Обзор СМИ от 24 декабря 2021 года
ЛЕСЕГАИС И ЭЛЕКТРОННЫЙ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ: ЧТО ЖДЁТ ЛПК В 2022 ГОДУ?
Споры вокруг внедрения ЛесЕГАИС ходят уже не первый день. Так, по мнению депутатов Архангельского областного собрания, с окончательным введением системы в 2022 году лесную отрасль страны настигнет коллапс. Уже с 1 января все предприятия отечественного ЛПК будут обязаны оформлять сделки с древесиной исключительно в электронном формате.
И стоит отметить, что под опасениями есть вполне реальные основания. Лесопромышленники до сих пор не знают, как должен выглядеть электронный сопроводительный документ, на декабрь 2021 года отсутствует чёткая нормативно-правовая база, да и сама система время от времени «чудит» и иногда вовсе прекращает функционировать, а это совершенно её не красит.
Евгений Жаров, управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы Zharov Group, адвокат, кандидат экономических наук, поделился своим мнением относительно окончательного внедрения ЛесЕГАИС и рассказал, какое влияние система окажет на жизнь лесопромышленного комплекса России в ближайшем будущем.
— Какова на сегодняшний день ситуация с принятием формы электронного сопроводительного документа?
— 4 февраля 2021 года Федеральный закон №3-ФЗ вновь внёс изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, в том числе были внесены изменения в статью 50.4. С 1 января 2022 года изменённая статья 50.4 вступает в действие. Основное изменение касается применения электронного сопроводительного документа при транспортировке древесины и продукции её переработки.
Данный электронный сопроводительный документ должен будет включать в себя:
- сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины;
- сведения об объёме древесины, видовом (породном) и сортиментном составе;
- сведения о пунктах отправления и назначения;
- реквизиты сделок с древесиной (в случае если совершались сделки с древесиной);
- сведения о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае её транспортировки автомобильным транспортом).
В действующей редакции статьи 50.4 Лесного кодекса также содержится требование о транспортировке древесины только при наличии сопроводительного документа.
Основное различие данных редакций состоит в том, что с 1 января 2022 года невозможно будет осуществлять транспортировку при отсутствии электронной версии сопроводительного документа в ЛесЕГАИС.
При этом многие эксперты отмечают, что на данный момент не утверждена форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения. При этом Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об электронном сопроводительном документе на транспортировку древесины и продукции ее переработки». В мае 2021 года данный проект получил отрицательное решение по оценке регулирующего воздействия, следовательно, он всё ещё не передан на рассмотрение Правительству Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия предполагает анализ проблем и целей госрегулирования, оценку позитивных и негативных эффектов внедрения нормативного акта и т. п. В ходе оценки регулирующего воздействия были выявлены множественные проблемы, в том числе связанные с избыточностью обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц, а также наличие в проекте постановления положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Отметим, что ст. 8.28.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней. Часть 5 вышеупомянутой статьи предусматривает ответственность за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, а не электронного сопроводительного документа.
При этом Минприроды также подготовило проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за транспортировку древесины без оформленного электронного сопроводительного документа. В ноябре 2021 года данный проект также получил отрицательную оценку регулирующего воздействия из-за нарушения принципа правовой определённости и принципа системности, закрепленных в ст. 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Так, недопустимо устанавливать ответственность за нарушение норм, которые не вступили в силу.
— По вашему мнению, станет ли окончательное внедрение ЛесЕГАИС причиной коллапса в лесной отрасли? Если да, то можно ли этого избежать?
— Если к 1 января 2022 года так и не будут приняты форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения, а также в случае некорректной работы системы ЛесЕГАИС возможны большие проблемы при осуществлении сделок с древесиной и продукцией её переработки. Только в ноябре система ЛесЕГАИС дважды приостанавливала работу на целый день, по официальным данным сайта Федерального агентства лесного хозяйства. Также в интернете распространены вопросы и комментарии пользователей о некорректной работе системы.
Возможны два варианта развития дальнейших событий, которые, на наш взгляд, позволят избежать проблем в отрасли:
1) отложение сроков введения обязанности оформления сделок с древесиной исключительно в электронном формате при помощи системы ЛесЕГАИС, до полного принятия нормативных актов и прохождения тестового периода для ЛесЕГАИС;
2) внедрение переходного периода с возможностью дублирования электронного сопроводительного документа — сопроводительным документом, который оформляется в настоящее время в соответствие с действующей редакцией Лесного кодекса.
— Какие меры необходимо принять, чтобы система эффективно работала?
