Обзор СМИ от 22 мая 2023 года

Обзор СМИ от 22 мая 2023 года
22.05.2023

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС

 

«КоммерсантЪ-Прикамье»

 

Лесная промышленность, являющаяся одной из ведущих отраслей экономики Пермского края, в 2022 году оказалась в затруднительных обстоятельствах: экспорт древесины нарушился из-за санкций, модернизация производственных мощностей осложнилась ввиду ухода с российского рынка импортной техники, а продолжающийся дефицит кадров только усугублял ситуацию. Как предприятиям удалось преодолеть эти проблемы и что еще они могут сделать, чтобы укрепить свое положение, эксперты обсудили на организованном газетой «Коммерсантъ-Прикамье» круглом столе «Лесопромышленный комплекс Прикамья: тенденции развития отрасли в 2023 году».

 

В 2022 году индекс промышленного производства в сфере обработки древесины в Пермском крае сократился на 18,8% (в 2021 году был прирост на 11% относительно 2020-го). Объемы производства бумаги в Прикамье в 2022 году выросли, но не так интенсивно, как в позапрошлом году – на 10% (в 2021-м – на 18%). Такие данные привел на круглом столе врио заместителя руководителя Пермьстата Роман Николаев. По его словам, в начале этого года отрицательная динамика сохранилась: в январе – феврале индекс промпроизводства в деревообработке уменьшился на 20% к аналогичному периоду 2022 года, а выпуск бумаги сократился на 7%.

Директор обособленного подразделения продаж «ВТБ Лизинг» в Перми Ирина Глебова пояснила, что эти негативные тенденции во многом обусловлены возникшим в прошлом году затруднением экспорта. До февраля 2022 года российские лесопромышленные предприятия направляли более половины своей продукции на внешние рынки, причем около 40% из них – в страны Европы и США, а сейчас эти поставки почти прекращены. «Отрасль сталкивается с серьезным вызовом: перестроиться и научиться ориентироваться не только на внешний рынок, но и на внутренний. Для этого нужно обеспечить современным оборудованием и новой техникой свой производственный цикл, а это инвестиции. Парадоксально получилось: объемы снизились, выручка тоже, а чтобы продолжать работать, нужны новые средства. Это выбор управленческого решения», – подчеркнула Ирина Глебова.

Модернизация осложняется уходом с российского рынка импортной лесозаготовительной техники, на которую год назад приходилось до 90% парка лесопромышленного комплекса страны. «В условиях дефицита новой техники отпускные цены на нее растут. Сделать оборудование более доступным могут лизинговые программы. Юридические лица ценят этот инструмент финансирования за легкий старт использования техники, возможность налоговой оптимизации и минимум документов, необходимых для заключения сделки», – рассказала директор пермского подразделения продаж «ВТБ Лизинг».

Озвученные ею проблемы отрасли подтвердили и другие участники круглого стола. Директор Пермского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Евгений Большаков сообщил, что по итогам 2022 года экспорт пиломатериалов из Пермского края сократился на 12,7% по сравнению с 2021 годом. Однако уже к концу I квартала 2023 года он вырос более чем на треть к I кварталу 2022-го. «Вероятно, такая динамика связана с тем, что в 2022 году предприниматели искали рынки сбыта, и к началу этого года им удалось это сделать», – предположил Евгений Большаков.

Всего, по данным Центра поддержки экспорта Пермского края, в 2022 году у региона было 138 стран – торговых партнеров, а общий объем экспорта из Прикамья составил $167 млн. На продукцию лесопромышленного комплекса пришлось 6,8% этой суммы. В основном, по словам замруководителя центра Екатерины Филимоновой, прикамские лесопромышленники отгружали товары в страны дальнего зарубежья. «Мы считали, что из-за санкций, наоборот, «выстрелят» страны СНГ. Но из-за проблем с логистикой на суше оказалось, что предприятиям проще отправлять свою продукцию морем в Иран, Турцию, Египет и другие страны, не граничащие с РФ. Думаю, по итогам этого года география экспортных поставок еще расширится, так как компании с нашей помощью активно осваивают электронные торговые площадки, которые позволяют быстро находить заказчиков, в том числе за рубежом», – поделилась Екатерина Филимонова.

Сложности с техническим оснащением тоже были, отметил специалист по лесозаготовительным машинам ООО «Скат» Андрей Арашин. Некоторую технику, состоящую из большого количества иностранных запчастей, пока не удалось импортозаместить. «Но основное лесозаготовительное оборудование – харвестеры и форвардеры – сейчас более чем доступно. В частности, белорусский производитель лесозаготовительных машин «Амкодор», официальным дилером которого мы являемся, теперь собирает большую часть техники из комплектующих, сделанных в России и Белоруссии. Это позволило не только избежать острой нехватки машин, но и сделать их более дешевыми – теперь они стоят на 5% меньше, чем когда оснащались импортными запчастями», – обратил внимание Андрей Арашин.

