Обзор СМИ от 24 августа 2021 года
ПО УПАКОВКЕ ВСТРЕЧАЮТ
Руслан Пролесковский, газета «Рэспублiка»
Большинство стран начинают отказываться от пластика, засилье которого обретает угрожающие масштабы. Львиная доля отходов приходится на тару и упаковку из пластмассы, а также ее полимеров. В решении проблемы участвует весь мир. Беларусь не исключение. Очередной шаг в этом направлении сделали на ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», где намерены начать производство крафтовой бумаги. Корреспондент «Р» узнал подробности масштабного инвестпроекта.
Сначала была целлюлоза
Прологом стала крупнейшая в истории комбината модернизация, в результате которой был построен завод сульфатной беленой целлюлозы. До этого в Беларуси ее не производили, а для собственных потребностей ввозили из-за границы. Анализ показал: замещение импорта не только позволит сэкономить валюту, но и даст возможность ее зарабатывать.
Строительство объекта выдалось непростым. Иностранные подрядчики, говоря откровенно, оказались не на высоте и подводили не раз. Из-за их просчетов сроки сдачи затягивались, а завершать долгострой пришлось своими силами. Несмотря на сложность задачи, специалисты справились.
Первая партия белорусской сульфатной беленой целлюлозы была получена в 2017 году. Но еще несколько лет завод функционировал в режиме пробного производства. Все это время велась доработка и доналадка оборудования, наращивались мощности, решались технические проблемы.
В начале прошлого года объект ввели в эксплуатацию. В символическом запуске производственной линии принимал участие Президент Александр Лукашенко. Говоря о перспективах развития отрасли, он обозначил стратегию — добиваться максимально глубокой переработки древесины, постепенно снижая экспорт сырья и полуфабрикатов. Гораздо выгоднее производить готовую продукцию самим. Об этом же во время недавнего визита на предприятие говорил Премьер-министр:
— Задача в том, чтобы мы на своей территории получали продукцию с более высокой добавленной стоимостью. И зарабатывали на конкурентном преимуществе сами, не отдавая заработок кому-то. Нам также необходимо идти к созданию кластера — производственных ячеек, которые сформируются вокруг предприятия и будут выпускать различную продукцию малыми и средними партиями.
Выйти на полную мощность
Сегодня результат колоссальных вложений и труда тысяч людей очевиден. Современный объект радует глаз яркими крышами корпусов и блеском конструкций из нержавеющей стали. Вид сверху — как декорации фильма о будущем, которое уже наступило. Максимальное сходство достигается в центре управления. На множестве мониторов — показатели и картинки с камер видеонаблюдения. Практически все процессы автоматизированы.
На территории завода выделяются штабели с тысячами огромных бревен. Кому-то может казаться, что они скопились за долгое время. В реальности склад под открытым небом обновляется постоянно — сырье не залеживается. Его превращают в щепу, которая затем отправляется в сульфатную варку, где происходит обработка водным раствором, содержащим гидроксид и сульфид натрия. Сегодня такой метод является самым распространенным и экономически наиболее эффективным. При этом используется местная древесина хвойных пород. Значит, проблем с поставками не будет. Тем более что высоких требований по кондиции и качеству нет. Годятся даже те деревья, которые на корню уничтожил короед (к сожалению, в последние годы эта проблема актуальна).
В цехах — простор, много света и крашеные полы, в которых, без преувеличения, можно видеть свое отражение. Рабочие в чистых спецовках и белоснежные ряды коробов с готовой продукцией. Все это не показуха для гостей, а повседневная культура производства на современном предприятии.
Сегодня объемы выпуска продолжают наращиваться. К 2023 году завод выйдет на полную проектную мощность, которая позволит делать до 400 тысяч тонн целлюлозы в год (ныне — 270 тысяч). Конъюнктура рынка складывается удачно. И цены, и спрос растут. Как, к слову, и на всю продукцию деревообработки. Причем большая ее часть реализуется на внешних рынках — практически с конвейера и по предоплате.
Бумага, которую ждут
Повсеместный отказ от пластика, рыночный спрос, наличие сырья, технологий и специалистов… При таком сочетании рождение новых проектов — вопрос недолгого времени. Очередная цель — наладить выпуск мешочной крафт-бумаги. Внешне она имеет светло-коричневый цвет и была широко распространена еще в советские времена. А называлась упаковочной. Со временем ее стали вытеснять более красочные синтетические материалы и пластиковые полимеры. Сегодня история повторяется с точностью до наоборот. Как в поговорке о том, что все новое — это хорошо забытое старое.
