Обзор СМИ от 20 октября 2023 года

Обзор СМИ от 20 октября 2023 года
20.10.2023

БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСУ: ГОТОВА ЛИ ОТРАСЛЬ К ШИРОКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ?

 

«Лесной комплекс»

 

Ещё десять лет назад использование беспилотной авиации в отечественной лесной промышленности было сродни фантастике, но сегодня применение беспилотников в лесу — обычное дело, они успешно справляются с целым рядом задач. О том, как именно применяют БАС в ЛПК и как готовят кадры для работы с ними, расскажет директор Дивногорского техникума лесных технологий Ольга Сквознякова.

 

— Ольга Геннадьевна, насколько широко применяются беспилотные авиасистемы в лесной отрасли?

— Присутствие беспилотных авиационных систем (БАС) в лесном хозяйстве стало относительно новым трендом, но с каждым годом их применение становится всё интенсивнее.

Это направление в авиации создано для передачи рутинных функций получения, обработки, анализа полётной информации и выполнения управляющих команд от человека к бортовым и наземным автоматизированным системам. Широкие возможности применения БАС определяют ёмкость рынка услуг.

Если говорить о лесном хозяйстве, то здесь основных направлений использования БАС пять.

 

— О работе беспилотников при мониторинге лесных пожаров знают, наверное, даже люди, далёкие от ЛПК. Как именно помогают беспилотники и в каких сферах отрасли их ещё применяют?

— Беспилотные летательные аппараты используют для мониторинга пожарной обстановки, передачи данных в виде ортофотопланов с географической привязкой для быстрого и точного определения места очагов возгорания, оценки рельефа местности при планировании строительства противопожарных дорог и последствий пожара.

Широко применяют квадрокоптеры для контроля за вырубками лесных насаждений. С их помощью делают съёмку лесосек после заготовки древесины, осматривают места рубок, выявляют невывезенную или брошенную древесину, определяют, какие способы очистки применены, каковы недорубы, длина порубочных остатков и неэксплуатационная площадь.

Беспилотники помогают проверить наличие минерализованной полосы по периметру лесосеки. Полученные с их помощью ортофотопланы специалисты используют для проверки лесосек и составления предписаний.

Если речь идёт о рубках ухода, то с помощью беспилотной авиации можно проверить участки с осветлением и прочисткой, выполненные подрядчиком, количество и размеры заявленных в проекте пробных площадей; измерить длину и ширину куч хвороста; зафиксировать фактическую ширину технологических и магистральных волоков, их направления и сохранение прямолинейности.

Таким образом, они позволяют контролирующим органам составить объективное представление о соблюдении технологий при разработке лесосек на соответствие технологической карте. Это целый перечень критериев, таких как проверка на предмет переезда через пасеки; мониторинг сохранения биоразнообразия — ключевых биотопов, которые нужно оставить при заготовке; соблюдение требований по обращению с отходами; наличие завалов на стену леса из порубочных остатков и грунта; применение ортофотопланов для аудиторских проверок незаконных вырубок, уничтожения леса вредителями; таксация леса.

В области защиты леса беспилотники привлекают для обработки насаждений от вредителей, проверки подготовки почвы для искусственного и комбинированного лесовосстановления и принятия работ, инвентаризации лесных культур на первый, третий и пятый годы после создания.

 

— Как оценивается экономический эффект от использования беспилотной авиации?

Если говорить об эффективности, могу привести ряд примеров. При обработке лесов от вредителей за счёт применения БАС получается достичь экономии в 9–25 раз. 

Потенциальная экономия на восстановлении лесов при своевременном обнаружении пожаров составляет более 470 млн рублей.

По подсчётам специалистов, предотвращение незаконных вырубок даёт экономию в 1,4–1,7 млрд рублей.

 

— Есть ли данные, сколько беспилотников необходимо, например, Красноярскому краю?

— Потребность лесного хозяйства Красноярского края в БАС оценивается на сегодняшний день в 300–400 единиц техники. И, конечно, возникает вопрос, где взять специалистов для работы с беспилотными платформами. В связи с заявленным количеством техники потребуются подготовленные кадры — это 200–250 человек.