На фоне новых вызов оставалась актуальной многолетняя проблема дефицита кадров. По оценке декана факультета агротехнологий и лесного хозяйства Пермского государственного аграрно-технологического университета Анастасии Чирковой, лишь 20–50% выпускников вуза, обучавшихся связанным с лесной промышленностью специальностям, трудоустраиваются по профессии. «Мы понимаем, что ситуация в отрасли трудная, поэтому проводим профориентационную работу как со школьниками – нашими потенциальными абитуриентами, так и со студентами. Но самый действенный способ, с помощью которого предприятие может гарантированно получить нового сотрудника, это договор о целевом обучении. Компаниям стоит активнее пользоваться этим инструментом», – считает Анастасия Чиркова.

Председатель комитета по эффективному производству и повышению производительности труда Ассоциации «Опора России» Сергей Мазеин, выступавший модератором круглого стола, отметил, что в ходе обсуждения удалось составить общую картину ситуации в отрасли и обозначить «болевые точки» бизнеса. «Видно, что проблемы в отрасли есть. Мне кажется, для их более детального обсуждения и поиска решений стоит создать инициативную группу, которая могла бы проработать дорожную карту развития отрасли в текущих условиях», – подытожил модератор.

 

«КУЗБАССКИЙ СКАРАБЕЙ»: ВРЕМЯ РОСТА И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Обзор СМИ от 22 мая 2023 года-Russian Business Guide-«Кузбасский скарабей»-время роста и новых возможностей.jpg 

Сергей Миронов, Russian Business Guide

 

«Кузбасский СКАРАБЕЙ», несмотря на любые мрачные прогнозы, открывает новые производственные линии и создает рабочие места. Генеральный директор компании Дмитрий Разуваев рассказал о том, как чувствует себя сегодня его бизнес.

 

– Первого декабря в Кемерово завод «Кузбасский СКАРАБЕЙ» ввел в эксплуатацию производственную линию по выпуску инновационного картона с антимикробными свойствами из макулатурного сырья «КДМ-2». Старт новому экологичному производству дал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. На каких принципах строятся отношения вашего предприятия и правительства Кузбасса?

– С момента назначения на пост губернатора Сергей Евгеньевич находится в постоянном диалоге с бизнесом. В ходе одной из рабочих встреч с промышленниками мы представили Сергею Евгеньевичу наш проект, и он сразу оценил все преимущества его воплощения именно в Кемеровской области. На фоне традиционных для региона угольной, химической и металлургической отраслей промышленности, оказывающих серьезное воздействие на окружающую среду, переработка макулатуры – экологически нейтральное производство, которое к тому же не связано с недропользованием. Губернатор внимательно следил за ходом реализации проекта и в декабре лично принимал участие в открытии КДМ-2. Он поддержал наши инициативы по дальнейшему развитию промышленной площадки и привлечению трудовых ресурсов: например, по предоставлению льготного жилья для сотрудников.

 

– «Кузбасский СКАРАБЕЙ» – одно из немногих предприятий региона, которое решает экологические проблемы, а не создает их. Что помогает удерживать эту репутацию на прежнем высоком уровне?

– Переработка макулатуры сохраняет гектары хвойных лесов. Это непреложный факт. Одно только наше предприятие спасает по миллиону деревьев в год. А теперь благодаря новому оборудованию мы приступили к переработке еще и низкосортной макулатуры, захоронение которой, к сожалению, продолжается в нарушение законодательства РФ (запрет на захоронение отходов бумаги и картона вступил в силу 01.01.2019 г. – Прим. ред.). Мы эти уже практически закопанные в землю отходы возвращаем в хозяйственный оборот. Хотелось бы больше, но не все региональные операторы сегодня имеют в своем хозяйстве мусоросортировочные комплексы, и это сильно тормозит процесс.

Далее – экономия воды, экономия электроэнергии: в плане ресурсосбережения «Кузбасский СКАРАБЕЙ» занимает лидирующие позиции в промышленности области. Кратное увеличение наших производственных мощностей мультиплицирует этот экологический эффект.

 

– Подписано соглашение между ООО «Кузбасский СКАРАБЕЙ» и группой компаний GT Group. Расскажите об этом проекте и о том, какие надежды вы возлагаете на него.

– GT Group – поставщик основного оборудования КДМ-2. Считаю наш опыт сотрудничества с ГК успешным. Мы друг другу доверяем и планируем совместно развивать промышленную площадку «Кузбасского СКАРАБЕЯ». Конкретно речь идет о планах создания производства упаковки полного цикла: от макулатурного сырья до картонной тары. Да, рынок гофроупаковки устоявшийся, со своими признанными лидерами. Тем не менее мы планируем занять собственную нишу, поскольку одним из наших неоспоримых преимуществ является антибактериальная бумага. Этот инновационный продукт позволяет выпускать упаковку с асептическими свойствами, минимизируя потери производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также ретейлеров за счет увеличения срока хранения и транспортировки товара.

 

– В период 2026–2029 гг. планируется дальнейшая модернизация завода. Насколько она позволит увеличить совокупную мощность производства?

