Обзор СМИ от 20 октября 2021 года

Обзор СМИ от 20 октября 2021 года
20.10.2021

СТВОЛЫ НА ЗЕМЛЮ

 

Юлия Квитко, «Российская газета»

 

Благоприятная конъюнктура мирового рынка лесной и целлюлозно-бумажной продукции позволила российским экспортерам нарастить объемы по многим номенклатурам. Дальнейшее развитие рынка будут определять регуляторная политика со стороны государства и уровень цен глобального рынка.

 

Согласно статистике, за первое полугодие экспорт из РФ древесины и целлюлозно-бумажных изделий в стоимостном соотношении составил 7,5 миллиарда долларов. На 12 с небольшим процентов выросли объемы поставок фанеры клееной и необработанных лесоматериалов, но на 19 процентов снизились объемы экспорта бумаги газетной.

Основное влияние на экспортные объемы оказали перевозки в Китай, который остается крупнейшим мировым импортером. Однако, по данным таможенной статистики КНР, при общем росте поставок лесопродукции в Поднебесную на 13 процентов доля РФ снизилась на 6 процентных пунктов (до 22 процентов). В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины.

Ограничения на сухопутных погранпереходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны КНР и конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры не позволили полностью реализовать российский экспортный потенциал. Грузоотправители находились в поисках альтернативных рынков сбыта и направлений перевозок, что привело к перераспределению грузопотоков. Так, поставки в порты Дальнего Востока выросли на 28 процентов.

Несмотря на то что перевозки круглого леса выросли на 13 процентов, до 4,9 миллиона тонн, экспорт пиломатериалов сохранил доминирующие позиции и практически вполовину превысил объем экспортированной необработанной древесины. Основными получателями здесь стали Китай (рост на 18 процентов) и Финляндия (плюс 6 процентов). "В ближайшей перспективе положительная динамика спроса на продукцию лесопромышленного комплекса в мире сохранится, однако возможна ценовая коррекция. Одним из факторов станет усиление конкуренции за поставки пиломатериалов в США на фоне высокой конъюнктуры и быстрое насыщение этого рынка", - отмечают специалисты аналитического центра "ТрансЛес".

Еще один фактор, который окажет влияние на рынок, - введение Евросоюзом антидемпинговых пошлин для российских производителей фанеры. Они начали действовать с середины июня и сейчас составляют 15,9 процента от стоимости кубометра продукции. До конца этого года будет решаться вопрос о действии пошлин в течение последующих трех лет.

Обзор СМИ от 20 октября 2021 года-Российская газета-Стволы на землю1.jpgРазвитие рынка также будет определять и внутренняя регуляторная политика. Так, с 1 января 2022-го планируется запретить вывоз из России необработанной или грубо обработанной древесины. Как отметил председатель совета директоров, EVRAZ plc Александр Абрамов, государство последние 10 лет реализует политику стимулирования внутренней переработки и на Дальнем Востоке, где произрастает половина российских лесов, это принесло осязаемые результаты.

"Экспорт круглого леса из ДФО за этот период снизился в три раза. Было построено семь крупных лесоперерабатывающих производств, суммарные мощности по переработке которых превысили 5 миллионов кубов. При этом ведущие компании перерабатывают половину заготавливаемой древесины, остальная половина представляет собой низкосортную тонкомерную древесину, которая экспортируется в необработанном виде в страны Юго-Восточной Азии, где развита целлюлозно-бумажная промышленность, а на Дальнем Востоке России нет целлюлозно-бумажных производств", - рассказал он.

Вице-президент Ассоциации "Русский лес" Андрей Гончаров считает, что в регионах Дальнего Востока необходимо создать ЦБК с государственным участием для переработки тонкомерной и балансовой древесины, которую также нельзя будет экспортировать с 1 января 2022-го. Кроме этого, Ассоциация предлагает предоставить льготы и субсидии из средств федерального бюджета для лесозаготовителей, которые в течение трех лет примут решение о строительстве перерабатывающих мощностей. Такие меры необходимы для сохранения темпов заготовки древесины в субъектах на стабильном уровне, уверены в ассоциации.

Но уже сегодня динамика перевозок показывает изменение структуры экспорта леса и лесоматериалов. По словам замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, в 2012-2020 годах на 10,7 процента сократились объемы перевозки на платформах и на 18,7 - в полувагонах, где в основном транспортируют необработанный лес и продукцию низкого передела, в то время как перевозки в прочих вагонах увеличились на 29,5 процента. Например, объемы перевозки лесных грузов в контейнерах выросли в 4 раза.

