковочной и пищевой промышленности, а также продовольственная безопасность.

Следующим сектором лесопромышленного комплекса России, нуждающимся в импортозамещении, является лесное машиностроение, поскольку лесозаготовительная отрасль – ключевое звено ЛПК. Эффективность лесозаготовительных работ определяется прежде всего техническим уровнем и показателями эксплуатации лесозаготовительной техники. Такая техника необходима для освоения и восстановления лесных ресурсов, строительства лесных дорог, предотвращения и тушения лесных пожаров, защиты линейных сооружений от древесно-кустарниковой растительности, подготовки трасс нефте- и газопроводов в лесных массивах.

В настоящее время почти полностью разрушена производственная база для изготовления отечественных лесных машин, ликвидированы или в стагнации заводы лесного машиностроения: Алтайский, Сыктывкарский, Красноярский, Пермский, Екатеринбургский, Йошкар-Олинский, Онежский тракторный и др. Парк лесозаготовительной техники эксплуатируется дольше нормативных сроков и нуждается в замене. На лесозаготовке крайне медленно повышается уровень механизации лесосечных работ, остается значительной доля ручного труда на самой трудоемкой и травмоопасной операции – валке леса. Существенная часть работ при валке леса выполняется с помощью бензопил. Наиболее емким сегментом рынка лесозаготовительной техники в настоящее время являются машины для сортиментной технологии заготовки древесины – харвестеры и форвардеры, объем продаж которых составлял около 75% общего объема продаж в денежном выражении. Этот сегмент стал формироваться в России с середины 80-х годов прошлого столетия. Однако российские производители лесозаготовительной техники за этот период в силу разных причин не смогли выйти на этот сегмент рынка.

Преодоление технологического отставания в базовых отраслях промышленности на основе исключительно отечественных технологий и научно-исследовательского потенциала оказалось практически невозможным из-за серьезных упущений за последние 20 лет. В связи с этим годами использовались механизмы привлечения зарубежных технологий в российские производственные комплексы по примеру автомобильной промышленности. Потребность в колесных харвестерах и форвардерах удовлетворялась в основном поставками из-за рубежа.

Почти нет российских производителей в сегменте колесных трелевочных машин. Обусловлено это тем, что около половины лесных массивов по грунтовым условиям можно эффективно осваивать с применением специализированных колесных трелевочных машин в силу их особых потребительских свойств (простота конструкции ходовой системы, высокая мобильность, низкие затраты на ремонт и обслуживание).

Ежегодно российские предприятия лесопромышленного комплекса закупали у зарубежных производителей до 1000 лесных машин разного назначения. Следует отметить, что небольшие партии колесных харвестеров, форвардеров и трелевочных машин поступали в Россию из Республики Беларусь, где лидером производства этого вида техники было ОАО «Амкодор».

Из отечественного оборудования на лесозаготовительных предприятиях сегодня эксплуатируется физически и морально устаревшая лесная техника на базе трелевочных промышленных тракторов ТДТ-55, ТЛТ-100А, ТТ-4, ТТ-4М, созданных в советский период для работы в лесу по так называемой хлыстовой технологии лесозаготовок. В СССР производством и ремонтом лесозаготовительных машин были заняты более 30 заводов, которые выпускали около 100 наименований лесной техники.

Задачи по обеспечению отрасли оборудованием и импортозамещению в последние годы частично решались за счет локализации производства иностранных производителей. Например, на экскаваторном заводе Komatsu (KMR) в г. Ярославле было организовано производство экскаваторов в лесном исполнении (дополнительная защита, два радиатора и др.), на которые устанавливаются харвестерные агрегаты Komatsu. В цехах Онежского тракторного завода (г. Петрозаводск) фирма «Амкадор» из Республики Беларусь в 2020–2021 годах выпускала харвестеры и форвардеры собственной конструкции. В связи с прекращением поставок из европейских стран комплектующих узлов (захватно-срезающих головок, тандемных тележек и др.) для этих машин производство лесных машин на заводе в 2022 году приостановлено. ООО «Лестех» (г. Йошкар-Ола) выпускало ограниченное количество валочно-пакетирующих машин и харвестеров на базе гусеничного экскаватора. При этом комплектующие узлы из стран Западной Европы составляли в этих машинах 20–30%. В настоящее время поставка комплектующих узлов для лесных машин из недружественных стран прекращена.