— Необходимо принять нормативные акты, позволяющие чётко понимать форму и порядок оформления всей электронной документации. Также необходимо разработать подробную инструкцию для работы в системе ЛесЕГАИС. Желательно установить переходный период, когда возможна взаимозаменяемость электронной формы на бумажную (применяемую сейчас). В случае если система будет давать сбой, это позволит избежать задержек по поставкам и снизит нагрузку на бизнес.
— Как введение ЛесЕГАИС скажется на деятельности малого и среднего лесного бизнеса?
— Бизнесу придётся нести дополнительные издержки для формирования компетенций у работников для работы в системе ЛесЕГАИС. Вполне вероятно, что ему также придётся привлекать сторонние организации для работы с системой. Также возможны ошибки в системе, которые могут отрицательно сказаться на деятельности лиц (задержки поставок, поставки с нарушением требований законодательства, возможная ответственность и т. д.).
КАК РОСТ ЦЕН НА ЦЕЛЛЮЛОЗУ ОТРАЗИТСЯ НА РЫНКЕ СМИ
Сергей Наон, директор по корпоративным отношениям UPM, «Российская газета»
Книгоиздатели столкнулись с дефицитом офсетной бумаги. Дерево и целлюлоза в этом году значительно подорожали. Как это отразится на рынке СМИ?
Целью любого бизнеса при безусловном наличии социально значимой, полезной и ответственной миссии является получение прибыли. Нет прибыли и источников поддержания жизнедеятельности - в долгосрочной перспективе не будет и бизнеса. Традиционные источники дохода для "бумажной" издательской деятельности - поступления от розничных продаж тиражей и/или продажи рекламы. Приходится признавать, что и там, и там существуют серьезные структурные проблемы.
Еще десять-пятнадцать лет назад, когда проникновение интернета не было столь сильным, а рекламный рынок продолжали активно осваивать, многие издатели, если не большинство, в погоне за рекламодателем существенно завышали данные о тиражах. Со временем это серьезно подорвало доверие рекламодателей, падение доверия в какой-то степени замедлилось с вводом сертифицированного аудита тиражей, но не остановилось.
Развитие интернета, которое в том числе привело к усилению конкурентной борьбы за рекламные бюджеты со стороны радио, телевидения и наружной рекламы, лишь усилило давление на печатные СМИ.Данные АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России) об объемах рекламного рынка год за годом более чем красноречиво это подчеркивают: печатные СМИ являются практически единственным средством распространения рекламы, демонстрирующим постоянное падение.
Сегодня издания, которые раньше жили в большей степени за счет рекламы и в меньшей - за счет розницы, данную "пропорцию" меняют на противоположную. А те издания, которые практически полностью ориентировались на рекламу, просто вынужденно сокращают тиражи.
Запрет на торговлю в переходах метро, исчезновение огромного числа уличных киосков и отсутствие поддерживающих субсидий не способствуют развитию розничных продаж тиражей. Можно долго спорить о первичности или вторичности сокращения спроса на печатную продукцию и сокращения сети розничных продаж, что явилось причиной, а что следствием. На результат, который мы видим, это уже не влияет. Издатель вынужден идти в более дорогие супермаркеты и сети ретейла, но там нет такой большой выкладки, как в киоске.
Проводимая работа издателей по приравниванию печатных СМИ к категории товаров, относящихся к "скоропортящимся", похоже, еще находится в процессе.
Бумага в структуре себестоимости отпечатанного издания занимает от 50 до 70 процентов. Безусловно, удорожание бумаги при отсутствии компенсаторных механизмов и возможности нарастить приходы от розницы и рекламы ставят издателей перед сложным выбором. Есть ряд традиционных мер, способных отчасти "смягчить ценовой удар": переход на более экономичную бумагу, изменение формата, количества полос. Но эти меры - не панацея, этим "рецептом" невозможно пользоваться бесконечно, он не учитывает специфики отдельных изданий и не работает, если цены растут существенным образом.
Если вопрос доходности принципиальным образом не будет решен, а предпосылок к этому мы, к сожалению, в общей массе не видим, то читатель, которому важна "органолептическая" составляющая потребления контента (перелистывание страниц, шуршание бумаги, запах типографской краски, элемент ритуала и погружение в особенную атмосферу), будет вынужден платить за нее более высокую цену. Как правило, люди с такими сформированными читательскими привычками относятся к старшему поколению, молодежью данные свойства бумажных носителей востребованы в меньшей степени.
Издатель будет сокращать тиражи до новой точки "оптимума", в которой обеспечение потребностей читателей в бумажных изданиях в необходимых объемах будет приносить достаточный доход.