Обзор СМИ от 23 ноября 2023 года
ЮРИЙ ЛАХТИКОВ: ПРЕДПРИЯТИЯ ЦБП РАБОТАЮТ УСТОЙЧИВО, НО НУЖДАЮТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Российской целлюлозно-бумажной промышленности пришлось столкнуться с немалыми трудностями за последние два года. О ситуации в отрасли, об итогах её работы в 2023 году, мы поговорили на международной выставке PulpFor 2023 с председателем правления РАО «Бумпром» Юрием Олеговичем Лахтиковым.
- Юрий Олегович, как можете охарактеризовать результаты работы предприятий ЦБП за прошедшие три квартала текущего года?
- Сразу скажу, что ЦБП, среди всех подотраслей лесного комплекса, как в прошлом, так и в текущем году показала максимальную устойчивость и адаптивность к сложившимся условиям. Её предприятия смогли сберечь трудовые коллективы, сохранили, а в ряде случаев и улучшили, свои производственные показатели.
Отрасль смогла предпринять беспрецедентные усилия по поиску и замещению химикатов, расходных материалов, комплектующих для действующего технологического оборудования, перестроить продуктовые линейки с учётом изменившейся структуры потребительского спроса, поддержать экономику лесных регионов и всей страны в целом. Нет сомнений в том, что этот вклад в дальнейшем будет только увеличиваться.
Что касается конкретных цифр, то их я могу озвучить, базируясь на информации по объёмам внутреннего производства, поскольку пока не располагаю сведениями по внешнеэкономической деятельности.
Производство волокнистых полуфабрикатов – целлюлозы, древесной массы, ТММ, ХТММ – за 9 месяцев 2023 года снизилось на 3,7%, выпуск бумаги и картона – на 2.8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. На этих цифрах не могло не сказаться фактическое закрытие экспорта на рынки Западной Европы, переориентация поставок на рынки стран АТР, Ближнего и Среднего Востока, ряда стран африканского континента. Одновременно снижались покупательская способность и потребление ряда видов бумажно-картонной продукции внутри России.
В настоящее время на экспорт продукции ЦБП, безусловно, оказал влияние негативный фактор – введение на все её виды с 1 октября 2023 года экспортной таможенной пошлины. Особенно сильно это сказалось на таких видах продукции, как товарная целлюлоза, газетная бумага, крафт-лайнер и ряде других позиций.
Ситуация сложилась достаточно тяжелая, требуется внесение изменений в перечень товарных групп, которые попали под действие принятого Правительством РФ постановления 1538. В первую очередь это относится к газетной бумаге (код ТН ВЭД 4801), производство которой в РФ снизилось за три квартала 2023 года на 10,4%. При этом на экспорт было направлено более 85% от общего объёма её производства. Очевидно, что в данном случае речь абсолютно не идет о защите внутреннего рынка, как это прописано в постановлении.
Несколько более оптимистичной выглядит ситуация с производством офсетной и мелованной бумаг, выпуск которых вырос за тот же период на 10,6% и 14,6% соответственно. Несмотря на то, что в целом количество выпускаемых в стране бумаг и картонов сократилось на 2,8%, заметно вырос объём производства тарных картонов: тестлайнера на 3,1%, бумаги для гофрирования на 2,1%. При этом объёмы выпускаемого гофрокартона увеличились на 2,9%, гофроящиков – на 5%.
- Как обстоят дела с импортозамещением химикатов, расходных материалов и запчастей для оборудования, необходимость которого стала весьма острой после ухода с отечественного рынка европейских поставщиков?
- Как вы, наверное, помните, первое, с чем мы столкнулись после введения санкций, так это с отсутствием необходимых для отрасли химикатов. В итоге, за прошедшие два года удалось найти компании, как отечественные, так и зарубежные, которые смогли восполнить возникший дефицит и начать поставки близких по свойствам продуктов. Очень большую работу проводят отечественные специалисты из таких компаний как «Глобал Кемикал», «Химпром» и «Неохим». Большое спасибо им за это.
Гораздо сложнее дела обстоят с замещением запасных частей и комплектующих. Многое было сделано в части организации услуг по ремонту и техническому обслуживанию действующего оборудования, подобраны аналоги и организованы поставки насосного оборудования, запорной арматуры.
Значительные усилия прилагаются в сфере так называемого обратного проектирования.
Отдельные слова благодарности хочу сказать Андрею Владимировичу Кондрону, который ещё несколько лет назад выступил инициатором возрождения отечественного машиностроения для ЦБП, буквально по крохам собирал необходимую для ведения подобных работ информацию, готовил соответствующую документацию, ставшую в настоящий момент максимально востребованной.
В настоящее время создан Национальный Союз «БУММАШ», объединивший предприятия и организации отечественного бумагоделательного машиностроения, а также целлюлозно-бумажные предприятия. Одним из учредителей Союза стала ассоциация РАО «Бумпром».
- Полноценная деятельность вновь образованного Союза вряд ли будет возможна без поддержки со стороны государственных структур.
- Полагаем и надеемся, что такая помощь со стороны Минпромторга перейдет из стадии декларативной к стадии практической.
Фундамент для неё уже заложен и базируется на результатах посещений экспертной группы представителей машиностроительных предприятий семи крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов в европейской части страны.
Итогами этих поездок стало определение наиболее критичных позиций оборудования, подписание протоколов и соглашений, в которых оговариваются сроки и основные направления работы.