В то же время перестройка отрасли на новые регуляторные рельсы не обошлась без ряда проблем. Так, по оценкам минвостокразвития, только с территории Дальнего Востока в 2020 году было экспортировано 4,7 миллиона кубов круглого леса стоимостью 1 миллиард долларов. Объем заготовки леса в ДФО в 2020-м составил 13,13 миллиона кубометров, из них внутреннее потребление - почти 65 процентов. "В этой отрасли заняты 8,5 тысячи человек, вместе с семьями - до 30 тысяч человек. Многие из них живут в поселках, в которых вообще больше нечем заняться. Запрет на экспорт леса является для них экзистенциальным вызовом", - рассказал ранее глава минвостокразвития Алексей Чекунков.

По его словам, несмотря на то, что в стране обсуждение запрета на экспорт необработанной древесины идет давно, собственники лесопромышленных предприятий не создали необходимого количества перерабатывающих мощностей. За последние 40 лет в России вообще не было построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината.

Впрочем, в скором времени ситуация может измениться благодаря проекту создания в Карелии лесопромышленного кластера. Его инициатором стал лесопромышленный холдинг Segezha Group. В рамках "Сегежа-Запад" планируется создать объединенный кластер, куда войдут новый ЦБК, модернизируемый Сегежский ЦБК и "Сегежская упаковка". Планируемая мощность предприятий - около 1,5 миллиона тонн продукции в год. Общая стоимость проекта может составить 178 миллиардов рублей.

 

ЩЕПКИ ПРИ ДЕЛЕ

 Обзор СМИ от 20 октября 2021 года-Российская газета-Щепки при деле.jpg

Наталья Решетникова, «Российская газета»

 

Со следующего года будет запрещен экспорт из России необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.

 

Эта мера призвана дать импульс развитию глубокой переработки древесины и производить из нее не только пиломатериалы, мебель, бумагу и целлюлозу, но и пищевые добавки, топливо, фармацевтические препараты. В общем, перед лесоперерабатывающей промышленностью стоят новые и очень серьезные задачи.

Можно предположить, что большая часть инвестиций, уходившая на производство необработанных лесоматериалов, будет перенаправлена на глубокую переработку сырья.

Специалисты федерального Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН обозначили тренды развития глубокой переработки древесины с применением биотехнологий. К ним ученые отнесли, в частности, производство новых типов волокон, фильтров, новых видов бумаги и картона, гигиенических продуктов на основе произведенных без использования хлора целлюлозы и древесной массы.

"На каждом предприятии можно не просто пилить и продавать круглый лес, но и производить изделия из древесины. Это все будет увеличивать доходы лесного комплекса. Лес на корню - 50 рублей за кубометр, пиловочник и пиломатериалы - шесть тысяч рублей. Изготовленные из пиломатериала оконные, дверные блоки, мебель - совсем другая цена", - говорит директор Международного центра лесного хозяйства и лесной промышленности (создан на базе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета) Максим Лобовиков.

По словам министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, лесная промышленность уже показывает хорошую динамику роста: так, добавленная стоимость на товары увеличилась на 5,2 процента, рост занятости - на 23 процента. Рослесинфорг в августе опубликовал рейтинг крупнейших компаний лесопромышленного комплекса России. В первую пятерку вошли холдинги "Илим" и "Сегежа", группа "Титан", а также "Устьянский лесопромышленный комплекс" и "Монди СЛПК". Все они, помимо лесозаготовки, инвестируют в глубокую переработку древесины.

Так, холдинг "Илим", заготавливая более 12 миллионов кубометров древесины (5,6 процента всех лесозаготовок), ежегодно производит 3,6 миллиона тонн целлюлозно-бумажной продукции. Предприятия лесопромышленного холдинга "Сегежа" выпускают 192 тысячи кубометров фанеры в год (по данным пресс-центра компании, до 70 процентов идет на экспорт в страны Евросоюза, АТР и США), мешочной бумаги - 402 тысячи тонн в год. Основным видом деятельности лесозавода ГК "Титан" является производство экспортных пиломатериалов камерной сушки и древесных гранул (пеллет) - экологически чистого биотоплива. Длительность горения таких дров может достигать до четырех часов в автоматических котлах. Также предприятие специализируется на переработке древесины хвойных пород. Устьянский ЛПК производит как пиломатериалы, так и биотопливо, а у "Монди Сыктывкарский ЛПК" годовой объем готовой продукции, в числе которой офисная и офсетная бумага, превышает 1,2 миллиона тонн.