— Проект уникален тем, что мы встраиваемся в экологический тренд, наблюдаемый сегодня по всему миру, — в подтверждение этой аксиомы заместитель генерального директора Юрий Бердович приводит пример из жизни. — Еще пять лет назад я был в командировке в Китае. В аэропорту Шанхая подошел к кулеру, нажал кнопку. Сначала автомат выдал бумажный стаканчик в сложенном виде. Раскрываешь, наливаешь воду — и никакого пластика.
За другими примерами далеко ходить не надо. Самые близкие — в многочисленных кафе фастфуда. Заказы навынос здесь кладут в пакеты из крафт-бумаги. Как уже наверняка заметили посетители, на смену пластиковой посуде пришли бумажные тарелки, стаканы и даже трубочки для напитков. Показателем прочности крафтовой бумаги является ее применение в изготовлении мешков для цемента и других строительных смесей.
Во многом рентабельность проекта будет обеспечена наличием собственной целлюлозы. Это не только снижает затраты, но и упрощает производство. А в конечном итоге положительно влияет на цену и конкурентоспособность.
И все же просчитаться нельзя. На кону сумма в 126 млн евро. По заказу Светлогорского ЦКК одна из международных консалтинговых компаний провела исследование рынка. По прогнозам аналитиков, спрос на крафтовую бумагу будет расти и впредь.
В ближайшее время начнется подготовка площадки под строительство нового цеха. А к декабрю 2023 года планируется получить пробную партию продукции. Проектная мощность предусматривает возможность выпускать до 160 тысяч тонн бумаги в год. При этом потребность внутри страны — менее 10 тысяч тонн. Остальное пойдет на экспорт.
Запускаемый проект — пример рационального подхода и стремления полностью использовать имеющийся потенциал. Для того чтобы все получилось, есть все, что нужно — ресурсы, технологии, квалификация и опыт. Нужно работать.
ПРОБЛЕМА НЕ РАЙОННОГО МАСШТАБА
Марина Ледяева, «Лесной Регион»
Совет Федерации одобрил закон, который передаёт полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Это большой комплекс работ по оценке, учёту и проектированию лесного хозяйства. Субъекты РФ не справлялись с их проведением из-за нехватки финансирования. В результате информация о состоянии зелёных угодий по всей стране устарела более чем на 70%.
Некоторые регионы брали данные аэронаблюдений середины XX века и на их основе вели своё лесное хозяйство. Но очень трудно распоряжаться ресурсами, не имея точного представления о том, сколько их и какие они. При этом страна взяла курс на прозрачность оборота древесины, при котором каждая сосна должно быть на счету. Однако при устаревших данных лесоустройства «потеряться» запросто могли целые боры и рощи.
В Архангельской области, по данным правительства региона, актуальные сведения имеются только по 20% лесов, общая площадь которых составляет 28 млн. гектаров. Для полноценных работ по лесоустройству в Поморье ежегодно требуется около 150 млн. рублей. А размер субвенций из федерального бюджета составлял около 60 млн. в год. Этого не хватало для исполнения регионального Лесного плана. Прокуратура потребовала провести лесоустройство на площади 14 млн. гектаров через суд, и только на исполнение его решений необходимо свыше двух миллиардов рублей.
Новый закон вступит в силу с 1 января 2022 года. С этой даты лесоустроительными работами по единому федеральному плану станет заниматься Рослесинфорг, подведомственный Рослесхозу. На территориях интенсивного освоения зелёных угодий их надо проводить не реже одного раза в 10 лет. На участках с просроченными данными лесоустройства заготовка древесины будет запрещена. Но в качестве исключения её смогут разрешить для приоритетных инвестпроектов, геологоразведки, строительства гидротехнических сооружений и прочих объектов, а также в ряде других случаев.
Как сообщил министр природных ресурсов и ЛПК Поморья Игорь Мураев, совместно с архангельским филиалом Рослесинфорга подготовлен проект программы лесоустройства области. В первую очередь в неё включили лесничества, данные по которым особенно устарели, и на этот счёт вынесены судебные решения. В регионе надеются, что с передачей на федеральный уровень давняя проблема наконец начнёт решаться.
Высказывались опасения, что в результате централизации пострадают интересы частных организаций, в том числе арендаторов участков, которые также занимались лесоустройством. Но они смогут продолжить эту работу и после вступления в силу нового закона, если выиграют тендер. Надо отметить, что проводить отвод и таксацию лесосек смогут только аттестованные специалисты-таксаторы, включённые в реестр Рослесхоза.
Одновременно с законом о лесоустройстве одобрен новый вид использования зелёных угодий – создание и эксплуатация лесных питомников. Они будут появляться на специально предоставленных участках, где допускается строительство сооружений.
Ещё один закон урегулирует использование лесов в рекреационных целях. На их территории можно возводить базы отдыха, санатории, туристические и спортивные объекты, но они должны занимать не более 20% общей площади предоставленного лесного участка.