Разработкой отечественного харвестера для сортиментной заготовки древесины на базе гусеничной техники занимаются на предприятиях ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"». Опытный образец харвестера на базе экскаваторного шасси производства АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» проходит испытания в производственных условиях.

Однако попытки воссоздать или создать производство лесозаготовительной техники носят несистемный, фрагментарный характер, что не позволяет сформировать полноценную конкурентную среду на российском рынке. Восстановление отечественного лесного машиностроения невозможно без использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, государственной поддержки инновационной деятельности и отраслевой научно-технической сферы.

Оценка сложившегося российского рынка лесных машин преимущественно зарубежного производства и отсутствие у лесопромышленных предприятий возможности приобретения российской лесозаготовительной техники свидетельствуют о критическом положении отечественного лесного машиностроения и необходимости импортозамещения прежде всего по следующим позициям: валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины (харвестеры), трелевочные погрузочно-транспортные машины (форвардеры), трелевочные колесные машины, гусеничные многооперационные машины.

Предпосылкой реализации инновационного развития лесного комплекса станет восстановление его научного и конструкторского потенциала, создание испытательной базы, экспериментального и опытного производства. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть создание инновационно-технического лесного научного центра. Согласно обновленной Стратегии развития лесного комплекса России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №312-р, научно-техническое обеспечение и технологический прорыв в лесном комплексе должны обеспечить исследовательские консорциумы – инновационно-технические центры, представляющие собой объединение вузов и научных организаций в партнерстве с российскими производственными организациями. Основной целью таких центров представлялась разработка, организация серийного производства и внедрение современных, эффективных и экологически щадящих технологических процессов, машин и оборудования по всему циклу – от лесопользования и воспроизводства лесов до глубокой переработки древесины.

При этом ключевым фактором обеспечения производства лесных машин необходима разработка следующих компонентов в составе машин: харвестерные головки с системой управления, тандемные тележки, ведущие мосты, компоненты гидротрансмиссией. В качестве потенциальных заводов – изготовителей отдельных узлов и оборудования для лесных машин, кроме заводов лесного машиностроения, могут быть привлечены заводы военно-промышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения. Например, производство харвестерной головки может быть организовано на НПК «Уралвагонзавод». А разработка и изготовление ведущих мостов для трелевочных машин (с организацией производства) – на АО «Петербургский тракторный завод». Там же возможен выпуск тандемных тележек.

Минпромторг России подготовил Перечень приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности. В разделе «Сельскохозяйственное машиностроение», подраздел 7 «Комплектующие по лесопромышленному машиностроению (харвестеры, форвардеры, скиддеры)», указаны следующие позиции: харвестерная головка с системой управления (харвестеры), тандемные тележки (харвестеры, форвадеры), ведущие мосты типа Sweda (харвестеры, форвардеры, скиддеры), компоненты гидростатической трансмиссии (харвестеры, форвардеры, скиддеры). Необходима скорейшая реализация этих предложений.

Также нужна действенная государственная поддержка по следующим основным направлениям:

- увеличение объемов продаж лесозаготовительных машин через систему лизинга, в том числе через ОАО «Росагролизинг» за счет развития и совершенствования указанной системы;

- развитие и укрепление производственной базы машиностроительных предприятий; проведение технического и технологического перевооружения их производств, в том числе за счет предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию техники;

- ускоренное инновационное развитие отечественного лесного машиностроения на базе новых разработок и освоения современных конкурентоспособных технологий и машин для лесозаготовительного производства и лесного хозяйства, которое должно сопровождаться конкретными четкими программами и планами их разработки и освоения.

Для этого прежде всего необходимы следующие изменения:

1. Корректировка подпрограммы №3 «Машиностроение специализированных производств» Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части лесного машиностроения, в том числе:

- создание и серийное производство модельного ряда современных колесных трелевочных машин легкого, среднего и тяжелого классов (Петербургский тракторный завод);

- создание и серийное производство нового поколения базовой гусеничной трелевочной машины легкого и тяжелого классов (Абаканский ОЭМЗ);

- создание и серийное производство нового поколения многооперационных гусеничных машин (Йошкар-Олинский завод «Лестехком», ООО «Абаканский машиностроительный завод»);

- разработка современных технологий лесозаготовок и лесохозяйственных работ, адаптированных к применению машин и оборудования нового поколения.