С учётом перспективы массового применения БАС Дивногорский техникум лесных технологий на отделении дополнительного образования в последние несколько лет регулярно проводит практические семинары, а с 2019-го по 2023 год запустил программу профессиональной подготовки «Оператор беспилотных авиационных систем». Кроме того, с 2022 года в основную профессиональную образовательную программу по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» включили дополнительную профессиональную компетенцию, направленную на формирование навыков управления БАС.

За указанный период по этим программам прошёл обучение 121 человек — работники лесничеств Красноярского края, сотрудники районных администраций и студенты техникума.

К обучению слушателей привлекали сотрудников Отдела развития информационных технологий регионального министерства лесного хозяйства и специалистов Молодёжного центра инновационных технологий.

Полученные знания и умения в управлении и эксплуатации БПЛА позволяют операторам осуществлять контроль за лесными делянками арендаторов и оценку производимой и разрешённой вырубки, выявлять участки нелегальной вырубки леса, обнаруживать очаги лесных пожаров, составлять оптимальные маршруты для подъезда инспекторов и техники к лесным участкам.

 

— Насколько хорошо техникум оснащён для обучения работе с беспилотными летательными аппаратами?

— Наше учреждение обладает флотом из восьми квадрокоптеров. Для организации площадки демонстрационного экзамена мы приобрели модель DJI Mini 3 Pro. Для обучения программируемым режимам полёта с учётом рекомендаций Отдела развития информационных технологий лесного хозяйства, где разработано ПО для летательных аппаратов, приобретены два квадрокоптера Autel Evo II 2 Pro V3. Они позволяют обучать представителей подведомственных учреждений министерства лесного хозяйства централизованно с учётом имеющегося и перспективного ПО, созданного на базе министерства лесного хозяйства, а также более сложным уровням пилотирования и программирования полётов.

Для обучения задачам в сфере тушения лесных пожаров, таксации, лесоустройства и других специализированных дисциплин приобретён квадрокоптер модели DJI Mavic 3 Classic (DJI RC), поскольку он представляет аппарат с необходимыми для этих целей характеристиками более высокого уровня. Это позволит на практике обучать студентов пилотированию БПЛА для указанных задач, в том числе, например, для использования при тушении лесных пожаров, поскольку этот квадрокоптер имеет более высокий уровень ветровой нагрузки, необходимый при облёте пожара, нужную повышенную дальность и более долгое время полёта, характеристики носимого оборудования, видеокамеры лучшего разрешения, возможности специальных режимов съёмки надира и т. д.

 

— Вы планируете и дальше работать в этом направлении?

— Для его развития администрация Дивногорского техникума лесных технологий планирует в следующем году включить в основную профессиональную образовательную программу подготовки специалистов среднего звена междисциплинарный курс «Дистанционный мониторинг лесов с использованием беспилотных летательных аппаратов». С таким предложением мы выступили на заседании Управляющего совета по развитию квалификаций в Красноярском крае по теме «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

Более того, в ходе недавнего визита губернатора в техникум было дано поручение проработать вопрос расширения этого направления подготовки кадров. В ответ были направлены предложения о выделении дополнительных контрольных цифр приёма по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

 

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ЗАЯВИЛО О РИСКАХ «РАСПОЛЗАНИЯ» УГЛЕРОДНОГО НАЛОГА ЕС

Обзор СМИ от 20 октября 2023 года-РБК-Минэкономразвития заявило о рисках «расползания» углеродного налога ЕС.jpg 

Анна Гальчева, Иван Ткачёв, РБК

 

Минэкономразвития видит риски от введения Евросоюзом механизма трансграничного углеродного регулирования в распространении этой практики в других странах и пытается противостоять этому на международных площадках. Так прокомментировала РБК запуск переходного этапа европейского механизма директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

 

Механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM), вступивший в силу с 1 октября (первый в мире в своем роде), обязал на первом этапе импортеров некоторых видов продукции в ЕС ежеквартально отчитываться о ее углеродном следе. С 1 октября 2026 года импортеры должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве данных товаров, через покупку специальных сертификатов. Норма затрагивает поставщиков цемента, черных металлов, алюминия, электроэнергии, удобрений и водорода. Механизм, по объяснениям европейских регуляторов, призван устранить диспропорцию в фискальной нагрузке между европейскими производителями, которые обязаны покупать квоты на выбросы парниковых газов в европейской системе, и импортерами.