Вошедшие в состав Союза «БУММАШ» предприятия возьмут на себя обязательства по изготовлению и поставке необходимых для данных предприятий изделий.
Своей конечной целью мы хотим видеть полный переход на комплектующие отечественного производства, что сделало бы работу отрасли проще и комфортнее как с финансовой, так и с технической и логистической точек зрения.
НАЗВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ В РАЗВИТИИ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
Светлана Андросова, «Московская газета»
По итогам 2023 года более половины российских компаний, занятых в деревообработке, ожидают снижения выручки на 10-20%. С чем связаны трудности российской деревообработки и как это отразится на ценах, выяснила «Московская газета».
Явные проблемы российской деревообработки начались в период пандемии: тогда отрасль столкнулась с трудностями производства и сбыта продукции. Однако по заявлениям директора Рослесинфорга Павла Чащина, лесопромышленные предприятия уже нашли каналы сбыта продукции на внешний рынок, а на внутреннем укрепились за счет развития деревянного домостроения, возросшего спроса на мебель, фанеру, упаковку и бумагу.
«Отрасль может расти за счет регулирования внутреннего рынка смол, которые необходимы для производства фанеры, а также за счет улучшения условий логистики», — предположил Павел Чащин. Тем более, что, по его словам, государство готово компенсировать до 80% затрат на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса через порты Северо-Запада.
Гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов заявлял, что спрос на деревянную мебель у российских потребителей никуда не делся, однако носит отложенный характер. Пока же в текущем году в основном наблюдалось лишь падение объемов производства корпусной мебели и других видов продукции из дерева.
Несмотря на переживаемые трудности деревообрабатывающей отрасли, крупные игроки находят способы их преодоления. Генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров в беседе с «Московской газетой» констатирует, что по объемам продаж внутренний рынок остался примерно на уровне 2022 года из-за снижения объемов строительства и приобретаемой недвижимости.
«Что касается внешнего рынка, то с учетом потраченных ресурсов и принимаемых компаниями мер экспорт мебели по итогам года должен вырасти, — предполагает предприниматель. — В настоящий момент на российском мебельном рынке цены существенно ниже, чем во всем мире, поэтому наша продукция должна быть востребована».
Впрочем, по словам Дениса Егорова, компании Lazurit удалось решить проблемы с логистикой, возникшие у предприятий Калининградской области в связи с санкциями.
«Так как розничная сеть производителя мебели функционирует по всей России: от Калининграда до Южно-Сахалинска, руководство приняло решение о строительстве логистического комплекса в Подмосковье, он и призван решить задачу своевременной доставки продукции потребителю. В данное время большая часть российского рынка мебели представлена сегментами «эконом» и «эконом минус», — добавил собеседник «Московской газеты».
Последние годы показывают, что люди стараются экономить, поэтому и затраты на покупку мебели сократились. Однако потребители все же не готовы жертвовать качеством приобретаемого товара, поэтому ищут наиболее выгодные предложения на рынке, считая качественную мебель разумной инвестицией.
«Цены на сырье долгие месяцы были стабильны, но с осени 2023 года началась волна подорожаний в пределах 7-10%, — говорит Денис Егоров. — Это обстоятельство обусловлено многими факторами, которые мы не в силах изменить». Однако, по его словам, корпусную мебель можно приобрести с большой выгодой, если отслеживать скидки и акции у крупных производителей.
Сложнее ситуация у тех деревообрабатывающих предприятий, которые были ориентированы на экспорт своей продукции, считает управляющий компании «Таливенда» Алексей Ефремов.
Они (деревообрабатывающие предприятия, — прим. ред.) попали под санкции и сегодня не могут продавать свою продукцию в ЕС. При этом конкуренция на внутреннем рынке резко выросла, из-за чего цена на продукцию снизилась, а маржа, соответственно, сократилась. Однако сырье при этом не дешевеет. Это привело к большим убыткам и даже банкротству некоторых предприятий», — констатирует эксперт.
Между тем основным препятствием стали не столько санкции, сколько проблемы с логистикой, уточнил Алексей Ефремов: «РЖД и порты перегружены. Лишь единичные компании нашли выход и продолжают экспортировать по новым логистическим цепочкам».
По словам бизнесмена, компания «Таливенда» — производитель деревянных палочек для пищевой и косметической индустрии — долгое время ориентировалась на европейских партнеров, приносящих основную часть заказов. Но после смены политической обстановки предприятие сместило фокус на внутренний рынок, продавая продукцию фабрикам мороженого и ресторанным сетям.
«Цены на готовые деревянные изделия почти не выросли. Но при этом у производителей увеличились расходы, из-за чего предприятия деревообработки находятся в некоторой стагнации», — отметил Алексей Ефремов.
Основной проблемой эксперт считает формирование центра прибыли к Китае, причем за счет российских ресурсов.
«Китайцы вывозят кругляк, полуфабрикаты и другую древесину по низкой цене и торгуют ими по всему миру. Например, более 80% российского березового кругляка, который мы также используем в качестве сырья, уходит в Китай», — заключил управляющий компании «Таливенда».
В Рослесинфорге подтверждают, что поставки российских пиломатериалов и древесной продукции в Китай продолжают расти, особенно на фоне снижения экспорта в Европу. При этом мировые цены на пиломатериалы снижаются, а на внутреннем рынке растут, что, безусловно, отражается и на цене конечной продукции.