2. Внесение в отраслевой план мероприятий по импортозамещению в сельскохозяйственном и лесном машиностроении РФ от 31.03.2015 (Приказ Минпромторга России №659 от 31 марта 2015 года) критических компонентов для харвестеров, форвардеров, трелевочных машин (харвестерные головки, ведущие мосты, тандемные тележки, коробки передач, элементы гидростатических трансмиссий).

3. Внесение в Постановление Правительства РФ №1312 от 30 декабря 2013 г. изменений, устанавливающих порядок авансирования из федерального бюджета НИОКР по созданию и внедрению новой лесной техники лесозаготовительного и лесохозяйственного назначения.

Перечисленные мероприятия лишь способствуют налаживанию импортозамещения в лесной отрасли. Для кардинального решения этой проблемы в разных отраслях народного хозяйства страны, в том числе лесной, государственным органам необходимо принять меры для формирования государственной политики и приоритетов, включая совершенствование законодательства, совершенствование налоговой политики и мер таможенно-тарифного регулирования, поддержки импортозамещающих НИОКР, кадрового обеспечения, и прочие регулярно-управленческого характера.

 

КОГДА МЫ СОЗДАДИМ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК БИОТОПЛИВА?

Обзор СМИ от 20 мая 2022 года-Леспроминформ–Когда мы создадим внутренний рынок биотоплива.jpg 

Андрей Кривошеин, «Леспроминформ»

 

Для отечественных производителей биотоплива, в первую очередь пеллет, весной 2022 года начался идеальный шторм: учитывая политическую ситуацию, Великобритания запретила импорт пеллет из России, от их закупки стали отказываться страны Евросоюза, сертификационные органы Европы перестали выдавать сертификаты качества и ответственного происхождения на российские пеллеты, а логистические компании и порты бойкотируют поставки всех грузов из РФ.

 

Пятый пакет антироссийских санкций Евросоюза, наложенный в апреле 2022 года, усугубил рыночную ситуацию для российских экспортеров пеллет: нашим фурам запрещено перевозить грузы по территории стран Европы, а морским судам из Российской Федерации – заходить в европейские порты. Эти ограничения, безусловно, подорвут торговлю российским пеллетами на внешнем рынке. Также пятый пакет санкций перекрыл поставки каменного угля из России, в результате внутренние цены на энергетические марки угля уже стали снижаться, поэтому древесному биотопливу становится труднее с ними конкурировать и внутри страны.

Конечно, будут созданы новые логистические цепочки поставок пеллет в Европу – через Молдавию, Турцию и, возможно, даже Казахстан. Часть продукции будет переориентирована с европейского на азиатский рынок. Тем не менее нужно ответить на очень важный вопрос: «Когда в России появится рынок биотоплива?»

 

Слово производителям

Производители брикетов в Республике Коми не пострадали вследствие кризисной ситуации на Украине – почти всю свою продукцию они реализуют в регионе. Однако не без исключений. «Наш завод заработал недавно – в 2021 году, и мы производили не менее 600 т брикетов в месяц, – сказал директор ООО "Евробрикет" Максим Габдуллин. – Половину выпускаемой продукции мы отправляли на экспорт, а остальное – в крупные торговые сети. В связи с последними событиями сейчас часть объема отправляется на склад».

Компании, выпускающие пеллеты, обеспокоены пятым пакетом санкций Евросоюза. «В июле ожидаем полное прекращение поставок наших пеллет в Европу. Китаю и Корее наша пеллета не нужна. В такой ситуации второй пеллетный цех, построенный в 2021 году, не будет запущен», – сообщил директор ООО «ПечораЭнергоРесурс» Андрей Ярмолик.

«Приостановка сертификата SBP и проблемы с поставками по железной дороге сделали невозможной продажу наших пеллет в Евросоюз», – отметил директор ООО «Комилесбизнес» Александр Игнатов.

«Пока мы завершаем поставки морским транспортом предыдущих партий пеллет. Но с 10 июля 2022 года, в связи с санкциями Евросоюза, такой возможности уже не будет», – посетовала заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и логистике ООО «Севлеспил» Светлана Кудинова.

А директор ООО «Алром» Павел Пунегов констатировал: «Контракты на поставку пеллет нашими покупателям в ЕС и Белоруссии не расторгнуты, однако есть серьезные логистические проблемы».

Артур Киракосян, директор компании Grand Wood, сообщил: «Мы не поставляли свои пеллеты в Европу, поэтому кризиса не почувствовали. Сейчас распродаем наработанные запасы на внутреннем рынке».