– Сегодня у нас две производственные линии совокупной мощностью 120 тыс. т макулатуры в год. Это хорошая цифра, которая позволяет нам удовлетворить спрос наших основных заказчиков. Но мы ставим перед собой более амбициозные цели: выход на новые рынки и, как уже было сказано, развитие собственного производства гофротары. С учетом этих задач новая картоноделательная машина должна будет обеспечить переработку еще 300 тыс. т макулатуры в год.

 

– Дмитрий, если бы вы смогли вернуться назад на пять лет, ваше решение о строительстве КДМ-2 было бы прежним?

– К сожалению или к счастью, история не знает сослагательного наклонения. Возможность принять то или иное решение дается нам без права на перезагрузку. Но если допустить такую возможность и пофантазировать, то я бы ответил так: «Строить предприятие надо было начинать еще раньше». Тогда бы мы избежали трудностей, связанных с ковидом, резким ростом цен на стройматериалы, дефицитом рабочей силы, и других «особенностей», сопровождавших наш проект. Однако если серьезно, то я благодарен этим трудностям, потому что они закалили нас, сплотили коллектив и стали хорошей тренировкой для будущих проектов.

 

– Что вы сделали за последний год для капитализации вашего бренда?

– Хорошую репутацию непросто заработать, но легко потерять. Поэтому ей нужно дорожить. Двадцать лет наше предприятие на рынке, и нас знают как надежных поставщиков продукции хорошего качества. За последний год мы сделали все, чтобы качество нашей бумаги и картона стало отличным. В целом «Кузбасский СКАРАБЕЙ» – это действительно бренд с 20-летней историей. В 2021 г. мы сделали редизайн фирменного стиля, обновили логотип. Сохранив традиции и преемственность, на новом витке развития компании заложили новые смыслы в наш графический образ: технологичность, элегантный минимализм в сочетании с дружелюбностью и гармонией. Это отражает нашу философию и наш подход к бизнесу.

 

– Развитие площадки индустриального парка «Западный» позволит привлечь в несырьевые отрасли экономики Кузбасса не менее 20 млрд руб. инвестиций, а также создать не менее 500 рабочих мест. Какова роль в развитии площадки «Западный» компании «Кузбасский СКАРАБЕЙ»?

– История индустриального парка «Западный» не совсем типична для такого рода площадок. Идея создания кластера по переработке твердых коммунальных отходов выросла из опыта нашего предприятия. «Кузбасский СКАРАБЕЙ» – якорный резидент, который заложил основу для формирования в Кузбассе целой отрасли экономики – циклической. Это шаг в будущее, поскольку одной из главных целей национального проекта «Экология» является достижение показателя «Ноль отходов». Мы, кстати, формируем собственную программу безотходного производства. Утилизация макулатуры сопряжена с образованием определенного количества сопутствующих отходов.

В процессе роспуска сырья в гидроразбивателе сепарируются полимерные включения: полиэтилен, пленка, скотч, стреп-лента, металлическая проволока и т. д. И если раньше эта разнородная масса отправлялась на полигон, то теперь благодаря GT Group у нас появилась возможность наладить производство полимерных гранул, которые востребованы на рынке.

 

– Какую роль играет кластерная площадка в развитии научного потенциала региона?

– Сегодня 10 % продукции завода составляет антибактериальная бумага. После выхода на полную производственную мощность этот показатель составит 30 %. Это инновационный продукт, полученный в результате сотрудничества с Институтом пищевой промышленности Кемеровского государственного университета. Технология запатентована и не имеет аналогов в РФ. Работа над созданием упаковки с улучшенными характеристиками будет продолжаться. Мы планируем совершенствовать существующие технологии и пополнять продуктовую линейку новыми позициями. Дальнейшее развитие промышленной площадки станет центром притяжения научных коллективов, откроет возможности для сотрудничества со средними и высшими учебными заведениями.

 

– Ваши инвестиции в производство не идут в ущерб инвестициям в людей?

– Чтобы иметь возможность предложить сотрудникам более интересные условия в части заработной платы или социального пакета, необходимо увеличивать доходную часть, а это невозможно сделать без постоянного развития компании. Инвестиции в производство как раз дают нам такую возможность. И надо понимать, что наши вложения в модернизацию – это по большей части заемные, а не оборотные средства.

 

– Как стать еще более технологичными, но оставаться в контакте с людьми?

– Одно другого не исключает. Любыми технологиями управляют люди. Мы действительно построили высокотехнологичное производство, автоматизировали многие процессы. В результате это облегчило труд наших сотрудников, высвободило часть рабочего времени. Проект еще больше сплотил коллектив, потому что его реализация потребовала синхронизации работ многих служб, которые ранее контактировали в меньшей степени.

 

– За что вы лично готовы постоять и против чего выступаете?

– За своих близких, за друзей и, безусловно, за свое дело, Я человек дела, а завод для меня – живой организм, в который мы совместно с коллегами вдохнули новую жизнь. Это дорогого стоит. В целом – за созидание, поэтому против любой деструктивной деятельности, против разобщения, бессмысленной вражды. Сила в единении, в дружбе и в правде.