Обзор СМИ от 24 июня 2022 года

Обзор СМИ от 24 июня 2022 года
24.06.2022

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

 

Ольга Матвеева, «КоммерсантЪ»

 

Выполнение постоянно ужесточающихся экологических требований и введение новых стандартов оценки работы предприятий лесопромышленного комплекса потребуют от них выработки согласованной позиции и эффективного диалога. Площадкой подобных обсуждений могут стать отраслевые конференции, аналогичные недавно прошедшей в Архангельской области. На ней участники обсудили стоящие перед компаниями риски, а также сошлись во мнении о необходимости применения принципов ESG и максимального использования биоресурсов.

 

Первый опыт

В Архангельске 31 мая — 1 июня состоялась первая в России экологическая научно-практическая конференция лесопромышленной отрасли. Ее организаторами выступили: правительство Архангельской области, крупнейший в регионе производитель лесопродукции Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК), Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»), а также Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова и Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН.

Ключевыми темами обсуждения стали: сокращение целлюлозно-бумажными производствами воздействия на окружающую среду, применение в отрасли наиболее современных технологий, а также повышение ресурсной эффективности и экономика замкнутого цикла. Актуальность диалога в этой сфере доказывают ужесточение требований мировых правительств к промышленным компаниям и глобальный разворот производителей во всех отраслях к принципам устойчивого развития по требованию инвесторов. В этих условиях очевидно необходима разработка единой позиции участников российского лесопромышленного комплекса (ЛПК). Особенно с учетом того, что в рамках государственной экологической стратегии российские леса получили одну из ключевых ролей в борьбе с глобальным потеплением с учетом их способности к поглощению CO2.

 

Архангельский ЦБК устойчиво снижает экологическую нагрузку

Как подтвердил в своем докладе гендиректор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылёв, экологическая повестка в России для ЛПК актуальна как никогда. «Как показывает практика, даже мировые пандемии, экономические и политические кризисы не понижают важность экологической повестки. Высокий запрос общества на благоприятную окружающую среду для отрасли является драйвером перехода на наилучшие доступные технологии, рациональное использование природных ресурсов»,— отметил он. Однако, по его словам, в России в 2022 году обсуждается перенос вправо различных экологических инициатив, обоснованно облегчаются разрешительные аспекты деятельности. При этом сроки переноса незначительны, что обязывает компании активно искать новые возможности обеспечения экологического развития отрасли. Топ-менеджер допускает, что в перспективе к лесопромышленной отрасли будут предъявлены даже более высокие требования, чем до кризиса.

Только общими усилиями российские производители лесопродукции смогут не только адаптироваться к мировой реальности, но и эффективно развиваться в дальнейшем. По словам члена совета директоров Архангельского ЦБК Владимира Крупчака, конференция должна стать точкой отсчета для дальнейших эколого-технологических коммуникаций, а также восстановить частично утраченные и ослабленные цепочки отраслевого профессионального общения. При этом, как пояснил господин Крупчак, российскому лесопромышленному комплексу будет легче отвечать на климатические вызовы при наличии соответствующей отраслевой концепции, а также оценки экологических и экономических рисков.

 

Высокие риски

Основное беспокойство у отраслевых игроков вызывают постоянно меняющиеся законодательство и правоприменительная практика в сфере экологии. Как отметили на АЦБК, развитие природоохранного законодательства в России, национальной системы экологических рейтингов и повышение экологической культуры общества происходят настолько быстрыми темпами и по различным векторам, что может привести к нарушению баланса между запросами общества к работе целлюлозно-бумажных предприятий и возможностями бизнеса. Но, отмечают в экологическом департаменте Архангельского ЦБК, как минимум построение корпоративной системы управления выбросами парниковых газов с учетом глобальной экологической повестки — это неизбежность для предприятий, так как максимальная декарбонизация позволяет перевести корпоративные риски в категорию возможностей.