 

История вопроса

Производство биотоплива в России – одна их самых молодых отраслей лесопромышленного комплекса, ей немногим больше десяти лет (если вести отсчет со статистически значимых объемов производства, достигнутых в 2009 году). А в 2013 году была принята первая федеральная программа развития внутреннего рынка биотоплива – «План мероприятий по созданию благоприятных условий для использования возобновляемых древесных источников для производства тепловой и электрической энергии» (утвержден правительством РФ 31 мая 2013 года). В нем, например, предлагалось следующее:

- сформировать реестр мазутных котельных на территории Российской Федерации и подготовить предложения по критериям и условиям их перевода на местные возобновляемые источники топлива;

- ввести запрет на строительство и реконструкцию теплоисточников на углеводородах при наличии в субъекте РФ достаточного объема неиспользуемых лесных ресурсов;

- сохранять дотации в региональных бюджетах на тепло в течение пяти лет после реконструкции для перевода объекта генерации с углеводородов на древесные материалы.

Если бы эти мероприятия были реализованы в свое время, то события 2022 года не были бы столь драматичными для российских производителей древесного биотоплива.

По результатам реализации этой программы были подготовлены методические и аналитические материалы, но не более того. Стоит отметить, что ее разрабатывало и продвигало Минприроды России, а ведь коммунальную энергетику курирует Министерство энергетики России, которое никогда не выражало заинтересованности в развитии биоэнергетики на основе древесного топлива, в итоге все было спущено на тормозах.

Следующий заход на создание внутреннего рынка биотоплива был сделан в 2020 году. По итогам прошедшего 29 сентября 2020 года совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений от 06.11.2020 №Пр-1816. В подпункте к) пункта 2 этого документа правительству Российской Федерации было поручено разработать и утвердить новую стратегию развития лесного комплекса РФ, предусмотрев при этом мероприятия по переводу муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо. Это поручение президента РФ вызвало большой энтузиазм в профессиональной среде и бурное обсуждение. Многие посчитали, что оно будет способствовать уходу от ископаемого топлива и переходу на древесное (щепу, пеллеты, брикеты). Также оно должно было помочь отечественным производителям котельного оборудования, поскольку предполагает масштабную модернизацию мазутных котельных.

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) была разработана и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2021 №312-р. В разделе 10 этого документа указано, что на российском рынке в настоящее время отсутствуют экономические и регуляторные предпосылки для использования пеллет в заметных объемах. «Принимая во внимание относительно низкую стоимость газа и дров в России, экономических оснований для роста потребления пеллет на внутреннем рынке не ожидается, если не будет стимулирования со стороны государства (по примеру стран Европы и Японии). На внутреннем рынке России перспективным направлением является перевод на биотопливо отдельных котельных.

В целях развития использования биотоплива для муниципальных нужд будут запланированы и реализованы мероприятия по переводу существующих муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо, включая пеллеты», – записано в Стратегии.

Но ведь Стратегия – это общий документ, и его принятие никак не послужило биотопливной промышленности России. Хотя пункт 2 вышеупомянутого Распоряжения № 312-р предусматривал разработку плана мероприятий по реализации Стратегии в шестимесячный срок, прошло больше года, а план реализации Стратегии так и не разработан, поэтому нет и списка мероприятий, стимулирующих перевод муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо, включая пеллеты.

Так что не стоит в скором времени ждать изменений в топливном балансе коммунальной энергетики и роста внутреннего потребления древесного биотоплива. По поручению премьер-министра правительства РФ Михаила Мишустина разработкой плана мероприятий по реализации Стратегии занимаются Минприроды и Минпромторг России. Даже когда все документы для выполнения поручения президента России по увеличению использования биотоплива в коммунальной энергетике будут наконец разработаны и утверждены, без заинтересованности в этих изменениях Министерства энергетики России, ничего не сдвинется с мертвой точки.

 

Мысли глобально, действуй локально

Как ни парадоксально, для оперативного создания надежного внутреннего спроса на пеллеты и брикеты глобальный стратегический документ не требуется. Анализ российского законодательства показывает, что в нем уже есть необходимые правовые механизмы стимулирования биоэнергетики, причем один действует уже более 20 лет – это Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним каждый субъект Федерации устанавливает предельные максимальные розничные цены на твердое топливо, реализуемое гражданам. Разница между реальной рыночной ценой топлива и предельной, утвержденной регионом, компенсируется поставщику из бюджета.