Дальнейшие планы лидеров предполагают масштабные вложения в глубокую переработку. "Сегежа" направит 6,5 миллиарда рублей на развитие Лесосибирского ЛДК в Красноярском крае. Там будет создано полностью безотходное производство благодаря строительству тепловой станции на 40 МВт и второго завода мощностью 100 тысяч тонн пеллет. Еще 11 миллиардов рублей компания инвестирует в строительство бумагоделательной машины на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате в Вологодской области. Это позволит увеличить мощность производства в четыре раза - с 20 тысяч до 80 тысяч тонн продукции в год. Результатом проекта станет полная утилизация мощностей по варке целлюлозы. Машина, которую введут в эксплуатацию в 2023 году, будет оперативно переключаться с выпуска жиростойкой бумаги (ее основной потребитель - предприятия общественного питания) на мешочную.

В 2022 году группа "Илим", по информации ее официального сайта, введет в эксплуатацию новый целлюлозно-картонный комбинат в городе Усть-Илимске Иркутской области. Его мощность составит 600 тысяч тонн тарного картона в год. К этому стоит добавить, что в прошлом году группа выполнила инвестиционную программу объемом 39 миллиардов рублей.

По данным правительства Кемеровской области, в реестр инвестиционных проектов региона планируется включить заявку компании "Запсибруда". Она намерена построить в Таштаголе деревообрабатывающее предприятие стоимостью 665 миллионов рублей. Там будут выпускать пиломатериалы, клееные и погонажные изделия, древесноугольные брикеты и пихтовое масло.

На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме стало известно, что в 2021 году компания "Евразлес" приступит к строительству крупного деревообрабатывающего предприятия в Сахалинской области. Современное лесопильное производство будет выпускать до 400 тысяч кубометров бруса и доски в год. Кроме того, планируется производить CLT-панели и плиты OSB. Отходы же пойдут на изготовление древесно-полимерных композитов, древесного угля, топливных гранул и так далее. Объем инвестиций превысит 19 миллиардов рублей.

Но не стоит думать, что глубокая переработка древесины является прерогативой исключительно крупнейших компаний отрасли с миллиардными оборотами. Летом этого года вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что представители малого и среднего бизнеса по заготовке древесины подали 20 заявок на общую сумму более одного миллиарда рублей в рамках программы модернизации и создания мощностей по глубокой переработке древесины. Такая программа была подготовлена минпромторгом.

Возможно, среди них найдутся те, кто начнет массовое производство из древесины пищевых добавок, например ванилина, фурфурола, левулиновой кислоты (идет в производство полимеров), сиреневого альдегида (можно использовать для производства фармацевтических препаратов). По оценке ученых Института химии и химической технологии Сибирского отделения РАН, в таком случае из тонны древесины получится продукции на 2-3 тысячи долларов, что в десять раз больше по сравнению с целлюлозным производством.

 

Комментарий

Николай Кротов, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании "Архангельский ЦБК":

- В нашей стране есть макротерритории, где сегодня необходимо создавать мощности по переработке древесины, а уж глубокой или мелкой, второй вопрос. Анонсированный государством запрет на экспорт круглого леса с 1 января 2022 года, например, практически не произвел никакого впечатления на лесопромышленников северо-запада, а на Дальнем Востоке вызвал возмущенную реакцию не только бизнес-сообщества: даже в правительстве РФ сформировались позиции "за" и "против".

На европейской территории нашей страны, и Архангельская область тому яркий пример, сформировавшийся в советские годы комплекс целлюлозных производств наряду с плитными обеспечивает достаточно устойчивый спрос на тонкомерную древесину, не востребованную в лесопилении. И на сегодняшний день в этой части страны можно скорее говорить о дефиците сырья, а не о потребностях в дополнительных мощностях. Особенно с учетом планов крупных компаний по увеличению мощностей существующих ЦБК. В остальном же, применительно к европейским рынкам, ниша российского леспрома достаточно традиционна - хвойная сушеная доска, фанера, мебельный щит, топливные гранулы, и изменить структуру рынка очень быстро не удастся. Углубляя производство в лесопилении, переходя от пиломатериалов к строганому погонажу, клееным конструкциям и к заводским домокомплектам, в первую очередь нужно ориентироваться на внутрироссийский рынок. И рынок этот нужно на первом этапе искусственно формировать, поддерживать, и без протекционистской политики государства, мне кажется, здесь не обойтись.

И если говорить о переработке леса как о стратегической задаче, поставленной государством, то на первое место я бы все-таки поставил вопрос комплексности переработки - когда перерабатывается вся без исключения древесина, заготавливаемая в лесосеке, а уже следующий критерий - глубина переработки, как размер добавочной стоимости, создаваемой на 1 кубометр заготовленной древесины.