Еще одним экологическим трендом в ЛПК с учетом развития технологий, новых подходов в государственном экологическом надзоре, а также курса на максимальную цифровизацию различных направлений может стать унификация системы оценок природоохранной деятельности. Однако при формировании нормативных и рейтинговых критериев оценки предприятий необходимо учитывать особенности их технологических и производственных процессов, уникальность которых может быть обоснована климатическими или географическими факторами.

В компании считают, что сейчас лесопромышленные компании работают в сложных условиях, которые ранее оценивались как практически невозможные риски, и вынуждены решать вопросы, связанные с высокой неопределенностью их результатов. «В этой ситуации система экологического менеджмента предприятий может быть успешной только при условии ее интеграции в систему происходящих изменений как с точки зрения динамики изменений, так и с точки зрения их содержания»,— отметили на АЦБК. В компании уверены, что разработка необходимых ответов на стоящие перед отраслью вызовы будет результативна только при конструктивном взаимодействии профессионалов отрасли, нацеленных на достижение баланса между технологиями, законами, бизнесом и природой.

При этом, как полагают участники конференции, сложившаяся в России и мире ситуация дает ЛПК новые возможности. Речь идет о возможности получения финансовых преференций в рамках развития соответствующих финансовых институтов, климатических проектов, повышения энергетической эффективности.

 

Технологии от природы

Отдельной темой обсуждения на конференции стало применение в российской лесопромышленной отрасли элементов замкнутой экономики, которые предполагают циклическое использование возобновляемых ресурсов.

Об эффективном использовании продукции отрасли — биомассы — говорил председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. В своей презентации он указывал, что устойчивое управление природными ресурсами является одной из приоритетных задач европейской стратегии биоэкономики наряду с обеспечением продовольственной безопасности и снижением зависимости от невозобновляемых ресурсов. Как отметил глава ассоциации, сейчас циркулярная экономика больше, чем когда-либо, зависит от эффективного и устойчивого использования биоресурсов. Он напомнил, что уже сейчас биоэнергия является крупнейшим из видов ВИЭ в странах Евросоюза и ожидается, что к 2030 году она станет основным компонентом в общем объеме потребляемой энергии.

В качестве примера эффективного использования биомассы в ЛПК господин Лахтиков привел запущенный в 2017 году целлюлозный завод компании МETSA в Ээнекоски (Финляндия) стоимостью €1,2 млрд. Ежегодно предприятие выпускает 1,3 млн тонн целлюлозы, а также талловое масло, скипидар, лигнин и твердое топливо на основе коры. А за счет переработки отходов основного производства завод генерирует в 2,4 раза больше энергии, чем потребляет,— 1,8 млн МВт•ч электроэнергии, что составляет 2,5% всей мощности страны.

И в долгосрочной перспективе, уверен глава РАО «Бумпром», развитие мировой экономики неизбежно приведет к отказу от ископаемых видов сырья и замещению энергоносителей возобновляемыми видами. Из которых наиболее адаптированным к жизнедеятельности человека с учетом естественной циркулярности и поддержания баланса углерода, энергии, воды в биосфере является растительная биомасса. Он уверен, что Россия в этой области обладает огромным потенциалом с учетом значительных лесных ресурсов.

Однако, подчеркнул Юрий Лахтиков, существующий провал на этапе экономического моделирования и внедрения, проведения масштабных НИОКР для создания промышленных образцов и пилотных установок в России возможно ликвидировать только в условиях реализации масштабной комплексной государственной стратегии. Она, по его мнению, должна обеспечить тесное взаимодействие науки, бизнеса и государства с обязательным контролем промежуточных результатов и безусловной ответственностью каждого участника этой работы за получаемые результаты.

 

В РОССИИ ВЫПУСТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОКЛАДКИ И ПОДГУЗНИКИ ИЗ МЕСТНОЙ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ

Обзор СМИ от 24 июня 2022 года-РБК-В России выпустили первые прокладки и подгузники из местной целлюлозы.jpg 

Наталья Парамонова, Анна Левинская, РБК

 

Крупные производители одноразовых подгузников и прокладок, включая «Драйлок текнолоджиз» и «Фламинго», сделали первые партии товаров из российской целлюлозы. Об этом РБК рассказал Иван Бирюков, директор ассоциации «АУРА-Тех» (объединяет 32 компании, выпускающие товары для пожилых людей и инвалидов, их суммарная выручка — 215 млрд руб. в год). Это подтвердили коммерческий директор компании «Драйлок текнолоджиз» Наталья Зайцева и гендиректор «Фламинго» Никита Волокитин.