Этим инструментом пользуются все регионы России, даже Москва, Московская и Ленинградская области, только все они в качестве твердого печного топлива утверждают лишь один-два вида: дрова (изредка горбыль) и уголь.

Ничто не мешает региональным властям пополнить этот перечень древесными топливными брикетами и пеллетами, и одно это решение кратно увеличит спрос на облагороженное биотопливо в стране. Но пока так поступила только Республика Коми, где пеллеты и брикеты уже больше четырех лет включены в перечень субсидируемых при поставках населению. Наработанный там опыт показывает, что население отказывается от дров в пользу брикетов, а уголь для отопления не использует совсем.

Конечно, включение дополнительных видов топлива в список субсидируемых при поставках населению приведет к дополнительным расходам бюджетов регионов. Однако этот процесс необходимо начинать, и без инициативы производителей биотоплива не обойтись. Иначе поставщик угля получает конкурентное преимущество перед поставщиком пеллет или брикетов.

Следующий локальный механизм, который могут внедрять не только российские регионы, но и муниципалитеты, это выдача субсидий предприятиям, создающим или расширяющим пеллетные и брикетные производства. Если у нас считается нормой выдача субсидий производителям сельскохозяйственной продукции, почему не поддержать производителей биотоплива? Эта мера сама по себе не создаст рынок сбыта, но будет стимулировать предпринимательскую активность и способствовать снижению себестоимости их продукции.

Такую субсидию выдавали в Республике Коми при становлении биотопливной отрасли в 2013–2014 годах и возобновили в 2021 году. При этом механизме поддержки затраты компенсируются постфактум, то есть предприниматель должен приобрести оборудование и запустить его в эксплуатацию, прежде чем претендовать на субсидию. Субсидия предоставляется в размере 30% фактических затрат предприятия, но не больше 5 млн руб. каждому хозяйствующему субъекту.

В министерство экономического развития и промышленности Республики Коми в 2021 году поступило 10 заявок по отбору хозяйствующих субъектов для предоставления субсидий на общую сумму почти 36 млн руб. Были выбраны четыре хозяйствующих субъекта, и из республиканского бюджета выдано субсидий на общую сумму больше 12 млн руб., что позволило привлечь в республику частные инвестиции на 478 млн руб. и создать 24 новых рабочих места.

В 2022 году планируется выдать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение части затрат, направленных на создание, модернизацию и расширение производства пеллет и топливных брикетов. Для этого будет выделено 30 млн руб. из республиканского бюджета. В марте 2022 года эту меру включили в антикризисный региональный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления.

Главным условием создания устойчивого внутреннего рынка сбыта биотоплива должно стать увеличение потребности в брикетах и пеллетах коммунальной энергетики регионов России. Невозможно из Москвы руководить котельным хозяйством каждого субъекта Федерации. Правительства регионов должны взять на себя ответственность и отказаться (где это возможно) от ископаемого топлива и перейти на энергию из биотоплива.

25 марта 2022 года заместитель председателя правительства Республики Коми, министр экономического развития и промышленности региона Эльмира Ахмеева провела рабочую встречу с представителями АО «Коми тепловая компания», АО «Коми коммунальные технологии» и заинтересованными органами исполнительной власти региона. Участники встречи решили, сколько котельных будет переведено на топливные брикеты в отопительный сезон 2022/2023 года. По информации АО «Коми тепловая компания», 69 твердотопливных котельных в 11 муниципальных образованиях технически могут работать на топливных брикетах, 19 из них уже используют этот вид биотоплива. Предварительная потребность в брикетах на отопительный сезон 2022/2023 года оценивается в 35–36 тыс. т. При этом объем производства брикетов в Коми составляют примерно 25 тыс. т. Поскольку число котельных, которые могут перейти на брикеты, будет увеличиваться, нынешних объемов производства явно не хватит. По мнению министра, «необходимо проработать с производителями биотоплива вопрос о возможности заключения с АО "Коми тепловая компания" долгосрочных контрактов и увеличения объемов производства топливных брикетов».

Республика Коми – один из немногих субъектов РФ, где перевод котельных на биотопливо хорошо проработан, что особенно важно в нынешних экономических условиях, когда решение о переводе угольных котельных на биотопливо может способствовать поддержке деревообрабатывающих предприятий. А также позволит избежать проблем теплоснабжения, которые наблюдались этой зимой в связи с перебоями в поставках угля. Кроме того, при сжигании битоплива в атмосферу поступает меньше вредных веществ, чем в случае использования ископаемого топлива.