«Очевидно, что с помощью пограничного корректирующего углеродного механизма ЕС стремится распространить на другие юрисдикции применение своей системы торговли квотами на выбросы и методологию ценообразования на углерод. Цель очевидна — защитить свою промышленность от внешней конкуренции», — подчеркнула Майорова.

По ее словам, «эти планы противоречат нормам Всемирной торговой организации (ВТО) и ведут к росту протекционизма, разрушая многостороннюю торговую систему».

В качестве одного из рисков введения данного механизма Минэкономразвития видит распространение применения аналогичных механизмов. «Для недопущения «расползания» такой практики на регулярной основе убеждаем наших торговых партнеров в необходимости противодействовать ей на международных площадках, в том числе ВТО, Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других», — отметила Майорова.

 

Переориентация на Восток

После введения европейских санкций и переориентации значительной части российской внешней торговли на новые рынки степень потенциального влияния механизма пограничной корректировки углеродных выбросов на российский экспорт снизилась, утверждает Майорова. Однако Минэкономразвития постоянно ведет мониторинг имплементации этой нормы для защиты российских экспортеров, «развивает собственную повестку и подходы к декарбонизации — как на внутреннем треке, так и в контактах с дружественными странами».

По оценке Kept (бывшая KPMG), наибольшая среднегодовая дополнительная финансовая нагрузка на экспортируемые в ЕС и Великобританию товары в период с 2026 по 2030 год придется именно на Россию. Среднегодовые издержки импортеров из России могут составить от €3,4 млрд до €6,3 млрд. Для сравнения: издержки Китая оцениваются в диапазоне от €2,3 млрд до €4,5 млрд в год.

До введения санкций объем импорта из России, потенциально попадающего под CBAM, оценивался в €8,5 млрд. В 2022 году экспорт из России в ЕС и Великобританию попадающих под CBAM товаров значительно сократился, пишет Kept. Так, в 2022 году по сравнению с 2019 годом объем поставок алюминия уменьшился на 30%, удобрений — на 32%, импорт железа и стали из России сократился на 48% к 2021 году.

Центр макроэкономических исследований Научно-исследовательского финансового института Минфина оценивал потери от CBAM в 0,17% ВВП России. Если исходить из прогнозируемого объема ВВП России на 2026 год, когда «углеродный налог» в ЕС вступит в силу, в размере 202 трлн руб., то такие потери эквивалентны примерно 340 млрд руб. в год, или около €3,4 млрд.

Китай тоже применяет систему торговли квотами на выбросы CO2, но китайская система в значительной мере отличается от европейской, отмечает Майорова. «Эти различия касаются как товарного охвата системы, механизма предоставления бесплатных квот, так и самой системы ценообразования на углерод, а также иных элементов системы. Введение каких-либо дополнительных механизмов, со слов наших китайских партнеров, пока не рассматривается», — подчеркивает она.

Китайская система торговли выбросами (China ETS) действует с 2021 года. Пока она покрывает сектор энергетики, но в ближайшем будущем в нее войдут нефтехимическая и химическая отрасли, производство стали, цветных металлов, стройматериалов, целлюлозно-бумажное производство и авиация.

Глава департамента Минэкономразвития также заметила, что введение европейского трансграничного углеродного регулирования или аналогичных ему систем «неминуемо приведет к удорожанию [любого] экспорта и, следовательно, потере его конкурентоспособности на мировом рынке».

Хотя другие страны пока не намерены вводить свои трансграничные углеродные тарифы, углеродное регулирование ужесточается и в странах Азии и Ближнего Востока, писали эксперты Kept в 2022 году. По их оценке, издержки российских экспортеров от ужесточающегося углеродного регулирования в государствах Азии и Ближнего Востока могут составить $875 млн в среднем за год (в основном на рынках Турции и Китая). Самые крупные издержки понесут российские экспортеры черной металлургии ($500 млн), производители удобрений ($156 млн) и нефтяной сектор ($106 млн).