 

После того как в апреле 2022 года ЕС ввел очередной пакет санкций против России, компании лишились целлюлозы необходимого типа, пояснила Зайцева. По словам Бирюкова, в Россию завозилось около 150 тыс. т этого сырья ежегодно из США, Финляндии, Бразилии, Швеции, Франции, Бельгии и Южной Кореи.

У «Драйлок текнолоджиз» первая партия на российском сырье составила 1 млн подгузников и прокладок, у «Фламинго» — 2 млн подгузников для взрослых. В продажу товары поступят, скорее всего, до конца июня после прохождения санитарно-гигиенической сертификации, говорит Зайцева и подтверждает Волокитин. По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в России годовой объем рынка одноразовых подгузников, прокладок и пеленок — около 4,1 млрд штук.

 

Насколько подорожали подгузники и прокладки

Подгузники для взрослых в 2021 году стоили 25,3 руб. за штуку, в марте—апреле 2022 года их цена доходила до 53,3 руб. за штуку на госзакупках, говорит Бирюков. Государственный заказ на обеспечение нуждающихся в памперсах для взрослых занимает более 70% рынка этого товара (500 млн в год), уточняет Волокитин.

Источник в одном из федеральных ретейлеров подтвердил РБК, что закупочные цены на памперсы и прокладки выросли с марта на 30%. С февраля цены на эти товары в среднем выросли на 20–40%, говорит Зайцева.

Сильный скачок цен был в марте, когда курс превысил 120 руб. за доллар, сейчас средняя цена подгузника для взрослых — 34 руб., утверждает представитель «Фламинго» (входит в топ-5 производителей памперсов для взрослых, выручка — до 1 млрд руб. в год).

Сейчас прорабатываются альтернативные варианты закупки товаров для женской и детской гигиены в среднем ценовом сегменте, включая Китай и Турцию, говорит источник в одном из федеральных ретейлеров. Это связано с дефицитом сырья для производства, а также с ростом затрат на логистику из-за санкций. Представитель «Детского мира» сказал, что многим компаниям приходится переключаться на китайских производителей. К тому же у «Детского мира» есть производство подгузников под собственной торговой маркой в Китае.

Согласно отчету маркетинговой компании «Амико», крупнейший экспортер прокладок, тампонов, пеленок и подгузников в Россию — Китай, который в 2021 году поставил их на $118 млн в год (24,6% от всего импорта). Следом шли Венгрия ($104,2 млн) и Япония ($79,9 млн). Но для госзаказа необходимо сохранить закупку гигиенических изделий российского производства, считает Зайцева. В пресс-службе Минпромторга уточнили, что сейчас регистрационные удостоверения для участия в госзакупках могут выдаваться в том числе на продукцию иностранного производства.

 

Какие трудности есть с российским сырьем

Обычно бумажное волокно изготавливается в кипах — стопках листов плотностью 700–800 г на 1 кв. м и толщиной около 1 мм, говорит источник в одной из компаний по производству целлюлозы. Все оборудование по производству этой продукции в России предназначено для выпуска кип, подтверждают в пресс-службе Минпромторга.

Для выпуска прокладок и подгузников необходимо сырье в рулонах — флафф-целлюлоза, отмечает Зайцева. По данным Минпромторга, несколько крупных российских производителей картона освоили переработку целлюлозы из кип в рулоны. «Фактически конвертация из кип в рулоны — это дальнейшая обработка целлюлозы, роспуск, формирование полотна, сушка, намотка тамбура и перерезка на рулоны, в итоге стоимость сырья возрастает», — отмечает Валерий Мирзин, гендиректор компании «Николь-Пак» (занимает десятое место по производству тарного картона). Эта компания выпустила пробную партию такого сырья.