Программа переходу на биотопливо включена в антикризисный региональный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, который был представлен в рамках заседания Регионального штаба по обеспечению устойчивости функционирования экономики региона и единогласно принят всеми членами штаба. По итогам этой встречи региональному минстрою совместно с Минэкономразвития и ресурсо­снабжающими организациями поручено подготовить дорожную карту по конкретным этапам перевода котельных на топливные брикеты в отопительный сезон 2022/2023 года. К настоящему моменту подготовлена карта с котельными «Коми тепловой компании», которые могут быть переведены на брикеты. Потенциальный объем потребления брикетов – более 56 тыс. т в год.

Почему ставка сделана именно на брикеты? Ответ простой: котлы в котельных «Коми тепловой компании» универсальные, и вместо угля кочегары могут загружать в них брикеты Nestro или RUF, поэтому дополнительные инвестиции в модернизацию оборудования не требуются. А вот для того чтобы поддержать производителей пеллет, понадобятся серьезные капиталовложения в новые теплогенераторы, и здесь уже без помощи федерального центра не обойтись.

 

Создать рынок пеллет в России

Производимые предприятиями лесной промышленности электроэнергия, тепловая энергия, горячая вода, древесное биотопливо играют очень важную роль в топливно-энергетическом балансе лесных регионов России. При этом в Энергетической стратегии России на период до 2030 года о биоэнергетике нет даже упоминания. Увеличение доли древесного биотоплива в топливно-энергетическом балансе России немало способствовало бы развитию биоэнергетики и становлению внутреннего рынка.

Сейчас очень часто говорят о низкоуглеродной экономике, возобновляемых источниках энергии. Но эти понятия в обществе ассоциируются с водородом, энергией солнца и ветра, но не с энергией из древесины. Стоит утвердить федеральный норматив потребления древесного биотоплива в коммунальной энергетике не менее 20% топливного баланса субъекта РФ. Пеллеты должны стать основным ВИЭ в России.

На уровне субъектов Федерации замещение мазута и угля биотопливом может упереться в утвержденные инвестиционные программы региональных сетевых компаний, снабжающих теплом муниципалитеты. Но надо этим заниматься. Муниципальные мазутные котельные необходимо переоборудовать и оснастить пеллетными котлами. Пеллеты, в отличие от брикетов, позволяют создать очень мощные и высокоавтоматизированные котельные с высоким КПД оборудования.

Параллельно с законодательно закрепленным требованием о переводе мазутных и крупных угольных котельных на пеллеты государство должно разработать долгосрочную программу льготного финансирования региональных тепловых компаний, переводящих свои котельные с мазута и угля на биотопливо, чтобы они могли за «дешевые» деньги модернизировать котельное оборудование и построить складские помещения для хранения биотоплива.

Использование пеллет в коммунальной энергетике не следует ограничивать центральным отоплением и распространять только на крупные региональные тепловые компании. Нужно развивать и локальное, модульное отопление пеллетами.

«Выходи из нефти и газа» – так в Австрии называется программа федеральных субсидий частным лицам, устанавливающим в своих домах пеллетные котлы взамен котлов на ископаемом топливе (мазуте, газе, угле).

На 2021–2022 годы в Австрии выделено €650 млн на эту субсидию, в оригинале называемую Raus aus Ol und Gaz. Если человек решит установить в доме пеллетный котел, ему будет компенсировано 35% расходов, в одни руки максимум €5000. Так в Европе стремятся сократить вредное влияние на климат. При этом в выгоде оказываются австрийские производители пеллет, поскольку все больше людей покупают их продукцию.

В России необходима аналогичная федеральная субсидия. Только, помимо ископаемых видов топлива, добавить в список еще и дрова. Ведь современный пеллетный котел экономичен, автоматизирован, безопасен, его установку не надо согласовывать с разными службами. Многие заменили бы свои дровяные печи комфортными пеллетными котлами, если бы была поддержка государства. Да и газовым котлам они хорошая альтернатива, тем более газ точно не придет в каждую деревню.

Такая мера поддержки очень помогла бы созданию в России внутреннего рынка пеллет. В сельских муниципалитетах стало бы появляться больше производителей древесных гранул, а значит, и рабочих мест. Да и развитие котельных заводов получило бы импульс. Кроме того, Россия продемонстрировала бы миру свою дополнительную активность по выполнению Парижского соглашения по климату. Ну а в сельских домах и загородных коттеджах всегда было бы тепло, уютно и безопасно.