В мае тонна сырья в ЕС стоила 58 тыс. руб., а с учетом доставки через Китай — 140 тыс. руб., говорит Бирюков. Стоимость российского сырья он оценивает в 100 тыс. руб. за тонну. По словам Зайцевой, она может доходить до 160 тыс. руб.

Сырье может быть дешевле, если крупнейшие в России производители целлюлозы — Архангельский ЦБК, группа «Илим» и «Монди СЛПК» — наладят выпуск флафф-целлюлозы, полагает Зайцева. Но на переоборудование требуется более €120 млн (на одну установку) и не менее четырех лет работы — от проектирования до пуска, говорит источник в компании-производителе целлюлозы. По его словам, в условиях санкций это нельзя реализовать. У группы «Илим» нет возможности для выпуска флафф-целлюлозы, говорят в ее пресс-службе. РБК направил запросы в Архангельский ЦБК и «Монди СЛПК».

«Фламинго» в целях обеспечения себя сырьем в полном объеме приобрела первую линию для переработки листовой целлюлозы. В августе планируют приобрести вторую, говорит Волокитин. Стоимость каждой линии — €350 тыс. Две линии будут перерабатывать 500 т сырья в кипах в месяц, затем из него будут делать 10 млн подгузников. «Драйлок» закупает сырье для производства своих товаров, говорит ее представитель, не называя поставщика. В планы компании не входит покупка оборудования для производства флафф-целлюлозы.

 

Кто в России выпускает прокладки и памперсы

По собственным оценкам, на «Драйлок текнолоджиз» (выручка — до 20 млрд руб. в год) приходится 25% рынка по производству прокладок и подгузников. Основную часть портфеля заказов компании составляло производство продукции под марками торговых сетей «Ашан», «Магнит», «Перекресток», «О'кей» и других.

Завод шведской компании Essity в России производит 10 млн подгузников Tena Original и 30 млн прокладок Libresse в месяц, сообщал Минпромторг. Essity также выпустила продукцию на российской флафф-целлюлозе, говорит Бирюков. В пресс-службе Essity не стали это комментировать.

Еще два крупных производства прокладок и памперсов — у польской корпорации TZMO Group (бренд «Белла») в Егорьевском городском округе и «Хайдженик» (Ola и Silk) в Московской области, говорит Бирюков. По данным «АУРА-Тех», обе компании также протестировали российскую флафф-целлюлозу. РБК направил запросы в их пресс-службы.

Американская компания P&G в 2005 году запустила производство подгузников Pampers на заводе в Тульской области. Проектная мощность двух линий составляла 1 млн подгузников в сутки. В 2012 году на этом заводе заработала четвертая линия по производству подгузников мощностью 500 млн штук в год, а в 2020 году компания открыла линию по выпуску женских прокладок под брендом Discreet. В пресс-службе P&G отказались от комментариев.

 

Как снизить затраты на производство

Целлюлоза занимает около 50% себестоимости подгузника и прокладки, снизить стоимость затрат на их производство можно за счет компенсации удорожания сырья, считает Зайцева. В пресс-службе Минпромторга сообщили, что прорабатывают такую меру поддержки.

При переходе на российскую целлюлозу уровень локализации составит около 70–80%, говорит Зайцева. Но импортными остаются резинки, липучки, суперабсорбент и клей. В конце марта производители решили заменить эти комплектующие из Европы на продукцию из Китая и других дружественных стран, говорит Волокитин. Из-за увеличения стоимости доставки, по его оценке, цена отдельных видов составляющих выросла до 70%, себестоимость изделий увеличилась на 20–25%.

Для того чтобы поддержать отрасль, власти могли бы предоставить субсидии на компенсацию затрат на оборудование, считает Волокитин. Если отрасль не получит господдержки, российские производители могут проиграть конкуренцию с товарами из Турции и Китая, продолжает Зайцева. В пресс-службе Фонда развития предпринимательства сообщили, что прямых субсидий для производителей санитарно-гигиенических средств в течение последнего года не предоставлялось.